Чередниченко С.В. Национальное воспитание как основа культурологической составляющей в практике современного дошкольного образования

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
Рядок 1: Рядок 1:
 
В созданных человеком традициях, обычаях, обрядах, народных праздниках отразилась педагогическая культура народа, которая формировалась на протяжении многих веков и имеет бесценный воспитательный потенциал. Народные традиции и обряды выполняют важную функцию, а именно – обеспечивают связь прошлого и настоящего, а на этой основе сохраняются национальные и общечеловеческие ценности, идеалы, вкусы, предпочтения народа, через которые каждая нация способна воспроизвести собственный национальный дух и национальный характер.
 
В созданных человеком традициях, обычаях, обрядах, народных праздниках отразилась педагогическая культура народа, которая формировалась на протяжении многих веков и имеет бесценный воспитательный потенциал. Народные традиции и обряды выполняют важную функцию, а именно – обеспечивают связь прошлого и настоящего, а на этой основе сохраняются национальные и общечеловеческие ценности, идеалы, вкусы, предпочтения народа, через которые каждая нация способна воспроизвести собственный национальный дух и национальный характер.
 +
 
Известный российский ученый Н.Лосский подчеркивал, что национальная культура становится известной во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества [4].
 
Известный российский ученый Н.Лосский подчеркивал, что национальная культура становится известной во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества [4].
 +
 
По мнению О. Ольжича, развитие национального воспитания начинается с дошкольного возраста. Это требует особого отношения к разработке методов, форм и содержания воспитательной работы с молодыми гражданами страны. Он утверждает, что в основе дошкольного воспитания должна быть народность. Дошкольное воспитание, должно быть национальным, а его содержанием и воспитательным материалом должна стать украинская народная культура [2].
 
По мнению О. Ольжича, развитие национального воспитания начинается с дошкольного возраста. Это требует особого отношения к разработке методов, форм и содержания воспитательной работы с молодыми гражданами страны. Он утверждает, что в основе дошкольного воспитания должна быть народность. Дошкольное воспитание, должно быть национальным, а его содержанием и воспитательным материалом должна стать украинская народная культура [2].
 +
 
Как отметила Т. Пониманская: «Незнание и игнорирование родного языка, родной истории, национальной культуры, отступление от многовековых традиций этнопедагогики непоправимо вредят национальному воспитанию»[7].
 
Как отметила Т. Пониманская: «Незнание и игнорирование родного языка, родной истории, национальной культуры, отступление от многовековых традиций этнопедагогики непоправимо вредят национальному воспитанию»[7].
 +
 
Рассмотрим детальнее опыт работы современных воспитателей дошкольных образовательных учреждений по возрождению национальной культуры и традиций в условиях нового направления развития детей дошкольного возраста - национального воспитания. Именно различным направлениям национального воспитания в последние годы уделяется всё большее внимание в различных программах для современных детских садов. Это обусловило появление новых интересных идеи и апробированных систем работы с детьми по национальному воспитанию дошкольников.
 
Рассмотрим детальнее опыт работы современных воспитателей дошкольных образовательных учреждений по возрождению национальной культуры и традиций в условиях нового направления развития детей дошкольного возраста - национального воспитания. Именно различным направлениям национального воспитания в последние годы уделяется всё большее внимание в различных программах для современных детских садов. Это обусловило появление новых интересных идеи и апробированных систем работы с детьми по национальному воспитанию дошкольников.
 +
 
Так, интересной является разработка цикла развивающих-дидактических игр «Эхо старины» Н. Пономаревой. Каждая игра предложенная автором имеет несколько степеней сложности, что позволяет использовать данные игры в работе с детьми разными по возрасту и уровню подготовки. Все игры направлены на расширение и закрепление знаний о национальных обычаях и традициях народа. Составные Н. Пономаревой зазывалки, считалки делают игровой процесс более интересным. В игре «Ярмарка» автор предлагает такие зазывалки:
 
Так, интересной является разработка цикла развивающих-дидактических игр «Эхо старины» Н. Пономаревой. Каждая игра предложенная автором имеет несколько степеней сложности, что позволяет использовать данные игры в работе с детьми разными по возрасту и уровню подготовки. Все игры направлены на расширение и закрепление знаний о национальных обычаях и традициях народа. Составные Н. Пономаревой зазывалки, считалки делают игровой процесс более интересным. В игре «Ярмарка» автор предлагает такие зазывалки:
 +
 
* 1. На ярмарке нашем
 
* 1. На ярмарке нашем
 +
 
* Веселом, богатом.  
 
* Веселом, богатом.  
 +
 
* Есть чему удивляться  
 
* Есть чему удивляться  
 +
 
* И есть что приобрести!
 
* И есть что приобрести!
 +
 +
 +
  
  
 
* 2. Подходите сюда,
 
* 2. Подходите сюда,
 +
 
* Дорогие хозяйки,
 
* Дорогие хозяйки,
 +
 
* Выбирайте посуду
 
* Выбирайте посуду
 +
 
* Всей вашей семье.
 
* Всей вашей семье.
 +
 
Так, например, игра «Повар» знакомит детей с национальной кухней, учит четко говорить зазывалки и названия продуктов и т.п..
 
Так, например, игра «Повар» знакомит детей с национальной кухней, учит четко говорить зазывалки и названия продуктов и т.п..
 +
 
Цель игры: приобщать детей к национальным традициям, закреплять знания детей об украинском национальном посуде и украинских блюдах; формировать представление про характерные черты родного народа: гостеприимство, трудолюбие ...
 
Цель игры: приобщать детей к национальным традициям, закреплять знания детей об украинском национальном посуде и украинских блюдах; формировать представление про характерные черты родного народа: гостеприимство, трудолюбие ...
 +
 
Игровое задание: отгадать название блюда и подобрать к нему посуду.
 
Игровое задание: отгадать название блюда и подобрать к нему посуду.
 +
 
Оборудование: плоскостные изображения национальной посуды, стилизованная «Украинская печь»; карточки на которых изображены национальные блюда; колпак повара; фанты.
 
Оборудование: плоскостные изображения национальной посуды, стилизованная «Украинская печь»; карточки на которых изображены национальные блюда; колпак повара; фанты.
 +
 
В игре участвуют 6 - 10 детей
 
В игре участвуют 6 - 10 детей
 +
 
Ход игры. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены плоскостные силуэты украинской национальной посуды. Передавая по кругу, друг другу поварской колпак дети говорят:
 
Ход игры. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены плоскостные силуэты украинской национальной посуды. Передавая по кругу, друг другу поварской колпак дети говорят:
 +
 
Утром на гостей все ждали,
 
Утром на гостей все ждали,
 +
 
Блюд много приготовили.
 
Блюд много приготовили.
 +
 
Сейчас повар их покажет
 
Сейчас повар их покажет
 +
 
И о блюдах все расскажет.
 
И о блюдах все расскажет.
 +
 
У кого из детей по окончанию речевки колпак остался в руках, тот становится поваром и надевает колпак на голову. Повар достает из «печи» карточку с изображением украинского национального блюда, рассматривает ее, пока не показывая никому.
 
У кого из детей по окончанию речевки колпак остался в руках, тот становится поваром и надевает колпак на голову. Повар достает из «печи» карточку с изображением украинского национального блюда, рассматривает ее, пока не показывая никому.
 +
 
Дети. Повар, повар, а готовое ли блюдо?
 
Дети. Повар, повар, а готовое ли блюдо?
 +
 
Повар. Готовое!
 
Повар. Готовое!
 +
 
Дети. А из чего оно готовилось?
 
Дети. А из чего оно готовилось?
 +
 
Повар называет продукты необходимые для приготовления блюда. Дети отгадывают его название. Кто первый угадал – получает фант от повара и выбирает из посуды ту, в которой  это блюдо можно сохранять. Если ребенок правильно подобрал посуду, то он становится поваром. Если нет – повар снова выбирается с помощью речевки.
 
Повар называет продукты необходимые для приготовления блюда. Дети отгадывают его название. Кто первый угадал – получает фант от повара и выбирает из посуды ту, в которой  это блюдо можно сохранять. Если ребенок правильно подобрал посуду, то он становится поваром. Если нет – повар снова выбирается с помощью речевки.
 +
 
Как показывает практика, такие игры интересны детям. Малыши возвращаются к игре, добавляя новые атрибуты, придумывая новые правила[6].
 
Как показывает практика, такие игры интересны детям. Малыши возвращаются к игре, добавляя новые атрибуты, придумывая новые правила[6].
 +
 
На сегодняшний день воспитатели все больше обращаются к народным источникам в воспитании детей. Национальное воспитание невозможно без ознакомления детей с национальной культурой. Именно украинская народная игрушка – это источник знаний об украинском народе, украинский быт, украинские традиции и обычаи, и национальную культуру. Народная игрушка является наследием подобно языку, сказки, песни. Она несет в себе художественную культуру народного творчества, проверена детской любовью к ней, детской игрой.
 
На сегодняшний день воспитатели все больше обращаются к народным источникам в воспитании детей. Национальное воспитание невозможно без ознакомления детей с национальной культурой. Именно украинская народная игрушка – это источник знаний об украинском народе, украинский быт, украинские традиции и обычаи, и национальную культуру. Народная игрушка является наследием подобно языку, сказки, песни. Она несет в себе художественную культуру народного творчества, проверена детской любовью к ней, детской игрой.
 +
 
Для развития сюжетно-ролевой игры ученые предлагают воспитателям в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста использовать игрушки из дерева, глины, ткани, соломы и т.п..
 
Для развития сюжетно-ролевой игры ученые предлагают воспитателям в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста использовать игрушки из дерева, глины, ткани, соломы и т.п..
 +
 
Для обогащения жизненных впечатлений детей о природе, о предметной окружающей среде, поддержание у них стремления к творчеству следует при организации игровой деятельности использовать также куклы из ткани и растительных материалов. Они пригодятся во время  различных видов работы с дошкольниками: игровых моментов, игр-забав, развлечений, наблюдений, мини-занятий и т.п.. Благодаря использованию этих игрушек игровую деятельность можно эффективно сочетать с моделированием, трудовой деятельностью [5].
 
Для обогащения жизненных впечатлений детей о природе, о предметной окружающей среде, поддержание у них стремления к творчеству следует при организации игровой деятельности использовать также куклы из ткани и растительных материалов. Они пригодятся во время  различных видов работы с дошкольниками: игровых моментов, игр-забав, развлечений, наблюдений, мини-занятий и т.п.. Благодаря использованию этих игрушек игровую деятельность можно эффективно сочетать с моделированием, трудовой деятельностью [5].
 +
 
Использование народных игрушек из ткани, соломы, травы, кукурузы, лозы знакомит малышей с процессами производства предметов домашнего обихода, приобщает их к культуре прошлого и современности своего народа. При непосредственном изготовлении таких игрушек дети не только знакомятся на практике с материалами, их свойствами, но и получают практические умения и навыки (вырезать, шнуровать, завязывать и т.д.). Кроме того, это способствует развитию творчества детей как ведущей характеристики активности старшего дошкольника [5].
 
Использование народных игрушек из ткани, соломы, травы, кукурузы, лозы знакомит малышей с процессами производства предметов домашнего обихода, приобщает их к культуре прошлого и современности своего народа. При непосредственном изготовлении таких игрушек дети не только знакомятся на практике с материалами, их свойствами, но и получают практические умения и навыки (вырезать, шнуровать, завязывать и т.д.). Кроме того, это способствует развитию творчества детей как ведущей характеристики активности старшего дошкольника [5].
 +
 
Ознакомление детей с национальной культурой средством расширения и уточнения, представлений об украинской народной игрушке является многогранным, интересным процессом, как для детей, так и для взрослых. Народная игрушка в детских руках есть той ниточкой, которая соединяет человека с историей ее Родины.
 
Ознакомление детей с национальной культурой средством расширения и уточнения, представлений об украинской народной игрушке является многогранным, интересным процессом, как для детей, так и для взрослых. Народная игрушка в детских руках есть той ниточкой, которая соединяет человека с историей ее Родины.
 +
 
Данная работа невозможна без соответствующего обустройства среды, как дошкольного учреждения, так и групповой комнаты. Как отмечает Е. Кононко: «Определяющей есть культура сада, общая атмосфера в нем, что создается совместными усилиями всех участников образовательного процесса и формируется в результате опыта воспитателей и адаптации учреждения к требованиям и потребностям общества и государства» [3]
 
Данная работа невозможна без соответствующего обустройства среды, как дошкольного учреждения, так и групповой комнаты. Как отмечает Е. Кононко: «Определяющей есть культура сада, общая атмосфера в нем, что создается совместными усилиями всех участников образовательного процесса и формируется в результате опыта воспитателей и адаптации учреждения к требованиям и потребностям общества и государства» [3]
 +
 
Поэтому,  одной из новых форм национального и общественно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении является обустройство национальных уголков, где собраны разнообразные материалы для проведения соответствующей образовательно-воспитательной работы с дошкольниками: этнографический, общественно-политический и художественный.
 
Поэтому,  одной из новых форм национального и общественно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении является обустройство национальных уголков, где собраны разнообразные материалы для проведения соответствующей образовательно-воспитательной работы с дошкольниками: этнографический, общественно-политический и художественный.
 +
 
Л. Аносова, воспитатель дошкольного учреждения № 35 "Одуванчик" г.  Желтые Воды Днепропетровской области рекомендует следующую тематику национальных уголков(которая состоит из блоков и модулей):
 
Л. Аносова, воспитатель дошкольного учреждения № 35 "Одуванчик" г.  Желтые Воды Днепропетровской области рекомендует следующую тематику национальных уголков(которая состоит из блоков и модулей):
 +
 
'''Блок І. Семья. Род.'''  
 
'''Блок І. Семья. Род.'''  
 +
 
* Модуль 1. Семейные отношения
 
* Модуль 1. Семейные отношения
 +
 
* Модуль 2. Семья, родословная
 
* Модуль 2. Семья, родословная
 +
 
* Модуль 3. Семейные традиции, обряды, праздники
 
* Модуль 3. Семейные традиции, обряды, праздники
 +
 
'''Блок II. Родной край'''
 
'''Блок II. Родной край'''
 +
 
* Модуль 1. Улицы родного города
 
* Модуль 1. Улицы родного города
 +
 
* Модуль 2. Музеи города, памятники, исторические сооружения, обелиски, их история
 
* Модуль 2. Музеи города, памятники, исторические сооружения, обелиски, их история
 +
 
* Модуль 3. Предприятия, учреждения, учебные заведения города, культурные сооружения.
 
* Модуль 3. Предприятия, учреждения, учебные заведения города, культурные сооружения.
 +
 
* Модуль 4. Городской транспорт
 
* Модуль 4. Городской транспорт
 +
 
* Модуль 5. Отдых горожан
 
* Модуль 5. Отдых горожан
 +
 
* Модуль 6. Естественный ландшафт города, природные богатства
 
* Модуль 6. Естественный ландшафт города, природные богатства
 +
 
* Модуль 7. История родного города
 
* Модуль 7. История родного города
 +
 
'''Блок ІІІ. Украина – наша Родина'''
 
'''Блок ІІІ. Украина – наша Родина'''
 +
 
* Модуль 1. Киев – столица Украины. Моя Родина – Украина
 
* Модуль 1. Киев – столица Украины. Моя Родина – Украина
 +
 
* Модуль 2. Путешествие по Украине
 
* Модуль 2. Путешествие по Украине
 +
 
* Модуль 3. Исторические корни Украины. Карта Украины.
 
* Модуль 3. Исторические корни Украины. Карта Украины.
 +
 
* Модуль 4. Основание Киева
 
* Модуль 4. Основание Киева
 +
 
* Модуль 5. Памятники национальной истории, храмы, соборы
 
* Модуль 5. Памятники национальной истории, храмы, соборы
 +
 
* Модуль 6. Национальные герои Украины
 
* Модуль 6. Национальные герои Украины
 +
 
* Модуль 7. Тарас Шевченко. Леся Украинский
 
* Модуль 7. Тарас Шевченко. Леся Украинский
 +
 
'''Блок ІV. Символы Украины'''
 
'''Блок ІV. Символы Украины'''
 +
 
* Модуль 1. Государственные символы Украины: Герб, Флаг, Гимн
 
* Модуль 1. Государственные символы Украины: Герб, Флаг, Гимн
 +
 
* Модуль 2. Национальные символы-обереги: венок, полотенце
 
* Модуль 2. Национальные символы-обереги: венок, полотенце
 +
 
* Модуль 3. Хлеб - символ украинского народа
 
* Модуль 3. Хлеб - символ украинского народа
 +
 
* Модуль 4. Растительные символы: калина, ива, тополь, дуб, хмель, явор, барвинок, мак, тыква
 
* Модуль 4. Растительные символы: калина, ива, тополь, дуб, хмель, явор, барвинок, мак, тыква
 +
 
* Модуль 5. Птичьи символы: аист в гнезде, кукушка, соловей, пара голубей
 
* Модуль 5. Птичьи символы: аист в гнезде, кукушка, соловей, пара голубей
 +
 
'''Блок V. Быт Украины'''
 
'''Блок V. Быт Украины'''
 +
 
* Модуль 1. Украинская национальная игрушка. Мастера украинской народной региональной игрушки  
 
* Модуль 1. Украинская национальная игрушка. Мастера украинской народной региональной игрушки  
 +
 
* Модуль 2. Национальная одежда
 
* Модуль 2. Национальная одежда
 +
 
* Модуль 3. Национальная посуда
 
* Модуль 3. Национальная посуда
 +
 
* Модуль 4. Национальные, обрядовые блюда
 
* Модуль 4. Национальные, обрядовые блюда
 +
 
* Модуль 5. Домашний интерьер, хозяйственные постройки во дворе
 
* Модуль 5. Домашний интерьер, хозяйственные постройки во дворе
 +
 
'''Блок VІ. Национальные традиции и праздники'''
 
'''Блок VІ. Национальные традиции и праздники'''
 +
 
* Модуль 1. Народные праздники и весенние обряды
 
* Модуль 1. Народные праздники и весенние обряды
 +
 
* Модуль 2. Народные праздники и обряды летнего цикла
 
* Модуль 2. Народные праздники и обряды летнего цикла
 +
 
* Модуль 3. Народные праздники и обряды осеннего цикла
 
* Модуль 3. Народные праздники и обряды осеннего цикла
 +
 
* Модуль 4. Народные праздники зимнего цикла
 
* Модуль 4. Народные праздники зимнего цикла
 +
 
'''Блок VІІ. Украинское национальное искусство'''
 
'''Блок VІІ. Украинское национальное искусство'''
 +
 
* Модуль 1. Картины украинских художников-классиков
 
* Модуль 1. Картины украинских художников-классиков
 +
 
* Модуль 2. Картины современных художников
 
* Модуль 2. Картины современных художников
 +
 
'''Блок VІІ. Декоративно прикладное искусство и народные промыслы Украины'''
 
'''Блок VІІ. Декоративно прикладное искусство и народные промыслы Украины'''
 +
 
* Модуль 1. Украинская вышивка
 
* Модуль 1. Украинская вышивка
 +
 
* Модуль 2. Вытынанка
 
* Модуль 2. Вытынанка
 +
 
* Модуль 3. Резьба по дереву
 
* Модуль 3. Резьба по дереву
 +
 
* Модуль 4. Художественное оформление кожаных изделий
 
* Модуль 4. Художественное оформление кожаных изделий
 +
 
* Модуль 5. Художественная обработка металла (медь, бронза, латунь)
 
* Модуль 5. Художественная обработка металла (медь, бронза, латунь)
 +
 
* Модуль 6. Гончарное искусство
 
* Модуль 6. Гончарное искусство
 +
 
* Модуль 7. Плетение
 
* Модуль 7. Плетение
 +
 
* Модуль 8. Роспись [1].
 
* Модуль 8. Роспись [1].
 +
 
Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к украинским государственным и народным символам, оберегам и обычаям [1].
 
Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к украинским государственным и народным символам, оберегам и обычаям [1].
 +
 
Человек, как дерево, не может жить без корней, поэтому изучение национального достояния, истории духовной национальной культуры является первоосновой для национального воспитания, менталитета и духовности в воспитании молодого поколения.
 
Человек, как дерево, не может жить без корней, поэтому изучение национального достояния, истории духовной национальной культуры является первоосновой для национального воспитания, менталитета и духовности в воспитании молодого поколения.
 +
 
Таким образом, целью национального воспитания на современном этапе является передача детям социального опыта, наследование ими духовных достижений нашего народа.
 
Таким образом, целью национального воспитания на современном этапе является передача детям социального опыта, наследование ими духовных достижений нашего народа.
 +
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 +
 
* 1. Аносова Л. Національні куточки в дитсадку: орієнтовна тематика та оснащення // Дошкільне виховання. – 2008. – № 8. – С. 20-22
 
* 1. Аносова Л. Національні куточки в дитсадку: орієнтовна тематика та оснащення // Дошкільне виховання. – 2008. – № 8. – С. 20-22
 +
 
* 2. Богуш А.М. Українське народознавство в дошкільному закладі: [навч. посіб]– 2-ге вид., переробл. і допов./ А.М. Богуш, Н.В. Лисенко – К.: Вища шк.., 2002. – 407 с.
 
* 2. Богуш А.М. Українське народознавство в дошкільному закладі: [навч. посіб]– 2-ге вид., переробл. і допов./ А.М. Богуш, Н.В. Лисенко – К.: Вища шк.., 2002. – 407 с.
 +
 
* 3. Кононко О. Сучасний дитсадок: який він? // Дошкільне виховання. – 2006. – № 7. – С. 3-6
 
* 3. Кононко О. Сучасний дитсадок: який він? // Дошкільне виховання. – 2006. – № 7. – С. 3-6
 +
 
* 4. Культурологія: українська та зарубіжна культура: [навч. посіб.]/ М.М.Занович, І.А.Зязюн, О.М.Семашко та ін./ за ред. М.М.Зановича. – К.: Знання, 2004. – 567 с.
 
* 4. Культурологія: українська та зарубіжна культура: [навч. посіб.]/ М.М.Занович, І.А.Зязюн, О.М.Семашко та ін./ за ред. М.М.Зановича. – К.: Знання, 2004. – 567 с.
 +
 
* 5. Народна іграшка в життєдіяльності дошкільнят / [Н. Омельченко, Н. Курочка, Т. Дудова, О. Найден // Палітра педагога. – 2010 р. – № 4 – С. 3 – 10.
 
* 5. Народна іграшка в життєдіяльності дошкільнят / [Н. Омельченко, Н. Курочка, Т. Дудова, О. Найден // Палітра педагога. – 2010 р. – № 4 – С. 3 – 10.
 +
 
* 6. Пономарьова Н. Відлуння старовини. Дидактичні ігри за народознавчими мотивами // Дошкільне виховання. – 2007. – № 10. – С. 23-25
 
* 6. Пономарьова Н. Відлуння старовини. Дидактичні ігри за народознавчими мотивами // Дошкільне виховання. – 2007. – № 10. – С. 23-25
 +
 
* 7. Поніманська Т. Гуманістичне виховання:етнопедагогічні витоки // Дошкільне виховання, 2011, № 8 С.9-13
 
* 7. Поніманська Т. Гуманістичне виховання:етнопедагогічні витоки // Дошкільне виховання, 2011, № 8 С.9-13
 +
 +
 +
  
  
 
[[Категорія:Статті російською мовою]]
 
[[Категорія:Статті російською мовою]]
 +
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 +
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 +
 
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]]
 
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]]
 +
 
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]]
 
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]]
 +
 
[[Категорія:Статті з педагогіки]]
 
[[Категорія:Статті з педагогіки]]
 +
 
[[Категорія:Для аспірантів]]
 
[[Категорія:Для аспірантів]]
 +
 
[[Категорія:Для магістрантів]]
 
[[Категорія:Для магістрантів]]
 +
 
[[Категорія:Для науковців]]
 
[[Категорія:Для науковців]]
 +
 
[[Категорія:Для студентів]]
 
[[Категорія:Для студентів]]

Версія за 22:50, 15 червня 2013

В созданных человеком традициях, обычаях, обрядах, народных праздниках отразилась педагогическая культура народа, которая формировалась на протяжении многих веков и имеет бесценный воспитательный потенциал. Народные традиции и обряды выполняют важную функцию, а именно – обеспечивают связь прошлого и настоящего, а на этой основе сохраняются национальные и общечеловеческие ценности, идеалы, вкусы, предпочтения народа, через которые каждая нация способна воспроизвести собственный национальный дух и национальный характер.

Известный российский ученый Н.Лосский подчеркивал, что национальная культура становится известной во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества [4].

По мнению О. Ольжича, развитие национального воспитания начинается с дошкольного возраста. Это требует особого отношения к разработке методов, форм и содержания воспитательной работы с молодыми гражданами страны. Он утверждает, что в основе дошкольного воспитания должна быть народность. Дошкольное воспитание, должно быть национальным, а его содержанием и воспитательным материалом должна стать украинская народная культура [2].

Как отметила Т. Пониманская: «Незнание и игнорирование родного языка, родной истории, национальной культуры, отступление от многовековых традиций этнопедагогики непоправимо вредят национальному воспитанию»[7].

Рассмотрим детальнее опыт работы современных воспитателей дошкольных образовательных учреждений по возрождению национальной культуры и традиций в условиях нового направления развития детей дошкольного возраста - национального воспитания. Именно различным направлениям национального воспитания в последние годы уделяется всё большее внимание в различных программах для современных детских садов. Это обусловило появление новых интересных идеи и апробированных систем работы с детьми по национальному воспитанию дошкольников.

Так, интересной является разработка цикла развивающих-дидактических игр «Эхо старины» Н. Пономаревой. Каждая игра предложенная автором имеет несколько степеней сложности, что позволяет использовать данные игры в работе с детьми разными по возрасту и уровню подготовки. Все игры направлены на расширение и закрепление знаний о национальных обычаях и традициях народа. Составные Н. Пономаревой зазывалки, считалки делают игровой процесс более интересным. В игре «Ярмарка» автор предлагает такие зазывалки:

  • 1. На ярмарке нашем
  • Веселом, богатом.
  • Есть чему удивляться
  • И есть что приобрести!



  • 2. Подходите сюда,
  • Дорогие хозяйки,
  • Выбирайте посуду
  • Всей вашей семье.

Так, например, игра «Повар» знакомит детей с национальной кухней, учит четко говорить зазывалки и названия продуктов и т.п..

Цель игры: приобщать детей к национальным традициям, закреплять знания детей об украинском национальном посуде и украинских блюдах; формировать представление про характерные черты родного народа: гостеприимство, трудолюбие ...

Игровое задание: отгадать название блюда и подобрать к нему посуду.

Оборудование: плоскостные изображения национальной посуды, стилизованная «Украинская печь»; карточки на которых изображены национальные блюда; колпак повара; фанты.

В игре участвуют 6 - 10 детей

Ход игры. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены плоскостные силуэты украинской национальной посуды. Передавая по кругу, друг другу поварской колпак дети говорят:

Утром на гостей все ждали,

Блюд много приготовили.

Сейчас повар их покажет

И о блюдах все расскажет.

У кого из детей по окончанию речевки колпак остался в руках, тот становится поваром и надевает колпак на голову. Повар достает из «печи» карточку с изображением украинского национального блюда, рассматривает ее, пока не показывая никому.

Дети. Повар, повар, а готовое ли блюдо?

Повар. Готовое!

Дети. А из чего оно готовилось?

Повар называет продукты необходимые для приготовления блюда. Дети отгадывают его название. Кто первый угадал – получает фант от повара и выбирает из посуды ту, в которой это блюдо можно сохранять. Если ребенок правильно подобрал посуду, то он становится поваром. Если нет – повар снова выбирается с помощью речевки.

Как показывает практика, такие игры интересны детям. Малыши возвращаются к игре, добавляя новые атрибуты, придумывая новые правила[6].

На сегодняшний день воспитатели все больше обращаются к народным источникам в воспитании детей. Национальное воспитание невозможно без ознакомления детей с национальной культурой. Именно украинская народная игрушка – это источник знаний об украинском народе, украинский быт, украинские традиции и обычаи, и национальную культуру. Народная игрушка является наследием подобно языку, сказки, песни. Она несет в себе художественную культуру народного творчества, проверена детской любовью к ней, детской игрой.

Для развития сюжетно-ролевой игры ученые предлагают воспитателям в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста использовать игрушки из дерева, глины, ткани, соломы и т.п..

Для обогащения жизненных впечатлений детей о природе, о предметной окружающей среде, поддержание у них стремления к творчеству следует при организации игровой деятельности использовать также куклы из ткани и растительных материалов. Они пригодятся во время различных видов работы с дошкольниками: игровых моментов, игр-забав, развлечений, наблюдений, мини-занятий и т.п.. Благодаря использованию этих игрушек игровую деятельность можно эффективно сочетать с моделированием, трудовой деятельностью [5].

Использование народных игрушек из ткани, соломы, травы, кукурузы, лозы знакомит малышей с процессами производства предметов домашнего обихода, приобщает их к культуре прошлого и современности своего народа. При непосредственном изготовлении таких игрушек дети не только знакомятся на практике с материалами, их свойствами, но и получают практические умения и навыки (вырезать, шнуровать, завязывать и т.д.). Кроме того, это способствует развитию творчества детей как ведущей характеристики активности старшего дошкольника [5].

Ознакомление детей с национальной культурой средством расширения и уточнения, представлений об украинской народной игрушке является многогранным, интересным процессом, как для детей, так и для взрослых. Народная игрушка в детских руках есть той ниточкой, которая соединяет человека с историей ее Родины.

Данная работа невозможна без соответствующего обустройства среды, как дошкольного учреждения, так и групповой комнаты. Как отмечает Е. Кононко: «Определяющей есть культура сада, общая атмосфера в нем, что создается совместными усилиями всех участников образовательного процесса и формируется в результате опыта воспитателей и адаптации учреждения к требованиям и потребностям общества и государства» [3]

Поэтому, одной из новых форм национального и общественно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении является обустройство национальных уголков, где собраны разнообразные материалы для проведения соответствующей образовательно-воспитательной работы с дошкольниками: этнографический, общественно-политический и художественный.

Л. Аносова, воспитатель дошкольного учреждения № 35 "Одуванчик" г. Желтые Воды Днепропетровской области рекомендует следующую тематику национальных уголков(которая состоит из блоков и модулей):

Блок І. Семья. Род.

  • Модуль 1. Семейные отношения
  • Модуль 2. Семья, родословная
  • Модуль 3. Семейные традиции, обряды, праздники

Блок II. Родной край

  • Модуль 1. Улицы родного города
  • Модуль 2. Музеи города, памятники, исторические сооружения, обелиски, их история
  • Модуль 3. Предприятия, учреждения, учебные заведения города, культурные сооружения.
  • Модуль 4. Городской транспорт
  • Модуль 5. Отдых горожан
  • Модуль 6. Естественный ландшафт города, природные богатства
  • Модуль 7. История родного города

Блок ІІІ. Украина – наша Родина

  • Модуль 1. Киев – столица Украины. Моя Родина – Украина
  • Модуль 2. Путешествие по Украине
  • Модуль 3. Исторические корни Украины. Карта Украины.
  • Модуль 4. Основание Киева
  • Модуль 5. Памятники национальной истории, храмы, соборы
  • Модуль 6. Национальные герои Украины
  • Модуль 7. Тарас Шевченко. Леся Украинский

Блок ІV. Символы Украины

  • Модуль 1. Государственные символы Украины: Герб, Флаг, Гимн
  • Модуль 2. Национальные символы-обереги: венок, полотенце
  • Модуль 3. Хлеб - символ украинского народа
  • Модуль 4. Растительные символы: калина, ива, тополь, дуб, хмель, явор, барвинок, мак, тыква
  • Модуль 5. Птичьи символы: аист в гнезде, кукушка, соловей, пара голубей

Блок V. Быт Украины

  • Модуль 1. Украинская национальная игрушка. Мастера украинской народной региональной игрушки
  • Модуль 2. Национальная одежда
  • Модуль 3. Национальная посуда
  • Модуль 4. Национальные, обрядовые блюда
  • Модуль 5. Домашний интерьер, хозяйственные постройки во дворе

Блок VІ. Национальные традиции и праздники

  • Модуль 1. Народные праздники и весенние обряды
  • Модуль 2. Народные праздники и обряды летнего цикла
  • Модуль 3. Народные праздники и обряды осеннего цикла
  • Модуль 4. Народные праздники зимнего цикла

Блок VІІ. Украинское национальное искусство

  • Модуль 1. Картины украинских художников-классиков
  • Модуль 2. Картины современных художников

Блок VІІ. Декоративно прикладное искусство и народные промыслы Украины

  • Модуль 1. Украинская вышивка
  • Модуль 2. Вытынанка
  • Модуль 3. Резьба по дереву
  • Модуль 4. Художественное оформление кожаных изделий
  • Модуль 5. Художественная обработка металла (медь, бронза, латунь)
  • Модуль 6. Гончарное искусство
  • Модуль 7. Плетение
  • Модуль 8. Роспись [1].

Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к украинским государственным и народным символам, оберегам и обычаям [1].

Человек, как дерево, не может жить без корней, поэтому изучение национального достояния, истории духовной национальной культуры является первоосновой для национального воспитания, менталитета и духовности в воспитании молодого поколения.

Таким образом, целью национального воспитания на современном этапе является передача детям социального опыта, наследование ими духовных достижений нашего народа.

ЛИТЕРАТУРА
  • 1. Аносова Л. Національні куточки в дитсадку: орієнтовна тематика та оснащення // Дошкільне виховання. – 2008. – № 8. – С. 20-22
  • 2. Богуш А.М. Українське народознавство в дошкільному закладі: [навч. посіб]– 2-ге вид., переробл. і допов./ А.М. Богуш, Н.В. Лисенко – К.: Вища шк.., 2002. – 407 с.
  • 3. Кононко О. Сучасний дитсадок: який він? // Дошкільне виховання. – 2006. – № 7. – С. 3-6
  • 4. Культурологія: українська та зарубіжна культура: [навч. посіб.]/ М.М.Занович, І.А.Зязюн, О.М.Семашко та ін./ за ред. М.М.Зановича. – К.: Знання, 2004. – 567 с.
  • 5. Народна іграшка в життєдіяльності дошкільнят / [Н. Омельченко, Н. Курочка, Т. Дудова, О. Найден // Палітра педагога. – 2010 р. – № 4 – С. 3 – 10.
  • 6. Пономарьова Н. Відлуння старовини. Дидактичні ігри за народознавчими мотивами // Дошкільне виховання. – 2007. – № 10. – С. 23-25
  • 7. Поніманська Т. Гуманістичне виховання:етнопедагогічні витоки // Дошкільне виховання, 2011, № 8 С.9-13
Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама