Левченко Т.А., Бисембаева Ж.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет в условиях семьи

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Левченко Татьяна Александровна - кандидат педагогических наук, профессор профессор кафедры дошкольного и начального образования факультета «Педагогики и психологии» Казахского Государственного Женского Педагогического Университета, г. Алматы, Казахстан.

Бисембаева Жанерке Айдархановна - магистрант 1 курса факультета «Педагогики и психологии» Казахского Государственного Женского Педагогического Университета, г. Алматы, Казахстан.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

Анотація. У сенсорному розвитку дитини 2-3 років відіграє важливу роль родина. Тому так важлива психолого-педагогічна просвіта батьків, формування у них уявлень про вікові особливості дітей даного віку, про завдання програм, про своєрідність організації пізнавальних ігор.

Ключові слова. Сенсорне виховання, чуттєвий досвід, психолого-педагогічна просвіта, діагностика.

Аннотация. В сенсорном развитии ребенка 2-3 лет играет важную роль семья.Поэтому так важно психолого-педагогическое просвещение родителей,формирование у них представлений о возрастных особенностях детей данного возраста, о задачах программ, о своеобразии организации познавательных игр.

Ключевые слова: Сенсорное воспитание, чувственный опыт, психолого-педагогическое просвещение, диагностика.

Abstract. In sensory development of the child 2-3 years family plays an important role. It is therefore important psychological and pedagogical education of parents, forming their perceptions about age children of this age, the tasks of programs about the uniqueness of the organization of cognitive games.

Key words. Sensory education, sensual experience, psychological and pedagogical education, diagnosis.

За последнее десятилетие в Республике Казахстан наука и практика расширили представления о природе детских восприятий, ощущений и впечатлений, об их влиянии на развитие личности ребенка.Психолого-педагогические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в условиях дошкольных организаций и семьи. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, а мышление, воображение на основе образного восприятия, является результатом этой переработки.

Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для многих видов труда. Важность сенсорного развития ребенка отмечают такие педагогии психологи как:И.Фребель, М. Монтессори, О.Декроли, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.А. Венгер и др.

Известный казахский поэт - просветитель прошлого АбайКунанбаев в своей «Книге слов», рассматривая проблему сенсорного развития детей пишет:«Слушая ушами, видя глазами, прикасаясь руками, пробуя на язык, вдыхая носом, человек познает представления о внешнем мире. Полученные ощущения, приятные они или неприятные воспринимаются именно указанными органами чувств, создают определенную образность» [1].

В ГОСО РК по дошкольному воспитанию и обучению отмечается что, сенсорное развитие детей раннего возраста является основной задачей дошкольных организаций и семьи[2]. В действующих казахстанских программах воспитания и обучения дошкольников «Алгашкыкадам», «Балбобек», «Карлыгаш», «Кайнар», «Біз мектепкебарамыз» четко сформулировано содержание сенсорного развития детей, направленное на ознакомление с цветом, формой, величиной,вкусовыми и тактильнымиощущениями.

В соответствии с программой «Алгашкыкадам» сенсорное развитие детей 2-3 лет предполагает: - обогащение чувственного опыта детей в игровой деятельности (на занятиях и режимных моментах); - обучения воприятию предметов (определение формы, цвета, величины) путем их обследования (обводить руками, гладить, ощупывать); - формирование умения устанавливать сходство и различия между предметами, имеющими одинаковое название (большое красное яблоко –маленькое зеленое яблоко; одинаковые ложки); называть вкус еды (лимон кислый, варенье сладкое, огурец соленый, лук горький), различать запахи (мыло душистое); - развитие представления о отличительных признаках и свойствах предметов (мячик большой, красный; курт маленький, круглый; песок – сухой, влажный, мокрый; снег – пушистый, белый, холодный)[3]. В условиях дошкольных организаций задачи программы реализуются как в процессе организованной учебной деятельности, так и в течение всех режимных моментах (прогулок, игр, и т.д.).

Однако, дошкольные организации посещают не все дети раннего возраста, многие до 3 лет воспитываются в домашних условиях, где не все родители обладают достаточным уровнем психолого-педагогических знаний воспитания и обучения детей.Следовательно, и в семье ребёнок непременно должен получать сенсорное воспитание. В связи с чем, главной целью исследования явилось изучение основных проблем, которые возникают у родителей и разработка рекомендаций по сенсорному развитию детей 2-3 лет.Всего было обследовано 46 детей, из которых 26 детей посещавших детский сад и 20 не посещавших. Для выявления уровня сенсорного развития детей раннего возраста посещающих дошкольные организации и воспитывающихся в условиях семьи были проведены такие методы диагностики как беседа с родителями, беседы с воспитателями, наблюдение, выявление знаний детей цвета, формы предметов в процессе игровой деятельности. Результаты показали, что уровень сенсорного развития детей посещавших детский сад значительно выше, чем не посещавших. Дети первой группы свободно называют основные цвета и геометрические формы предметов, находят в окружающей обстановке предметы заданного цвета и формы, правильно называют их. Дети же 2 группы лучше ориентируются в определении цвета, чем формы, не всегда их находят в окружающей обстановке. Часто испытывают трудности в правильном названии цвета или формы.

Сенсорное воспитание в условиях семьи предусматривает, прежде всего, обогащение личности ребенка через непо¬средственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека. Углубление и обогащение мироощущения ведет к формированию миропонимания, все более осознанного отношения к явлениям окружаю¬щего [4].

В условиях повседневной жизни, в процессе игр и труда дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений. Необходимо учить детей разбирать и собирать пирамиды, матрешки, проталкивать предметы в соответствующие отверстия коробок, подбирать к коробкам разных цветов и размеров соответсвующие крышки. Выкладывание цветной мозаики. Учить группировать одежду, предметы: по величине (маленький -большой), форме (круг, квадрат, треугольник, прмоугольник, овал) и цвету (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый). Соотнесение по величине и форме (чашка – маленькая; тарелка – круглая, большая и т.д.); дом – большой, красивый. Использовать определенные слова: колесо –круглое, мяч –круглый, книга –квадратная и т.д.

Для оказания помощи родителям по сенсорному развитию детей нами представлены:

- программные задачи по сенсорному развитию детей 2-3 лет республиканской программы «Алгашкыкадам»(для детей от 0-до 3 лет); - перечень психолого-педагогической литературы раскрывающий пути сенсорного развития детей; - дидактические игры по сенсорному развитию детей, имеющиеся в торговой сети; - перечень занимательных занятий с предметами быта («Найди квадратик, круг, треугольник на корпеше», «Покажи красный тюльпан на пиале», « Найди желтый листочки на текемете», «Назови какого цвета цветы на камзоле»).

Таким образом, следует отметить, что важнейшей задачей дошкольных организаций и семьи является формирование у детей 2-3лет чувственного опыта. Успех сенсорного развития ребенка во многом зависит от того, как осуществляется его воспитание и обучение в условиях семьи. Поэтому так необходимо психолого-педагогическое просвещение родителей, формирование у них представлений о возрастных особенностях детей данного возраста, о задачах программ, о своеобразии организации познавательных игр.

Cписок использованной литературы:
  • Абай книга слов, поэмы; А, 1993, с. 270.
  • ГОСО РК по дошкольному воспитанию и обучению. Астана, 2009.
  • Программа «Алгашкыкадам», Астана, 2009.
  • Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям. Дошкольное воспитание, 2003.- № 1. - С. 82 - 92.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама