Жумабаева А.Е., Кдырбаева А.А. К проблеме подготовки будущих специалистов дошкольного образования в условиях полиязычия

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Жумабаева Азия Елеупановна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования КазНПУ имени Абая, г. Алматы, Казахстан.

Кдырбаева Азатгуль Ахметовна - кандидат физико-математических наук, профессор КазНПУ имени Абая, г. Алматы, Казахстан.


К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧИЯ

Анотація. У даній статті розглядаються питання професійної підготовки майбутніх фахівців дошкільної освіти у педагогічній науці, в тому числі, показана доцільність підготовки майбутніх вихователів з полімовною спеціалізацією. Доведено, що для підготовки таких фахівців наявні усі передумови.

Ключові слова. Полімовність, мовна сфера, фахівець дошкільної освіти з полімовною підготовкою, модернізація підготовки педагогів дошкільної освіти, інтеграція освіти.

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки будущих специалистов дошкольного образования в педагогическом вузе, в частности, показана целесообразность подготовки будущих воспитателей с полиязыковой специализацией. Показано, что для подготовки таких специалистов имеются все предпосылки.

Ключевые слова: полиязычие, языковая сфера, специалист дошкольного образования с полиязыковой подготовкой, модернизация подготовки педагогов дошкольного образования, интеграция образования.

Abstract.The questions of professional preparation of future specialists of preschool education in pedagogical institution of higher learning, in particular, expediency of preparation of future educators with multilingual specialization is shown in the article.

Key words. polylinguistic space, speech sphere, master of prechool education with polylinguistic preparation, modernization of pedagogist's of preschool education training, integration of education.


Современный этап развития общества характеризуется многообразием условий применения иностранного языка в профессиональной деятельности специалистов. Казахстан, будучи полиэтническим и поликонфессиональным государством, переживает сложный и противоречивый период своего культурно-языкового развития. То есть объективные реалии на сегодня складываются таким образом, что свойственный для казахстанского общества билингвизм постепенно начинает сменяться полиязычием . Наиболее рельефно эта проблема применительно к языковой ситуации современного Казахстана отражена в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Новый Казахстан в новом мире», где в целях обеспечения конкурентоспособности страны и ее граждан предложена поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков», согласно которому необходимо развитие трех языков: казахского как государственного языка, русского как языка межнационального общения и английского как языка успешной интеграции в глобальную экономику [1].

В условиях глобализации языковая сфера общественной жизни оказывается наиболее подверженной значительным изменениям. Это объясняется тем, что темп и характер трансформации политической, экономической и культурной систем во многом зависят от языковых, этнокультурных, социальных и иных конкретно-исторических условий, специфичных для каждой отдельно взятой страны.

Процессы интернационализации и интеграции актуализировали необходимость повышения качества образования, развитие студенческой и преподавательской мобильности, совершенствование Государственных образовательных стандартов, программ и учебных планов, разработку и внедрение инновационных образовательных технологий. В этих условиях актуализируется также проблема становления и развития полиязычного образования, в том числе вопросы разработки его теоретико-методологических оснований. Особую актуальность приобретает профессионально- ориентированная иноязычная подготовка специалистов, которая обеспечивает функциональные умения понимать взгляды и мнения представителей другой культуры, увеличивает возможность профессиональной самореализации на основе коммуникативности и толерантности. Владение языками трактуется как специальная подготовка к определенной профессии через обладание лингвострановедческой компетенцией и формирование практических умений и навыков. Творческие и личностные характеристики образованного человека со знанием хотя бы одного иностранного языка наряду с его фундаментальной профессиональной базой являются важными ресурсами жизнеспособности и развития индивида. Процесс формирования такой личности, которая становится затем конкурентоспособной на рынке труда, достаточно сложен. И потому целесообразно, чтобы он начинался уже в дошкольных организациях образования для детей дошкольного возраста и осуществлялся профессионально подготовленными специалистами, владеющими новейшими достижениями педагогической науки и передовой практики.

В настоящее время идет поиск более эффективной структуры подготовки будущего специалиста, которая направлена на реализацию процесса целенаправленного формирования конкурентоспособной личности, включающего поступательный характер развития языковых и профессиональных способностей индивида. В этой связи коллективом кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Казахского национального педагогического университета имени Абая под руководством профессора А.Е. Жумабаевой разработан проект подготовки специалистов дошкольного образования с полиязыковой специализацией на тему «Теория и технология профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования к работе в условиях полиязыковой среды в Республике Казахстан». Целью этого проекта является разработка и научно-методическое обеспечение подготовки педагогoв дошкольного образования с полиязычной специализацией в контексте реализации Государственной программы функционирования и развития языков на 2011-2020 годы и основных направлений национального проекта «Интеллектуальная нация – 2020» [2].

Для достижения цели исследования планируется решить следующие задачи: - провести комплексное исследование языковых и предметных потребностей для подготовки будущих полиязычных педагогов-воспитателей в целях оптимизации разработки учебных программ и специальных курсов; - сконструировать образовательные технологии, методы, организационные формы, учебную среду подготовки будущих педагогов, которые способствуют формированию профессиональных педагогических компетентностей в условиях полиязычия; - создавать научно-методическую ит технологическую базу (каталог элективных курсов, соответствующие учебные программы и УМК) для обеспечения подготовки педагогов со специализацией «педагог-воспитатель дошкольного образования с полиязыковой подготовкой»; - определить общие требования, уровни, показатели, критерии подготовки педагогов дошкольного уровня образования к работе в полиязыковой среде и пути ее совершенствования; - сконструировать оптимальный перечень, структуру и содержание учебно-методических комплексов (УМК), ориентированных на подготовку компетентных и конкурентоспособных педагогов дошкольного образования в условиях полиязыковой и среды в РК. В рамках проекта будут проводиться мониторинговые исследования по нескольким направлениям: • организация подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе в полиязычной среде (анализ ГОСО, типовых учебных планов, рабочих учебных планов, учебных программ для специальности 5В010100 - «Дошкольное обучение и воспитание») • организация процесса обучения в детских садах, центрах раннего развития и других детских дошкольных учреждениях (анализ ГОСО дошкольного образования, типовых учебных планов, учебных программ, УМК для образования детей дошкольного возраста) • анализ языковых потребностей будущих педагогов для работы в полиязычной среде. Этапы исследования: - разработка модели специалиста дошкольного образования с учетом требования триединства языков, ее научно-теоретическое обоснование и реализация в педагогических ВУЗах РК; - поиск путей оптимизации учебных программ и программ специальных курсов для студентов специальности 5В010100 - «Дошкольное обучение и воспитание»; - создание научно-методической и технологической базы для обеспечения подготовки специалистов дошкольного образования со специализацией «педагог-воспитатель дошкольного образования с полиязыковой подготовкой»; - теоретическое обоснование и определение общих требований, уровней, показателей, критериев подготовки педагогов дошкольного уровня образования с позиций триединства языков.

В данном исследовании мы исходим из того, что профессиональная подготовка педагога для дошкольного образования должна учитывать необходимость квалификационного разнообразия, формирования умений работать с детьми разновозрастных групп в современных условиях полиязыковой среды. Эта стратегия была провозглашена президентом РК Н.А. Назарбаевым, поставившим вопрос о поддержке детства как главного человеческого капитала страны, без которого у общества нет будущего.

Подготовка педагога-воспитателя с полиязыковой специализацией представляет собой концепцию модернизации подготовки педагогов дошкольного образования, которая основана на сочетании, взаимодействии и взаимосодействии положений системно-целостного, компетентностного и личностно-деятельностного подходов образования. В частности, считаем, что опора на системно-целостный подход обеспечивает объективное познание содержания и структуры профессиональной подготовки как системы, определяет взаимосвязи и взаимозависимости, отношения ее компонентов, оптимизирует логику проектирования модели и процесса осуществления подготовки специалиста; личностно-деятельностный подход ориентирут на развитие личности и способствует созданию условий для реализации и развития личностного потенциала, формированию необходимых знаний, умений и навыков в процессе обучения будущей профессиональной деятельности; компетентностный подход позволяет планировать конкретный результат образования не как сумму усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях при решении профессиональных педагогических задач и акцентирует внимание на его гарантированное достижение.

Таким образом, с позиций компетентностного подхода, подготовка специалистов дошкольного образования с полиязыковой специализацией заключается в формировании коммуникативных умений, что, в свою очередь, позволит осуществлять профессиональные контакты, а также устанавливать деловые связи с иноязычными специалистами. Профессионально – языковую компетентность можно рассматривать как уровень языковой подготовки специалиста, обеспечивающий успешность коммуникаций, дающей возможность оперировать специальной терминологией и формирующий культуру речевого поведения в различных ситуациях будущей профессиональной деятельности.


Список литературы
  • Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 27. 01. 2012 года.
  • Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. - Астана, 2010. – 27с.
  • Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. - Астана, 2008. – 38 с.
  • Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-I «О языках в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.01.2014 г.),
  • Государственная программа развития языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // edu.gov.kz.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама