Карапетян В.С., Даллакян А.М. Методологические проблемы организации профессионального образования

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 10:13, 5 травня 2020; V.yurchenko (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук

Карапетян Владимир Севанович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и методик АГПУ им. Х. Абовяна,г. Ереван, Армения

Даллакян Алла Мартыновна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и методик АГПУ им. Х. Абовяна,г. Ереван, Армения

В статье рассматриваются объективные противоречия между теорией и практикой профессионального образования и причины, тормозящие непосредственное внедрение тенденций современной науки в педагогический процесс образовательных учреждений. Представлены методологические проблемы педагогического образования, требующие общеохватывающей профессиональной дискуссии.

Актуальность

Мир меняется непредсказуемо быстро и никогда не будет прежним, однако на практические реформы и инновации в образовании общественное мнение реагирует неоднозначно. В странах — лидерах развития экономики знаний (Финляндия, Сингапур, Германия) в последние годы активно идет пересмотр содержания профессионального образования со смещением акцентов с получения предметных знаний на развитие навыков формулирования ситуаций с элементами неопределенности и прогнозирования возможностей их разрешения в условиях многообразия выбора путей и альтернатив.

Качество профессионального образования неразрывно связано с целью и стратегией образования. Отсутствие четко выраженной цели, ее расплывчатость и сохранение традиционной стратегии образования (наукознание) являются основными причинами низкого уровня его результативности, несоответствия результатов новым требованиям общества. Созданный образованием профессиональный потенциал капитализируется недостаточно либо крайне замедленно, виной тому является глубокий разрыв между содержанием образования и потребностями рынка труда. Традиционная трактовка человеческого капитала как совокупности профессиональных знаний и навыков не соот¬ветствует текущей ситуации в экономике и может оказаться безперспективной для общества, если будет при¬нята за основу государственной образовательной политики. Образовательные системы необходимо существенно до¬полнять практиками, направленными на формирование ключевых элементов человеческого капитала (Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. (2019)).

Сегодня мы живем в условиях интенсивного освоения открытого, но неопределенного будущего. Знания и умения, полученные в период обучения, могут быть совершенно недостаточными для активной трудовой деятельности. Будут необходимы актуальные и востребованые в стремительно развивающемся мире профессиональные навыки и умения. Следовательно, качество высшего образования должно оцениваться образовательными результатами, нацеленными на будущее. В настоящем, образовательные стандарты разграничивают те ключевые компетенции профессиональной деятельности, которые должны формироваться к окончанию вузовского обучения с перспективой самообразования. Стратегическое планирование образовательных результатов предполагает формирование компетенций работы с будущим, как ресурсом для деятельности, то есть доминирующими должны быть : умение прогнозировать вероятное либо возможное будущее и профессиональный навык конструирования желаемого будущего (Павлов С. В., (2012)). Наряду с вышеуказанными навыками, актуальными для профессионала на сегодняшний день являются следующие умения: нелинейность мышления, способность порождать нешаблонные идеи, гибкость, критичность, творческая активность, умение применять фундаментальность междисциплинарных знаний в ситуации неопределенности .

Основываясь на вышесказанном, нами были выделены методологические проблемы образования, требующие общеохватывающей профессиональной дискуссии.

Движущей силой социально-экономического развития является образованный специалист-представитель завтрашнего общества, обладающий определенными личностными качествами. Следовательно, необходим дискурс для определения совокупности значимых личностных качеств профессионала. Значимость пересмотра ключевых подходов и механизмов формирования личности исходит из следующих реалий современного образования:

  • сложная система человеческого мозга обладает реальной способностью самообучаться и самоорганизовываться, создавая такие внутренние связи, которые в борьбе с хаотичными движениями внутри системы, приводят ее к порядку;
  • традиционные подходы формирования личности во времена быстро развивающихся информационных технологий недостаточно эффективны, так как не учитывают непрогнозируемые случайности и нестандартные жизненные ситуации и не рассматривают непредсказуемость поведения личностей в ситуации неопределенности;
  • равновесные состояния и линейный характер развития психических процессов в современном мире отнюдь не являются доминирующими.

Взгляд на личность как на открытую самоорганизующуюся психологическую систему, способную влиять на собственную эволюцию и траекторию развития может кардинально изменить методологию образования. Методология синергетики в профессиональном образовании предполагает не только формирование умений анализировать существующие видимые события, но и выявление внутренних устройств для установления порядка их хаоса за счет актуализации потенциальных возможностей обучаемых (Пригожин И. (1999), Степин В.С. (1999), Тарасов Н.А. (2017)).

Следующей проблемой, требующей профессиональной дискуссии, является видоизменение педагогического механизма управления процессами образования и самообразования. Если систему «самообучающийся» перевести в состояние неравновесия, то обучающийся при минимальной педагогической поддержке сам распределяет собственные потребности по степени важности и контролирует мотивацию деятельности: определяет проблему и цель, планирует свои действия, удерживая во внимании цель, самостоятельно выбирает путь и способы решения проблемы, оценивает собственные действия. Процесс становления профессионала и развития личности происходит в результате самоизменений, необходимых для удовлетворения значимых на данный момент потребностей (Соловьянюк-Кротова В. Г., (2013)).

Выводы

Профессиональные дискуссии и обсуждения методологических проблем профессионального образования позволят выявить многообразие теоретических подходов организации образования, педагогические ориентиры развития личностных качеств будущего специалиста и практические механизмы управления процессами образования и самообразования. Профессионально организованые дискуссии необходимы для разработки стратегии и тактик професссионального образования.

Список использованых источником

  1. Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. (2019) Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice. Foresight and STI Governance, vol. 13, no 2, pp. 19–41.
  2. Павлов С. В. Очерк о практической педагогике будущего // Концепт. – 2012. – № 8 (август). – ART 12100. – 0,6 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12100.htm.
  3. Пригожин И. Конец определенности : Время, хаос и новые законы природы / Пер. с англ. Ю.А. Данилова. - Ижевск : Регуляр. и хаот. динамика, 1999. - 215 с.
  4. Степин В.С. Смена типов научной рациональности // Синергетика и психология. Вып. 1. "Методологические вопросы". М., 1999. С. 113.
  5. Тарасов Н.А. Использование синергетического подхода при подготовке специалистов в области информационных технологий в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5
  6. Соловьянюк-Кротова В. Г. Синергетический подход к вопросам развития личности (Башкирский государственный университет, Научный потенциал: работы молодых ученых, 2013 – N4 С. 303-310


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама