Кулсариева А.Т., Искакова А.Т., Таджиева М.К. Сущность понятия "метод case-study" в образовании

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Кулсариева Актолкын Турлыхановна - доктор философских наук, профессор, член-корреспондент НАН РК, Проректор по учебной работе КазНПУ имени Абая

Искакова Айгуль Толеутаевна - заместитель руководителя аппарата КазНПУ имени Абая, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Института магистратуры и докторантуры PhD Таджиева Марджан - преподаватель КаЗНПУ имени Абая, магистр дошкольного обучения и воспитания

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕТОД CASE-STUDY» В ОБРАЗОВАНИИ

Построение терминологического аппарата Case-Stady (Кейс - Стади) позволяет существенно повысить эффективность его использования, а также открывает возможности для его технологизации в учебном процессе в системе высшей школы.

Данный метод был известен преподавателям экономических дисциплин еще в 20-е годы прошлого столетия. Сегодня метод case-study завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется в зарубежной практике бизнес – образования. Так Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов, сохраняя приоритетное значение метода case-study в обучении бизнесу. Ситуационное обучение по гарвардской методике – это интенсивный тренинг слушателей с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. Среднестатистический студент Гарварда или любой другой бизнес-школы за время своего обучения «прорабатывает» сотни кейсов. Каждый год в Гарварде издаются сотни новых кейсов, методических пособий и дополнений к коллекции кейсов[1].

В последние годы, в связи с курсом на модернизацию казахстанского образования в системе высшей школы, происходит поиск новых эффективных методов обучения в области педагогических специальностей поэтому проблема внедрения метода case-study в практику педагогических вузов в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено следующими тенденциями:

* первая вытекает из общей направленности развития педагогического образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

* вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных педагогических ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Теоретический анализа исследуемой проблемы показывает, что изучению Кейс-стади, его функций и обучающих возможностей посвящены многие работы отечественных и зарубежных ученых – исследователей (М.Г. Жуматова, Н.А.Мырзабаева, А.К. Кайырбеков[1], А.Е. Дайрабаева[2], Л. Б. Барнс, Н. И. Быкова, О. С. Виханский, В. В. Глухов, А. Долгоруков, Л. Г. Зайцев, Н. А. Каморджанов, Н. П. Колесник, К. Р. Кристенсен, А. И. Наумов, А. П. Панфилова, Н. Н. Пискунова, В. Я. Платов, Ю. П. Сурмин, Н. Л. Титова, Э. Дж. Хансен, П. Шеремет, J. A. Erskine, М. R. Leenders и др)[3].

Аббревиатура CASE расшифровывается как Computer Aided Software Engineering. «Кейс» — от англ. «case» — «происшествие» или «событие». Происходит от лат. «casus» — формы латинского глагола «cadere», означающего «падать». Происшествие — это то, что «падает, сваливается на нас» [4]. Или же «Кейс» - это пример, взятый из реального бизнеса, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию [5]. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

* соответствовать четко поставленной цели создания;

* иметь соответствующий уровень трудности;

* иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

* не устаревать слишком быстро;

* быть актуальным на сегодняшний день;

* иллюстрировать типичные ситуации;

* развивать аналитическое мышление;

* провоцировать дискуссию;

* иметь несколько решений.

Case-studiеs – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения[6].

Гарвардская школа бизнеса определяет метод кейсов таким образом: «Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Эти кейсы составляют основы беседы группы под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе» [7].

В свою очередь, идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:

* Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

* Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

* Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

* Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

* Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования [8].

М. Долгоруков определил метод «case study» как «продвинутый» активный метод обучения и имеет следующие сильные стороны:

* возможность работы в группах на едином проблемном поле;

* использование краткой информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени;

* использование принципов проблемного обучения;

* возможность получения студентами не только знания, но и глубокое осмысление теоретических концепций;

* возможность создания новых моделей деятельности;

* выработки навыков простейшего обобщения информации.

С методологической точки зрения, Сase study - исследовательская стратегия, направленная на глубокий, полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая)[9].

Ключевым методологическим моментом case study является опора на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала. Речь пойдет не о специфической качественной методологии, а о некоторых методических проблемах конкретного эмпирического исследования, выполненного в рамках стратегии case study.

В данном случае, очевидным достоинством метода является возможность получения более глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных – педагогических отношений; только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между обучаемым и обучающимися. Мы отмечаем, что Case study позволяет сделать это наиболее целостным образом, так как исследовательские стратегии сами по себе содержат наборы определенных техник, позволяющих обеспечить лучшее понимание социальной – педагогической реальности, уникальность каждого объекта и в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения и обучения.

Изучая более детально сущность понятия исследуемой проблемы, мы находим, что основными понятиями, используемыми в Case study, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации»[10]. Сами по себе эти понятия очень неоднозначно понимаются разными специалистами. Термин «ситуация» содержит в себе несколько смысловых контекстов и может пониматься как некое состояние, которое содержит в себе определённые противоречия и характеризуется высокой степенью нестабильности. Ситуация как правило имеет потенциал к изменению, и эти изменения зависят от деятельности людей, участвующих в ситуации. Ситуация открыта для вхождения и влияния людей, а действия людей связаны с реализацией их целей и интересов в этой ситуации. Ситуации «появляются» в таких социальных системах, где нет жёсткой детерминации поведения, где действует множество сил, имеет место конкуренция и борьба между ними. Учитывая вышеназванные аспекты, метод анализа ситуаций практически не может выживать в закрытых, авторитарных системах, где деятельность определена и авторитарно управляема, где нет места плюрализму решений, выбору и самоопределению людей – участников ситуации.

Под конкретной ситуацией понимается событие, которое включает в себя противоречие (конфликт) или выступает в противоречии с окружающей средой. Как правило, эти ситуации характеризуются неопределенностью, непредсказуемостью появления и представляют собой нежелательное нарушение или отклонение в социальных, экономических, организационных, педагогических, производственных и технологических процессах. Однако метод конкретной ситуации может включать и ситуации, в которых присутствует положительный пример или опыт, изучение и заимствование которого приводит к повышению качества производственной и общественной деятельности.

Международные исследователи данной проблемы Л.Бранс и К. Кристенсен под конкретной ситуацией понимают ситуацию, с которой столкнулся обучающийся в процессе работы [11]. Она представляется в повествовательной форме, содержит данные, необходимые для анализа, выработки альтернативных решений и их выполнения с учетом сложности и неоднозначности реального мира. А.П. Панфилова и Л.А. Громова под конкретной ситуацией понимают реальное событие, происходящее под влиянием некоторых факторов, частично известных и частично неизвестных на примере которых формируется коллективный познавательный процесс анализа и принятия решения обучающимися [12]. Авторами Ф.П. Сурминым и А.И. Сидоренко кейс рассматривается как «некоторое состояние социальной реальности, в которое попадают действующие лица». А понятие состояние, по мнению ученых, конкретизируется как «необходимость удовлетворения потребности, необходимость выбора, преодоление кризиса, разрешение конфликта, наличие противоборствующих сторон, внедрение инноваций»[13]. Базовая категория метода – понятие «анализ» может рассматриваться как мысленное расчленение объекта на части и как научное исследование. Существует множество видов анализа: системный, корреляционный, факторный, статистический анализ и другие виды анализа, в целом можно сказать, что все эти разновидности анализа могут использоваться в методе case-study, что в значительной степени расширяет его возможности. В нашем случае, проблемный анализ основывается на понятии «проблема». Причинно-следственный анализ основывается на причинности; ее основными понятиями выступают «причина» и «следствие», которые описывают связь между явлениями.

Прагматический (праксеологический) анализ предполагает осмысление того или иного объекта, процесса, явления с точки зрения более эффективного использования в практической жизни. Аксиологический анализ предполагает анализ того или иного объекта, процесса, явления в системе ценностей. Необходимость этого анализа обусловлена тем, что общество характеризуется значительной ценностной дифференциацией.

Ситуационный анализ имеет особое значение при использовании метода case-study. Данный вид анализа основывается на совокупности приемов и методов осмысления ситуации, ее структуры, определяющих ее факторов, тенденций развития и т.п.

Поскольку конечной целью case-study является вовлечение студентов, то имеет смысл использования случаев, основанных на гипотетическом материале. Эксперты по case-study Джон Боер и Марти Лински считают, что: «Большое разнообразие материалов, реальных или только воображаемых, может служить средством оказания помощи студентам в проектировании себя в конкретную практическую ситуацию и вовлечении их в продуктивное обсуждение вопросов»[14]. Таким образом, определив сущность понятия «метод case-study», можно сформулировать стратегические принципы развития этого метода и внедрения его в образовательные программы педагогических специальностей вузов: метод case-study необходимо внедрить в программы подготовки по современным педагогическим специальностям, в которых доминирует ситуационное знание и ситуационная деятельность, таким как менеджмент в образовании, социальная педагогика и т.п.

Используемая литература:
  • Гатауллин, Р. М. Case-технологии в высшем профессиональном

образовании / Р.М. Гатауллин // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 1.

  • Дайрабаева Айж. Е. Использование интерактивных методов обучения в высшей школе Казахстана. Ярославский пед.вестник.-2013. - №3.-2 Том (Психолого-педагогические науки).
  • Варданян А.П. Практическая педагогика. Учебно-методическое пособие на основе метода Сase stady.- Тобольск, 2009.
  • Гладких, И.В. Разработка учебных кейсов: от удачного опыта к системе создания новых знаний / И. * Гладких // Бизнес-образование. 2007. № 1. С. 44– 48.
  • Еремин, А. С. Кейс-метод: наиболее распространенная форма реализации компетентностного подхода / А. С. Еремин // Инновации в образовании. — 2010. — № 2.
  • Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study) [Электронный ресурс] / Управление образовательных и культурных программ Государственного Департамента США. Управление образовательных и культурных программ Государственного Департамента США, 2007 – . – Режим доступа : www.casemethod.ru,
  • Колесникова, М. Ф. Обучение по кейс-методу: На прим. кейса «Санкт-Петербургское гардинно-кружевное объединение» / М. Ф. Колесникова, Т. А. Лукичева // Вестн. Санкт-Петербург. ун-та. Сер. Экономика. 1993. Вып. 4.
  • Метод кейс решений (case-study) – создание кейсов, обсуждение кейсов, анализ, проблема [Электронный ресурс] / Сайт Cases. ru. – Сайт Cases. ru., 2005. – Режим доступа : http://www.cases.ru/
  • Долгоруков А.М. Сase stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21-44.
  • Поперняк, И. Б. Кейс-метод при проведении практического занятия: [Луган. мед. училище] / И. Б. Поперняк // Специалист. 2005. № 4.
  • Case study research / edited by Matthew David. – London: Sage Publications, 2007. – (Sage benchmarks in social research methods).
  • Панфилова А.П. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям. СПб: Питер, 2004.
  • Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.

Дайрабаева А.

  • Benett, John B. Writing a case and its teaching note / J.B. Benett. – Harvard Business School (HBS). 1976. N 507–188–1. – 4 p.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама