Тристень К.С., Лобковская Е.А. Воспитание у дошкольников патриотических чувств как путь совершенствования их нравственного здоровья

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Тристень Клавдия Семёновна -кандидат медицинских наук, доцент, отличник здравоохранения СССР; доцент кафедры дошкольного и музыкального образования Барановичского государственного университета, г. Барановичи, Республика Беларусь.

Лобковская Елена Александровна - старший преподаватель кафедры иностранных языков Барановичского государственного университета, аспирантка кафедры педагогики Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, г. Барановичи, Республика Беларусь.

УДК 37 (076)

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ КАК ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

Анотація. Проведено аналіз публікацій дослідників - фахівців дошкільної освіти Росії, України й Білорусії, присвячених вихованню у дошкільників моральних якостей. Для виховання почуття патріотизму у дітей дошкільного віку необхідне об"єднання зусиль батьків, педагогів і психологів закладів дошкільної освіти.

Ключові слова. Патріотизм, дошкільники, моральне здоров"я, виховання, духовні цінності.

Аннотация. Проведён анализ публикаций учёных — специалистов дошкольного образования России, Украины и Белоруссии, посвящённых воспитанию у дошкольников нравственных качеств. Для воспитания чувства патриотизма у детей дошкольного возраста требуется объединение усилий родителей, педагогов и психологов учреждений дошкольного образования.

Ключевые слова. Патриотизм, дошкольники, нравственное здоровье, воспитание, духовные ценности.

Abstract. Scientific publications created by preschool education specialists from Russia, Ukraine and Belarus have been analysed. They are dedicated to teaching preschool children moral qualities. To develop patriotism among preschool children it is necessary to unite the efforts of parents, teachers and psychologists from preschool educational institutions.

Key words. Patriotism, preschool children, moral health, upbringing, spiritual values.


Актуальность. По мнению учёных, специалистов по дошкольной педагогике наиболее благоприятным для нравственного развития ребенка является дошкольный возраст. Приобщая ребенка дошкольного возраста к накопленному богатейшему опыту человечества, можно воспитать образованного, высоконравственного, разносторонне развитого человека. Изучение опыта формирования нравственных качеств, чувства патриотизма у дошкольников, использование различных форм и методов работы с детьми по развитию их нравственной сферы весьма актуально в наше время реформирования системы дошкольного образования [12]. Цели и задачи гражданско-патриотического воспитания нашли отражение в публикациях В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. А. Флоренского и современных учёных: Л. В. Горина, Ю. Ю. Колесниченко, (Российская федерация), О. А.Біда, І. О. Пальшкова, Т. П. Спіріна (Україна), О. К. Васильева, Н. В. Зайцева, Е. А. Панько, Н. С. Старжинская, А. В. Торхова (Республика Беларусь). В статье «О народности в общественном воспитании» К. Д. Ушинский отмечает «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [13].

Постановка проблемы. Теорией и практикой воспитания детей дошкольного возраста накоплен значительный багаж форм, методик, технологий, эффективно воздействующих на здоровье и развитие детей. Важнейшее значение для формирования личности ребенка имеют условия, обеспечивающие ему эмоциональный комфорт. При этом условия и среда окружения ребенка должны быть разнородными, комфортными и развивающими [3].

Именно в раннем детстве, дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, в том числе нравственного здоровья взрослого человека [1]. Ребенка необходимо воспитывать духовным существом, а для этого формировать у него стремление делать добро, творить на земле правду и красоту [9].

Большое значение для социально-гражданского и духовного развития личности имеет формирование у детей патриотизма. Только человек с высоким патриотическим сознанием испытывает чувство ответственности за судьбу Родины, её честь и участвует в сохранении духовных и материальных ценностей своей страны, своего народа. Важно не только организовать в стране отлаженную систему патриотического воспитания, но и способствовать изучению этой проблемы в своей стране на высоком научном уровне. Воспитание патриотизма заключается не только в доведении до сознания детей ценностей нашего общества, но и воспитании нравственных чувств и нравственной воли [5]. Основы гражданского общества, социальной активности, доброжелательности, высокой социальной мобильности человека закладываются через образование.

Дошкольным учреждениям доверено ответственное право формировать у будущего гражданина страны чувства патриотизма, ответственности за её судьбу. Актуальная проблема патриотического воспитания реализуется через творческие игры, ознакомление детей с национальным искусством, культурно-историческими традициями своего народа [4; 6]. Чтобы ребенок вырос в высоконравственную личность, требуются комплексные усилия всего общества. Необходимо учить ребенка любви к ближнему, к родному краю, к своей Отчизне и именно дошкольное учреждение и семья служат источниками духовных ориентиров, которые помогут человеку найти достойное место в сложном современном мире [8].

В народных традициях заложена мудрость поколений, в народе всегда была сильна власть идей добра, нравственности, справедливости [10]. Цель и результаты исследования. Нами поставлена цель изучения методов и форм работы с детьми по формированию у них чувства патриотизма, высоких нравственных качеств, нравственного здоровья, культуры личности.

Проблема патриотического воспитания реализуется через творческие игры, ознакомление детей с национальным искусством, культурно-историческими традициями своего народа [2]. Так ребенок усваивает вечные ценности — стремление к добру, неприятие зла, сострадание [14]. Чувство патриотизма— это гордость за свой народ, любовь к родным местам, ощущение неразрывности с окружающим, желание приумножить богатства своей страны [7; 17].

В практическом пособии «Формирование нравственного здоровья детей средствами литературно-музыкальных мероприятий» авторы приводят опыт формирования патриотических качеств у дошкольников. Привлекаются родители к реализации программы нравственного воспитания детей, привития детям патриотических чувств средствами совершенствования физических качеств детей и их музыкальной культуры. Активно привлекаются студенты факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет» к мероприятиям по формированию у детей физического и нравственного здоровья, воспитания национального самосознания. Используя игровую деятельность дошкольников, привлекаются воспитатели учреждений дошкольного образования к гражданско-патриотическому воспитанию детей [12]. Байбикова, Р. Д. (2009) приводит изучение опыта формирования у детей интереса к народным традициям через приобщение к народной культуре [2].

В Белоруссии широко применяются календарно-обрядовые праздники в учреждениях дошкольного образования как фактор воспитания дошкольников. В подготовке праздников, костюмов принимают участие родители [4; 6]. Функционируют семейные клубы и родительские общественные объединения [8]. Атрибутом семейной клубной деятельности является совместное участие детей и родителей в инсценировках, в которых проектируются ситуации, в которые может попадать ребёнок, подросток и проигрываются пути решения возникающих «проблем». Предназначение семейного клуба как социально-культурного института — в развитии социальной активности, формировании культурных запросов, создании условий для развития и реализации патриотических чувств у детей в сфере досуга. Культурно-досуговая среда привносит душевные переживания, позволяет почувствовать родство со значимыми для ребёнка людьми, местами и событиями [16]. Учёные, специалисты в сфере дошкольного образования из России изучают условия становления социокультурного опыта старшего дошкольника средствами музейной педагогики [15].

Процесс подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений, учителей школ должен быть гуманистически ориентированным и любые формы, методы, технологии образования должны служить основной цели образования — обеспечению всех условий для активизации личностного самосозидания. Педагогическая стратегия вуза должна быть направлена на подготовку творческого специалиста, ориентированного не только на собственные достижения, но и на успех доверенных ему обществом детей [12].

Выводы. Формирование гражданско-патриотических чувств личности начинается с раннего возраста. Дети должны знать свой край, его культуру, историю, природу, любить родных и национальные традиции. Человек, воспитанный в духе патриотизма — это уникальная личность, имеющая личную точку зрения на события и явления, мнение окружающих. Любовь к Родине — непреходящая ценность, побуждающая человека делать добро людям, совершать достойные поступки, испытывать возвышенные чувства. Для воспитания чувства патриотизма требуются объединение усилий родителей, педагогов и психологов учреждений дошкольного образования. Приведённые нами формы, методы, технологии воспитания патриотизма с раннего возраста эффективны, постоянно развиваются и совершенствуются.

Список использованных источников
  • Архипова С. П. Сучасні тенденціі розвитку соціально-педагогічноі освіти у контексті ідей болонського процесу : навукові праці. Серія: Педагогіка, психологія і соціологія. Випуск 5 (155). Частина I. — Донецьк: ДВНЗ “ДонНТУ”, 2009. — С. 154—159.
  • Байбикова Р. Д. Формирование у детей интереса к старшему поколению через приобщение к народной культуре: Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сборник научно- методич. статей /редакторы-составители Л. В. Горина, Ю. Ю. Колесниченко. Вып. 5./ Р. Д. Байбикова.— Саратов: ИЦ «Наука», 2009.— С.226—230.
  • Васильева О. К. К вопросу о качестве образования в Брестской области: «Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы»: матер. Межд. науч.-практ. конф., Минск, 13—14 мая 2010 г./ [под общей ред. Г.Г. Макаренковой и др.] О. К. Васильева.— Мозырь: Белый Ветер, 2010.— С. 59—62.
  • Гаврилкевич А. О. Календарно-обрядовые праздники как фактор воспитания дошкольников: Семья, дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир ребенка: материалы Респ. науч.-практ конф.; г. Минск, 19 апр. 2005 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. О. И. Митрош [и др.]; отв. ред. Н. В. Литвина / А. О. Гаврилкевич, Л. Е. Никонова.— Мн.: БГПУ, 2005.— С. 43—47.
  • Гневашева И. Е. Воспитание ответственности как нравственного качества личности у детей старшего дошкольного возраста: Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сборник научно- методич. статей /редакторы-составители Л. В. Горина, Ю. Ю. Колесниченко. Вып. 5./ И. Е. Гневашева.— Саратов: ИЦ «Наука», 2009.— С. 95—101.
  • Горбачева Т. В. Проблема знакомства дошкольников с народными праздниками: Семья, дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир ребенка: материалы Респ. науч.-практ. конф.; г. Минск, 19 апр. 2005 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. О. И. Митрош [и др.]; отв. ред. Н. В. Литвина / Т. В. Горбачева, Л. Е. Никонова.— Мн.: БГПУ, 2005.— С. 52—55.
  • Горина Л. В. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания дошкольников: Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сборник научно-методич. статей /редакторы-составители Л. В. Горина, Ю. Ю. Колесниченко. Вып. 5./ Л. В. Горина, А. И. Чернышов, Е. В. Чернышова.— Саратов: ИЦ «Наука», 2009.— С.76—83.
  • Дядюнова И. А. Формирование готовности ребенка к активному сотрудничеству с различными социальными институтами: «Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы»: матер. Межд. науч.-практ. конф., Минск, 13—14 мая 2010 г. / [под общей ред. Г. Г. Макаренковой и др.] И. А. Дядюнова.— Мозырь: Белый Ветер, 2010.— С.127—130.
  • Игорева Э. Н. О воспитании духовных ценностей: Актуальные вопросы современной педагогической науки: материалы Международной заочной научно-практической конференции 19 сентября 2009 г. / Отв. ред. М. В. Волкова / Э. Н. Игорева.— Чебоксары: НИИ педагогики, 2009.—С.130—133.
  • Лехтинен Т. А. Патриотизм как духовно-нравственная основа современного российского общества: Актуальные вопросы современной педагогической науки: материалы Международной заочной научно-практической конференции 19 сентября 2009 г./ Отв. ред. М. В. Волкова / Т. А. Лехтинен.— Чебоксары: НИИ педагогики, 2009.—С.173—178.
  • Лях Е. В. К проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста: Семья, дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир ребенка: материалы Респ. науч.-практ. конф.; г. Минск, 19 апр. 2005 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. О. И. Митрош [и др.]; отв. ред. Н. В. Литвина / Е. В. Лях.— Мн.: БГПУ, 2005.— С. 140—143.
  • Тристень К. С. Формирование нравственного здоровья детей средствами литературно-музыкальных мероприятий : практ. пособие для студентов пед. специальностей / К. С. Тристень, Е. Н. Авдей. — Барановичи : РИО БарГУ, 2012. — 120 с.
  • Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. — М.: Просвещение, 1968. — С. 280.
  • Феклистова, С. Н. Игра как средство социализации детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: «Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы»: матер. Межд. науч.-практ. конф., Минск, 13—14 мая 2010 г./ [под общей ред. Г. Г. Макаренковой и др.] С. Н. Феклистова.— Мозырь : Белый Ветер, 2010.— С.408—412.
  • Харитонова А. А. Становление социокультурного опыта старшего дошкольника средствами музейной педагогики: Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сборник научно- методич. статей /редакторы-составители Л. В. Горина, Ю. Ю. Колесниченко. Вып. 5./ А. А. Харитонова.— Саратов: ИЦ «Наука», 2009.— С.234—237.
  • Чечет В. В. Развитие интеллектуальных способностей детей средствами досуговой деятельности: Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: образовательно-оздоровительное пространство: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., НДЦ «Зубренок», 22—24 сент. 2010 г./ редкол.: Н. К. Катович [и др.] / В. В. Чечет.— Минск: Изд. центр БГУ, 2010.— С.
  • Якупова Л. Х. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного образования: Актуальные вопросы современной педагогической науки: материалы Международной заочной научно-практической конференции 19 сентября 2009 года/ Ответ. ред. М. В. Волкова /Л. Х. Якупова.— Чебоксары: НИИ педагогики, 2009.—С.370—374.



Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама