Чередниченко С.В. Национальное воспитание как основа культурологической составляющей в практике современного дошкольного образования

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

В созданных человеком традициях, обычаях, обрядах, народных праздниках отразилась педагогическая культура народа, которая формировалась на протяжении многих веков и имеет бесценный воспитательный потенциал. Народные традиции и обряды выполняют важную функцию, а именно – обеспечивают связь прошлого и настоящего, а на этой основе сохраняются национальные и общечеловеческие ценности, идеалы, вкусы, предпочтения народа, через которые каждая нация способна воспроизвести собственный национальный дух и национальный характер.

Известный российский ученый Н.Лосский подчеркивал, что национальная культура становится известной во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества [4].

По мнению О. Ольжича, развитие национального воспитания начинается с дошкольного возраста. Это требует особого отношения к разработке методов, форм и содержания воспитательной работы с молодыми гражданами страны. Он утверждает, что в основе дошкольного воспитания должна быть народность. Дошкольное воспитание, должно быть национальным, а его содержанием и воспитательным материалом должна стать украинская народная культура [2].

Как отметила Т. Пониманская: «Незнание и игнорирование родного языка, родной истории, национальной культуры, отступление от многовековых традиций этнопедагогики непоправимо вредят национальному воспитанию»[7].

Рассмотрим детальнее опыт работы современных воспитателей дошкольных образовательных учреждений по возрождению национальной культуры и традиций в условиях нового направления развития детей дошкольного возраста - национального воспитания. Именно различным направлениям национального воспитания в последние годы уделяется всё большее внимание в различных программах для современных детских садов. Это обусловило появление новых интересных идеи и апробированных систем работы с детьми по национальному воспитанию дошкольников.

Так, интересной является разработка цикла развивающих-дидактических игр «Эхо старины» Н. Пономаревой. Каждая игра предложенная автором имеет несколько степеней сложности, что позволяет использовать данные игры в работе с детьми разными по возрасту и уровню подготовки. Все игры направлены на расширение и закрепление знаний о национальных обычаях и традициях народа. Составные Н. Пономаревой зазывалки, считалки делают игровой процесс более интересным. В игре «Ярмарка» автор предлагает такие зазывалки:

  • 1. На ярмарке нашем
  • Веселом, богатом.
  • Есть чему удивляться
  • И есть что приобрести!



  • 2. Подходите сюда,
  • Дорогие хозяйки,
  • Выбирайте посуду
  • Всей вашей семье.

Так, например, игра «Повар» знакомит детей с национальной кухней, учит четко говорить зазывалки и названия продуктов и т.п..

Цель игры: приобщать детей к национальным традициям, закреплять знания детей об украинском национальном посуде и украинских блюдах; формировать представление про характерные черты родного народа: гостеприимство, трудолюбие ...

Игровое задание: отгадать название блюда и подобрать к нему посуду.

Оборудование: плоскостные изображения национальной посуды, стилизованная «Украинская печь»; карточки на которых изображены национальные блюда; колпак повара; фанты.

В игре участвуют 6 - 10 детей

Ход игры. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены плоскостные силуэты украинской национальной посуды. Передавая по кругу, друг другу поварской колпак дети говорят:

Утром на гостей все ждали,

Блюд много приготовили.

Сейчас повар их покажет

И о блюдах все расскажет.

У кого из детей по окончанию речевки колпак остался в руках, тот становится поваром и надевает колпак на голову. Повар достает из «печи» карточку с изображением украинского национального блюда, рассматривает ее, пока не показывая никому.

Дети. Повар, повар, а готовое ли блюдо?

Повар. Готовое!

Дети. А из чего оно готовилось?

Повар называет продукты необходимые для приготовления блюда. Дети отгадывают его название. Кто первый угадал – получает фант от повара и выбирает из посуды ту, в которой это блюдо можно сохранять. Если ребенок правильно подобрал посуду, то он становится поваром. Если нет – повар снова выбирается с помощью речевки.

Как показывает практика, такие игры интересны детям. Малыши возвращаются к игре, добавляя новые атрибуты, придумывая новые правила[6].

На сегодняшний день воспитатели все больше обращаются к народным источникам в воспитании детей. Национальное воспитание невозможно без ознакомления детей с национальной культурой. Именно украинская народная игрушка – это источник знаний об украинском народе, украинский быт, украинские традиции и обычаи, и национальную культуру. Народная игрушка является наследием подобно языку, сказки, песни. Она несет в себе художественную культуру народного творчества, проверена детской любовью к ней, детской игрой.

Для развития сюжетно-ролевой игры ученые предлагают воспитателям в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста использовать игрушки из дерева, глины, ткани, соломы и т.п..

Для обогащения жизненных впечатлений детей о природе, о предметной окружающей среде, поддержание у них стремления к творчеству следует при организации игровой деятельности использовать также куклы из ткани и растительных материалов. Они пригодятся во время различных видов работы с дошкольниками: игровых моментов, игр-забав, развлечений, наблюдений, мини-занятий и т.п.. Благодаря использованию этих игрушек игровую деятельность можно эффективно сочетать с моделированием, трудовой деятельностью [5].

Использование народных игрушек из ткани, соломы, травы, кукурузы, лозы знакомит малышей с процессами производства предметов домашнего обихода, приобщает их к культуре прошлого и современности своего народа. При непосредственном изготовлении таких игрушек дети не только знакомятся на практике с материалами, их свойствами, но и получают практические умения и навыки (вырезать, шнуровать, завязывать и т.д.). Кроме того, это способствует развитию творчества детей как ведущей характеристики активности старшего дошкольника [5].

Ознакомление детей с национальной культурой средством расширения и уточнения, представлений об украинской народной игрушке является многогранным, интересным процессом, как для детей, так и для взрослых. Народная игрушка в детских руках есть той ниточкой, которая соединяет человека с историей ее Родины.

Данная работа невозможна без соответствующего обустройства среды, как дошкольного учреждения, так и групповой комнаты. Как отмечает Е. Кононко: «Определяющей есть культура сада, общая атмосфера в нем, что создается совместными усилиями всех участников образовательного процесса и формируется в результате опыта воспитателей и адаптации учреждения к требованиям и потребностям общества и государства» [3]

Поэтому, одной из новых форм национального и общественно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении является обустройство национальных уголков, где собраны разнообразные материалы для проведения соответствующей образовательно-воспитательной работы с дошкольниками: этнографический, общественно-политический и художественный.

Л. Аносова, воспитатель дошкольного учреждения № 35 "Одуванчик" г. Желтые Воды Днепропетровской области рекомендует следующую тематику национальных уголков(которая состоит из блоков и модулей):

Блок І. Семья. Род.

  • Модуль 1. Семейные отношения
  • Модуль 2. Семья, родословная
  • Модуль 3. Семейные традиции, обряды, праздники

Блок II. Родной край

  • Модуль 1. Улицы родного города
  • Модуль 2. Музеи города, памятники, исторические сооружения, обелиски, их история
  • Модуль 3. Предприятия, учреждения, учебные заведения города, культурные сооружения.
  • Модуль 4. Городской транспорт
  • Модуль 5. Отдых горожан
  • Модуль 6. Естественный ландшафт города, природные богатства
  • Модуль 7. История родного города

Блок ІІІ. Украина – наша Родина

  • Модуль 1. Киев – столица Украины. Моя Родина – Украина
  • Модуль 2. Путешествие по Украине
  • Модуль 3. Исторические корни Украины. Карта Украины.
  • Модуль 4. Основание Киева
  • Модуль 5. Памятники национальной истории, храмы, соборы
  • Модуль 6. Национальные герои Украины
  • Модуль 7. Тарас Шевченко. Леся Украинский

Блок ІV. Символы Украины

  • Модуль 1. Государственные символы Украины: Герб, Флаг, Гимн
  • Модуль 2. Национальные символы-обереги: венок, полотенце
  • Модуль 3. Хлеб - символ украинского народа
  • Модуль 4. Растительные символы: калина, ива, тополь, дуб, хмель, явор, барвинок, мак, тыква
  • Модуль 5. Птичьи символы: аист в гнезде, кукушка, соловей, пара голубей

Блок V. Быт Украины

  • Модуль 1. Украинская национальная игрушка. Мастера украинской народной региональной игрушки
  • Модуль 2. Национальная одежда
  • Модуль 3. Национальная посуда
  • Модуль 4. Национальные, обрядовые блюда
  • Модуль 5. Домашний интерьер, хозяйственные постройки во дворе

Блок VІ. Национальные традиции и праздники

  • Модуль 1. Народные праздники и весенние обряды
  • Модуль 2. Народные праздники и обряды летнего цикла
  • Модуль 3. Народные праздники и обряды осеннего цикла
  • Модуль 4. Народные праздники зимнего цикла

Блок VІІ. Украинское национальное искусство

  • Модуль 1. Картины украинских художников-классиков
  • Модуль 2. Картины современных художников

Блок VІІ. Декоративно прикладное искусство и народные промыслы Украины

  • Модуль 1. Украинская вышивка
  • Модуль 2. Вытынанка
  • Модуль 3. Резьба по дереву
  • Модуль 4. Художественное оформление кожаных изделий
  • Модуль 5. Художественная обработка металла (медь, бронза, латунь)
  • Модуль 6. Гончарное искусство
  • Модуль 7. Плетение
  • Модуль 8. Роспись [1].

Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к украинским государственным и народным символам, оберегам и обычаям [1].

Человек, как дерево, не может жить без корней, поэтому изучение национального достояния, истории духовной национальной культуры является первоосновой для национального воспитания, менталитета и духовности в воспитании молодого поколения.

Таким образом, целью национального воспитания на современном этапе является передача детям социального опыта, наследование ими духовных достижений нашего народа.

ЛИТЕРАТУРА
  • 1. Аносова Л. Національні куточки в дитсадку: орієнтовна тематика та оснащення // Дошкільне виховання. – 2008. – № 8. – С. 20-22
  • 2. Богуш А.М. Українське народознавство в дошкільному закладі: [навч. посіб]– 2-ге вид., переробл. і допов./ А.М. Богуш, Н.В. Лисенко – К.: Вища шк.., 2002. – 407 с.
  • 3. Кононко О. Сучасний дитсадок: який він? // Дошкільне виховання. – 2006. – № 7. – С. 3-6
  • 4. Культурологія: українська та зарубіжна культура: [навч. посіб.]/ М.М.Занович, І.А.Зязюн, О.М.Семашко та ін./ за ред. М.М.Зановича. – К.: Знання, 2004. – 567 с.
  • 5. Народна іграшка в життєдіяльності дошкільнят / [Н. Омельченко, Н. Курочка, Т. Дудова, О. Найден // Палітра педагога. – 2010 р. – № 4 – С. 3 – 10.
  • 6. Пономарьова Н. Відлуння старовини. Дидактичні ігри за народознавчими мотивами // Дошкільне виховання. – 2007. – № 10. – С. 23-25
  • 7. Поніманська Т. Гуманістичне виховання:етнопедагогічні витоки // Дошкільне виховання, 2011, № 8 С.9-13


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама