Жуманова Б., Бейсенгалиев Б. Инновации в системе образования республики Казахстан

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Жуманова Б. К. - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Казахского университета экономики, финансов и международной торговли

Бейсенгалиев Б.Т. - доктор экономических наук, доцент кафедры менеджмента Казахского университета экономики, финансов и международной торговли


   Инновационная деятельность – это один из основных видов деятельности индивида, имеющий принципиальное отличие от традиционного. Она всегда осуществляется при наличии противоречий, при такой ситуации, когда традиционные модели действий становятся неэффективными, дальнейшие усовершенствования не дают необходимого эффекта.

   Для инновационной деятельности важно не только изменение содержания деятельности, но и способов ее модернизации, то есть технологии деятельности. Поэтому, не столь важно внедрить нечто абсолютно новое, неизведанное. С точки зрения инновационной деятельности важнее технология подачи и использования нового, строгая логическая увязка новшества с особенностями среды внедрения, исполнителей и ожидаемого эффекта.

   Понятие инновация определяет целенаправленное продук¬тивное введение изменений в систему или ее структуру, способствующих кардинальному совершенствованию и переходу системы из одного состояния в качественно новое. Нововведение необходимо рассматривать в социальном и психологичес¬ком аспектах:

* Как создание объективно нового продукта, социально значимого для общества. Сюда относятся теоретические исследования педагогических явлений: разработка концепций, выявление дидактических средств и условий, открытие новых. Законов и закономерностей, формулирование новых принципов. Результаты научных исследований выражаются в открытии объективно новых идей, процессов или явлений, значимых для общества.

* Как создание субъективно нового продукта, значимого для личности и ее роста. При этом применяются и варьируются уже знакомые педагогические идеи, технологии в новых сочетаниях с созидательным результатом. К инновациям относятся: модернизация, моди¬фикация и рационализация.

   Инновационная культура не входит непосредственно в структуру инновационного потенциала, но является его важной неотъемлемой частью. Под инновационной культурой следует понимать меру восприимчивости организации к нововведениям, опыт внедрения новых проектов, политику менеджмента в области инноваций, отношение персонала к новациям.

   С участием инновационной культуры можно реально добиться в сфере конкретной экономики - ускорения и повышения эффективности внедрения новых технологий и изобретений, в сфере управления - реального противодействия бюрократическим тенденциям, в сфере образования - содействия раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации, в сфере культуры - оптимизации соотношения между традициями и обновлением, различными типами и видами культур. Итак, чем больше потенциал предприятия, тем вероятнее положительный исход инновационного проекта.

   Инновационный потенциал развития образования Республики Казахстан – совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

   Инновационный потенциал системы образования включает в себя две части: обновляющую (научно-технический потенциал научных и образовательных организаций) и внедренческую (образовательный потенциал учебных заведений).

   Научно-технический потенциал включает в себя следующие виды ресурсов: трудовые (численность, структура научных кадров, подготовка научных кадров); финансовые (затраты на проведение НИОКР); материально-технические (стоимость основных и оборотных фондов, структура основных фондов, качество научно-исследовательского оборудования и приборов); информационные (полнота информационных фондов, информационные технологии); организационные (организационные структуры управления, формы организационно-экономического взаимодействия по решению научно-технических проблем, системы оплаты труда). Причем качество научно-технического потенциала определяется не только величиной того или иного ресурса, ни и их сбалансированностью, наличием оптимальных пропорций между ними.

   Научно-технический потенциал сферы образования включает в себя научно-технический потенциал учреждений профессионального образования, а также научно-технический потенциал Национальной академии наук РК (НАН РК), Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина (НАО) и отраслевых научных организаций, проводящих НИР в области образования.

   При разработке стратегических планов инновационного развития образования необходимо учитывать следующее условие: темпы роста затрат на науку и образование должны превышать темпы роста числа учащихся и студентов, магистрантов и докторантов, поскольку процесс получения и усвоения новых знаний на современном этапе научно-технологического развития становится все более дорогостоящим по причине расширения состава, сложности и масштабности решаемых научных и научно-технических проблем, неуклонного повышения новизны и научно-технического уровня ожидаемых научных результатов, использования в больших масштабах уникального и дорогостоящего оборудования и приборов.

   Для активизации инновационной деятельности в образовании необходимо радикально повысить качество системы управления на всех уровнях народного хозяйства, разработать действенный механизм привлечения инвестиций, создать благоприятные условия для обеспечения поступательного развития науки и образования. Законодательная база развития образования Республики Казахстан в инновационном контексте представлена принятой в 2003 году «Стратегией индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы», где устанавливается, что «система образования в Казахстане должна стать динамично развивающейся и способной адекватно реагировать на ускоряющиеся мировые процессы глобализации и информатизации. На расширение масштабов инновационной деятельности в Казахстане направлены основные положения Закона Республики «Об инновационной деятельности» и «Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005 – 2015 годы».

   Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности» регулирует отношения в сфере инновационной деятельности и определяет основополагающие принципы, направления и формы реализации государственной инновационной политики. При этом особое внимание обращается на быстроразвивающиеся направления, в частности информационно-телекоммуникационные технологии и электронику.

   Целью «Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005 – 2015 годы» является формирование инновационной системы открытого типа, обеспечивающей создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования отечественного и зарубежного научного потенциала. Программа предусматривает введение системы грантового финансирования НИОКР на конкурсной основе за счёт средств государственного бюджета. Это касается вопросов финансирования приоритетных технологий, как в рамках научно-технических программ, так и отдельных тем и проектов.

   В ведущих странах уже началась смена парадигмы «образование = обучение» на парадигму «образование = становление», то есть становление человека, его саморазвитие, самооформление в личность. Дан старт процессу перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Она предусматривает индивидуализированный характер образования, учет возможностей каждого человека и содействие его самореализации и развитию. Такая смена парадигмы в развитых странах способствовала началу процесса перехода к феноменальной модели школы.

   В развитом мире большая часть инноваций приходится на университетскую науку, поэтому необходимо продолжить работу по развитию исследовательских вузов в Казахстане. Успешные университеты должны быть автономными, академически свободными и ориентированными на научно-исследовательскую деятельность. Согласно этому государственная политика в области образования и подготовки профессиональных кадров должна решать следующие задачи:

  • определение подготовки кадров для инновационной деятельности в качестве одного из приоритетов развития образования;
  • создание институтов, занимающихся вопросами профессиональной подготовки, аттестации и переподготовки специалистов рабочих и технических специальностей с участием государства и частного сектора;
  • повышение материально-технической и методической базы всех видов образования;
  • разработка и внедрение образовательных стандартов, отвечающих международным требованиям;
  • международное сотрудничество в области подготовки и привлечения высококвалифицированных специалистов для работы в Казахстане на создаваемых новых производствах и др.;
  • создание (на основе международного опыта) новых или перепрофилирование действующих высших учебных заведений в специализированные институты (университеты) для подготовки кадров в области высокотехнологичных производств;
  • подготовка специалистов по специальностям, необходимым для развития инновационной деятельности в республике, таким, как: менеджеры и эксперты инновационных проектов; специалисты по международному маркетингу и патентному праву, оценке потенциального риска инновационных проектов и способам его уменьшения, по организации венчурного финансирования и др».

   Для законодательного обеспечения реализации Программы НИС был принят Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности», предусматривающий меры государственного стимулирования инновационной деятельности. Законом установлены основные цели, принципы, направления и формы государственной поддержки инновационной деятельности, регламентируется участие государства в создании специализированных субъектов инновационной деятельности, таких как технопарки, технологические бизнес-инкубаторы и инновационные фонды.

   Стратегические ориентиры казахстанского высшего образования ориентированы на интеграцию системы высшего образования страны в мировое образовательное пространство. Стратегия развития образования нового типа требует выработки новых научных и мировоззренческих подходов, сответствующих не только современным реалиям, но и предполагаемым перспективам развития в третьем тысячелетии.

   Глобальный проект «Интеллектуальная нация – 2020», инициированный Президентом РК Н.А.Назарбаевым, ставит перед народом стратегическую цель формирования в обществе национального ядра, обладающего высоким интеллектуальным уровнем, информационной мобильностью, креативностью и умением повести за собой нацию. Для того, чтобы достичь этой цели, интегрироваться в мировую образовательную систему, нашей стране необходимо повышать качество подготовки специалистов до уровня развитых стран. Целью образования является не столько подготовка творческих работников, сколько людей, способных репродуктировать уже имеющиеся знания. Конкурентоспособный специалист включает в себя не только профессиональные, но и индивидуально-личностные характеристики.

   «Самым ценным знанием сегодня становится креативное мышление, умение перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации». Для этого необходимо разработать и воплотить в жизнь новые методики, новые формы преподавания, привлечь специалистов с инновационным типом мышления и преподавания. Вторым ключевым моментом реализации проекта, должна стать информационная революция. В качестве третьего направления по реализации проекта можно отметить духовное воспитание, укрепление национально-культурных ценностей и нравственности молодежи, способные противостоять воздействиям глобализации.

   Таким образом, стратегическим ориентиром развития казахстанского образования становится идея о формировании интеллектуальной нации. Здесь выделено три базовых аспекта: прорыв в развитии системы образования и науки, повышение научного потенциала страны, развитие системы инноваций. Следовательно, обзор стратегий казахстанского образования можно определить следующими направлениями: инновации в обучении, качество обучения и патриотизм; а также ориентация на синтез науки, культуры и образовательного процесса в контексте мировой истории и истории тюркских народов.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Гринченко В.П. Инновационные подходы к образованию. http://www.knacits.ru
  2. Андрианов Д.С. Сущность и структура инновационного потенциала организации. http://old.tisbi.org/science/vestnik/2006/issue4/Econom2.html
  3. Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности». Астана, 3 июля 2002 года N 333-II ЗРК.
  4. Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2005 года N 387.
  5. Казахстан на пути к обществу знаний. Выступление Президента Казахстана Н.А. Назарбаева перед студентами Назарбаев Университета. (Астана, 5 сентября 2012 года).
  6. Жумагулов Б. Мечты становятся явью// Казахстанская правда. 07.09.2012.
  7. Закон Республики Казахстан от 23.03.2006 N 135-III «О государственной поддержке инновационной деятельности». Законодательство Казахстана on-line. http://www.pavlodar.com/zakon/?dok
  8. Кукубаева А.Х. Стратегия развития образования в Казахстане. http://wwwkoksheacad.kz/.../st.kykybaevoj__sovrem.obrazov.__chexia.doc
  9. Казахстанцы «новой формации». http://www.centrazia.ru
  10. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда//Казахсанская правда.№370-371.12.07.2012


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама