Королева Н.А. Воспитание основ социального познания у детей дошкольного возраста

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Королёва Наталья Апполосовна - магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного и музыкального образования Учреждения образования "Барановичский государственный университет", г. Барановичи, Республика Беларусь.

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анотація. У статті наведені теоретичні аспекти формування засад соціального пізнання у дітей дошкільного віку, а також досвід роботи філіалу кафедри дошкільної й музичної освіти Барановичського державного університету ГУДО "ДЦРР №2 м. Барановичи" з організації даної діяльності.

Ключові слова. Соціальне пізнання, національна самосвідомість, патріотизм, громадянськість.

Аннотация. В статье представлены теоретические аспекты формирования основ социального познания у детей дошкольного возраста, а также опыт работы филиала кафедры дошкольного и музыкального образования Барановичского государственного университета ГУДО «ДЦРР № 2 г. Барановичи» по организации данной деятельности.

Ключевые слова. Социальное познание, национальное самосознание, патриотизм, гражданственность.

Abstract. The article deals with theoretical aspects of bases of social cognition of preschool ages children forming, and work experience of the branch of the Chair of preschool and music education of Baranovichi State University in organization of this activity.

Key words. Social cognition, national identity, patriotism, citizenship.

Актуальность. Вопросы социально-нравственного и гражданско-правового воспитания всегда находились в центре внимания любого государства. Эти проблемы решались по-разному — с учётом социальных потребностей, экономических условий, различных средств, методов и форм работы; всегда наполнялись новым содержанием, которое обусловливалось характером, организацией жизни общества [1, с. 3]. Социальное познание в дошкольном возрасте является одной из важнейших составляющих процесса социализации, поскольку этот возрастной этап многогранно развивает ребенка через активное освоение взаимоотношений в ближайшем социуме. Образ мира, формирующийся в сознании дошкольника, позволяет ему осваивать пространство и время своего существования, лучше понимать себя и других. Социальное познание создаёт основу для построения Я-концепции, способствующей осмыслению взаимоотношений с самим собой, окружающими людьми и целым миром, расширяет горизонты индивидуальности (Р. Берне, М.И. Лисина, H.A. Менчинская, B.C. Мухина, Э. Эриксон и др.). Одной из основных задач образования в Республике Беларусь является формирование национального самосознания, патриотизма начиная с дошкольного возраста. Национальное воспитание способствует приобщению человека к самобытной культуре, помогает маленьким белорусам понять свою принадлежность к нации, богатой традициями, обычаями, достижениями в культуре, науке, образовании. Постановка проблемы. В государственных законодательных актах Республики Беларусь («Кодекс Республики Беларусь об образовании», «Государственный образовательный стандарт дошкольного образования» и др.) ставится задача воспитания образованной, культурно развитой, высоконравственной и творчески активной личности, готовой глубоко осмыслить и освоить социально-исторический опыт, сохранить и укрепить национальное своеобразие и самобытность народа на основе единства и многообразия национальных и общечеловеческих ценностей. В «Учебной программе дошкольного образования» направление «Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника» реализуется в образовательной области «Ребёнок и общество» и предполагает формирование у дошкольников стремления к самопознанию, знаний о мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, приобщения к общечеловеческим ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям. Данное содержание основывается на принципе культуросообразности, обеспечивающем становление различных сфер самосознания ребёнка на основе познания культуры мира, своего народа, ближайшего социального окружения [2, с. 6]. Таким образом, современной системой образования обозначено основное содержание, необходимые знания, которые позволяют воспитать личность с активной гражданской позицией, формировать национальное самосознание. Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т. е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия дошкольного учреждения, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания [1, с. 8]. Задача учреждения дошкольного образования, педагогов и родителей заключается в обеспечении детям дошкольного возраста успеха в его деятельности, направленной на воспитание себя гражданином своей Родины. Психологическую сущность этого процесса составляет формирование положительной мотивации у детей, при которой потребность быть полезным обществу, народу, Отечеству является нравственным стержнем личности.

Результаты исследования. Деятельность учреждения дошкольного образования по воспитанию основ гражданственности должна носить комплексный характер. В Государственном учреждении дошкольного образования «Дошкольный центр развития ребёнка № 2 г. Барановичи», являющимся филиалом кафедры дошкольного и музыкального образования Барановичского государственного университета, разработана и реализована комплексно-целевая программа по гражданско-правовому воспитанию детей. Программа включает четыре направления: работа с педагогическим коллективом, работа с детьми, работа с родителями, работа с общественными организациями, и предусматривает организацию разнообразной деятельности детей и родителей по овладению доступным объёмом знаний в области гражданских прав и обязанностей, формированию национального самосознания.

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения относится к числу необходимых педагогических условий по воспитанию гражданственности. Работа с педагогическим коллективом включает разнообразные формы, позволяющие актуализировать знания воспитателями форм, методов работы по правовому воспитанию; способствовать практическому освоению педагогами основ правовой культуры через активные формы работы, различающиеся как по содержанию теоретического материала, так и по степени активности участия педагогов: лекция-диалог, семинар-практикум, семинар-тренинг (деловая игра) и др. Формирование познавательных интересов — важное условие успешного развития и воспитания ребенка, факт его положительного отношения к окружающей действительности. Чувства дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выражают отношение к окружающему. Вот почему так важно в процессе занятий знакомить детей с явлениями общественной жизни, культурными традициями белорусского народа, государственной символикой, формировать справедливое отношение к жизни.

Как в прошлом, так и ныне отечественные и зарубежные исследователи подчёркивают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности (Дж. Грузек, X. Литтон; А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, М.В. Крулехт, В.А. Петровский, Е.В. Субботский и др.). Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый. От него зависит то, каким человек войдёт в жизнь из детства.

Реализовать принцип оптимального соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребёнка, позволяет технология проектирования, ориентированная на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Педагог ведёт ребёнка к соучастию постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнёрству и, наконец, сотрудничеству [3].

Технология проектирования, используемая в решении задач гражданско–правового воспитания дошкольника, позволила получить результаты, отличные от традиционных. Мы убедились, что использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю активность ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам. Не меньший эффект проектная деятельность даёт другим участникам образовательного процесса: родителям и педагогам. Задачи воспитания основ гражданско-правовых знаний решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребёнке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Используя проблемные задания художественно-образной, познавательно-практической, социально-значимой направленности, педагог учреждения дошкольного образования предоставляет детям возможность получать новые знания о разных сторонах окружающей действительности; пробуждает и развивает интерес к разным видам детской деятельности.

Развитие личности осуществляется, прежде всего, в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики воспитания выступает или как просоциальная ассоциация, или как коллектив, или искажает развитие личности ребёнка. Социальная активность ребёнка в семье зависит от примера родителей, конкретной нравственно-эстетической атмосферы отношений и стиля общения взрослых с детьми, от «психологического климата». Тесный контакт учреждения дошкольного образования с семьёй дошкольников позволяет использовать жизненный опыт семьи в процессе гражданско-правового воспитания детей.

Для того чтобы сделать родителей своими союзниками и помощниками, в учреждении дошкольного образования поставили перед собой следующие задачи: - повысить правовую и психолого-педагогическую культуру родителей; - создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; - привлечь родителей к совместной деятельности, направленной на обучение и воспитание ребёнка в области гражданско-правового воспитания; - привлечь родителей к совместной деятельности, направленной на создание развивающей предметно-пространственной среды; - формировать гуманные отношения между детьми и родителями; - изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания.

С целью совершенствования общения педагогов и родителей был проведён ряд обучающих мероприятий: лекторий «Защита прав и правовое воспитание ребёнка», диспут «Защитим наших детей», устный журнал «Называя, подумай зачем?» и др. В учреждении дошкольного образования используют разные методы изучения воспитателем семейной микросреды, и одним из них является анкетирование. Темы анкет разные, в зависимости от того, какая проблема рассматривается в тот или иной момент. Основываясь на результатах анкетирования, педагоги корректируют свою работу, планируют её с учётом пожеланий, рекомендаций родителей. Для активизации воспитательных возможностей родителей используются разнообразные активные формы работы. Это дискуссионные встречи, практикумы, тренинги. Успешному взаимодействию с родителями способствуют также эмоционально-насыщенные формы общения с ними: совместные досуги взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, спортивные праздники.

В учреждении дошкольного образования стало традицией проводить разнообразные конкурсы для родителей. Интересно прошли конкурсы «Лучшая семья нашей группы», конкурс сочинений «Мой ребёнок самый, самый…». Награждение победителей проходит в группе на родительском собрании. Победители получают дипломы, подарки. А все участники – благодарственные письма.

Вывод. На современном этапе значительное внимание педагогического общества направлено на возрождение национальных традиций и ценностей, т.к. поколение, которое осознаёт своё национальное достоинство, ценит свои корни, бережёт и умножает культуру своего народа, является прочным оплотом государства. Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста — это многогранный и трудоёмкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Целенаправленная работа по формированию национального самосознания поможет каждому ребёнку с детства ощутить себя гражданином своей Отчизны и с гордостью сказать: Блакіт нябёс, і белы бусел, І кветкі ў поле, як абрус… Мой край завецца Беларуссю, А сам Я — хлопчык-беларус [4, с. 5].

Список источников
  • Гражданско-правовое воспитание дошкольников: сб. метод. материалов для студентоа пед. специальностей / сост. Н. А. Королёва. — Барановичи: РИО БарГУ, 2011. — 74 с.
  • Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. — Минск : НИО; Аверсэв, 2013. — 416 с.
  • Евдокимова, Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 3. — С. 6.
  • Фарміраванне нацыянальнай самасвядомасці ў дзяцей дашкольнага ўзросту сродкамі народнай творчасці: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / склад. Н. В. Пралыгіна. — Мазыр: Белы Вецер, 2010. — 147 с.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама