Строяновская Е.В. Развитие профессионального творчества как фактора успешности будущих преподавателей высшей школы

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

На современном этапе развития нашего общества происходит повышение требований к потенциалу высших педагогических учебных заведений образования; интенсивно ведется поиск и разработка оптимального содержания, форм и методов подготовки педагогических кадров, способствующих не только формированию теоретических и методологических знаний, умений и навыков, но и всестороннему развитию личности педагога, непосредственно, профессионального творчества, ведущего его к самоактуализации, самореализации, а значит, и успешности. На наш взгляд, на сегодняшний день именно творческий подход педагогов к выполнению профессиональных обязанностей одновременно является и условием, и показателем интенсивного обновления педагогического труда. Поэтому мы настаиваем на том, что в будущем способность к творчеству будет одним из самых главных критериев профессиональной пригодности и эффективности учителя, и считаем, что доминирующей целью профессиональной подготовки студентов в условиях высшего учебного педагогического заведения должно быть формирование их готовности к педагогическому творчеству, которое обусловит их профессиональное и личностное саморазвитие, а также развитие творческих возможностей учеников и студентов.

В современных психолого-педагогических исследованиях проблема педагогического творчества рассматривается как актуализация потенциальных профессиональных возможностей личности и их развитие до уровня зрелости (О.М. Пехота [10]); как качественный показатель саморегуляции личности (Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий [2]); как «интегрированное системой свойств и отношений образование личности, которое характеризует ее выборочную прогнозирующую активность при подготовке и включении к деятельности» (А.Ф. Линенко [6; 53]); как потребность и способность учителя реализовывать свои силы и возможности в интересах воспитания творческой личности ученика и личностной самореализации (З.С. Левчук [7]). Следует отметить, что проблеме исследования педагогического творчества и особенностям подготовки к ней будущих учителей уделяли внимание такие психологи, как В.А. Кан-Калик и М.Д. Никандров [3], Н.В. Кичук [5], Л.М. Лузина [8]. Однако проблема профессионального творчества будущих преподавателей высшей школы, еще недостаточно исследована в теоретическом аспекте, и поэтому не нашла своего отображения в практической деятельности преподавателей университетов, не в полной мере реализована в процес профессиональной подготовки будущих специалистов образовательной отрасли.

Учитывая актуальность изучаемой проблемы, объективную потребность в новой генерации педагогических кадров, способной творчески решать задачи обновления высших учебных заведений и гуманизации образовательного процесса, а также недостаточную исследованность проблемы профессионального творчества будущих преподавателей высшей школы, целью нашего исследования было изучение психологических особенностей профессионального творчества будущих преподавателей высшей школы, а также разработка и апробация методов их развития.

На основе анализа исследований О.В. Волошенко [1], Л.В. Кекух [4], Л.О. Мильто [9], мы можем сделать вывод, что психологические особенности профессионального творчества будущих преподавателей высшей школы обусловливаются особенностями их творческой личности, которые состоят из личностных качеств творческой индивидуальности и качеств ее педагогического содержания. По нашему мнению, самыми существенными особенностями творческой личности будущих преподавателей высшей школы являются самоактуализация и креативность как личностные качества творческой индивидуальности и педагогические способности (эмпатия та коммуникативность) как качества педагогического содержания творческой индивидуальности, влияя на которые активными методами, возможно повысить общий уровень профессионального творчества будущих преподавателей, что требует дополнительного исследования.

В соответствии с выделенными особенностями профессионального творчества будущих преподавателей высшей школы, нами были избраны и проведены диагностические методики, результаты которых составляли основу констатирующего эксперимента: методика диагностики степени удовлетворенности потребностей Д.Я.Райгородского; методика на определение уровня креативности Дж. Гилфорда; методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (сокращенный тест КОС); методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. Следует отметить, что в констатирующем эксперименте принимало участие 60 студентов педагогического факультета 5 курса Переяслав-Хмельницкого педагогического университета имени Г.С.Сковороды.

В результате проведения методики диагностики степени удовлетворенности потребностей, нами были получены данные, которые указывают на то, что у будущих преподавателей высшей школы на первом месте находится потребность в признании (58 %). Мы считаем, что это обусловлено недостаточно сформированными качествами личности: мечтательностью, верой в свою исключительность. На втором месте потребность в безопасности (57 %), что, по нашему мнению, связано с тем, что будущие преподаватели высшей школы с одной стороны считают себя взрослыми, а с другой – требуют заботы и внимания со стороны родителей и близких людей. На третьем месте находятся потребности материальные (45 %), потому что, на наш взгляд, современная общественная ситуация способствует преобладанию материального над духовным: чтобы иметь успех в социуме, будущие преподаватели высшей школы должны иметь достаточный материальный уровень, что не всегда возможно, а также, если говорить о конкретных исследуемых, то их социальное положение разное, соответственно и бюджетный уровень неодинаковый. На четвертом месте находятся социальные потребности (38 %). По нашему мнению, результат не очень высок потому, что большинство будущих преподавателей высшей школы, невзирая на то, что личностное общение является одной из ведущей деятельностью их возраста, не владеют достаточными коммуникативными навыками, что приводит к трудностям в построении новых отношений с интересными людьми. Потребность в самоактуализации, по сравнению с другими потребностями, проявляется очень редко (20 %), что говорит о низком уровне личностного развития, самоопределения, самореализации, а значит, и творчества.

Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС) была нами использована для определения уровня коммуникативных способностей будущих преподавателей высшей школы. В результате проведения методики были получены данные о том, что у будущих преподавателей высшей школы преобладает средний уровень коммуникативных способностей (50 %), а также низкий (31%), что связано, по нашему мнению, с тем, что у большинства будущих преподавателей высшей школы наблюдается неразвитое умение слушать и понимать собеседника, отсутствует потребность в общении, что существенно снижает возможность развития педагогического творчества.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойка была нами использована для определения уровня эмпатических способностей испытуемых. Мы выбрали эту методику потому, что, по нашему мнению, если будущий преподаватель имеет высокий уровень эмпатических способностей, он быстрее понимает, какой творческий и индивидуальный подход возможно использовать относительно студентов. За результатами данной методики у будущих преподавателей высшей школы преобладает низкий уровень эмпатии (58 %), заниженный уровень - имеет большинство опрашиваемых (23%), а высокий - меньшинство (5%). Такое положение вещей связано с тем, что будущие преподаватели имеют недостаточно развитые умения сопереживать и сочувствовать, а значит, не понимают своего собеседника во всех его проявлениях.

С помощью методики исследования уровня креативности Дж. Гилфорда нами были определено, что у будущих преподавателей высшей школы преобладает низкий уровень креативности (48 %), средний уровень имеют не многие исследуемые (30%), а высокий - меньшинство исследуемых. Такое положение вещей, по нашему мнению, связано с тем, что большинство будущих преподавателей высшей школы психологически не готово к возникновению нестандартных ситуаций, у них не развита гибкость мышления и творческий подход к эффективному решению проблем, что существенно снижает возможность развития их педагогического творчества и профессиональной успешности.

Для доказательства первой части нашей гипотезы о том, что психологические особенности профессионального творчества обусловливаются особенностями творческой личности будущих учителей, нами были сравнены результаты по выше указанным методикам с помощью формулы коэффициента ранговой корреляции Спирмена (R = 0,89). Высокий уровень показателя корреляции говорит о том, что уровень развития самоактуализации, эмпатии и коммуникативных способностей будущих преподавателей высшей школы влияет на развитие их профессионального творчества (с ростом значения одной переменной пропорционально увеличивается значение другой).

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента указывают на низкий уровень развития профессионального творчества у будущих преподавателей высшей школы, что свидетельствует о необходимости разработки и апробации программы психокоррекции или активных методов обучения с целью его развития.

Для доказательства второй части гипотезы нашего исследования о том, что психологические особенности профессионального творчества обусловливаются особенностями творческой личности будущих учителей, коррекция которых возможна средствами социально-психологического тренинга, нами был проведен формирующий эксперимент, в котором приняло участие 60 исследуемых, разделенных на 2 группы: контрольную и экспериментальную по 30 студентов. В обеих группах был проведен первый контрольный срез с целью определения уровня развития самоактуализации, креативности, коммуникативных способностей и эмпатии, результаты которого указали на необходимость разработки и апробации социально- психологического тренинга развития профессионального творчества будущих учителей. В эксперементальной группе был проведен социально- психологический тренинг (10 занятий), целью которого было развитие основных особенностей творческой индивидуальности будущих учителей (самоактуализации, креативности, коммуникативности, эмпатии). После апробации тренинга нами был проведен второй контрольный срез формирующего эксперимента, в процессе которого использовались те же диагностические методики, что и на протяжении первого контрольного среза.

Следует отметить, что показатели уровня выраженности самоактуализации контрольной группы будущих преподавателей по методике диагностики степени удовлетворенности потребностей Д.Я.Райгородского почти не изменились, а вот в экспериментальной группе наблюдаются существенные изменения: ее выраженность увеличилась на 20 %, что свидетельствует об эффективности нашей программы социально-психологического тренинга, ее позитивной направленности. Также, можно отметить заметные сдвиги в показателях относительно уровня коммуникативных способностей будущих учителей. В экспериментальной группе значительно увеличилось количество студентов, которые оценивают себя более положительно, чем до проведения эксперимента. В частности, количество студентов, которые оценивают свой уровень коммуникативных способностей как высокий, увеличилось на 31 %; количество тех, кто оценил его, как средний, - увеличилось на 13 %. И  наоборот, на 18 % уменьшился показатель низкого уровня коммуникативных способностей. В контрольной группе эти показатели остались неизменными. Полученные результаты также подтверждают эффективность применения в экспериментальной группе предложенной нами программы относительно повышения уровня креативности будущих преподавателей высшей школы. Так, в экспериментальной группе на 29 % уменьшилось количество студентов с низким уровнем креативности, а в контрольной группе наоборот, -  даже увеличилось на 2 %, также на 16 % увеличился показатель среднего уровня креативности. Что касается уровня эмпатии, то количество исследуемых с низким уровнем эмпатии снизилось с 58 % до 10 %, то есть почти на половину. За счет этого увеличилось количество среднего и очень высокого уровней: очень высокий уровень увеличился на 30 %,  а средний на 26 %. 

Таким образом, результаты формирующего эксперимента указывают на позитивные изменения особенностей творческой личности будущих преподавателей высшей школы, что позволяет подтвердить эффективность разработанной нами программы социально-психологического тренинга, которую возможно включать в учебный процесс высших учебных заведений с целью формирования эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА
  • 1. Волошенко О.В. Становлення педагога в умовах колледжу // Рідна школа.- 1998.- № 4.- С.62-63.
  • 2. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. - М.: Просвещение, 1991. -219 с.
  • 3. Кан-Калик В.А., Никадров Н.Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
  • 4. Кекух Л.В. Формування стимулів до педагогічної творчості у майбутніх учителів початкових класів: Автореф. дис…пед. наук.- К.,2001.-19 с.
  • 5. Кичук Н.В. Формування творчої особистості вчителя. - К., 1991. - 96 с.
  • 6. Линенко А.Ф. Готовність майбутнього вчителя до педагогічної діяльності // Педагогіка і психологія. - 1995. - № 1. - С. 125 - 132.
  • 7. Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза.: Автореф. дис…канд. пед. наук.- Минск, 1992.- 19 с.
  • 8. Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. – Ташкент: ФАН, 1986. – 98 с.
  • 9. Мільто Л.О. Творче становлення індивідуальності майбутнього вчителя // Збірник наукових праць. - Випуск 2. – Київ: НПУ ім. М.П. Драгоманова, 1999. – С. 47-50.
  • 10. Пехота О. М. Індивідуалізація професійної підготовки вчителя. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - К., 1997. -52 с.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама