Чепорнюк Е., Гойко А., Крысанова Е. Новый опыт работы с пациентами психиатрической клиники в русле психодинамической психотерапии

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 07:41, 4 листопада 2012; Yrvi (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук

Чепорнюк Евгений, Гойко Алина, Крысанова Елена, г. Киев


Многими теоретиками и практиками психологической науки были описаны сложности, с которыми сталкиваются специалисты, работающие по улучшению психологического состояния психиатрических пациентов. В данный момент в нашей стране сложилась ситуация, которая и побудила нас поднять актуальную проблематику посредством ее публикации. Ситуация эта состоит в том, что пациенты получающие медикаментозное лечение в условиях психиатрических больниц не получают должной психологической поддержки. Поскольку болезни душевные не могут быть излечены фармакологически, мы пришли к выводу, что проработка психологической составляющей болезни является крайне необходимой. В частности, мы пришли к выводу, что работа с пациентами возможна также в русле психодинамической психотерапии. Мы предлагаем на рассмотрение коллег и просто заинтересованных читателей предлагаемую нами модель, заранее не зная, какую реакцию это вызовет.

Данная статья является вводной, так сказать, более теоретической, чем практической. Однако мы с превеликой радостью поделимся наработанным опытом и известим читателя о тех успехах и неудачах, которые появятся у нас при воплощении нашей теории в жизнь.

Если начать описание теории, которая легла в основу нашей работы, следует начать с классической фрейдистской концепции. В развитии своем, каждый из нас, проходит определенные стадии, успешное прохождение которых, является залогом нашего благополучия. Первые три года жизни являются крайне важными в развитии и становлении ребенка. В эти годы формируется базовое доверие, формирование чувств, эмоций, «я» и прочих крайне важных структур психики.

В эти годы жизни очень важно присутствие любящей матери и обеспечивающего безопасность отца. Мать, для ребенка, выступает в роли эмоционального контейнера, что является крайне важным для ребенка. Она помогает ребенку переживать непереносимые для него чувства и эмоции, словно помещая их внутрь себя, и возвращает ребенку в приемлемом для него виде. Отец обеспечивает безопасность ребенку и матери, и является поддержкой для матери в сложные периоды. Все это конечно базовые понятия и несколько идеалистичны, однако, это модель. Все описанное выше способствует плавному и качественному прохождению становления ребенка и преодоления ранних возрастных кризисов.

Можно сказать, что процесс психотерапии является чем-то вроде заменителя этих условий для психиатрического пациента. Поскольку, зачастую мы имеем дело с психотическими пациентами, следует помнить что их «я», представление о себе, расщеплены, или фрагментированы. Психику нормального человека можно сравнить с группой больших островов, каждый из которых представляет одну из структур психики и острова эти соединены мостами. Психика же психотических пациентов представляет собой группу абсолютно разрозненных, не имеющих связей между собой маленьких островков.

Задача психотерапии – обледенить эти островки. Однако задача эта весьма сложная т.к. множество новообразований психики пациента являются крайне дефектными и препятствуют проникновению в здоровые части его личности. Так, словно, бы их завалило камнями, а психотерапевт, как спасатель, должен извлечь эти компоненты из под обломков скал. И спасение это требует немалых сил со стороны заинтересованного в лечении пациента психотерапевта.

Также у данных пациентов отсутствует еще одна, не менее важная структура – «наблюдающее Я». Это – как писал Габбарт (1994) - способность пациента отойти от своей позиции и посмотреть на себя со стороны. Сочетание сильного наблюдающего Я и достаточного понимания себя обеспечивает индивида возможностью поддерживать или даже совершенствовать психическое равновесие без помощи терапевта [1].

Ввиду всего изложенного, ввиду сложностей в проведении психотерапии с психотическими пациентами, ввиду их расщепления представлений о себе и также отсутствия «наблюдающего я» - нами предложена слегка не обычная, но по нашему мнению, обоснованная стратегия работы с пациентами. Стратегия эта состоит в создании такого пространства, в котором существуют четко очерченные границы проводимых встреч, облегчен анализ переносов и контр-переносов возникающих в терапии и условий, в которых психотерапевту не приходится самому расщепляться подобно пациенту.

Предлагаемые нами рекомендации при проведении такой работы состоят в следующем:

  1. Четкие временные рамки (день, время, продолжительность встречи 50 минут).
  2. Присутствие трех терапевтов, один из которых обязательно мужчина.
  3. Введения правил, запрет на действия во время сеанса, использование свободных ассоциаций, попытка их систематизации, интерпретации слов и ситуаций, которые создаются в процессе психотерапии.

Немного поподробнее о приведенных нами рекомендациях.

Поскольку психика пациентов разрозненна, и зачастую они уходят в бредовые идеи, четкое проговаривание правил и временных рамок позволяет структурировать процесс психотерапии. Рамки и правила должен задавать мужчина. Три терапевта представляют собой для пациента, по нашему мнению, отца, мать и попеременно наблюдающую часть себя и просто самого себя. Далее использование классических техник психодинамической психотерапии становится намного легче при соблюдении рамок и правил в ходе работы.

Конечно же описанное выше следует проверить на большом количестве пациентов, чтобы показать состоятельность предложенной нами модели трех терапевтов работающих в русле психодинамики. Однако наша практика показывает, что данные условия во многом способствуют улучшению психического состояния пациента.

Одной из проблем, с которыми мы столкнулись, является вертикальная иерархия субординационных взаимосвязей специалистов, работающих в психиатрической службе. В нашей стране по сей день не налажено должное сотрудничество между врачом-психиатром и клиническим психологом, что обуславливается узконаправленной целью лечебного процесса, заключающейся в постановке диагноза и назначении лекарственных препаратов. При этом биологическому аспекту заболевания отводится главенствующая роль, а психологическая и социальная стороны просто нивелируются. Данный подход приводит большинство пациентов к замкнутому кругу, необходимости повторного обращения в клинику, зависимости от фармакотерапии и т. д.

Мы ни в коем случае не пытаемся уличить медицину в беспочвенности и неправильности медикаментозных интервенций, ведь большинство симптомов просто невозможно убрать, не применяя лекарств. Акцент нашего внимания больше сосредоточен на пациентах, психика которых функционирует на психотическом уровне, вызванном психологическими фрустрациями и травмами. В таких случаях после снятия острых симптомов (психоза) посредством медикаментов пациенту крайне необходима систематическая психологическая помощь, которая не оставит человека один на один со своими переживаниями, а найдёт истинную причину состояния, покажет пути решения проблемы, тем самым способствуя выздоровлению и уменьшая риск повторного поступления в клинику. Поэтому в лечебном процессе крайне необходима кооперативная работа врача-психиатра и психолога с уважительным отношением к сфере компетенции обеих сторон, чего, к сожалению, не предусматривает психиатрическая служба нашей страны.

Мы очень надеемся в скором времени предоставить читателю результаты подобной психотерапии и описать исход, к которому мы пришли, применяя наш подход на практике.


Список використаних джерел:

  1. Кадлер Х.С., Блэнк А.С., Крапник Дж.Л. Психодинамическая терапия посттравматического стрессового расстройства // Журнал практической психологии и психоанализа.– №2. –2005.
[[Категорія:Наукові праці фахівців кафедри практичної психології

Київського університету імені Бориса Грінченка]]



Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама