Лебедева Л.А., Акпаева А.Б. Влияние полиязыковой среды на особенности подготовки педагогов дошкольного образования в Республике Казахстан

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Лебедева Лариса Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Института педагогики и психологии Казахского национального педагогического университета имени Абпя, г.Алматы, Казахстан.

Акпаева Асель Бакировна- кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Института педагогики и психологии Казахского национального педагогического университета имени Абпя, г.Алматы, Казахстан.


ВЛИЯНИЕ ПОЛИЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ НА ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Анотація. Провідною тенденцією мовленнєвого розвитку сучасного суспільства є двомовність і багатомовність (білінгвізм і полілінгвізм), що обумовлює необхідність формування полімовної компетентності громадян Республіки Казахстану. Особливість вивчення мов як навчальних дисциплін полягає у навчанні комунікативній діяльності. У даному дослідженні ми виходимо з того, що професійна підготовка фахівця для дошкільної освіти повинна враховувати необхідність кваліфікованої різноманітності, формування вмінь працювати з дітьми різновікових груп в сучасних умовах полімовного середовища.

Ключові слова. Полімовність, комплексні програми, проектування, освітня програма, зміст освіти, варіативність дошкільної освіти, дошкільні заклади освіти, інтегроване навчання, триєдність мов, педагогічна взаємодія, полімовність.

Аннотация. Ведущей тенденцией языкового развития современного общества является двуязычие и многоязычие (билингвизм и полилингвизм),что обуславивает необходимость формирования полиязычной компетентности граждан Республики Казахстан. Особенность изучения языков как учебных дисциплин заключается в обучении коммуникативной деятельности. В данном исследовании мы исходим из того, что профессиональная подготовка педагога для дошкольного образования должна учитывать необходимость квалификационного разнообразия, формирования умений работать с детьми разновозрастных групп в современных условиях полиязыковой среде.

Ключевые слова. Полиязычность, комплексные программы, проектирование, образовательная программа, содержание образования, вариативность дошкольного образования, дошкольные организации образования, интегративное обучение, триединство языков, педагогическое взаимодействие, полиязычие.

Summary Bilingualism and multilingualism are the leading tendency of language development of modern society that makes necessity to develop individual’s multilingual competence in Kazakhstan. Language learning peculiarity as a subject is to train the communicative activity. In this study we recognize that professional training of the early years educator has to consider the need of a qualification variety, developing of abilities to work with children of different ages in modern conditions of multilingual environment.

Key words. Multilingualism, comprehensive programs, designing, educational programme, education content, variability of early childhood education, early years settings, integrative teaching, languages trinity, teaching interaction, multilingualism.

Одной из особенностей современного независимого Казахстана является её многонациональность и полиязычие. Это обусловлено рядом исторических и социальных факторов. В этой связи одним из актуальных направлений профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования является подготовка к работе в условиях полиязыковой среды в РК. Разработка и научно-методическое обеспечение подготовки педагогoв дошкольного образования с полиязычной подготовкой обусловлена как потребностями современного рынка труда, так и необходимость реализации Государственной программы функционирования и развития языков на 2011-2020 годы [1].

Предпосылкой проведения исследования по данной прблеме послужила необходимость реализации проекта «Триединства языков», начатого по инициативе Главы государства Н.А.Назарбаева, согласно которому необходимо развитие трех языков: казахского как государственного языка, русского как языка межнационального общения и английского как языка успешной интеграции в глобальную экономику. Таким образом, объективные реалии на сегодня складываются таким образом, что свойственный для казахстанского общества билингвизм постепенно начинает сменяться полиязычием. В этих условиях актуализируется проблема подготовки соответствующих педагогических кадров, в том числе вопросы разработки ее теоретического и технологического обеспечения. Это соответствует постоянно возрастающему спросу на выпускников, удовлетворяющих международным стандартам по уровню подготовки, которые отвечают реалиям сегодняшнего времени.

Для качественно нового уровня подготовки специалиста дошкольного образования в данном направлении необходимо решить следующие задачи: - провести комплексное исследование языковых и предметных потребностей для подготовки будущих полиязычных педагогов-воспитателей в целях оптимизации разработки учебных программ и специальных курсов; - сконструировать образовательные технологии, методы, организационные формы, учебную среду подготовки будущих педагогов, которые способствуют формированию профессиональных педагогических компетентностей в условиях полиязычия; - создавать научно-методическую и технологическую базу (каталог элективных курсов, соответствующие учебные программы и УМК) для обеспечения подготовки педагогов со специализацией «педагог-воспитатель дошкольного образования с полиязыковой подготовкой»; - определить общие требования, уровни, показатели, критерии подготовки педагогов дошкольного уровня образования к работе в полиязыковой среде и пути ее совершенствования; - сконструировать оптимальный перечень, структуру и содержание учебно-методических комплексов (УМК), ориентированных на подготовку компетентных и конкурентоспособных педагогов дошкольного образования в условиях полиязыковой и среды в РК.

Анализ потребностей – необходимый компонент при разработке курсов специальных дисциплин, поскольку их содержание подчиняется профессионально значимым целям и задачам студентов, а также должно соответствовать требованиям Госстандарта по специальности. На практике это выражается в подборе соответствующего материала и его тематической организации, формировании навыков и развитии умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Выпускник ВУЗа должен уметь осуществлять партнерство с социумом, взаимодействовать с детьми их родителями и администрацией дошкольной организации образования. На современном этапе педагогические вузы нуждаются в теоретическом и технологическом обеспечении подготовки специалистов дошкольного образования со специализацией «педагог-воспитатель дошкольного образования с полиязыковой подготовкой», в разработке и последующем использовании в учебном процессе ВУЗа учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам, составленным на основе полиязычного подхода применительно к профессионально-ориентированному обучению будущих специалистов дошкольного образования.

Исследования в аналогичном направлении проводились в России, Украине, Белоруссии, Болгарии, а также в Казахстане. Однако ученые этих стран рассматривали подготовку специалистов дошкольного образования в основном в педколледже, в частности, среди аналогичных направлений, развиваемых в этих странах, отметим следующие: - Центр научно-методического обеспечения дошкольного и школьного образования (Россия, г. Москва); - Запорожский областной институт последипломного педагогического образования (Украина); - Минский областной институт развития образования (Беларусь). Центр дошкольного образования и воспитания (Республика Казахстан, Семипалатинский педагогический институт).

Для научной разработки проблем полиязычного образования огромное значение имеют труды в области социологии и этнологии (Арутюнян Ю.В., Бромлей Ю.В., Гумилев Л.Н., Дробижева Л.М., Кон И.С., Лурье С.В., Сикевич З.В., Шаханова Н. и др.), психологии и этнопсихологии (Аймаганбетова О.Х., Ананьев Б.Г., Брушлинский А.В., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Платонов К.К., Оллпорт Г.В., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Солдатова), проблемам познания (подходы, принципы, методы) педагогических явлений (Архангельский С.И., Бабанский Ю.К., Войтова С.А., Гершунский Б.С. Выделение в структуре полиязыковой личности инвариантных компонентов основано на теории содержания образования (по В.С. Ледневу). Исследование основ полиязычного образования проводилось в Карагандинском университете им. Е.А. Букетова. В исследованиях Б.К. Жетписбаевой разработана Концепция развития полиязычного образования в Республике Казахстан; Программа внедрения полиязычного образования в Карагандинском государственном университете имени академика Е.А. Букетова на 2008-2012 годы; анализ состояния полиязычия дан в нормативноөправовых материалах последних лет. [2],[3].

Обозначение в программе развития образования в РК до 2020 года такого приоритета как подготовка конкурентоспособного, компетентного бакалавра, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность воспитателя дошкольной организации образования, направленную на управление процессом формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста в условиях полиязычия, требует разработки соответствующего научно-методического обеспечения подготовки педагогических кадров для дошкольного образования в условиях вуза.

Значимость разработки теоретических основ обновления учебных программ для подготовки педагогических работников дошкольного образования выходит на национальный и международнй масштаб и заключается в возможности использования полученных результатов для реализации идей полиязычного образования разных стран. Подготовка педагога-воспитателя с полиязыковой подготовкой, представляет собой концепцию модернизации подготовки педагогов дошкольного образования, которая основана на сочетании, взаимодействии и взаимосодействии положений системно-целостного, компетентностного и личностно-деятельностного подходов образования.

В частности, считаем, что опора на системно-целостный подход обеспечивает объективное познание содержания и структуры профессиональной подготовки как системы, определяет взаимосвязи и взаимозависимости, отношения ее компонентов, оптимизирует логику проектирования модели и процесса осуществления подготовки специалиста; личностно-деятельностный подходориентирут на развитие личности и способствует созданию условий для реализации и развития личностного потенциала, формированию необходимых знаний, умений и навыков в процессе обучении будущей профессиональной деятельности; компетентностный подходпозволяет планировать конкретный результат образованияне как сумму усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях при решении профессиональных педагогических задач и акцентирует внимание на его гарантированное достижение. Применение адекватных проблеме исследования методов позволит провести не только тщательный анализ но и верно спроектировать образовательные программы, учебно-методические материалы. Так, в ходе проведения исследования нами используются следующие методы:

- системный и комплексный анализ теоретических концепций различных научных школ. - анализ научной литературы по исследуемой проблеме; - изучение, анализ, обобщение инновационного опыта отечественной и зарубежной систем образования; - изучение и анализ разработок и подходов организации полиязычного образования детей и взрослых; - изучение и анализ разработокпо решению задач подготовки будущих педагогов к работе в полиязычной среде; - анализ мониторинга современного образовательного процесса в дошкольных организациях образования с позиций полиязычия; - сравнительный анализ моделей образовательного процесса в дошкольных организациях образования с позиций полиязычия.; - апробация пути реализации проекта – внесение изменений и дополнений в ныне действующие ГОСО и рабочие учебные планы подготовки студентов специальности ДОиВ, с перспективой практического применения языковых знаний. Обеспечить фундамент для построения новых образовательных программ и учебных материалов по специальности 5В010100 - «Дошкольное обучение и воспитание» могут мониторинговые исследования по нескольким направлениям:

- организация подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе в полиязычной среде (анализ ГОСО, типовых учебных планов, рабочих учебных планов, учебных программ для специальности 5В010100 - «Дошкольное обучение и воспитание»); - организация процесса обучения в детских садах, центрах раннего развития и других детских дошкольных учреждениях (анализ ГОСО дошкольного образования, типовых учебных планов, учебных программ, УМК для образования дошкольного возраста); - анализ языковых потребностей будущих педагогов для работы в полиязычной среде.

Обозначим этапы исследования: - разработка модели специалиста дошкольного образования с учетом требования триединства языков, ее научно-теоретическое обоснование и реализации в педагогических ВУЗах РК; - поиск путей оптимизации учебных программ и программ специальных курсов для студентов специальности 5В010100 - «Дошкольное обучение и воспитание»; - создание научно-методической и технололгической базы для обеспечения подготовки специалистов дошкольного образования со специализацией «педагог-воспитатель дошкольного образования с полиязыковой подготовкой»; - теоретическое обоснование и определение общих требований, уровней, показателей, критериев подготовки педагогов дошкольного уровня образования с позиций триединства языков. Таким образом, осуществляя подготовку кадров, с учетом полиязычия мы решим ряд не только педагогических и методическим, но и социальных проблем. А именно, научим детей жить с многополярном и многоязычном мире, научим их быть толерантными к окружающим, сохраним право каждого на сохранение родного языка и в то же время воспитаем уважение к государственному языку.


Литература.
  • Государственная программа развития языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // edu.gov.kz.
  • Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-I «О языках в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.01.2014 г.)
  • Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.)


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама