Искакова А.Т., Закаева Г.З. Некоторые аспекты социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
Рядок 1: Рядок 1:
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Сегодня в мировом сообществе существует необходимость грамотного понимания того факта, что личность ребенка уникальна, поэтому дети с особыми потребностями имеют те же права, как и другие. В связи с этим  проблема социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование  в Казахстане, как и во всем мире,  находится под пристальным вниманием государства. </p align=justify>
+
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В Республике Казахстан разработана Концепция инклюзивного образования, представляющая собой научно-практический документ, где обосновано положение о подготовке родителей и учителей к работе  с детьми с особыми потребностями.  Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой:</p align=justify>
+
Сегодня в мировом сообществе существует необходимость грамотного понимания того факта, что личность ребенка уникальна, поэтому дети с особыми потребностями имеют те же права, как и другие. В связи с этим  проблема социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование  в Казахстане, как и во всем мире,  находится под пристальным вниманием государства.  
 +
 
 +
В Республике Казахстан разработана Концепция инклюзивного образования, представляющая собой научно-практический документ, где обосновано положение о подготовке родителей и учителей к работе  с детьми с особыми потребностями.  Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой:
 
* Конституцией Республики Казахстан;
 
* Конституцией Республики Казахстан;
 
* Законом Республики Казахстан  «Об образовании»;
 
* Законом Республики Казахстан  «Об образовании»;
Рядок 11: Рядок 13:
 
* рекомендаций Конвенции по профессиональному образованию;  
 
* рекомендаций Конвенции по профессиональному образованию;  
 
* рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию.  
 
* рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию.  
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Появление вышеуказанных документов свидетельствует о глубокой озабоченности мирового сообщества и проявлениями кризиса инклюзивного образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех регионах. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, низким качеством знаний, умений и навыков детей с особыми потребностями,  но и  неготовностью взрослого населения к работе  с ними. </p align=justify>
+
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предполагается, что к 2015 году для решения инклюзивного образования будет создана необходимая нормативно- правовая база:</p align=justify>
+
Появление вышеуказанных документов свидетельствует о глубокой озабоченности мирового сообщества и проявлениями кризиса инклюзивного образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех регионах. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, низким качеством знаний, умений и навыков детей с особыми потребностями,  но и  неготовностью взрослого населения к работе  с ними.  
 +
 
 +
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предполагается, что к 2015 году для решения инклюзивного образования будет создана необходимая нормативно- правовая база:
 
* разработан механизм взаимодействия общего и специального образования;
 
* разработан механизм взаимодействия общего и специального образования;
 
* разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;
 
* разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;
 
* разработаны правила интегрированного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной среде и определены  формы интеграции для детей с различными нарушениями;
 
* разработаны правила интегрированного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной среде и определены  формы интеграции для детей с различными нарушениями;
 
* разработаны правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.
 
* разработаны правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В 830 школах для детей-инвалидов  будут созданы «безбарьерные зоны» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами. </p align=justify>
+
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В 3030-ти школах  будут  созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями (наличие в школах педагогов-дефектологов,  психолого - педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства) [1].</p align=justify>
+
В 830 школах для детей-инвалидов  будут созданы «безбарьерные зоны» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами.  
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Понятие «социально-педагогическая ориентация обучения взрослых на инклюзивное образование» трактуется нами как процесс объединения людей (родителей, детей, учителей и общественности), средств, методов для достижения поставленных целей.</p align=justify>
+
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Индекс социально-педагогической ориентации взрослых на  инклюзивное образование отражает следующие мероприятия: </p align=justify>
+
В 3030-ти школах  будут  созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями (наличие в школах педагогов-дефектологов,  психолого - педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства) [1].
 +
 
 +
Понятие «социально-педагогическая ориентация обучения взрослых на инклюзивное образование» трактуется нами как процесс объединения людей (родителей, детей, учителей и общественности), средств, методов для достижения поставленных целей.
 +
 
 +
Индекс социально-педагогической ориентации взрослых на  инклюзивное образование отражает следующие мероприятия:  
 
* создание координационной группы;
 
* создание координационной группы;
 
* подготовка  материалов  на  основе  положений  международных документов, тематических исследований и определений;  
 
* подготовка  материалов  на  основе  положений  международных документов, тематических исследований и определений;  
Рядок 27: Рядок 35:
 
* анализ и оценка высказанных мнений групп.
 
* анализ и оценка высказанных мнений групп.
 
* разработка конкретных действий.
 
* разработка конкретных действий.
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Анализ социально-педагогического опроса родителей и учителей позволил выявить позитивные и негативные факторы.</p align=justify>
+
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Позитивные факторы: концентрация внимания на солидарности общества и социальной ответственности; максимальное использование местных ресурсов.</p align=justify>
+
Анализ социально-педагогического опроса родителей и учителей позволил выявить позитивные и негативные факторы.
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Негативные факторы: отсутствие информированности, незнание, страх и нарушение прав ребенка; недостаточная разработанность теории и методики обучения взрослых, слабая профессиональная  подготовка педагогических кадров. </p align=justify>
+
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Однако устранить существующие недостатки невозможно только за счет измене¬ния программ подготовки учителей в колледжах и университетах; необходимы также повышение квалификации и обучение в процессе работы. Международ¬ные исследователи в области инклюзивного образования Кляйн и Шиман (1987) выявили некоторые ключевые компоненты программ повышения квалификации персонала, включая:</p align=justify>
+
Позитивные факторы: концентрация внимания на солидарности общества и социальной ответственности; максимальное использование местных ресурсов.
 +
 
 +
Негативные факторы: отсутствие информированности, незнание, страх и нарушение прав ребенка; недостаточная разработанность теории и методики обучения взрослых, слабая профессиональная  подготовка педагогических кадров.  
 +
 
 +
Однако устранить существующие недостатки невозможно только за счет измене¬ния программ подготовки учителей в колледжах и университетах; необходимы также повышение квалификации и обучение в процессе работы. Международ¬ные исследователи в области инклюзивного образования Кляйн и Шиман (1987) выявили некоторые ключевые компоненты программ повышения квалификации персонала, включая:
 
* а) повышение квалификации;
 
* а) повышение квалификации;
 
* б) активное участие в процессе реализации про¬грамм повышения квалификации;
 
* б) активное участие в процессе реализации про¬грамм повышения квалификации;
 
* в) демонст¬рация стратегий и приемов с последующим комментарием со стороны методис¬та-наблюдателя.
 
* в) демонст¬рация стратегий и приемов с последующим комментарием со стороны методис¬та-наблюдателя.
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Анализ результатов показал, что инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, которые отражены нами в таблице 1.</p align=justify>
+
 
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Основными показателями социально-педагогической ориентации взрослых на  инклюзивное образование являются:</p align=justify>
+
Анализ результатов показал, что инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, которые отражены нами в таблице 1.
 +
 
 +
Основными показателями социально-педагогической ориентации взрослых на  инклюзивное образование являются:
 
* взаимное уважение;
 
* взаимное уважение;
 
* толерантность;
 
* толерантность;
Рядок 43: Рядок 57:
 
* возможность помочь самим себе и людям в своем обществе;
 
* возможность помочь самим себе и людям в своем обществе;
 
* партнерство родителей и профессионалов.
 
* партнерство родителей и профессионалов.
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Партнерство родителей,  учителей и общественности обеспечивает тесное сотрудничество  и работу в команде: </p align=justify>
+
 
 +
Партнерство родителей,  учителей и общественности обеспечивает тесное сотрудничество  и работу в команде:  
 
* родители имеют возможность участвовать в разработке концепции развития школы;
 
* родители имеют возможность участвовать в разработке концепции развития школы;
 
* родители вовлечены в разработку программ индивидуального обучения детей;
 
* родители вовлечены в разработку программ индивидуального обучения детей;
 
* родители участвуют в процедуре экспертизы процесса образования их детей.
 
* родители участвуют в процедуре экспертизы процесса образования их детей.
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Таким образом, анализ теории и практики социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование  позволил сформулировать следующие выводы:</p align=justify>
+
 
 +
Таким образом, анализ теории и практики социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование  позволил сформулировать следующие выводы:
 
* введение в ГОСО педагогических специальностей  учебного  курса  «Инклюзивное образование»;
 
* введение в ГОСО педагогических специальностей  учебного  курса  «Инклюзивное образование»;
 
* подготовка студентов к работе  в сотрудничестве с родителями, детьми и общественностью;
 
* подготовка студентов к работе  в сотрудничестве с родителями, детьми и общественностью;
Рядок 53: Рядок 69:
 
* инклюзивное обучение взрослых является многомерным и длительным процессом, результаты которого должны анализироваться, планироваться и оцениваться;
 
* инклюзивное обучение взрослых является многомерным и длительным процессом, результаты которого должны анализироваться, планироваться и оцениваться;
 
* исходными данными для оценки являются материалы статистического учета и отчетности.  
 
* исходными данными для оценки являются материалы статистического учета и отчетности.  
 +
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
* 1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010.
+
# Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010.
* 2. Jenks Сet al.Inequality: A Reassessment of the Effects of Family and School in America. N.Y., 1972.
+
# Jenks Сet al.Inequality: A Reassessment of the Effects of Family and School in America. N.Y., 1972.
  
  

Версія за 13:19, 26 червня 2013

Сегодня в мировом сообществе существует необходимость грамотного понимания того факта, что личность ребенка уникальна, поэтому дети с особыми потребностями имеют те же права, как и другие. В связи с этим проблема социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование в Казахстане, как и во всем мире, находится под пристальным вниманием государства.

В Республике Казахстан разработана Концепция инклюзивного образования, представляющая собой научно-практический документ, где обосновано положение о подготовке родителей и учителей к работе с детьми с особыми потребностями. Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой:

  • Конституцией Республики Казахстан;
  • Законом Республики Казахстан «Об образовании»;
  • Законом «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан;
  • Законом «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».
  • Протоколом № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года;
  • Саламанкской декларации о прин¬ципах политики и практики в области образования;
  • рекомендаций Конвенции по профессиональному образованию;
  • рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию.

Появление вышеуказанных документов свидетельствует о глубокой озабоченности мирового сообщества и проявлениями кризиса инклюзивного образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех регионах. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, низким качеством знаний, умений и навыков детей с особыми потребностями, но и неготовностью взрослого населения к работе с ними.

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предполагается, что к 2015 году для решения инклюзивного образования будет создана необходимая нормативно- правовая база:

  • разработан механизм взаимодействия общего и специального образования;
  • разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;
  • разработаны правила интегрированного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной среде и определены формы интеграции для детей с различными нарушениями;
  • разработаны правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.

В 830 школах для детей-инвалидов будут созданы «безбарьерные зоны» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами.

В 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого - педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства) [1].

Понятие «социально-педагогическая ориентация обучения взрослых на инклюзивное образование» трактуется нами как процесс объединения людей (родителей, детей, учителей и общественности), средств, методов для достижения поставленных целей.

Индекс социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование отражает следующие мероприятия:

  • создание координационной группы;
  • подготовка материалов на основе положений международных документов, тематических исследований и определений;
  • проведение социально-педагогического мониторинга с целью изучения мнения наиболее социально незащищенных групп населения республики;
  • разделение высказанных мнений на группы;
  • анализ и оценка высказанных мнений групп.
  • разработка конкретных действий.

Анализ социально-педагогического опроса родителей и учителей позволил выявить позитивные и негативные факторы.

Позитивные факторы: концентрация внимания на солидарности общества и социальной ответственности; максимальное использование местных ресурсов.

Негативные факторы: отсутствие информированности, незнание, страх и нарушение прав ребенка; недостаточная разработанность теории и методики обучения взрослых, слабая профессиональная подготовка педагогических кадров.

Однако устранить существующие недостатки невозможно только за счет измене¬ния программ подготовки учителей в колледжах и университетах; необходимы также повышение квалификации и обучение в процессе работы. Международ¬ные исследователи в области инклюзивного образования Кляйн и Шиман (1987) выявили некоторые ключевые компоненты программ повышения квалификации персонала, включая:

  • а) повышение квалификации;
  • б) активное участие в процессе реализации про¬грамм повышения квалификации;
  • в) демонст¬рация стратегий и приемов с последующим комментарием со стороны методис¬та-наблюдателя.

Анализ результатов показал, что инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, которые отражены нами в таблице 1.

Основными показателями социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование являются:

  • взаимное уважение;
  • толерантность;
  • осознание себя частью общества;
  • предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
  • возможность учиться друг у друга;
  • возможность помочь самим себе и людям в своем обществе;
  • партнерство родителей и профессионалов.

Партнерство родителей, учителей и общественности обеспечивает тесное сотрудничество и работу в команде:

  • родители имеют возможность участвовать в разработке концепции развития школы;
  • родители вовлечены в разработку программ индивидуального обучения детей;
  • родители участвуют в процедуре экспертизы процесса образования их детей.

Таким образом, анализ теории и практики социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование позволил сформулировать следующие выводы:

  • введение в ГОСО педагогических специальностей учебного курса «Инклюзивное образование»;
  • подготовка студентов к работе в сотрудничестве с родителями, детьми и общественностью;
  • инклюзивное обучение взрослых должно базироваться на теоретико-методологических основаниях;
  • инклюзивное обучение взрослых является многомерным и длительным процессом, результаты которого должны анализироваться, планироваться и оцениваться;
  • исходными данными для оценки являются материалы статистического учета и отчетности.
ЛИТЕРАТУРА
  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010.
  2. Jenks Сet al.Inequality: A Reassessment of the Effects of Family and School in America. N.Y., 1972.
Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама