Коледа Т.Г., Ланкуть Н.И. Формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о качествах и свойствах природного материала...

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 10:59, 1 серпня 2015; BogdanA (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук

Коледа Татьяна Георгиевна - преподаватель кафедры дошкольного и музыкального образования Учреждения образования «Барановичский государственный университет», г. Барановичи, Республика Беларусь.

Ланкуть Наталья Ивановна - воспитатель Государственного учреждения образования «Ясли-сад №1 г. Ляховичи», г. Ляховичи, Республика Беларусь.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КАЧЕСТВАХ И СВОЙСТВАХ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анотація. У статті розкриваються проблеми формування уявлень дітей середнього дошкільного віку про якості й властивості природного матеріалу в процесі експериментальної діяльності, а також висвітлюються шляхи емпіричного вирішення даного питання.

Ключові слова. Експериментальна діяльність, ознайомлення з природою, дошкільний вік, формування уявлень.

Аннотация. В статье раскрываются проблемы формирования представлений детей среднего дошкольного возраста о качествах и свойствах природного материала в процессе экспериментальной деятельности, а так же намечаются пути эмпирического решения данного вопроса.

Ключевые слова. Экспериментальная деятельность, ознакомление с природой, дошкольный возраст, формирование представлений.

Abstract. The article reveals the problem of forming representations of children of average preschool age about the qualities and properties of natural materials in the process of experimentation, as well as outlines the empirical way to address this issue.

Key words. Experimental activity, acquaintance with nature, preschool age, formation of representations.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (А. А. Быстров, Р. М. Басс, Е. И. Волкова, Е. Геннингс, Э. И. Залкинд, О. Иогансон, А. М. Степанова и др.) [2, с. 30].

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах О. В. Афанасьевой, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Поддъякова, А. А. Петрикевич, Л. С. Пономарёвой и др. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н. Н. Поддъяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, И. Э. Куликовская). Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Учебная программа дошкольного образования», «Детство», «Развитие», «Наш дом – природа» и др.). Как известно, в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования основ экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей. Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста в экспериментировании, раскрывающая сущность экспериментальной активности, её структуру и педагогические основы, возможность её использования для ознакомления со свойствами и качествами природных материалов.

Актуальность выдвинутой проблемы позволила сформулировать нам цель исследования: осуществить теоретическое обоснование и экспериментальную проверку эффективности формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о свойствах и качествах природного материала в процессе экспериментальной деятельности. Ряд выдвинутых задач позволил нам конкретизировать пути достижения цели. Мы выдвинули следующие задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа определить сущность и значение детского экспериментирования. 2. Раскрыть методику организации экспериментальной деятельности дошкольников. 3. Определить уровень сформированности представлений о свойствах и качествах природных материалов у детей среднего дошкольного возраста. 4. Экспериментально проверить эффективность использования детского экспериментирования для ознакомления детей среднего дошкольного возраста со свойствами и качествами природного материала. При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, метод математической обработки данных.

В нашем исследовании термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях [1]. В образовательном процессе учреждений дошкольного образования учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), оказывает влияние на речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить логическую речь) [3, с. 48], стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

В экспериментальной деятельности в детском саду дети знакомятся с конкретными исследовательскими методами, с разными способами измерения, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала при помощи взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт, а ознакомление детей со свойствами природного материала является одним из главных средств развития. В ходе его расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается бережное отношение к природе. Так же ознакомление дошкольников со свойствами и качествами природного материала предполагает формирование определённого объёма экологических знаний о предметах, явлениях неживой природы. В исследовании мы предположили, что формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о свойствах и качествах природного материала будет осуществляться эффективнее в процессе экспериментальной деятельности.

Для обоснования данной гипотезы нами был разработан и проведён педагогический эксперимент, который реализовывался в три этапа. Базой исследования послужило ГУО «Ясли-сад №47 г. Барановичи». В исследовании приняли участие 40 детей среднего дошкольного возраста (по 20 детей в экспериментальной и контрольной группах). На первом констатирующем этапе мы определили уровни сформированности представлений детей о качествах и свойствах природных материалов. Для проведения диагностики нами были подготовлены вопросы. Правильный ответ на каждый вопрос оценивался по 4-х бальной шкале. На основании суммы набранных каждым ребёнком баллов за ответы мы определяли процентный балл, по которому выводился уровень сформированности представлений детей о качествах и свойствах природных материалов. Беседа с дошкольниками – участниками педагогического эксперимента – на констатирующем этапе исследования показала приблизительно одинаковый уровень сформированности представлений о качествах и свойствах природных материалов у детей экспериментальной и контрольной групп с преобладанием среднего уровня (60% и 55% соответственно).

На втором формирующем этапе исследования с детьми экспериментальной группы в свободное от занятий время проводились опыты и эксперименты с водой, льдом, песком, глиной и камнями. Причём в работе использовались два близких, взаимозависимых, но не взаимозаменяемых, вида экспериментирования, а именно: самостоятельное экспериментирование детей и экспериментальная деятельность дошкольников под руководством педагога. Создавая условия для детского экспериментирования, мы стремились к тому, чтобы оно не было изолированно от других видов деятельности, а было тесно связано с наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, занятиями изобразительным искусством, развитием речи и др. [4]. Экспериментальная деятельность способствовала «открытию» детьми новых знаний о качествах и свойствах природных материалов и способов деятельности с ними. Радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляла и развивала познавательный интерес к природе и познавательную активность детей экспериментальной группы. В контрольной группе данная работа не проводилась.

На третьем контрольном этапе мы повторно провели диагностику, сравнили результаты констатирующего эксперимента и контрольного, выявили произошедшие изменения. В ходе проведения контрольного этапа эксперимента было установлено, что в экспериментальной группе очень высокий уровень сформированности представлений о качествах и свойствах природных материалов выявлен у 20% участников исследования (динамика составила 15% по сравнению с результатами констатирующего этапа), в контрольной группе этот уровень не выявлен ни у кого из детей; высокий уровень сформированности в экспериментальной группе продемонстрировали 65% участников (тогда как на констатирующем этапе этот уровень был выявлен лишь у 20% детей), в контрольной – 15%; средний уровень в экспериментальной группе диагностирован у 15% респондентов, в контрольной – у 55%. Низкий уровень сформированности представлений о качествах и свойствах природных материалов у детей экспериментальной группы не диагностирован, а у участников контрольной группы этот уровень выявлен в 30% случаев.

Таким образом, проведённый педагогический эксперимент показал нам, что формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о качествах и свойствах природных материалов осуществляется эффективнее в процессе самостоятельного экспериментирования детей и экспериментальной деятельности дошкольников под руководством педагога. А это значит, что выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась. Необходимо помнить, что положительные эмоции удивления и радости, возникающие у дошкольников вследствие преобразования объектов и самостоятельных открытий, обязательно должны находить отклик у педагога, также заинтересованного процессом познания и умеющим создать атмосферу творческого поиска. Только в этом случае экспериментальная деятельность будет отвечать требованиям личностно-ориентированной модели взаимодействия и станет основой формирования экологической культуры ребёнка.

Список использованной литературы
  • Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И.Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 79 с.
  • Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2005. – 336 с.
  • Петрикевич, А.А. Человек и природа / А.А. Петрикевич. – Минск : Университетское, 1997. – 184 с.
  • Ярмолинская, М.М. Экспериментирование как особая форма познания природы ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста / М.М. Ярмолинская, А.А. Петрикевич, Г.А. Новицкая. // Экологическое образование как условие устойчивого развития. Материалы Международной научно-практической конференции. – Минск, 2006. – С. 163–165.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама