Никашина Г.А., Мындыкану Л.А. Некоторые аспекты проблемы формирования этнических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Никашина Галина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и музыкального образования, Учреждение образования «Барановичский государственный университет», г. Барановичи, Беларусь.

Мындыкану Людмила Анатольевна - аспирант Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, г. Минск, Беларусь.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анотація. У статті розглядається актуальність проблеми розвитку етнічної (національної) самосвідомості у дошкільному дитинстві, значущість періоду життєдіяльності дитини від п"яти до шести років для формування етнічних уявлень як основи її соціалізації й приєднання до етнокультурної спадщини своєї країни; виявлена сутність протиріччя, що визначає проблемне поле дослідження, спрямованого на вивчення теоретико-методологічних і методичних засад процесу формування етнічних уявлень у дітей старшого дошкільного віку в умовах дошкільного закладу; представлені показники сформованості етнічних уявлень у вихованців від п"яти до шести років.

Ключові слова. Етнічна (національна) самосвідомість, дошкільне дитинство, формування, етнічні уявлення, протиріччя, етнічні цінності, освітній процес, зміст, вікові особливості, соціалізація, діти старшого дошкільного віку, етноосвітній простір.

Аннотация. В статье рассматривается актуальность проблемы развития этнического (национального) самосознания в дошкольном детстве, значимость периода жизнедеятельности ребёнка от пяти до шести лет для формирования этнических представлений как основы его социализации и приобщения к этнокультурному наследию своей страны; выявлена сущность противоречия, определяющего проблемное поле исследования, направленного на определение теоретико-методологических и методических основ процесса формирования этнических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения; представлены показатели сформированности этнических представлений у воспитанников от пяти до шести лет.

Ключевые слова. Этническое (национальное) самосознание, дошкольное детство, формирование, этнические представления, противоречие, этнические ценности, образовательный процесс, содержание, возрастные особенности, социализация, дети старшего дошкольного возраста, этнообразовательное пространство.

Abstract. The article covers the importance of the problem of ethnic (national) identity at the preschool age, the importance of a five-to-six-years age of a child for the formation of ethnic perception as the basis of his/her socialization and initiation to the ethno-cultural heritage of the country; reveals the essence of contradictions defining the problem field of the research aimed at identification of theoretical and methodological and methodical basis of the formation of ethnic perception in senior preschool children in a preschool institution; presents indicators of ethnic perception formedness in pupils of five to six years.

Key words. Ethnec (national) selfconsсiousness, preschool childhood, forming, ethnic view, contradictions, ethnic values, educational process, content, age special features, socialization, preschool aged children, ethnic educational space.


В настоящее время в Республике Беларусь большое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения с позиций приобщения к сокровищам народной культуры с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта белорусского народа, формирования национального самосознания. Это обусловлено тем, что эффективность развития современного общества обеспечивается системностью передачи от поколения к поколению национальных традиций и ценностей, норм и правил общественной жизни, осознанным участием личности в жизни страны. При этом формирование разносторонне развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных традиций, ценностей отечественной и мировой культур, выступает как настоятельное требование общественной жизни в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Национальное своеобразие воспитания определяется спецификой образа жизни каждого народа, складывающегося под влиянием природно-климатических условий, языка, религии (верований), трудовой деятельности, способствующих формированию личности в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. В частности, К. Д. Ушинский, дав глубокий анализ системам воспитания ведущих стран мира, пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует, поскольку «несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели» [1, с.125]. При этом человек, пребывая в социальной среде той или иной народности, усваивает и разделяет его ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия и поступки. Всё это создаёт условия для становления и развития у него ясного понимания своей сущности, собственных отличительных черт, роли в жизни, обществе, что способствует становлению и развитию этнического (национального) самосознания.

Этническое самосознание представляет собой систему взглядов и идей, на основе которых происходит выделение этносом себя из этнического мира, осознание основных черт и особенностей своего и других этносов и, по своей сущности, идентично национальному самосознанию. Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования предпосылок этнического самосознания является дошкольное детство. Именно, на этом возрастном этапе развития личности закладываются основы любви и уважения к семье, городу, своему народу, культуре, в целом, к стране. В частности, Д.С. Лихачев утверждает, что ребёнок представляет собой в будущем полноправного члена социума, которому предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать культурное наследие этноса через включение в культуру [2].

Сущность этнического самосознания относительно дошкольного детства имеет свою специфику. В частности, основой его развития являются этнические представления, которые представляют для ребёнка важную составляющую информации об окружающем мире социума. Исследователи трактуют её как систему социокультурно обусловленных представлений о характеристиках, нормах, правилах и атрибутах представителей своей и чужой этнических групп [3, с.234].

Поэтому наиболее оптимальным для целенаправленного формирования этнических представлений, на наш взгляд, является период жизнедеятельности ребёнка от пяти до шести лет. Это обусловлено интенсивным развитием мышления и других психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, существенным изменением мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых. По мнению многих исследователей, именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации (В.Г. Безносов, Д.С. Лихачев), интересы, происходит становление детского самосознания, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного народа, начинают формироваться механизмы этнообъединительных и этноразграничительных представлений с позиций национальных нравственных ценностей, предотвращающие в будущем возможное отчуждение от национальных идеалов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие).

Необходимо отметить, что формирование этнических представлений у детей старшего дошкольного возраста обеспечивает осознание ими того факта, что они составляют единый народ, объединённый общей историей, культурой, языком, традициями; способствует развитию у них основ этнической самоидентификации. В то же время элементарное познание воспитанниками истории своего этноса, его культуры поможет им в дальнейшем с уважением и интересом относиться как к культурным традициям своей этнической группы, так и к культурным традициям других этносов. В этой связи формирование этнических представлений у детей старшего дошкольного возраста рассматривается нами как основа их социализации и приобщения к этнокультурному наследию.

Вместе с тем анализ практики работы учреждений дошкольного образования по социально - нравственному и личностному развитию детей дошкольного возраста в нашей стране свидетельствует о том, что потенциальные возможности этнической составляющей содержания дошкольного образования используются педагогами в образовательном процессе не в полной мере. Это приводит к:

- недостаточному уровню сформированности первоначальных этнических представлений у детей старшего дошкольного возраста; - отсутствию условий для формирования субъектной позиции по отношению к образу своего народа, культуре и ценностям своей страны. А также свидетельствует о сложившемся противоречии между необходимостью формирования основ этнического (национального) самосознания у детей дошкольного возраста и недостаточной степенью разработанности в педагогических исследованиях концептуальных положений и механизмов процесса его оптимального развития в условиях образовательного процесса дошкольного учреждения. Выявленное противоречие определяет проблемное поле исследования, отражающее разработку теоретико-методологических и методических основ эффективной организации и содержания процесса формирования этнических представлений у детей от 5 до 6 лет в условиях образовательного процесса и указывает на необходимость поиска новых путей создания этнообразовательного пространства в дошкольном учреждении. Особый интерес в исследовании вызывает природа и происхождение этнических представлений в дошкольном детстве, их социальная функция, содержание и направленность, а также возрастные особенности проявления.

Следует отметить, что формирование этнических представлений в дошкольном детстве идет в соответствии с общей логикой возрастного развития. Ребенок способен сравнивать, обобщать, находить общее и специфическое в культуре своего народа. Это обусловлено тем, что содержание этнических представлений построено на интеграции географических, исторических, культуроведческих, природоведческих сведений этнографического, этнокультурного, этнологического характера. Поэтому процесс формирования у дошкольников этнических представлений приводит не только к возникновению и содержательному наполнению образа своего или чужого народа, но и к развитию интеллектуально-творческого потенциала.

К основным показателям сформированности этнических представлений у детей старшего дошкольного возраста можно отнести: - наличие элементарных представлений об этнокультурной действительности и особенностях проживания своего народа и других национальных групп; - проявление: интереса к познанию мира этнокультур своего и других народов; социальных способностей и навыков поведения, отражающих эмоционально-положительное отношение к людям разных этнических групп; - деятельностного применения сведений о культурно-духовных, национальных ценностях, способствующих раскрытию интеллектуально-творческого потенциала своего «Я».

Таким образом, поиск и актуализация путей эффективного решения проблем формирования этнических представлений у детей от пяти до шести лет в условиях образовательного процесса является одним из основных условий оптимального развития их этнического (национального) самосознания и приобретает особую значимость в становлении детской картины мира, развитии адекватного мировосприятия в будущем.

Список использованной литературы
  • Ушинский, К. Д. Методика начального обучения / К. Д. Ушинский. - Избранные педагогические сочинения. Вопросы об учении. – Т. 2. – М, 1954. – 389с.
  • Лихачев, Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев − М. : Искусство, 2000. − С. 159-173.
  • Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений/ Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 576 с.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама