Айтбаева А. Образовательные программы - основа интеграции в мировое образовательное пространство

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Среди современных направлений мирового развития выделяется динамично набирающая силу тенденция интернационализации образования, проявляющаяся: в возрастающей роли международного сотрудничества в сфере предоставления и экспорта образовательных услуг, а также в создании и деятельности межнациональных, транснациональных учреждений, организаций, центров, инвестиционных программ и фондов по оптимизации данного вида деятельности. Обучение фокусируется на передаче знаний и оттачивании навыков, необходимых для удовлетворения требованиям, связанным с разработкой, изданием и распространением международных стандартов. Большинство стандартов требует периодического пересмотра. Стандарт устаревает под влиянием сочетания нескольких факторов: технического развития, появления новых методов и материалов, а также новых требований к качеству. На пути формирования общеевропейского пространства высшего образования одной из важнейших задач перед высшей школой становится качественный пересмотр образовательных программ, ориентированных на результаты обучения. Образовательные программы нового поколения, соответствующие международному образцу, должны формироваться по блочно-модульному принципу на основе компетентностного подхода, в соответствии с Дублинскими дескрипторами, согласованными с Рамкой квалификаций Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), требованиями профессиональных стандартов, при этом должно учитываться мнение представителей как академического, так и профессионального сообщества. В настоящей статье попытаемся проследить связь всех составляющих компонентов, актуальных при проектировании образовательных программ. Степень «стандартизации» высшего образования в разных странах различная. Она более выражена в тех странах где система высшего образования более централизована и в большей мере контролируется государством (Франция, Германия). Содержания образования в названых странах стандартизировано, за счет нормативного установления перечней сертифицированных специальностей и основных параметров учебных планов и программ. В странах, где вузы обладают значительной автономией, до недавнего времени стандартизацией были охвачены только организационные аспекты образования. На современном этапе и в этих странах (Великобритания, Нидерланды) предпринимаются усилия по введению стандартов подготовки, прежде всего, относительно квалификационных требований (компетенций) и частично содержания образовательных программ. Вузы развитых стран интегрированы с системами научных исследований и разработок. А в ряде стран (США, Великобритания, Канада, Япония) они являются базой фундаментальной науки. Идентификация с зарубежными программами обеспечит мобильность магистрантов и преподавателей, продвижение новых образовательных программ Казахстана в мировое образовательное пространство. Принципиальные отличия ОП:

  • перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и

ожидаемые результаты образовательного процесса;

  • привлечение к выявлению общих и специальных компетенций наиболее стратегически перспективных работодателей и социальных партнеров (профессиональных ассоциаций и объединений);
  • гармонизация со всеобъемлющей структурой квалификаций европейского пространства высшего образования;
  • использование модульной организации образовательных программ;
  • усиление направленности на диагностику достижений студентов и выпускников;
  • значительное расширение академических свобод вузов относительно «отбора» содержания образования;

Особенность современной модернизации системы образования состоит в том, что ее ключевой фигурой является педагог. Статус педагога определяется, прежде всего, его интеллектуальным, профессиональным уровнем, личностными качествами. Именно на их совершенствование направлена наша деятельность. Кардинально пересматривается содержание педагогического образования вузами, расширяется спектр новых образовательных программ с учетом лучшего мирового опыта. На последней конференции Министров стран Болонского процесса в Бухаресте была подчеркнута значимость разработки совместных программ и совместных степеней. В настоящее время в КазНПУ имени Абая разработаны новые образовательные программы по всем педагогическим специальностям бакалавриата, магистратуры, докторантуры совместно с экспертами ведущих вузов Великобритании, Германии, Турции, Южной Кореи, Китая, Сингапура, Литвы, Польши и т.д.Разработаны они по модулям (общеобязательный, профессиональный и специальный) и ориентированы на запрос работодателей с учетом академической мобильности, преемственности образования и перехода школ на 12-летнее обучение. К каждой модули сформулированы общекультурные, профессиональные и предметные компетенции будущего педагога. Образовательные программы формировались на основе компетентностного подхода в соответствии с Дублинскими дескрипторами, согласованными с Рамкой квалификаций. Требования профессиональных стандартов при этом не были учтены ввиду отсутствия их так же, как и НРК. Модуль общеобразовательных дисциплин (ООД) сокращен до 10% от общего объема – т.е. 240 кредитов за 4 года.Здесь нужно отметить, что новые требования министерства и рекомендации последних экспертов требует, чтобы в профессиональных (25%) и специальных (65%) модулях дисциплин львиную долю должен составлять обязательныйкомпонент. Например, в модули специальных дисциплин всего 156 кредитов, из них: 94 кредитов отводится компоненту обязательных дисциплин, 50 - компоненту элективных дисциплин и 12 – дипломному проекту. Многие устаревшие дисциплины заменены более современными, востребованными дисциплинами. В модуль ООД включены 7 обязательных предметов: «История независимого Казахстана», «Компьютерные науки», «Казахский язык/Русский язык», «Иностранный язык-А1», «Артобразование», «Основы политологии и социологии» и «Экономика и бизнес». Модули профессиональных и специальных дисциплин представлены с учетом вариативности: у студента имеется возможность выбирать изучаемый предмет. Кроме того, предложены такие востребованные современными реалиями дисциплины, как: «Основы инклюзивного образования», «Компьютерные науки», «Профессиональный английский язык», «Критическое мышление», «Методы исследования» и др. Хотелось бы еще отметить такие новые дисциплины, включенные в модуль профессиональных дисциплин, как - «Артобразование» «Критическое мышление», «Методы исследования», благодаря которым осуществляется включенность образовательных программ КазНПУ имени Абая в мировое образовательное пространство. Значительное место уделяется педагогической практике. Будущий учитель получает солидную профессиональную подготовку, на что уделено 30 кредитов, т.е. 12% от общего объема программы. Если распределить по курсам, то это выгядит следующим образом – на 2-курсе – 6, на 3-курсе – 9, на 4-курсе – 15 кредитов. Как и во всем миренепрерывная практика с 2-го по 4-й курс обеспечивает плавный переход к дуальному образованию. Особенность данных программ состоит еще в том, что выпускникам диплом будет выдаваться по результатам текущих экзаменов. Исключена итоговая форма как государственные экзамены. Также образовательные программы помогут внедрить в учебный процесс современные методики и технологии обучения, как -микропреподавание, моделирование, ролевые игры, групповой проект, эссе, кейс-стади, портфолио, полевые исследования и т.д. Совместно с АОО «Назарбаев Университет» проведена работа по консультированию и экспертной оценке данных программ с привлечением экспертов Йоркского (Великобритания) и Монашского (Австралия) университетов. Для завершения работы над ОП экспертами было рекомендовано взять на вооружение метод структурирования и представления образовательных программ, наиболее часто используемых в странах Болонского процесса, для чего необходимо:

  • определить для каждого модуля ожидаемые результаты обучения студента;
  • задания для оцениваниядля всех модулей,которые напрямую связаны суказанными ожидаемыми результатами;
  • четкие связи междумодулями и компетенциями программы.

Также эксперты определили некоторые желаемые приоритетные задачи для внедрения в программы, т.к.;

  • Компетенций программы должны быть связаны с восемью кластерами компетенций, которые указаны в Европейском докладе об образовательной программе для учителей;
  • Должна быть соответствующая интеграция профессионального опыта как часть процесса обучения основанных на базе школы и университета;
  • Должно быть усилено партнерствомежду сотрудниками университета, учителями школы и студентами педагогических учебных заведений.

Доработанный с учетом этих замечаний и рекомендации программы являются теперь одними из первых программ в Казахстане отвечающим требованиям Болонского процесса, как то:

  • значимость, релевантность для студентов, для работодателей;
  • прозрачность, сопоставимость и совместимость на основе использования согласованных контрольных параметров;
  • трансграничный характер образования как основа повышения качества, с одной стороны, как основа мобильности – с другой;
  • привлекательность и конкурентоспособность.

Ожидаемые Результаты учебной деятельности иллюстрируют особый методологический подход для выражения и описания учебного плана (модули, единицы и квалификации) и уровень, цикл и описатели квалификаций, связанные с "новым стилем" Болонские структуры квалификаций. Потенциал принятия результатов учебной деятельности, чтобы достигнуть реальных реформ не может быть завышен. Дальнейшую реализацию образовательных программ мы видим во:

  • внесении коррективов в содержание рабочих учебных планов и учебных программ дисциплин;
  • формировании новых перечней дисциплин с введением вузовских компонентов;
  • усилении языковой подготовки студентов и введении обучения на английском языке;
  • привлечении работодателей и преподавателей университета к разработке качественных рабочих учебных планов и учебных программ дисциплин;
  • создании нормативно-методологической базы сопровождения образовательных программ;
  • интенсификации обменных программ студентов за счет внедрения и обеспечения сопоставимости новых учебных планов с программами зарубежных вузов;
  • промежуточного анализа и мониторинга влияния внедренных изменений на уровень подготовки бакалавров (завершивших обучение по смешанной программе: традиционная + экспериментальная).
ЛИТЕРАТУРА
  • 1. Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования. - М.: Наука, 1993. -117с.
  • 2. Фрумин И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования. // «Педагогика», 2003, № 3, стр. 23-33.
  • 3. Жадрина М.Ж. Некоторые вопросы развития школьного образования как открытой системы. // «Открытая школа»6 20046 № 2, стр. 3-6.
  • 4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориентированных концепций / Б.С.Гершунский. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама