Машовец М.А. Образовательная среда как средство формирования гражданской позиции у будущих педагогов

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 16:17, 1 серпня 2015; BogdanA (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук

Машовець Марина Анатоліївна - заступник директора Педагогічного інституту Київського університету імені Бориса Грінченка з науково - методичної та навчальної роботи, кандидат педагогічних наук, доцент

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования гражданской позиции и гражданственности, как интегративного качества личности, будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в высших учебных заведениях в современных социо-культурных условиях. Особое внимание уделено роли и значении преподавателей в этом процессе, а также рассмотрены условия создания эффективной образовательной среды для решения поставленной задачи. Сделан анализ научных подходов к изучению вопроса формирования гражданской позиции в исследованиях современных ученых в области педагогики и психологии, проведены историко-педагогические аналогии. В материалах статьи обозначено концептуальное значение лидерства-служения для развития личности будущего учителя, педагога, начиная со студенческой скамьи. Приведен опыт организации образовательного пространства на основе лидерства-служения в ходе профессиональной подготовки в Киевском университете имени Бориса Грінченка.

Ключевые слова: граждансткая позиция, гражданственность, образовательная среда, студенты – будущие педагоги, преподаватели, педагогическое взаимодействие на партнерской основе.

Профессиональная подготовка в условиях высшей школы требует не только формирования компетентностей будущего специалиста, но и становления его моральной и духовной сферы, развития гражданских качеств и тем самым формирования его гражданской позиции. Особо актуально эта задача звучит для высших учебных заведений, готовящих будущих педагогов, поскольку от качества этой подготовки зависит проявления их гражданской позиции, социальной активности, нравственных основ, от чего напрямую будет зависеть будущее страны.

Анализ психолого-педагогических исследований в сфере формирования гражданственности, как интегративного личностного качества, показал активный интерес ученых к этой проблеме. Поиск путей решения вопроса формирования гражданской позиции представлен в разноаспектных исследованиях: концептуальные основы гражданского воспитания рассматриваются в работах В.Андрущенко, И.Беха, М. Боришевского, В.Огневьюка, О. Сухомлинской, К. Чорной. Исследования П.Волошина, Ю.Завалевского, Н. Косарева раскрывают важные аспекты формирования гражданской позиции студенческой молодежи. В работах Т.Мироненко, Н.Самохиной анализируются условия формирования гражданской зрелости у будущих педагогов. Роль преподавателя высшей школы в реализации задач формирования гражданственности исследовалась в работах многих ученых А.Бойко, И.Зязюн, А.Мороз, А.Савченко, В.Сухомлинский и т.д.

В ряде нормативных документов, регулирующих деятельность современной образовательной системы как основы социокультурного становления личности, ставится задача воспитания личности – сознательного гражданина Украинского государства. Так, в Государственной национальной программе «Освіта» («Україна ХХІ століття») 1994р. определена роль образования «как важнейшего звена воспитания сознательных граждан Украинского государства». Василий Александрович Сухомлинский, определив идеал гражданина, выделил его качества: социальный оптимизм, умение дорожить святинями как личными ценностями и святинями сознания и сердца, понимание смысла жизни, гармоническое единство общего и личностностного достоинства, чувство долга как стержень этической культуры; осознанная, глибоко переживаемая, гражданская позиция. Быть настоящим человеком, гражданином – значит жить правильно, любить детей, оберегать свою честь патриота, гражданина, работника. [6]. Цель даной статьи состоит в том, чтобы показать значение и роль эффективно организованной образовательной среды в вопросах формирования гражданской позиции и гражданственности, как личностного качества, будущих педагогов.

Заметим, что проблема формирования гражданственности не нова. К ее решению приобщались не только ученые, но и писатели, общественные деятели, педагоги-практики. Истоки прослеживаются в трудах основоположников научной педагогики. Так, в педагогических трудах Я.А. Каменского на новом качественном уровне можно проследить проблему гражданского воспитания и воспитание гражданина с активной жизненной позицией. Заметим, что обозначенный им ряд личностных качеств не утратил своей актуальности и может рассматриваться как основа формирования гражданственности личности в настоящее время. В частности, ответственность за поступки, за благополучие своих родителей и детей, умение сохранять чувство собственного достоинства при уважении к другим и т.д. [1, 152].

Джон Локк в своих работах разработал ряд положений, касающихся методики воспитания активной личности. Он считал, что, молодой человек, будучи подготовленным к практической жизни, должен сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособленным к «добропорядочной жизни», проявлять интерес к изучению того, в чем он может быть полезен своей стране [2, 89]. Важно подчеркнуть, что эти положения не утратили своей значимости в современных условиях образовательной системы. В отечественной педагогике теоретический и практический опыт воспитания активной гражданской позиции можно охарактеризовать как широкий и многогранный. К решению этой важной задачи причастны такие великие педагоги как К.Д. Ушинский, А.С Макаренко, С.Ф. Русова и другие. Они рассматривали гражданскую позицию как основополагающее качество личности, в котором проявляется чувств национального самосознания человека, желание быть полезным обществу, его любовь к Родине.[3]

Так, С. Руссова в своей работе «Новая школа социального воспитания» писала об учителе: "Це мусить бути надзвичайної моральної краси людина, що безпосередньо своїми переконаннями, всім своїм поводженням повинна впливати на своїх учнів... Учитель повинен бути не якимсь ремісником, а апостолом правди і науки, який має перед собою не лише матеріальну нагороду за працю, а велике гуманне завдання" [5, 17-18]. С. Русова считала, что только усилиями таких апостолов в стране будут прекрасные люди: патриоты, хорошие работники, интеллектуально развитые личности. Огромный вклад в вопросы формирования гражданской позиции личности внесли известные просветители, общественные деятели такие, как Леся Украинка (1878-1913), Б.Гринченко (1863-1910), С.Васильченко (1878-1932). Собственным примером подвижничества, литературной деятельностью, публицистическими и научными работами они всячески подчеркивали роль и значение личности учителя в гражданском воспитании молодого поколения.

В условиях развития гражданского общества и правового государства важной задачей учебных заведений наряду с качественной профессиональной подготовкой будущих специалистов является воспитание личности с лидерскими качествами, которые будут способствовать инновациям, управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества. Личность, обладающая такими качествами, умеет рассчитывать на собственные силы, трудом обеспечивать свою материальную независимость, что особенно важно в современных социально-экономических условиях. Воспитать личность-лидера могут лишь те преподаватели, которые сами владеют такими же качествами и способны создать атмосферу лидерства-служения в образовательном пространстве ВУЗА. В современных условиях развития общества роль преподавателя-лидера только возрастает. Так, Ольга Васильевна Сухомлинская считает приоритетной задачей педагога – научить любить свою страну даже в период кризиса и нестабильности.

Мы проанализировали современное понимание понятия «лидер» относительно дефиниции «служение». В современных зарубежных и отечественных научных источниках определены около 70 лидерских качеств. Так, Д. Майерс выделяет -уверенность в себе; наличие убедительных представлений о желаемом положении дел и способность сообщить о них окружающим простым и ясным языком; достаточный запас оптимизма и веры в своих людей, чтобы вдохновлять их; незаурядность; энергичность; добросовестность; покладистость; эмоциональная устойчивость. Первин, Джон, Р.Хоган указывают на экстраверсию (напористость,энергичность, активность); невротизм (эмоциональная стабильность, уверенность); сознательность (организованность, ответственность, надежность, настойчивость); доброжелательность (склонность к сотрудничеству, неэгоистичность, доброта) Р. Стогдилл выделяет - ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела Е.В. Андриенко - общительность; направленность на других; склонность к сотрудничеству; эмпатия; тактичность; терпение; эмоциональная устойчивость; гибкость в усвоении новых ролей; артистизм; высокая интеллектуальная гибкость; критичность и быстрота мышления; способность к импровизации; самокритичность; самостоятельность; инициатива. Используя выделенные характеристики, можно дать определение понятию «лидер». Мы остановились на определении известного психолога и писателя Александра Хакимова: «Лидер — это тот, за кем люди идут добровольно».[7].

По нашему мнению, это определение наиболее четко характеризует взаимодействие в системе «преподаватель-студент», «преподаватель - студенческая группа». Понимая то, что студенчество, как правило, совпадает с периодом юношеского возраста или включает его (15-19 лет) – периодом активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, интеллектуального и физического развития, профессионального самоопределения, осознанной ориентации в современном обществе, определяем основоположную роль преподавателя в развитии личности молодого человека. Именно личность преподавателя, который создает образовательное пространство, влияет на процесс формирования гражданской позиции студентов, помогает им в стремлении к самообразованию и самовоспитанию, формировании жизненных целей, осознании все более личностным чувства родины. В этот период молодой человек прогнозирует собственную стратегию жизни и закладывает мотивацию своих жизненных позиций. Особенно актуальными являются эти задачи для студентов-первокурскников, которые выбрали педагогическую деятельность в качестве будущей профессии по разным причинам. Учебные программы предполагают изучение учебных дисциплин профессинальной направленности уже на первом курсе. Это дает возможность познакомиться с особенностями практической деятельности педагога и современными детьми, и, что немаловажно, на первом этапе «вхождения» в специальность убедиться в не столько в правильности или неправильности, сколько в принятии или неприятии ее выбора. Дальнейшее, совместное с преподавателем, восхождение в нюансы будущей профессии ориентируют студента в организации его жизнедеятельности – выборе кружков, факультативов, секций и направлений общественной работы. Вот почему роль преподавателя является очень значимой и важной в этот период.

М. Павленко считает, что для успешной реализации актуальних задач гражданского воспитания сам преподаватель должен владеть:

• Общечеловеческими ценностями, демократическими принципами, на которых осуществляется взаимодействие со студентами; • Широким спектром мировозренческих, психолого-педагогических, политических, психологических, научно-методических знаний для профессиональной деятельности • Умениями планирования и организации, мобилизации волевых усилий, здатністю к рефлесии и самообразованию. • Умениями налаживать психологический контакт, эмоциональной стойкостью. • Готовностью к социально-политической деятельности, т.е. выявлять свою гражданскую позицию. • Проявлением такого профессионально-личностного качества, как гражданственность, выступающего качественным показателем сформированности гражданской позиции. • Осознанным знаним личных прав и обязанностей. [4].

Педагоги, прежде всего, должны определить задачи в системе формирования гражданской позици:

1. Осознать себя участником гражданского воспитания.

2. Определиться относительно гражданственности для себя лично и найти свое место в системе гражданского воспитания.

3. Выработать эффективную программу своих действий в процессе преподавания и взаимодействия со студентами в других видах преподавательской деятельности (совместная научная деятельность со студентами, социально-воспитательная работа, культурно-художественная и досуговая деятельность).

Педагог не только сам должен быть гражданином и обладать гражданской и патриотической позицией, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской и патриотической позиции и соответствующих ценностей у студентов. Формирование активной гражданской жизненной позиции у студентов осуществляется путем целенаправленного создания эффективного образовательного пространства как целостной социокультурной динамической системы профессиональной подготовки. В таком образовательном пространстве реализуются условия для развития гражданственности будущего специалиста, способствующие приобретению социальной зрелости и гражданского опыта; формированию профессиональной позиции и гражданскому становлению сознательной активной личности студента. В процессе обучения в атмосфере лидерства-служения студент постепенно занимает партнерскую позицию среди участников образовательного процесса, что способствует формированию гражданского мировоззрения и патриотических чувств; активной гражданской позиции; нравственных качеств гражданина и патриота, необходимых при выполнении профессиональных обязанностей в будущей профессиональной деятельности.

Учебное заведение - это сложный социальный организм, отражающий характер, проблемы и противоречия современного общества. В жизнедеятельности студентов ВУЗ занимает приоритетное место, и в значительной степени благодаря своему образовательному пространству позиционирует конкретную личность. Степень развития активной жизненной позиции у студентов, мера ее интенсивности зависит от его личной позиции в отношении основного вида деятельности, в которую он включен как гражданин. Именно в этой деятельности происходит овладение социально важными обязанностями, формируется коллективистское самосознание, определяется самооценка, завоевывается престиж, накапливается опыт коллективных отношений.

В ходе обучения студенты включаются в процесс аудиторной и внеаудиторной деятельности таким образом, чтобы быть активными участниками процесса образовательной деятельности. Роль преподавателя состоит в том, чтобы использовать технологии обучения и взаимодействия, способствующие раскрытию потенциала каждого студента, выявления его способностей к тому или иному виду деятельности в обозначенной сфере профессиональной подготовки. Рассматривая технологии обучения, мы отдаем предпочтения использованию интерактивных методов, к которым относят: мозговые штурмы (brainstorm), круглые столы (дискуссия, дебаты), сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), деловые и ролевые игры, мастер-классы.

Наряду с этими, используются и другие популярные методики, например, сократические диалоги, обсуждения в группе, тренинги, интерактивные конференции и многое другое. Все эти методы объединены высокой эффективностью и целым рядом преимуществ. Одно из основных преимуществ - обучение становится индивидуальным, учитывающим особенности личности, интересы и потребности каждого студента; активизируется познавательная деятельность, возрастает понимание роли самообразования, повышается уровень ответственности каждого за достижение результатов группы. Анализируя внеаудиторную работу, остановимся на принципах групповой работы на основах лидерства. Эти рекомендации, по нашему мнению, будут интересны не только кураторам, но и руководителям научных кружков, клубов по интересам, студенческому самоуправлению.

1. Начать там, где группа стоит и вместе с ней двигаться вперёд. Исходить из интересов группы. Например: Вы хотите организовать молодежный клуб и применить там знание возрастной психологии. Вы приглашаете на вечер, где каждый из молодых людей принесёт кассету или компакт-диск со своей самой любимой музыкой. 12 молодых людей пришли. Они вместе слушают эту музыку. Каждый рассказывает, почему именно эта песня ему особенно нравится. Ничего особенно не происходило в этот вечер, но группа пришла в движение. Она нашла общий интерес. Может быть не музыка, а что-то другое является общим интересом для группы. Необходимо найти это, так же как мы находим темы для общения с незнакомыми нам людьми. Отношения переходят в следующую стадию, только когда мы нашли общий интерес. Также и в группе, группа тогда сможет перейти на следующую стадию отношений, когда лидер сможет найти то, что будет волновать всех членов группы. Давайте подумаем, что может объединять нас вместе, какой интерес? Как можно построить общение в группе на этой теме, чтоб получилось занятие, которое смогло бы сблизить нас и принести пользу каждому из нас?

2. Работать со способностями каждого отдельного человека. Например: В детском доме, возникает желание провести творческий вечер. Лидер знает, что одна девушка, которую другие не любят, умеет делать из бумаги интересные поделки (оригами). Лидер с ней вместе подготавливает некоторые поделки для групп, которые они вместе показывают другим с целью обучения их тому же. Что явилось следствием этого? Группа увидела способности этой девушки. Девушка получила больше уважения в группе, могла записать личное переживание успеха в свой архив и получила больше уверенности в себе. Необходимо помнить, что каждый человек имеет какие-то таланты. Конечно, не у каждого это легко заметить и выделить для окружения. Для этого необходимо больше и ближе общаться с участниками группы. Эффективен тот педагогический процесс, в котором используются все возможные формы, в том числе и индивидуальная работа, для построения взаимоотношений.

3. Совместная работа лучше, чем конкурс одиночек. Выделяя возможности одного человека, мы ни в коем случае не пытаемся унизить остальных или установить вид взаимодействия между участниками группы напоминающий конкурс «слабо» или «минута славы». В реальности, совместная работа сближает. Основное время обучения или какой-либо другой деятельности мы проводим вместе и на равных. Именно поэтому мы и работаем в группе, потому что можем вместе добиться больших и лучших результатов. И даже когда кто-то один несет ответственность за определенное дело, все вместе мы несем ответственность за результат нашей совместной работы. И поэтому мы поддерживаем и помогаем друг другу, потому что от результатов каждого члена команды зависит наш общий результат.

4. Дать возможность для решений. Сколько свободы решения позволяют группе, зависит от возраста и зрелости группы. Чем группа более зрелая, тем больше возможности можно ей дать участвовать в совместном принятии решения. Педагог должен помогать своей группе таким образом, чтобы она училась принимать решение, и одновременно учитывала возможные отрицательные последствия своего решения. Если мы дадим возможность для принятия решений, тогда мы одновременно будем способствовать готовности, высказывать своё мнение, обмениваться мыслями, формировать мнение по теме, принимать совместно решение. Например: группа получила помещение. Лидер предлагает вместе обдумать порядок использования помещения. Очевидно, что все участвующие в этом процессе будут относиться более ответственно к поддержанию порядка, из-за того, что сами принимали участие в принятии данного решения.

5. Очертить нужные границы с точки зрения педагогики. Когда мы говорим о свободе решения, нам надо одновременно говорить о необходимых границах. Существуют государственные законы, например, о курении и другие правила защиты населения, которые мы обязаны соблюдать. И существуют воспитательные принципы, которые нам важны. Нам необходимо защищать слабых в группе. Если мы видим, что в группе возник конфликт между двумя или более участниками, это может быть даже скрыто от лидера, но тем не менее лидеру необходимо включиться, особенно если это мешает эффективной работе или негативно сказывается на других членах группы. А также не допускать разрушительных методов разрешения конфликта. Конечно, вмешательство лидера зависит от степени разрушительности конфликта, не все конфликты разрушают, некоторые напротив являются созидательными. Лидер поддерживает дисциплину группы, и наблюдает за состоянием отношений в группе.

6. Лидер должен заботиться о том, чтобы можно было обойтись без него. В каждой группе должно наступать время, когда отдельные члены группы могут выполнять задачи, которые пока мог выполнить только лидер группы. По мере того, как лидер группы поручает всё больше и больше своей ответственности другим, он может отступать на задний план. Его задачей будет в большей быть лишь советником группы. Он может позволить, чтобы группа пережила неудачу. В этом случае только важно, чтобы он помог группе сделать правильные выводы из неудачи, извлечь урок из ошибок. Пребывание в таком образовательном пространстве с первых дней студенчества поможет будущему педагогу осознавать общественные явления, составляющие предметную сторону отношений социальных и нравственных ценностей общества; развивать социальные чувства и потребности, имеющие гражданскую направленность (прежде всего потребности во взаимодействии, сотрудничестве и соответствующих мотивах, побуждающих к реализации отношений); включаться в практическую деятельность, имеющую социальную ценную направленность.

В Киевском университете имени Бориса Гринченка в полной мере реализуются задачи деятельности в образовательном пространстве на основе лидерства-служения. Миссия Университета – способствовать каждому в целостном развити и лидерском становлении, служить человеку, собществу, обществу. Визия Университета – развивать корпоративную культуру лидерства; обеспечивать внедрение университетского стандарта образования и научных исследований; создавать благоприятную среду, инфраструктуру и условия для развития личности, мобильности преподавателей и студентов; служить территориальному сообществу г.Киева. Ключевые ценности: человек, сообщество, доверие, духовность, лідерство-служение, ответственность, профессионализм, гражданская идентичность.

Студенты, в частности Педагогического института, приобретая будущую профессию, активно учавствуют в жизни Университета, выступают организаторами разнообразных волонтерських и социальных проектов и профессиональных акций. Несколько лет подряд реализуют задачи социального проекта «З Києвом і для Києва», в котором вместе с преподавателями устраивают для детей интересные и познавательные мероприятия (Спортивна естафета «Веселі старти»;Цільова прогулянка «Весняні барви»; Конкурс дитячого малюнку на асфальті и др.), способствуя повышению имиджа профессии учителя и формирования понимания ее значимости и важности родителями и социумом вцелом. Студенческая акция «Подари яблоньку детскому саду» переросла в уже ставший традиционным «Праздник яблоньки» в тех детских садах, где студенты специальности «Дошкольное образование» проходят педагогическую практику. Кроме того, студенческое самоуправление организует волонтерскую поддержку детским домам не только в виде материальной помощи (игрушки, книги, канцелярские принадлежности), но и в виде культурно-просветительских мероприятиях. Очень тесно студенты и преподаватели сотрудничают с детскими библиотеками, детскими садами, школами, внешкольными учреждениями, общественными организациями.

Немаловажную роль играет приобщение студентов – будущих педагогов к разным видам искусств, формирование эстетического вкуса и потребности развивать собственные художественные умения. Поэтому посещение спектаклей, выставок – еще одна составляющая совместной работы со студентами. Такая работа способствует тому, что появляется потребность в презентации собственных талантов. Так, студенты учавствуют в конкурсах на лучшее чтение стихотворений Бориса Гринчека для детей, конкурсах на лучший литературный перевод этих стихав на английский язик, на лучшую иллюстрацию к книгам и стихам украинских писателей и поэтов. Проводятся театральне постановки призведений для детей. Совместное проведение разных мероприятий позволяет каждому участнику почувствовать свою причастность к достижению позитивного результата, убедиться в том, что активная гражданская позиция улучшает качество жизни, делает ее насыщенной, продуктивной, разнообразной.

Выводы. Отметим, что формирование гражданской позиции и гражданственности невозможно вне целостной системы, охватывающей все сферы деятельности высшего учебного заведения на основе лидерства-служения в образовательном пространстве. Воспитать педагога-лидера, активного гражданина страны, возможно только в эффективном образовательном пространстве, построенном на основе партнерского взаимодействия всех участников процесса. Образовательное пространство, функционирующее на основе лидерства-служения, как модель открытого гражданского общества, является условием, при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение студентами и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.

Литература:

1. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.-М.: Педагогика, 1982.- Т.1. – С.405.

2. Локк Дж. Мысли о воспитан6иии // Хрестоматия по зарубежной педагогике / Сост. А.И. Пискунов. М., 1971.-С.193.

3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические сочинения - М.: Учпедгиз, 1945.-С.61-69.

4. Павленко М. А. Роль викладача вищої школи у формуванні громадянської позиції майбутніх учителів / М. А. Павленко // Педагогіка формування творчої особистості у вищій і загальноосвітній школах. - 2014. - Вип. 36. - С. 576-582. - Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Pfto_2014_36_83.pdf.

5. Русова С. Нова школа соціального виховання. – Київ: Либідь, 1997. – С. 17.

6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Т.2.- К.: Рад.шк, 1976.

7. http://in-journal.ru/



Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама