Мельничук В.В. О педагогической ценности чтения художественных произведений в начальной школе

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Мельничук Валентина Василівна, викладач кафедри теорії початкової освіти, індивідуального навчання, методик викладання дисциплін гуманітарного циклу Педагогічного інституту, Київського університету імені Бориса Грінченка.

В статье поднимаются вопросы, связанные с обеспечением литературоведческой подготовки младших школьников в современной школе. Делается акцент на проблеме полноценного восприятия художественной литературы, ее воспитательного воздействия, приобщения школьников к классике художественной литературы, на проблеме падения интереса к чтению.

В статті розглядаються питання, пов’язанні із забезпеченням літературознавчої підготовки молодших школярів в сучасній школі. Робиться акцент на проблемі повноцінного сприйняття художньої літератури, її виховного впливу, ознайомлення школярів з класикою художньої літератури, на проблемі спадання інтересу до читання.

This article concerns problems of literature studying in modern elementary school. The main attention is given to a problem of high-grade perception of literature, its educational influence, familiarizing of children with classical literature, to a problem of less interest to reading in nowadays society.

Зміст

Постановка проблемы

Художественная литература способствует целенаправленному развитию личности. Современная программа по чтению направлена на обеспечение литературоведческой подготовки учащихся начальных классов, так как это одно из необходимых условий становления человека современного общества [3, с.415].

Анализ последних публикаций

В качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие оно оказывает на личность. Исследованиями данной проблемы занимались известные методисты, такие как Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н., Кудина Г.Н., Рамзаева Т.Г., Соловейчик М.С., Львов М.Р. и другие.

Анализируя их труды, можно сделать вывод о том, что в настоящее время приоритетными направлениями в работе учителя начальных классов в процессе обучения учащихся чтению являются следующие: разнообразие форм и приемов работы с текстом художественного произведения как средство повышения эффективности урока чтения, приобщение младшего школьника к классике художественной литературы как средство формирования эстетического отношения ребенка к жизни, развития интереса к литературному творчеству, творчеству писателя [2, с.304].

Цель работы

Цель работы – обратить внимание учителей начальных классов на падение интереса к чтению у младших школьников, на неумение учащихся полноценно воспринимать художественное произведение и как результат всего этого – обеднение духовного мира растущего человека.

Изложение основного материала

Формирование у детей младшего школьного возраста правильного, полноценного восприятия художественного произведения является одной из задач учителя начальной школы. Во-первых, художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего гармоничного развития личности.

Во-вторых, она необычайно расширяет жизненный опыт человека.

В-третьих, она помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в реальной жизни.

Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. Современная программа по чтению направлена на обеспечение литературоведческой подготовки школьников начальных классов, так как это одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью.

В процессе чтения художественных произведений у детей накапливается опыт разнообразных читательских переживаний: от восторга до грусти и даже страха, накапливаются симпатии, определяется читательский выбор. Дети, в силу своего возраста, еще не принимают участия во многих видах деятельности, формирующих личность, поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль.

Чтение художественных произведений развивает речь детей, обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом словом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия [5, с.128].

На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками. В элементарной форме школьники получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений.

«На каждое произведение,– писал К.Д.Ушинский,– мы должны смотреть как на окно, через которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни» [7,т.4,с.16]. И действительно, знания, которые получают дети при чтении художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе, первоначальные сведения из истории нашей Родины – помогают накоплению социально-нравственного опыта ребенка, потому что именно литература является важным средством познания детьми окружающего мира.

Таким образом, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся. Чтение способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам, внимательное отношение к окружающим, проявление честности и доброжелательности. Учащиеся получают представление о чувстве справедливости, скромности, а также и об отрицательных чертах характера: несправедливости, грубости, жадности.

Однако воспитательное воздействие книги никогда не сказывается сразу на поведении и поступках читателя. Это воздействие гораздо более сложно.

Приобщение младшего школьника к классике художественной литературы формирует отношение ребенка к жизни, развивает интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, развивает способность маленького читателя сопереживать полюбившимся персонажам, активно действовать в неожиданных обстоятельствах.

Вместе с тем, как утверждает М.С.Соловейчик, способность учащихся к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется [6,с.89]. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что его затрудняет.

Поэтому нужно учить детей «обдумывающему восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. О важности обучения учащихся восприятию художественного произведения пишут и другие известные методисты, такие как М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н.Светловская. Над проблемой полноценного восприятия художественного произведения работали и работают многие известные ученые, психологи, методисты. Среди них Г.Н.Кудина, Т.Г.Рамзаева, М.С.Соловейчик, М.Р.Львов, О.В.Сосновская. М.Р.Львовым подробно описаны психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками [3,с.144].

Так, сравнивая квалифицированного читателя и неквалифицированного, он пишет, что раскодирование графических знаков не вызывает затруднений у первого, все усилия он тратит на осознание образной системы произведения, на уяснение его идеи и своего собственного отношения к ней. Неквалифицированный читатель все свои усилия тратит на озвучивание текста, на превращение графических знаков в слова. В таком случае чтение не становится общением с автором произведения.

Психологи считают, что учащиеся начальных классов проявляют два типа отношений к художественному миру произведения. Первый тип отношения – эмоционально-образный – непосредственная реакция ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором уже присутствуют элементы анализа. Таким образом, возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. М.П.Воюшкина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы [1,с.58].

Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития.

Согласно исследованиям М.Р.Львова существует два уровня восприятия, характерные для учащихся І-ІІ классов и ІІІ -ІV классов [3,с.146].

Учащиеся І-ІІ классов воспринимают содержание произведения только на уровне «страшно», «смешно», семилетний ребенок не может понять, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к этой реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения.

Учащиеся ІІІ -ІV классов уже приобрели некоторый читательский опыт. И как читатели, они находятся уже на более высоком уровне. Эти школьники уже способны сопереживать автору, то есть они уже могут испытывать удовольствие от восприятия содержания и формы произведения.

Забота о полноценном художественном развитии школьников была свойственна школе с первых лет ее существования.

Но сегодня, пожалуй, особенно остро осознается всем нашим обществом необходимость того, чтобы каждый растущий человек приобрел не потребность в «присвоении» великих духовных ценностей, а был способен к самостоятельному творческому общению с искусством.

Эта органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка, развивает навык чтения как вида речевой деятельности от развернутой речевой формы чтения вслух до чтения про себя уже в начальных классах на уроках чтения.

В настоящее время перед начальной школой возникла серьезная проблема: неуклонно падает интерес к чтению, учащиеся не умеют работать с текстом, да и уровень профессиональной компетентности учителя начальных классов не всегда отвечает требованиям времени.

Все это, конечно, можно объяснить теми существенными изменениями, пришедшими в нашу жизнь. С появлением телевидения и компьютера на отдельно взятую личность обрушился поток информации. Чтобы быть в курсе событий, достаточно включить телевизор или компьютер и совсем не обязательно читать. Но телеэкран навязывает нам свой взгляд на реальную действительность, происходит размывание границ разных культур. Именно сегодня, в наших условиях роль книги становится ведущей. Именно из книги можно получить знания о культурных традициях, найти нравственные ориентиры, разобраться в лабиринтах добра и зла современного мира.

Становление зрелой личности сегодня уже невозможно без такого качества как умение читать книгу.

Научить читать книгу – это не просто лозунг, а профессиональный долг учителя по отношению к своим ученикам.

Не секрет, что школьники сейчас меньше читают.

Учителя в школе гонятся за скоростью чтения.

Если 5-6 лет назад за компьютером сидели студенты и взрослые, то теперь уже младшие школьники «зависают» у мониторов.

Родители не приучают ребенка к книге. А ведь именно родители должны воспитывать у детей потребность в чтении. Уже сейчас ощущается отрицательное влияние телевидения на чтение. Картинка, воспринимаемая зрителем, составляется из отрывков разных программ плюс рекламные ролики.

На Западе уже есть специальный термин – «заплинг» – «попрыгунчик». Вот и наметилась во всех школах тенденция:школьники теряют способность следить за сюжетом, за поступками героев, теряют навыки пересказывания.

И прогноз на будущее неутешительный. Подобные явления будут только нарастать.

В прошлом году в газете «Аргументы и факты» были опубликованы такие сведения:

  • любимые книги сегодня у взрослых – и украинцев, и россиян – милицейские детективы, любовные романы и гламурные романы О.Робски;
  • 35% граждан сегодня вообще не читают книг.

Почему же самые читающие в мире нации – украинцы и россияне – перестали читать? Весь мир переживает сейчас глубокий кризис в сфере культуры. Не только у нас, а и в Америке, и в Великобритании тоже мало читают.

Выводы

Учитывая ситуацию, нам необходимо сделать такие выводы. На сегодняшний день ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Существует ряд причин, в том числе и социальных, – общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д.

Однако главной причиной такого явления все же следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности младших школьников.

Чтение необходимо рассматривать как коммуникативную речевую познавательную деятельность учащихся, направленную на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого текста.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда маленький читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-воспитательные мотивы чтения.

Именно учитель начальных классов с первых дней ребенка в школе должен учить детей наслаждаться чтением, находить в книге близкое своим мыслям и чувствам, открывать ребятам разнообразный мир человеческих отношений, на каждом уроке чтения закладывать основы духовности и нравственности.

Каждая встреча с художественным произведением, с его героями, их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребенком во время этой встречи, становятся его нравственно-этическим опытом, потому что начальная школа – это главная школа в жизни ребенка.

Нашему обществу нужен учитель, владеющий современной методикой, учитель–книголюб, учитель–творец, а урок чтения в начальной школе должен задавать высокий уровень языковой культуры.

Радостного и умного ребенка может растить только творческий, неординарный учитель. Именно такой учитель формирует личность ребенка, развивает его творческие способности, прививает желание и умение читать книгу, сделать книгу своим настоящим другом.

Список использованных источников

  1. Воюшкина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней школы.–Л.:ЛГПИ им. А.И.Герцена.–Л., 1989.–с.58.
  2. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методические разработки: І класс.–М.: Центр альтернативной педагогики искусства. 1990.–с.304.
  3. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р.Львов, В.Г.горецкий, О.В. Сосновская.–4-е изд., стер.–М.: Издательский центр «Академия», 2008.–464 с.
  4. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г.Рамзаевой.–С-Пб.: Специальная литература, 1997.–с.168.
  5. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Книга для учителя / М.И.Оморокова, И.А.Рапопорт, И.З.Постоловский. – М.: Просвещение, 1990.–128 с.
  6. Русский язык в начальных классах. Теория и практика / Под ред. М.С.Соловейчик.–М.,1997.–89 с.
  7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 6 томах.–М.,1989.–т.4–с.16.
  8. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем.–М.,1994.–с.27-29.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама