Ташенова Д.К. Представление учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке «самопознание» в 4 класе

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Ташенова Динара Каскеновна- учитель Гимназии №35, г.Алматы, Казасхтан.


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О ЦЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ НА УРОКЕ «САМОПОЗНАНИЕ» В 4 КЛАСЕ

Анотація. У статті розглдаються питання формування уявлень учнів про цінність внутрішнього спокою через пізнання самого себе на уроці "самопізнання" у 4 класі.

Ключові слова. Самопізнання, моральний розвиток, моральне виховання, морально-духовні цінності.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования представлений учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке "самопознание" в 4 классе.

Ключевые слова. Самопознание, нравственное развитие, национальное воспитание, нравственно-духовные ценности.

Abstract. The article deals with questions of forming of imaginations of pupils about value of inside peace with knowing of themselves at lesson "self-knowing" at 4 form.

Key words. Self-knowing, moral development, moral educating, moral and spiritual values.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы Назарбаева. Проект Сары Назарбаевой впервые внедрили в школах в 2001 году. Сара Назарбаева формулирует идею курса, как «возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей». При этом речь не идет ни о какой конкретной религии [1].

Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Духовное воспитание может брать свои силы в каждом явлении мира. Значит, любой учебный предмет может стать средством формирования нравственности, доброго характера детей. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом из уроков. Изучение предмета «Самопознание» осуществляется по учебным программам для средней школы [2].

Образовательный процесс по самопознанию осуществляется педагогическими кадрами, прошедшими курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание». Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия по системе «зачет/незачет», во внимание берется портфолио учащегося. В данной статье мы предлагаем вашему вниманию авторскую разработку урока на тему «Какой я?».

Урок № 7-8 Тема: «Какой я?»

Ценность Внутренний покой

Качества: исключение жадности, лени, проявление терпения, понимания себя и окружающих

Цель: углубление представлений учащихся о ценности внутренний покой через познание самого себя. Задачи:

1. Раскрытие значимости для человека ценности внутреннего покоя.

2. Развитие стремления и желания жить во внутреннем покое через исключение жадности, лени.

3. Воспитание стремления проявлять терпение, понимания себя и окружающих. Ход урока:

1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете.

Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивать. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

2. Проверка домашнего задания.

Опережающее задание, страница 26. Чтение и осмысление стихотворения «Почему я не такой?».

Вопросы:

• Представьте все вокруг стали похожи друг на друга. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему?

• Чем отличается один человек от другого?

• Вот, какие мы разные. Но очень многое нас объединяет. Подумайте, что объединяет?

• Вы учитесь в одном классе. Значит, вы … (одноклассники)

Мы живем в одном городе. Значит мы … (земляки) Мы живем в одной стране. Значит мы … (соотечественники)

• У нас одна Родина, т.е.получается нас объединяет больше, чем разделяет. Как же мы должны жить? (ответы детей)

• Вы назвали качества, которые ведут к познанию себя, как Человека.

•• Если человек будет следовать этим качествам, что он обретет? (счастье, радость)

• А это приведет его к гармонии, значит, он обретет внутренний покой.

3. Позитивное высказывание (цитата).

Цитата урока: Спокойный ум – ключ к счастью (Далай – Лама XIV).

• Как вы понимаете смысл данного высказывания? (повторить цитату хором).

4. Рассказывание истории (беседа). Притча Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек». Атымтай Щедрый, будучи сам очень богатым человеком, ежедневно, одни раз в день, одевал на себя ветхую одежду, возил сено, рубил дрова. Однажды близкие знакомые спросили его: - Щедрый, бог дал вам богатства, вы даете людям деньги, пищу, голым – одежду, бездомным – кров и, несмотря на это, как последний бедняк, рубите дрова, возите сено, подвергая себя лишениям… Одним словом, работаете. Какая тому причина? Щедрый ответил: - Тому имеется четыре причины: во-первых, если я всегда буду ездить на красивом коне, одеваться в дорогие одежды, и привыкну к различным жизненным благам, то могу много возомнить о себе и с такой мыслью, боюсь стану чуждаться стоящих ниже меня несчастных людей, перестану обращать внимания на нужды бедных и забуду оказывать им помощь. Во- вторых, если я, имея достаток, буду трудиться, значит, я убежден, что в этом нет ничего унизительного. И это останется, я думаю, примером для будущих поколений. В-третьих, если я ежедневно, хотя бы незначительным трудом, заработаю одну-две копейки и на них куплю хлеба и поем, то это больше принесет мне пользы, так как трудом заработанная еда гораздо вкуснее и питательнее. В-четвертых, если я посчитаю богом данное мне богатство лишь мне принадлежащим и не буду тратить его, куда следует, а большую часть буду проедать и расходовать на себя, то боюсь оказаться грешным перед Всевышним, который дал мне богатство.

Беседа по притче:

- Что вы узнали об Атымтае?

- Как народ называл Атымтая и почему?

- Причины, двигавшие Атымтая Щедрого совершать благие дела?

- Какие качества присущи Атымтаю?

- Для чего все это было необходимо Атымтаю Щедрому?

- Испытывал ли он чувство удовлетворения, радость от того, что делал? Как вы это поняли?

- Понимал ли он нужды окружающих людей? Как вы это увидели?

- Если человек понимает нужды окружающих, все делает с радостью, значит … (он живет в мире и согласии с самим собой)

Жить в мире и согласии с самим собой - это значит обрести внутренний покой.

Примером личности, достигшей внутреннего покоя, служит Махатма Ганди. (показ видеоролика)

- Что вы узнали о Махатме Ганди?

- Кем был Махатма Ганди?

- Какие его качества показывают, что он жил в покое?

5. Творческая деятельность, групповая работа. Звучит спокойная музыка

Детям раздается по листу бумаги. Учитель просит обвести свою ладошку и вырезать.

- 5 пальцев – если мы соберем кулачек, обозначают единство. Это наш внутренний покой. 5 пальцев – это качества, ведущие к покою.

- Напишите на каждом пальце 5 качеств, через которые человек достигает внутреннего покоя.

• Подпишите с обратной стороны и сдайте.

6. Групповое пение.

Неприятность эту мы переживем

(Б.Савельев – А.Хайт)

Я иду и пою обо всём хорошем

И улыбку свою я дарю прохожим.

Если в сердце чужом не найду ответа,

Неприятность эту мы переживём,

Между прочим, это мы переживём!

В небесах высоко ярко солнце светит,

До чего ж хорошо жить на белом свете!

Если вдруг грянет гром в середине лета,

Неприятность эту мы переживём,

Между прочим, это мы переживём.

Мелкий дождь бьёт в окно, хмурится природа,

Но известно давно: нет плохой погоды.

Всё желтеет кругом, и уходит лето,

Неприятность эту мы переживём,

Между прочим, это мы переживём!

7. Домашнее задание. Стр. 31-32 прочитать притчу «У родника» и составить по ней вопросы 8. Заключительная минута тишины. Звучит спокойная музыка • Закройте глаза. Вспомните урок, что вам понравилось, особенно запомнилось. Сохраните это в своем сердце. Откройте глаза, спасибо вам за работу. • Урок окончен. Итак, как м видим из конспекта урока, что данный урок был направлен на углубление представлений учащихся о ценности внутреннего покоя, на формирование представления о внутреннем покое через познание самого себя. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» является инновацией отечественного образования. Целью программы нравственно - духовного образования является повышение роли и значимости нравственно - духовных основ национальной системы образования. Внедрение инновационных идей в образовательный процесс означает введение нового в цели, содержание, в формы организации обучения и воспитания, в виды совместной деятельности учителя и учащихся.

Литература:
  • Программы "Самопознание" для средней общеобразовательной школы.-Институт МОН РК «Гармоничное развитие человека», Алматы, ННПООЦ «Бөбек», утверждены приказом Министра образования и науки РК №115 от 03.04.2013 г.
  • Бахтина О. Б. Самопознание как основа нравственно-духовного воспитания в национальной системе образования Республики Казахстан [Текст] / О. Б. Бахтина // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама