Тристень К.С., Дерман С.А., Гудко Д.А. Роль праздников и развлечений в воспитании нравственной устойчивости дошкольников

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Тристень Клавдия Семёновна -кандидат медицинских наук, доцент, отличник здравоохранения СССР; доцент кафедры дошкольного и музыкального образования Учреждения образования «Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Республика Беларусь.

Дерман Светлана Аркадьевна - магистр педагогических наук, преподаватель кафедры дошкольного и музыкального образования Учреждения образования «Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Республика Беларусь.

Губко Дмитрий Александрович - преподаватель кафедры дошкольного и музыкального образования Учреждения образования «Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Республика Беларусь.

УДК 37.013.42

РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Анотація. Повноцінному розвитку особистості дітей дошкільного віку сприяють їх театральна діяльність, участь у спектаклях, розвагах, святах. Ці заходи з участю батьків виховують у дітях моральні якості: доброзичливість, співчуття, самостійність, ініціативу, справедливість, взаємодопомогу, альтруїзм, розкривають індивідуальні й природні таланти й схильності.

Ключові слова. Виховання, особистість, розваги, свята, чесність, справедливість, взаємодопомога, альтруїзм.

Аннотация. Полноценному развитию личности ребёнка дошкольного возраста способствуют их театральная деятельность, участие в спектаклях, развлечениях, праздниках. Эти мероприятия с участием родителей воспитывают в детях нравственные качества: доброту, сострадание, самостоятельность, инициативу, справедливость, взаимопомощь, отзывчивость, раскрывают индивидуальные и природные таланты и склонности.

Ключевые слова. Воспитание, личность, развлечения, праздники, честность, справедливость, взаимопомощь, отзывчивость.

Abstract. Theatrical occupation, participation in performances, entertainment and holiday celebrations contribute to the full-scaled development of a preschooler’s personality. These activities with parents’ involvement foster in children such moral qualities as kindness, compassion, independence, initiative, justice, mutual help, reveal individual and innate talents and inclinations, their speech, memory, imagination.

Key words. Upbringing, personality, entertainment, holiday celebrations, honesty, fairness, mutual aid, sympathy.

Актуальность. Становление личности происходит под влиянием ряда факторов — социальных, семейных, наследственных, а также большую роль играет система образования. Проблема воспитания у ребенка нравственных качеств имеет богатую историю в дошкольной педагогике. Большой объём исследований в области нравственного воспитания дошкольников отмечается в 50-х годах ХХ века, когда развитию у детей гуманных чувств учёные и практики стали уделять большое внимание [14].

Изучалась роль различных средств воспитания нравственных качеств детей: фольклора, праздников и развлечений, труда, общения, театрально-художественной деятельности, знакомства детей с произведениями художественной литературы, произведениями отечественных композиторов и авторов мировой музыкальной культуры [1; 6; 9]. В формировании мировоззрения ребенка предлагались методы, соединяющие основы педагогики, медицины и психологии. Со снижением роли духовности и нравственности общество теряет преемственность в народной культуре [7].

Постановка проблемы. Литературные данные свидетельствуют, что наиболее благоприятным для нравственного развития ребенка является дошкольный возраст. Дети дошкольного возраста при знакомстве с богатейшим опытом человечества, транслируемым в сценариях народных праздников, накапливает качества образованного, высоконравственного, разносторонне развитого человека. На важность творчества в деятельности ребенка указывают Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. Т. Кудрявцев, А. М. Богуш, Е. П. Голобородько, Н. Г. Грама, Л. В. Коваль, Л. Е. Петухова, О. А. Федий и др. [13].

Первые уроки нравственности дети получают из колыбельных песен мамы, затем из сказок, услышанных ребёнком перед сном. Эти минуты истинно духовного общения матери и ребёнка остаются в его памяти на всю жизнь, их поучительность воспринимается ребёнком с благодарностью. Ребёнок познаёт особенности жизненного уклада своего народа, жизненный опыт, накопленный народом веками, особенности мировоззрения своего народа, ребёнок приобщается к национальной духовной традиции и в нём воспитывается чувство толерантности к культуре других народов [7].

Одним из важнейших компонентов образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях является становление нравственных качеств дошкольников средствами музейной педагогики. Культурологический подход к образованию детей создаёт условия для духовно-нравственного самоопределения личности. При условии тщательного отбора экспонатов для детей экспонаты музея воздействуют на эмоциональную, нравственную и интеллектуальную сферу личности ребенка [6].

Системность нравственного воспитания ребенка предусматривает постановку задач воспитания и обучения с использованием всех форм организации художественной деятельности ребенка под руководством взрослых.

По утверждению П. Ф. Лесгафта каждый ребенок, родившийся без патологии, может вырасти в высоконравственную личность, если ему будут созданы нормальные условия для воспитания и самовоспитания. Высоконравственной личностью он считал человека добродушного, трудолюбивого, мудрого и правдивого. Полноценное развитие детей включает не только физическое, но и социально-нравственное, эстетическое, личностное, речевое, познавательное [12].

Цель и результаты исследования. Нами поставлена цель изучения роли праздников и развлечений для дошкольников в формировании у них высоких нравственных качеств, культуры личности.

Нравственные качества осознаются человеком как важнейшая сторона социальной жизни, поэтому они напрямую связаны с поведением, потребностями, мотивами, устремлениями человека. «Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» (Толковый словарь С. И. Ожегова). Учёные психологи и психотерапевты считают участие детей в развлечениях с элементами танца творческим способом выражения эмоций, раскрытия возможностей и качеств личности [4]. В детях необходимо воспитывать любовь и уважение к старшим, родителям, дедушкам и бабушкам, показывать на живых примерах, что они являются наследниками достойного народа, великой национальной культуры. Для этого целесообразно ориентировать родительскую педагогическую позицию на понимание ценности воспитания в детях гармоничных отношений со старшими, приобщения детей к народной культуре. Понимание родителями задач воспитания культуры поведения, владение правильными методами воздействия на ребёнка является важнейшим педагогическим резервом в воспитании нравственных качеств у детей [1].

Для общего психического и педагогического развития ребенка на первом месте стоит общение, являясь основой формирования культуры поведения человека в обществе. Культура общения это обмен информацией в доброжелательной форме в обстановке уважения к мнениям и поступкам других. Лучше всего это реализуется в обстановке развлечения, спектакля с участием самих детей [3; 10]. Большую роль в развитии нравственных качеств дошкольников играет музыка, сопровождающая спектакли и развлечения. Она не только озвучивает движения ребёнка в танце, но выступает для ребёнка особым объектом восприятия музыки через движение [11].

Во все времена календарно-обрядовые праздники имели игровое и развлекательное значение. Базисная программа «Пралеска» регламентирует ознакомление детей с обрядовыми традициями белорусского народа. Народные праздники имеют нравственно-трудовую направленность, формируя у детей национальное самосознание личности, любовь к своему Отечеству, его традициям, особенностям духовного мировосприятия белорусов, нравственным ценностями своего народа. Народные праздники проводятся как сложное театрализованное действо с красочными национальными костюмами, песнями, танцами, шутками и участвующие в праздниках дети приобретают опыт коллективного взаимодействия, у них развиваются творческие способности, художественный вкус, чувство любви и гордости к своей Родине [2]. Творческие занятия с детьми способствуют развитию у детей дошкольного возраста оригинальности воображения, эмоциональной восприимчивости, умения создавать в словесном творчестве собственных героев сказок [5].

Неотъемлемой частью нравственного воспитания является развитие в малыше начал творческой личности, развивающие в ребёнке эстетические чувства, вкусы и понятия под влиянием окружающей его красоты — ярких игрушек, красивой удобной одежды, привлекательного интерьера его комнаты или уголка. Необходимо не только воспитывать у ребенка чувство прекрасного, но также учить его создавать прекрасное и сохранять уже созданное. Участие ребенка в литературно-музыкальном спектакле в условиях использования ярких самобытных костюмов, легко запоминающихся стихов, пластичных движений у ребенка глубже развиваются позитивные чувства и любовь к окружающей действительности [15]. С помощью театрального искусства у детей формируются коммуникативные умения, совершенствуются навыки общения, развиваются интонация, тембр голоса, умение повышать или понижать высоту звука голоса, движения и жесты, темп и ритм речи. Кукольный, пальчиковый, теневой театры развивают у дошкольников воображение, формируют у них гуманистические взгляды на мир [15].

Большую роль в воспитании у детей гуманности, доброты, порядочности, щедрости, отзывчивости, умения устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и реакцией других людей на их поступки и слова играет литература и искусство. Не только личное участие в спектакле, но и наблюдение за действиями других детей воспитывает у ребенка эмоционально-положительное отношение к окружающему, особенно оно достигается при создании вокруг ребенка радостной обстановки [9]. Дети дошкольного возраста любят театрализованную деятельность и в качестве зрителей, но особенно в роли участника театрализованного представления. При участии в театрализованной деятельности они преодолевают неуверенность, робость, застенчивость, у них прививается интерес к литературе, театру, совершенствуются артистические навыки. Литературные произведения для детей всегда имеет нравственную направленность, и ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Мужественные, добрые, скромные литературные герои становятся образцом для подражания, спектакли расширяет рамки знакомства ребенка с окружающим миром во всем многообразии его звуков, образов, красок, расширяется словарный запас ребенка. Участие в спектаклях делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной радостью творчества, яркими, запоминающимися впечатлениями, способствует всестороннему развитию у ребенка логики, внимания, мимики, хорошо развитой речи [6]. Искусство оказывает сильное воздействие на развитие познавательных способностей и творческой активности ребенка, так как затрагивает его эмоциональную сферу [8].

Выводы. Всё освещённое выше даёт основание считать использование календарно-обрядовых праздников, развлечений и спектаклей, театрализованную деятельность детей дошкольного возраста важным фактором формирования нравственных качеств их личности. В детях развивается способность к самообразованию и самовоспитанию, ребенок усваивает вечные ценности — стремление к добру, неприятие зла, сострадание.


Список использованных источников
  • Валько И. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании этикетного поведения дошкольников: Семья, дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир ребенка: материалы Респ. науч.-практ конф.; г. Минск, 19 апр. 2005 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. О. И. Митрош [и др.]; отв. ред. Н. В. Литвина / И. Валько.— Мн.: БГПУ, 2005.— С. 31—33
  • Гаврилкевич А. О. Календарно-обрядовые праздники как фактор воспитания дошкольников: Семья, дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир ребенка: материалы Респ. науч.-практ конф.; г. Минск, 19 апр. 2005 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. О. И. Митрош [и др.]; отв. ред. Н. В. Литвина / А. О. Гаврилкевич, Л. Е. Никонова.— Мн.: БГПУ, 2005.— С. 43—47.
  • Горбачева Т. В. Проблема знакомства дошкольников с народными праздниками: Семья, дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир ребенка: материалы Респ. науч.-практ. конф.; г. Минск, 19 апр. 2005 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. О.И. Митрош [и др.]; отв. ред. Н. В. Литвина / Т. В. Горбачева, Л. Е. Никонова.— Мн.: БГПУ, 2005.— С. 52—55.
  • Грабар И. Н. Танцевальная психотерапия как средство формирования психологической культуры школьников : Приоритеты развития современного российского образования: проблемы и перспективы :матер. Всероссийской научно-практ. конф. с международным участием (11—12 ноября 2010 г., Южно-Сахалинск) / И. Н. Грабар. — Сахалин. гос. ун-т ; отв. за выпуск Л. В. Шатунова. — Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2011. — С. 166—169.
  • Дробышевская В. З. Особенности проявления творческой активности старшими дошкольниками в художественной деятельности: Семья, дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир ребенка: материалы Респ. науч.-практ конф.; г. Минск, 19 апр. 2005 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. О. И. Митрош [и др.]; отв. ред. Н. В. Литвина / В. З. Дробышевская, Н. В. Литвина.— Мн.: БГПУ, 2005.— С. 62—65.
  • Егорушкина И. А. Развитие младших дошкольников средствами

театрализованной деятельности: Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сборник научно-методич. статей /редакторы-составители Л. В. Горина, Ю. Ю. Колесниченко. Вып. 5./ И. А. Егорушкина.— Саратов: ИЦ «Наука», 2009.— С.346—351.

  • Казакова Н. И. Роль фольклора в воспитании нравственной устойчивости личности : Приоритеты развития современного российского образования: проблемы и перспективы :матер. Всероссийской научно-практ. конф. с международным участием (11—12 ноября 2010 г., Южно-Сахалинск) / Н. И. Казакова. — Сахалин. гос. ун-т ; отв. за выпуск Л. В. Шатунова. — Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2011. — С. 290—292.
  • Кахнович С. В. Современные подходы к формированию эмоционально личностной сферы детей младенческого и раннего возраста в художественно-творческой деятельности: Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сборник науч.-методич. статей /редакторы-составители Л. В. Горина, Ю. Ю. Колесниченко. Вып. 5./ С. В. Кахнович.— Саратов: ИЦ «Наука», 2009.— С.294—303.
  • Лавникевич О. С. Проблема нравственного воспитания дошкольников средствами художественной литературы в современной педагогической науке: Семья, дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир ребенка: материалы Респ. науч.-практ. конф.; г. Минск, 19 апр. 2005 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. О. И. Митрош [и др.]; отв. ред. Н. В. Литвина / О. С. Лавникевич, И. Г. Добрицкая.— Мн.: БГПУ, 2005.— С. 118—120.
  • Плющева Н. В. Индивидуальный подход к старшим дошкольникам в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой: Семья, дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир ребенка: материалы Респ. науч.-практ. конф.; г. Минск, 19 апр. 2005 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. О. И. Митрош [и др.]; отв. ред. Н. В. Литвина / Н. В. Плющева.— Мн.: БГПУ, 2005.— С. 192—194.
  • Подошевко Н. М. Музыкальное воспитание. Авторские методические рекомендации по обучению детей танцевальной грамоте для педагогов малокомплектных дошкольных учреждений: «Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы»: матер. Межд. науч.-практ. конф., Минск, 13—14 мая 2010 г./ [под общей ред. Г. Г. Макаренковой и др.] Н. М. Подошевко, Т. С. Худолеева.— Мозырь : Белый Ветер, 2010.— С.335—336.
  • Тристень К. С. Оценка родителями влияния музыки на психологическое здоровье их детей: Сборник научных статей Республиканской науч.-практ. конф. / К. С. Тристень, Е. Н. Авдей, О. А. Ульянова.—г. Минск, 31 октября 2008.г., БГПУ им. М. Танка. — С. 56—57.
  • Тристень К. С.Формирование культуры здоровья дошкольников средствами литературно-музыкальных спектаклей: сборник науч.-методич. статей «Вопросы теории и практики дошкольного образования» / Ред.-сост. Л. В. Горина, Ю. Ю. Колесниченко. Вып. V./ К. С. Тристень. — Саратов: ИЦ «Наука», 2009. — С. 265—268.
  • Фаустова И. В. Эмоциональное благополучие дошкольников как основа их психологического здоровья: Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сборник научно- методич. статей /редакторы-составители Л. В. Горина, Ю. Ю. Колесниченко. Вып. 5./ И. В. Фаустова.— Саратов: ИЦ «Наука», 2009.— * Шавель О. В. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников в процессе организации театральной деятельности: Семья, дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир ребенка: материалы Респ. науч.-практ конф.; г. Минск, 19 апр. 2005 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. О. И. Митрош [и др.]; отв. ред. Н. В. Литвина / О. В. Шавель, Г. Г. Уранова.— Мн.: БГПУ, 2005.— С. 243—245.



Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама