Психологические условия предупреждения правонарушений в студенческой среде

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 11:24, 7 травня 2010; Dora (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук


Реферат аспіранта НПУ ім.Драгоманова.

Автор: Наталіч Олена Юріївна


Вступление

Успех воспитания студентов сегодня в значительной степени зависит от научности, комплексности подходов, разумного использования воспитательного потенциала, сил, средств и форм воздействия путем целенаправленного и четкого управления воспитательным процессом.В данной работе исследованы причины, условия и профилактика правонарушений, совершаемых студентами высших учебных заведений , а так же познавательная функция правосознания студентов, познание права как момент социализации личности. Предметом рассмотрения явились правонарушения с разной степенью опасности и дисциплинарные проступки, совершенные студентами, для которых обучение в вузе основной вид деятельности (т.е. студентами дневной формы обучения).

1. Особенности правонарушений в студенческой среде

Правонарушения, совершаемые студентами вузов, имеют свои особенности, показатели и свой характер. Распространенность уголовных преступлений и административных правонарушений среди студентов невелика.В структуре правонарушений основное место занимают административно-правовые. Они составляют 70% всех правонарушений. Преимущественно это мелкое хулиганство; распитие спиртных напитков в общественном месте и появление в общественном месте в нетрезвом виде (согласно сообщениям из РОВД ); управление транспортом в нетрезвом виде (учитываются факты сообщений из ГАИ). Все эти правонарушения имеют общий объект - общественный порядок, то есть ту часть отношений, которые складываются в социальное общение людей по поводу общественной нравственности, чести и достоинства, общественного и личного спокойствия граждан, нормальных условий их жизни и трудовой деятельности.Второе место в структуре правонарушений занимает хулиганство - 11%; незаконное приобретение и хранение наркотических веществ - 4%. Реже встречается такое правонарушение, как кража - 2%. Совсем единичны случаи таких тяжких преступлений как убийство, изнасилование. В последнее время диапозон правонарушений, совершаемых студентами, пополнился новым видом - налоговыми правонарушениями, однако, их показатели незначительны.     По характеру вызвавших их непосредственных причин правонарушения можно разделить на две группы: правонарушения, которые связаны с общей неорганизованностью образа жизни студентов и те, в основе которых лежат конфликты и противоречия, проистекающие из качественной стороны образа жизни.Общественная опасность у вышеназванных групп не одинакова, но все они наносят обществу моральный, материальный и иной ущерб.Данные показывают увеличение числа административных правонарушений, в частности, такого, как управление транспортом в нетрезвом виде, антиобщественные проявления, как кража и хулиганство ; процент правонарушений, связанных с незаконным приобретением и хранением наркотических веществ, остается неизменным.Изучение личных дел студентов-правонарушителей, журналов посещаемости, протоколов заседаний совета по профилактике правонарушений, приказов ректора и распоряжений декана, других документов, содержащих сведения о личности правонарушителя, а также опрос преподавателей показали, что 90% лиц, осужденных за преступления и 85% привлеченных к административной ответственности имели дисциплинарные взыскания, в связи с нарушением установленных в вузе норм поведения. По мнению Нечаевой Т. существуют три уровня, на которые можно разделить противоправные деяния совершаемые студентами вузов.    Нулевой уровень - это дозволенное поведение, выраженное в социальных установлениях - законах и моральных правилах. Здесь личность может отличаться по богатству морально - психологических свойств, по уровню развития, по индивидуальным своеобразиям, склонностям и действиям, интересам и потребностям, вкусам и увлечениям, но по своей направленности и образу жизни она отвечает требованиям социальной нормы.Нулевой уровень включает в свою зону деяния, которые нарушают установленные нормативными актами (Уставом вуза, положениями и т.п.) правила поведения студента в высшем учебном заведении или приказы ректора, распоряжения декана. Они могут выражаться в пропусках занятий, порче библиотечных книг, нарушении правил проживания в студенческом общежитии, курении в неположенном месте и т.п. За эти правонарушения следуют такие меры принуждения как дисциплинарные взыскания; замечание, выговор, строгий выговор и отчисление из вуза как крайняя мера воздействия. Это так называемая "реакция администрации". Наказание применяется дифференцированно, в зависимости от того, насколько глубоко нарушена установленная норма поведения. К нарушителю могут быть применены также меры общественного воздействия. По объему первый уровень самый большой.    

Второй уровень включает в себя антиобщественные деяния, за которые полагается административная ответственность. Это правонарушения, связанные с употреблением спиртных напитков, и мелкое хулиганство. Эти правонарушения существенно различаются в зависимости от конкретного содержания деяния, а также от того, какая нарушается норма права. Но все они имеют признак общественной опасности, так как наносят вред тем общественным отношениям, которым общество придает особое значение и вследствие этого обеспечивает их государственно-правовую охрану. Нарушение этих норм может повлечь за собой применение к индивиду соответствующих административных санкций. А это означает, что правонарушение как социальный факт вызывает предусмотренную законом "реакцию государства", которое и восстанавливает нормальные условия для дальнейшего развития общественных отношений.    

Третий уровень образует наиболее опасные правонарушения - преступления. В соответствии с законом преступлениями признаются опасные для правопорядка, противоправные, виновные, наказуемые деяния. Как обоснованно считает Б.С. Никифоров, основным критерием преступности действий (при наличии всех других условий ответственности является значимость, серьезность ущерба, вреда, причиненного тому или иному охраняемому уголовным правом общественному отношению [5, с.20]).    Анализ правонарушений, совершаемых студентами, по степени общественной опасности дает основание сделать вывод о тесной связи между тремя уровнями противоправного деяния. Нередко преступления и административные правонарушения вырастают из первого "фонового" уровня и задача профилактики снизить "фоновый" уровень до нуля.

2. Личность правонарушителя-студента и ее взаимодействие с социальной средой

Изучение личности, в том числе, правонарушителя - студента невозможно без изучения ее взаимодействия с окружающей средой, так как конкретная среда может иметь весьма существенную специфику в отношении условий, факторов, элементов общественной жизни, определяющих социальное поведение правонарушителя, каналов, через которые происходит формирование его личности и т.д. Без изучения личности, ее качеств, генетически связанных с противоправным поведением, в ряде случаев нельзя выявить неблагополучные социальные условия, стоящие за таким поведением. В этом случае исследователь сначала изучает личность, выявляет соответствующие криминогенные характеристики и сформировавшие их условия, а затем уже на этой основе делает выводы более широкого плана, указывает на социальные процессы и явления, носящие криминогенный характер [1, с. 10].     

Обращаясь к изучению личности правонарушителя и анализируя его поведение, Г.М. Резник приходит к верному выводу, что правонарушитель является продуктом взаимодействия между личностью и социальной средой, и, поэтому, усредняя, типизируя личностные характеристики, среду и механизмы их воздействия, можно познать криминогенные закономерности и получить возможность целенаправленно влиять на, действительно обуславливающие правонарушения, явления и процессы [7, с. 126 ].Формально личность правонарушителя определяется как личность человека, виновно совершившего опасное деяние, запрещенное законом под угрозой уголовной ответственности. Однако "вопрос состоит в том, какими чертами отличается эта личность, что о ней можно сказать помимо того, что уже выражено в определении (совершение правонарушения)" [5, с. 189].    

Наличие качественного своеобразия личности правонарушителя признается не всеми криминологами. По мнению одних криминологов, правонарушителей объединяет то, что все они нарушают запрет, поэтому якобы вести речь о личности правонарушителя как о научной проблеме бессмысленно [2, с.102-103.] Другие усматривают качественное своеобразие личности лишь у определенной части правонарушителей, чье противоправное поведение отличается устойчивостью [9, с. 29]. Можно согласиться с точкой зрения А.Б. Сахарова, что качественное своеобразие личности есть у всякого правонарушителя, ему присущи антиобщественная направленность, отрицательное отношение к общественным интересам и другие свойства, свидетельствующие об общественной опасности его личности [12, с. 13]. Важно не просто фиксировать личностные качества, но и выявлять, стоящие за ними, специфические социальные условия, а также механизмы опосредования такими условиями соответствующих личностных качеств. Это позволяет определить социально типичное в личности, понять, как именно формируется тот или иной тип, каких мер требует его позитивная переориентация.

Известный криминолог Г.М. Миньковский, исследуя процесс формирования и ускорения отрицательных черт личности, выделил четыре типа правонарушителей "для которых, факт преступления или иного правонарушения является:

  1. случайным, противоречащим общей направленности личности;    
  2. результатом общей неустойчивости личности, но случайным с точки зрения повода и ситуации;    
  3. результатом отрицательной направленности личности;    
  4. результатом преступной направленности личности " [7, с.14-15].    

При этом автор верно указал, что один тип рассматриваемой классификации может перейти в другой с более высокой степенью тяжести, если не принимаются меры по пресечению этого процесса или когда такие меры оказываются недостаточными [7, с. 15]. На становление личности студента влияет его ближайшее окружение. Как отмечал Г.Л. Смирнов, именно микросреда, представляющая соединение общего, особенного и единичного содержит в себе факторы и условия формирования неповторимого индивидуального своеобразия личности. Конкретные семейные, бытовые и другие межличностно-интересовые отношения и связи - это, по его мнению, индивидуальное бытие человека, дающее основание рассмотреть неблагоприятные микросоциальные условия и проявляющиеся в данной микросреде дефекты общественного сознания в качестве непосредственного детерминанта, формирующего особенности сознания и поведения личности правонарушителя (различные типы личности правонарушителя, характеризующиеся различными типами противоправного поведения) [13, с.31-40].Вместе с тем, студент не только испытывает влияние своего ближайшего окружения, но и находится одновременно под политическим, идеологическим, культурно-воспитательным и иным воздействием, которое осуществляется через средства массовой информации, учебный и воспитательный процесс, правовую работу и другие каналы. Внутренние условия, через которые в каждый данный момент преломляются внешние воздействия на личность, в свою очередь формировались в зависимости от предшествующих внешних воздействий. Психологический эффект каждого внешнего воздействия на личность обусловлен историей ее развития и воздействие социальной среды на личность носит сложный характер, оно может быть и непосредственным и опосредованным. Нужно обращать внимание, с одной стороны, на выявление объективных условий, воздействующих на личность правонарушителей студентов в момент совершения ими правонарушений и непосредственно перед этим, с другой - уяснению того, какие именно предшествующие внешние влияния и взаимодействия, преломившись в сознание студента, сформировали конкретную специфику его сознания и поведения.Человек является субъектом общественных отношений. Социальная среда - первичный и определяющий момент в формировании личности. Следовательно, чем уже социальная среда, тем уже диапазон в разнообразии правонарушений. Вместе с тем, эта зависимость дает возможность разрабатывать целостную систему мер борьбы с правонарушениями. Чем уже рассматривается социальная среда, тем более четко определяются и границы мер по профилактике правонарушений.Студенчество представляет особую социальную среду с рядом специфических черт и особенностей. Это один из отрядов молодежи, пополняющий ряды интеллигенции. Социологи Б. Рубин и Ю. Колесников видят специфические особенности студенчества в том, что студенчество как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому, считают они, главной формой производства является обучающе образовательная деятельность. Особенность студенчества как социальной группы, по их мнению, заключается так же в том, что студенчество, не входя в состав рабочего класса, крестьянства, интеллигенции выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к общественной и профессиональной деятельности специалиста, к выполнению функций интеллигенции. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует в производительном и непроизводительном труде в форме учебы [10, с. 38].    

Состав студенчества так же специфичен. Он образуется из представляющих все слои населения молодых людей приблизительно одинакового возраста (17 - 25 лет), с определенным уровнем образования и общественного развития. В вузе состав студенчества не остается постоянным: каждый год он обновляется в связи с поступлением п Студентами высших учебных заведений,как правило,являются молодые люди в возрасте от 17-18 до 22-23 лет,то есть в основном периодов ранней и зрелой юности или начало взросления.По мнению Т.Б.Тарасовой,социальную ситуацию развития молодежи,которая решила учиться в ВУЗе,можно рассматривать как отдельный случай общей ситуации развития в данном возрастном периоде: начало взросления самый ответственный период жизненного самоопределения,период интенсивного самопознания и "открытия Я",психологическая напправленность в будущее.Начало зрелой юности для студента-это первые шаги на пути по овладению выбраной профессией.В связи с этим Ю.Н.Кулюткин определил,что переход к взрослой жизни,как и любой другой переходной период,содержит в себе внутренние противоречия.С одной стороны-это получение статуса взрослого человека,но с другой стороны,опыта "взрослой" жизни ещё нет:в одних случаях молодой человек(девушка)действует как взрослый человек,а в других-ещё нет,что показывает разный уровень серьёзности и ответственности поведения в различных ситуациях. [15;21] В западной психологии выделяют понятие субкультуры колледжей.Ф.Райс выделяет четыре типа субкультуры колледжей. Первый тип- "студенческая субкультура" превращает колледж(ВУЗ) в своеобразный клуб.Основным смыслом жизни становятся вечеринки и свидания,выпивка,автомобили,спорт,а учебные дисциплины отходят на второй план.Второй тип - "професиональная субкультура"- ориентирована на целеустремлённую учёбу,желание обеспечить себе профессиональную подготовку;образование получается так же,как и необходимый товар в магазине.Третий тип - "академическая субкультура"- её ценности не диплом,а знания и идеи;студенты целиком заняты углублённым изучением предметов,что входит в рамки обязательных учебных програм.Четвертый тип - "нонконформистская субкультура",отличается инакомыслением,её создают "социальные бунтари",студенты,которые ведут богемный образ жизни,интелектуалы и другие яркие личности.[17;23]По мнению отечественных психологов,в условиях наших учебных учреждений,которые не являются настолько замкнутыми и изолированными,как зарубежные,можно наблюдать аналогичные вышеописанные типы,но не субкультур,а личностей студентов.В отечественной психологии студенчество рассматривается как особенная социальная категория,специфическое сообщество людей,организационно объединённых учёбой в высшем учебном заведении.    

Таким образом, студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда, быта, социальным поведением.Исследование социально - демографической характеристики правонарушителей - студентов показало, что в половой структуре этого контингента имеется устойчивое преобладание доли мужчин. Из общего числа правонарушений на долю женщин приходится всего 6%. Как правило, все они совершаются женщинами в соучастии с мужчинами и, при этом, преобладают такие правонарушения как кража.    

Прослеживая зависимость правонарушений от профиля высшего учебного заведения (для сравнения взяты государственные классические и технические университеты, вузы, сельскохозяйственного и медицинского профиля), автором установлено, что в университетах, которые были образованы на базе педагогического института, число криминальных отклонений и иных правонарушений - наименьшее. Это объясняется отчасти преобладанием студенток - женщин.Сопоставление нарушений, совершенных студентами из числа местных жителей и приезжих, показывает, что приезжие студенты совершают отклонения от общественных норм намного меньше. Причина этого, возможно, в том, что студенты из числа приезжих, как правило, живут в общежитии "на виду", и это делает возможность осуществлять за ними более строгий контроль со стороны куратора группы, общественных организаций и т.п.На первом году обучения правонарушений немного: они достигают своего пика на третьем и четвертом году обучения, а, начиная с пятого года, резко снижаются.

Проведенный опрос студентов-выпускников показал, что уменьшение правонарушений к последнему курсу обусловлено:

  1. возросшим самосознанием, связанным с эффективностью проводимой воспитательной работы - 60%.    
  2. страхом перед наказанием (отчислением из вуза, привлечение к уголовной ответственности) - 40%.

Необходимо отметить, что несовершеннолетние студенты крайне редко совершают как уголовные правонарушения и административные проступки (1% общего количества), так и дисциплинарные проступки (5%). Уровень материальной обеспеченности правонарушителей, как правило, высок. Анализ судебных дел показывает, что 60% студентов жили вместе с родителями, 25% - на частных квартирах, остальные в общежитии. Говоря о культурном уровне и интеллектуальном развитии правонарушителей, совершивших уголовные преступления, административно - наказуемые проступки и нарушения правил поведения в вузе можно отметить у большинства лиц интеллектуальную пассивность и правовой нигилизм. Преобладающие интересы у этих лиц связаны с развлечениями. Они убеждены во всесильном значении денег, оценивают свою будущую профессию, прежде всего, с точки зрения вознаграждения, получаемого за труд. При этом, треть опрошенных убеждены, что работать по специальности они не будут.     

Студентов, привлеченных к ответственности за злоупотребление спиртным, характеризует в большей части слабая физическая подготовка, безволие, трудности в учебе. Как правило, для лиц, доставленных в медвытрезвитель или отделение милиции характерна неверная оценка своего поведения: 70% из них отрицают факт сильного опьянения, оправдываются, что не давали повода к задержанию. Напротив, лица совершившие хулиганские действия в пьяном виде и привлеченные к уголовной или административной ответственности в основном раскаиваются в содеянном - 90%, хотя и считают наказание чрезмерным..   Правильная оценка своего антиобщественного поведения свойственна так же почти всем студентам, привлеченным к уголовной ответственности за кражу (5% опрашиваемых отказались давать ответы).    

В заключение нужно сказать, что правонарушение, как и любой другой акт поведения, далеко не всегда "высвечивает" все разнообразие и многоплановость личностных характеристик.

3. Причины и условия правонарушений в студенческой среде

Предупреждение правонарушений предполагает знание причин и условий, способствующих им, социальных, психологических, нравственных особенностей этих явлений. Под причинами правонарушений можно пониматъ такие негативные явления социальной действительности, которые, отражаясь в сознании личности, формируют отрицательные взгляды, привычки, навыки и другие свойства, в определенных условиях могущие привести к правонарушениям.Одной из причин правонарушений является социально-экономические трудности. В качестве предпосылок для формирования противоправных норм поведения наиболее часто выступает недостаточное воспитание социально полезных потребностей и невозможность удовлетворения в достаточной мере социально оправданные потребности.      Чувствуя себя членами определенной социальной общности, многие студенты оценивают свое материальное положение, не изолируя себя от окружающих, а наоборот, сопоставляя себя с ними, ориентируясь на ближайшее окружение. Поэтому их потребности не всегда соответствуют тому уровню материальной обеспеченности, которым они располагают.    

Можно согласиться с мнением, высказанным И.И. Травиным, о соотношении материальных и духовных потребностей в воспитании личности, так как материальные потребности не могут существовать вне идеологии, духовной культуры, нравственно-психологической атмосферы в обществе. В основе закона возвышения потребностей лежит их качественное изменение, ориентация на развитие таких потребностей человека, которые не способствовали его духовному росту.

В целом,формирование негативных социально-психологических способностей личности правонарушителя происходит под действием причин,главными из которых есть:

  1. недостаточное внимание или отсутствие такового со стороны государства и общественности к проблемам молодёжи в общем и преступности среди молодёжи в том числе;
  2. негативное влияние окружающего бытового окружения,которое сейчас является доминирующим фактором;
  3. п одстрекательство со стороны взрослых к совершению правонарушений и преступлений;
  4. д лительное отсутствие социально полезной занятости (учёбы,работы);
  5. негативное влияние средств массовой информации,пропаганда насилия,извращённого секса,наркотиков и алкоголя,лёгкой жизни,проституции и т.д. [20;241]

К условиям правонарушений и преступности необходимо отнести такие обстоятельства:

  1. отсутствие контроля со стороны специальных служб и органов,семьи за поведением,связями и характером того,как проводится свободное время; 
  2. недостатки в работе школ,училищ,высших учебных учреждений; 
  3. недостатки в системе правового воспитания; 
  4. недостатки в системе организации работоустройства и досуга.  

Закон возвышения потребностей не предполагает только их количественное возрастание. Ориентация только на количественное возрастание материальных потребностей в материально-вещной среде и приводит чаще всего к различным формам антисоциального поведения [14, с. 35].    

Взаимодействие различных сторон общественного бытия и общественного сознания представляет собой сложную систему, в которой материальные условия определяют границы формирования и воспитания потребностей. Вместе с тем в рамках конкретных материальных условий возможны различные нравственные позиции и взгляды людей. Именно поэтому приобретает особое значение идейно - воспитательная работа, при решении которой важная роль отводится воспитанию личности гармонически развитой, имеющей социально - полезные запросы материального и духовного порядка. Причиной многих правонарушений является также неумеренное употребление спиртных напитков. Установлено, что все случаи хулиганства совершены студентами в пьяном виде. В этом случае алкоголь выступил провоцирующим обстоятельством. Криминологическое значение алкоголизма может получить реализацию и как основная причина и как условие, способствующее совершению правонарушения, таким, например, условием является влияние алкоголя на молодежь, которое формирует отрицательные личностные свойства.Под влиянием алкоголя на психику лицо приобретает волевую решимость, и в пьяном состоянии совершает явно соответствующее его антиобщественной установке преступное деяние, которое оно в трезвом виде смутно желало бы совершить.А.Б. Сахаров указывал, что не каждый человек ведет себя в состоянии алкогольного опьянения вопреки требованиям морали и правопорядка, что даже в этом состоянии человек не сделает того, что чуждо его натуре и то, что в поведении пьяного кажется неожиданным и случайным, в действительности является, как правило, результатом расторможенной вследствие опьянения антиобщественной сущности субъекта, в большей или меньшей степени скрытой до этого [11, с. 32]. Появление в нетрезвом виде, а также распитие спиртных напитков в общественном месте является поведением, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность. В отделения милиции города иногда доставляют и студентов, допустивших эти правонарушения. Анализ сообщений из РОВД показал, что почти половина подобных правонарушений совершаются в выходные дни и праздники, а 60% в последний день сессии. Как правило, во время сессии при длительной психической перегрузке, происходит постепенное истощение нервной системы, снижение общего тонуса личности, что отражается на ее настроении, способности к восприятию информации и принятию решений. Недостаточно устойчивые студенты могут попытаться "скомпенсировать" перегрузку положительными эмоциями, полученными за счет таких стимуляторов, как алкоголь. 65% опрошенных студентов показали, что они после окончания сессии употребляют спиртные напитки, чтобы, по их словам "расслабиться и отметить радостное событие". Из них 30% употребляют спиртные напитки после сдачи каждого экзамена, а 7% - также и после сдачи зачетов.     

Непосредственной причиной правонарушения являются неблагоприятные условия формирования личности в семье, его воспитание.Отношение человека к обществу, к другим людям, к правилам общежития, формируется в процессе общения с людьми и познания окружающего мира. Недостатки воспитания отрицательно отражаются на формировании личности, которое начинается в семье. Здесь закладываются основы моральных взглядов и принципов поведения человека. От того, какое воспитание получил ребенок в семье, что он там увидел и услышал, во многом зависят его жизненные идеалы и практические цели. Известный советский педагог А.С. Макаренко говорил: "Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны... Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной" [6, с. 34]. Это -истина и она имеет непреходящее значение.Основными условиями, формирующими антиобщественную установку личности в детстве могут быть: конфликты, недоразумения и неурядицы в семейно - брачных отношениях между гражданами, безнадзорность детей, отсутствие повседневного контроля за ними, грубость, несправедливость родителей, воспитание легкоранимого, не обладающего трудовыми навыками человека. Такими условиями может быть нетребовательность педагогов в школе и т.д.    Воспитание подрастающего поколения людьми высокого идеала, большой нравственности и моральной чистоты не может быть достигнуто без того, чтобы в этом большом деле не были объединены усилия семьи, общественности, школы.Иногда поводами к совершению правонарушений в студенческой среде, в т.ч. и дисциплинарных проступков служит оскорбление, замечание, подстрекательство и т.п. Это случается потому, что у студентов нет высокой культуры и твердых сдерживающих начал, и они не способны остаться в рамках закона в чрезвычайных обстоятельствах.     

Ряд отрицательных факторов можно встретить в работе администрации вуза. Это игнорирование материальных и других интересов студентов, либерализм по отношению к лицам профессорско-преподавательского состава вуза нарушающим правила внутреннего распорядка учебного заведения или задержанным в нетрезвом состоянии в общественном месте.     

Не в полной мере отвечает современным требованиям уровень правовой пропаганды. Знание права - объективная потребность общественного развития. Один из основных принципов организации правовой деятельности в нашей стране - презумпция знания законов. Правовые знания участвуют в формировании убеждений и мировоззрения. Правовое воспитание - это составная часть идеологической и учебно-воспитательной работы и оно направлено на воспитание у студента таких убеждений, которые бы исключали нарушение им норм права.    

К сожалению, не частые "гости" в вузах работники правоохранительных органов. Как недостаток правовой пропаганды можно отметить отсутствие такой формы наглядной агитации, как плакаты по антиалкогольной пропаганде, разработанные специально для студенческой аудитории.

4. Профилактика правонарушений среди студентов.

Вопросы совершенствования управления в вузовском коллективе идейно-воспитательной работой, ее составной части - профилактике правонарушений очень актуально. Высшее учебное заведение представляет собой элемент общей социальной системы государственного управления. В то же время вуз также можно рассматриватъ как систему со свойственными ей особенностями и качествами, наделенного правами и функциями органа государственного управления. Лицом, на которое возложено управление идейно-воспитательной работой, является ректор. Аппаратом, обеспечивающим ему это управление, является весь многочисленный коллектив вуза от проректоров до рядовых сотрудников из числа вспомогательного персонала. Это административные структуры, деканаты, кафедры общественных наук, кураторы академических групп и др. Главным объектом воспитания, профилактической работы является студенчество.Предупреждение правонарушений в вузе тесно связано с задачами устранения антиобщественного поведения вообще, устранения причин и условий отступления от норм морали и права.Профилактика правонарушений - это деятельность, направленная или косвенно содействующая устранению криминогенных факторов. Это также и социальные условия, воздействующие на правонарушителя. Н.Г. Кобец считает профилактику правонарушений разновидностью социального управления и определяет ее не только как систему правовых и воспитательных, но и социально-экономических, общественно-политических и организационных мер, направленных на выявление, устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих правонарушениям, активную борьбу с антиобщественным поведением, перевоспитание нарушителей социальных норм [3, с. 15].     

Административные формы воздействия в профилактике правонарушений в вузе занимают особое место. Рассматривая административные формы воздействия на отношение и поведение студентов, следует иметь в виду основные функции этого воздействия: регулятивную, охранительную, воспитательную.    Регулятивной функции свойственно установление позитивных начал поведения, направленных на укрепление и развитие отношений, соответствующих поставленным целям. Она предполагает дозволение, поощрение возложение активных обязанностей.    

Охранительная функция - запрещение определенного поведения, применение санкций, мер принуждения. Система мер принуждения в рамках административного регулирования взаимоотношений в вузовском коллективе ограничена. Санкции, как правило, применяются самым верхним звеном системы - ректором по представлению декана. Более низким уровнем они применяются уже не "прямо", а "косвенно", например, такое воздействие на студента может быть оказано комендантом общежития или преподавателем. Воздействие может быть прямое - устное замечание, и косвенное, когда они выходят с ходатайством о воздействии на студента в орган управления.    Воспитательная функция - это воздействие на сознание. Цель воздействия - формирование у студента высокого правосознания, воспитание уважения к праву, закону, разработка предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию форм и методов правового воспитания в вузе, повышение правовой культуры воспитателей, а также выяснение путей наибольшего влияния права на сознание, поиск результативных воспитательных средств.Эта функция является самой "нагруженной" в том плане, что обеспечивается она проведением специальных мероприятий. Но надо сказать, что действенность результатов этой функции во многом определяется именно первыми двумя. В то же время, воспитательную функцию нельзя рассматривать и как подчиненную первым двум, как направленную на обеспечение первых двух. Все функции равноправны и взаимосвязаны.    Организационно - распорядительный метод административного воздействия включает в себя отдачу приказов, распоряжений, издание инструкций, положений. Применение только одного этого метода является голым администрированием. Поэтому, в профилактической деятельности необходимо применять и методы, основанные на внутренних убеждениях, на стимулировании. Стимулирование связано с потребностями и интересами человека. Оно способствует тому, чтобы добиваться такого поведения воспитуемых, которое соответствует их целям и общественным интересам. Конкретным проявлением таких методов является моральное и материальное стимулирование: награждение грамотами, памятными подарками, премированием. Поощрение пропагандирует лучшие примеры и одновременно способствует большему самоутверждению отличившихся, их стремлению к дальнейшему совершенствованию. При этом, моральное стимулирование можно умело сочетать с материальным.     

В системе мер принуждения большое место занимают те, что оказывают моральное воздействие, такие, как замечание, выговор, общественное взыскание (в этом случае в процесс перевоспитания включается общественность) и т.п.Иногда необходимым методом охранительной функции является исключение из высшего учебного заведения. Наиболее часто исключение применяется к лицам, нарушившим уставные нормы и крайне редко за такие антиобщественные проступки, как появление в общественном месте в нетрезвом виде.    

Некоторые вузы за нарушение правил внутреннего распорядка студенческого общежития применяют такой вид наказания, как выселение из общежития. Однако это является незаконной мерой воздействия, т.к. действующее законодательство предусматривает, что выселение из общежитий возможно только при отчислении из высшего учебного заведения. Отчисление из вуза может последовать и в связи со вступлением в силу приговора суда. Особенность воспитательно-профилактического процесса в вузах заключается в том, что основанием ее служат все виды учебного процесса, который справедливо называют учебно-воспитательным, а также многогранная внеаудиторная работа. Профилактика правонарушений включает в себя все направления: идейное, политическое, патриотическое, трудовое, нравственное, правовое, а также осуществление мероприятий по улучшению быта, охраны здоровья и других социально-экономических и культурных мероприятий. Однако в полной мере весь профилактический диапазон в настоящее время в вузах практически не применяется. Не составляются и комплексные планы воспитания на весь период обучения, как это было в "доперестроечные времена". В то время как такие планы давали ориентиры и координировали всю работу.Признанными средствами, способствующими развитию социальной активности, политической сознательности будущих специалистов, формированию их профессиональных и гражданских качеств, нравственно - эстетического воспитания являются факультеты общественных профессий, центры досуга, клубы по интересам. Хотя вузы испытывают большие материальные проблемы в их обслуживании, все же почти во всех государственных вузах региона выше указанные формы досуга не выпали из поля зрения администрации вузов.

Политика предупреждения правонарушений формируется с учетом:

  • социально-психологического состояния общества, его позитивных и негативных тенденций на основе факторов, связанных с правонарушениями;
  •  криминогенной ситуации и ее прогноза с выделением факторов,влияющих на прогнозные оценки;
  • социального контроля (формального и неформального, внутреннего и внешнего) и тенденции его развития с выделением факторов, влияющих на дисфункцию социальных институтов и дезорганизацию социальных общностей;
  • инфраструктуры профилактики и реабилитационного пространства и возможностями (финансовыми, организационными, правовыми) ее реформирования и развития.[15]

В политике предупреждения правонарушений выделяют 3 взаимосвязанных элемента: 

  1. Первый - система идей, взглядов, лежащих в основе отношения государства и общества к явлению "правонарушения". Этот элемент выражает процесс формирования политики предупреждения правонарушений;    
  2. Второй - деятельность государственных и негосударственных институтов    (средство воплощения идей и взглядов). Он выражает формы, способы реализации политики.    
  3. Третий - последствия. Это показатель эффективности политики предупреждения правонарушений.[16]     

Пониманию взаимосвязи политики как идеи и политики как практики способствует анализ направлений трансформации принципов политики предупреждения правонарушений в праве.

Например, в области уголовного права они трансформируются прежде всего в определении:

  1.  объема и характера уголовно-правового запрета;
  2. видов и пределов санкций;- направлений повышения эффективности воздействия уголовно-правовых норм на правосознание молодежи.

Государство располагает многими средствами реализации политики предупреждения правонарушений и преступности среди молодёжи.Основные из них:

  •  социальная ппрофилактика;
  • правовое сдерживание (профилактические нормы и система правового    воспитания);
  • криминологическая профилактика (меры, направленные на ослабление,блокирование, нейтрализацию причин и условий правонарушений);
  • виктимологическая профилактика (меры, направленные на формирование безопасного образа жизни ,снижению риска стать жертвой правонарушений и преступления и ослабление виктимогенной среды);
  • уголовно-правовое предупреждение (предупреждение правонарушений средствам уголовного права, процесса и уголовно-исполнительного права), ядро которого - обеспечение применения эффективного    наказания и его исполнение.

Одним из приоритетных направлений правовой политики в рамках предупреждения правонарушений и преступности среди молодежи должны стать:

  • разработка критериев определения профилактического потенциала права;
  • расширение правового обеспечения предупреждения правонарушений за счет более широкого включения в него норм гражданского,административного, трудового, семейного права, закона Украины "Об    образовании", закона "О занятости населения ";
  • увеличение числа профилактических норм в УПК Украины;
  • разработка видов и механизмов назначения наказания  в рамках уголовно-правовой процедуры;
  • разработка правового регулирования осуществления процедуры собеседования в семьях, в соответствии с которым подростки и члены их семей встречаются под надзором милиции с целью разрешения конфликта и уменьшения вероятности повторного его возникновения.

Систему субъектов формирования и реализации политики предупреждения правонарушений среди молодёжи должны образовывать государственные и негосударственные институты. Особое место среди институтов реализации политики предупреждения правонарушений занимает система правоохранения".[17].Цель системы правоохранения - обеспечение безопасности в обществе (защита человека, общества и государства от преступных посягательств)    путем реализации закона и других норм права. Субъектами политики предупреждения правонарушений среди студенчества могут выступать и негосударственные институты. Однако в отличие от многих стран, где некоторые важные функции предупреждения правонарушений студенчества берет на себя гражданское общество.Регулирования участия населения в предупреждении правонарушений должны лежать три принципа: добровольность, государственное стимулирование, содействие,поддержка (система социальных, экономических и других льгот),дополнительная правовая и социальная защита.     

Политика ппредупреждения правонарушений имеет три уровня: государственный,региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности формирования и реализации политики профилактики правонарушений и преступности.     

Успех профилактической работы зависит во многом от хорошо налаженной системы контроля; от общего - за всем комплексом профилактических мер, до индивидуального - за поведением отдельного лица.Во многих вузах возрожден институт кураторства, которому отводится в этом не последняя роль. Становление коллектива академической группы во многом зависит от деятельности куратора как организатора. Куратор должен четко определить цели деятельности, с указанием путей их достижения, сформировать работоспособный актив группы, подготовить его к осуществлению возложенных на него обязанностей и осуществлять постоянный контроль за работой всей группы.В решении этих вопросов важна работа куратора по изучению деловых и моральных качеств студентов на основе документов и личных наблюдений. Обращая внимание на процесс становления межличностных отношений, куратор может предотвратить образование микрогрупп малоактивных и пассивных студентов, изоляции отдельных студентов от группы. По мере создания актива куратор должен, опираясь на него, направлять работу органов студенческого самоуправления и жизнедеятельность всей группы. Исследование показало, что там где работа куратора поставлена, хорошо уровень правонарушений низок.    

Еще одной из форм участия общественности в профилактической работе вузов являются собрания академической группы (курса). Моральное осуждение лиц, нарушающих учебную дисциплину, правила проживания в общежитии, другие нормы, регламентирующие правила поведения студентов в вузах, часто способствуют исправлению лица; академическая группа может выходить с ходатайством перед ректором об отчислении студента, допустившего отклонение от установленных норм, из высшего учебного заведения, либо оставить его на перевоспитание в коллективе.Академическая группа, как ближайшее окружение студента, может зафиксировать очень важный момент, когда в поведении студента начинают проявляться устойчивые сдвиги с отрицательной направленностью личности, которые означают антисоциальную переориентацию его сознания. В переходе от антиобщественных мыслей к правонарушению часто немалое значение имеют личные контакты и влияния людей, занимающихся противоправной деятельностью, и настоящий коллектив может заметить негативное влияние подобных контактов, блокировать их, и тем предупредить правонарушение.

Вывод

Проведенное исследование установило, что почти все правонарушители - студенты, привлеченные к уголовной и административной ответственности, имели дисциплинарные взыскания или устные замечания должностных лиц вуза за нарушение уставных норм. Это показывает, что преступное поведение не возникает спонтанно. Антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социально одобряемых норм.    В тоже время отклонение от социальной нормы нельзя считать патологическим явлением. Сущность отклонения состоит в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в дефектности социальных установок и сформировавшихся привычек. Можно согласиться с А.Г. Ковалевым, что криминальные отклонения образуются на основе моральных .    

Выявленная связь между дисциплинарными проступками уголовными и административно наказуемыми деяниями позволяет сделать заключение, что особый акцент в профилактической работе нужно делать на борьбу с искоренением дисциплинарных проступков. В то же время, эта связь позволяет прогнозировать индивидуальное противоправное поведение и использовать профилактические меры для коррекции социального отклонения, делая особый акцент в профилактической работе на борьбу с искоренением дисциплинарных проступков, этих "фоновых" явлений уголовно и административно наказуемых правонарушений.

Список литературы

  1.  Долгова А.И. Методика криминологического изучения личности несовершеннолетнего преступника. М., 1977.
  2.  Карпец. И.И. Проблема преступности. М.: Политиздат, 1969.
  3.  Кобец Н.Г. Предупреждение правонарушений в производственном коллективе. Сб.: Вопросы теории и практики. М., 1982.
  4.  Ковалев А.В. Психологические основы исправления правонарушителя. М., 1968.
  5.  Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976.
  6.  Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания. Соч. Т. 4.
  7. Миньковский Г.М. Профилактика правонарушений среди молодежи. Киев.: "Выща школа", 1985.
  8. Некифоров Б.С. Объект преступления. М.; 1960.
  9.  Резник Г.М. Криминологическая профилактика и социальное планирование. В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. М., 1979.
  10.  Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета. 1968.
  11. Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М., 1961
  12.  Сахаров А.Б. Об антисоциальных чертах личности преступника. В сб.: Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1979.
  13.  Смирнов Г.Л. Советский ченловек. М.: Политиздат, 1982.
  14. Травин И.И. Материально-вещная среда и социалистический образ жизни. Л.: Наука, 1979.
  15.  Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М, 1971.
  16.  Карпец И. В. Преступность: иллюзии и реальность. М, 1992.17.    Косолапов Р., Марков В. Свобода и ответственность. М. Политиздат, 1979.
  17. Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М,    1996.
  18.  Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев,1986.
  19.  Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. М, 1990.
  20. Интернет-ресурсы: http//www.org/docs/ilex/un/erriad. http://centercept.ru http://student.km.ru http://www.hro.org


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама