Искакова А.Т., Закаева Г.З. Некоторые аспекты социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
(Створена сторінка: Сегодня в Казахстане формируется своя национальная система дошкольного образования и в...)
 
 
(4 проміжні версії 2 користувачів не показані)
Рядок 1: Рядок 1:
Сегодня в Казахстане  формируется своя национальная система дошкольного образования и воспитания, основывающаяся на принципах непрерывности и преемственности, и в это период, как никогда необходима опора  на исторические корни, ссылка на имевшие место в истории казахской дошкольной педагогики взгляды, суждения, мировоззрения личностей, внесших большой вклад в отечественную педагогическую науку.
+
<p align=justify>'''[[Искакова А.Т.]]''' - заместитель руководителя аппарата КазНПУ имени Абая, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Института магистратуры и докторантуры PhD</p align=justify>
Дореволюционные годы в отличие от европейских государств и России дошкольных учреждений в Казахстане не было. Это продиктовано тем, что по традициям казахского народа воспитание детей осуществлялось только в семье.  К тому же после присоединения Казахстана к России, его окончательная ликвидация как  национального государства повлекла за собой превращение края  в одну из провинций Российской империи, остро встал вопрос о выживании и сохранении казахов как этноса. Об этом свидетельствует работа А.Кузембайулы и Е.Абилева «История Казахстана», где говорится о проведении  в конце XIX века реформы административного  управления  Средней  Азии и Казахстана [1]. Рассматриваемый нами период характеризуется обострением социальных противоречий в республике, усилением колониального гнета. Как известно, реформы 1867-1868 годов проводились в Казахстане для русских помещиков и капиталистов. Они были направлены на укрепление роли метрополии в условиях развивающегося в России капитализма. Вместе с тем, эти реформы способствовали вовлечению Казахстана в орбиту экономического развития России, расширению его товарного производства, зарождению и росту капиталистических отношений. Все это вместе  взятое наносило  удар по феодально-патриархальным устоям, ускоряло их разложение, разрушало замкнутый патриархальный уклад жизни казахского аула. Ретроспективный анализ показывает, что усилившееся расслоение в казахском ауле вынуждало часть разорившегося населения уходить в города на поиски работы. В городах заметно росло казахское население. Большую часть городских жителей составляли ремесленники, рабочие промышленных предприятий и мелкие служащие. В этот период остро встал вопрос организации общественного дошкольного воспитания. 
+
 
Первыми теоретиками и организаторами дошкольного воспитания в начале ХХ века в Казахстане были такие видные педагоги и общественные деятели как Н.Кулжанова, О.Д. Мухля, Е.Л.Романова, М.Г. Солдатова, К.Д. Травина, М.Ф.Покровский, Ш.Бегимбетова и другие [2]. Первый детский сад в Казахстане появился в городе Верном, бывшем губернаторском доме в 1917 году, который открыла слушательница Петроградских фребелевских курсов О.Д. Мухля. В ее детский сад были приняты более 100 детей различных национальностей [2]. Большая роль в развитии дошкольного воспитания в Казахстане принадлежит также М.Ф.Покровскому, который организовал дошкольные учреждения в г.Акмолинске. В 1920 году им были созданы 3 детские площадки, в том числе одна мусульманская на 35 мест [3].
+
<p align=justify>'''[[Закаева Г.З.]]''' - магистр дошкольного обучения и воспитания КазГосЖенПУ, директор ООФ «Школа для Всех»</p align=justify>
Первый съезд по дошкольному воспитанию прошел в 1919 году, на котором были  резолюции, касающиеся развития детских учреждений в национальных окраинах, подготовки дошкольных работников, умеющих работать с детьми коренной национальности, издания научно-методической литературы. Также на I съезде были определены основные формы и принципы организации общественного воспитания детей с учетом национальных особенностей, принципы воспитания и обучения детей на родном языке.
+
 
Как известно, организация общественного дошкольного воспитания требует большого количества педагогических кадров. Первые казахские дошкольные курсы открылись в 1922 году в г. Оренбургеа в 1924 году подобные курсы организуются в г. Кызылорде. 80 казашек за короткий срок, получив специальность воспитателя детского сада, активно принялись за работу по расширению сети детских садов и пропаганде дошкольного воспитания в стране. В Ташкенте открывается казахское педучилище по подготовке воспитателей детских учреждений и учителей начальных классов. В 1922 году в Оренбурге, а 1924 году в Кзыл-Орде открываются женские курсы, где за два года было подготовлено более 80 воспитателей [2].
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Сегодня в мировом сообществе существует необходимость грамотного понимания того факта, что личность ребенка уникальна, поэтому дети с особыми потребностями имеют те же права, как и другие. В связи с этим проблема социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование  в Казахстане, как и во всем миренаходится под пристальным вниманием государства. </p align=justify>
В 1921 году на II съезде по дошкольному воспитанию был взят курс на расширение сети дошкольных учреждений. В республике  устанавливается определенная сеть дошкольных учреждений, пересматриваются функционирующие детские сады, проводятся работы по закреплению материальной базы. Независимо от типа детского сада основное содержание, формы и методы работы дошкольного учреждения  становятся едиными, но при этом учитываются особенности города и деревни. Одной из особенностей педагогического процесса в эти годы была координация образовательной работы в детском саду с условиями окружающей жизни.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В Республике Казахстан разработана Концепция инклюзивного образования, представляющая собой научно-практический документ, где обосновано положение о подготовке родителей и учителей к работе  с детьми с особыми потребностями. Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой:</p align=justify>
Знаменательным в историческом ракусе является III съезд по дошкольному воспитанию (1924г.), который определил  единую систему народного образования и, что особенно важно, определил первую ступень, предшествующую школе – дошкольное воспитание[3]. Именно данный съезд принял решение о введении платы за воспитание детей в дошкольных учреждениях с целью улучшения их материального положения, а также остро стояли вопросы привлечения общественных организаций, средств кооперации, сельскохозяйственных коммуны, артелей, товариществ, издания научно-методической литературы. Столь заостренное внимание к проблемам детей было продиктовано необходимостью отстоять и реализовать интересы казахского народа, проявлять подлинную заботу о подрастающем поколении независимо от социального положения, которые не могли осуществиться по многим причинам (объективным и  субъективным).
+
<p align=justify>* Конституцией Республики Казахстан;</p align=justify>
В 1928 году прошел IV Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию [3]. В это период согласно призывам съезда проводится большая работа развитию сети дошкольных учреждений в связи с привлечением женщин в ударные промышленные стройки  Караганды, Жезказгана, Акмолы. Определенную роль в расширении сети дошкольных учреждений и очагов сыграли также документы Народного комиссариата по просвещению, как «Инструкция по ведению очага и детского сада», «О непрерывности занятий в дошкольных учреждениях», «Декларация по дошкольному воспитанию» и другие. Необходимо отметить, что многие теоретические положения и политические позиции, выработанные в те годы и изложенные в названных программных материалах, не утратили своей ценности и для реформ 90–х годов. Так, например, в документе дошкольного отдела Народного комиссариата по просвещению «О дошкольном воспитании» (декабрь 1917г.) подчеркивается:  «Введение дошкольного воспитания в общую систему народного образования имеет своей задачей положить начало общественному воспитанию ребенка на первых ступенях его развития... Система дошкольного воспитания должна являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования»[4].  
+
<p align=justify>* Законом Республики Казахстан «Об образовании»;</p align=justify>
В  соответствии с решениями  съезда видный педагог – ученый, общественный деятель Н.Кулжанова создает свой фундаментальный труд «Дошкольное воспитание», изданный  в 1923 году в Оренбурге. Книга состоит из 8 разделов:
+
<p align=justify>* Законом «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан;</p align=justify>
* 1) На всем земном шаре.
+
<p align=justify>* Законом «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».</p align=justify>
* 2) Ребенок дошкольного возраста.
+
<p align=justify>* Протоколом № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
* 3) Особенности развития 3-х летнего ребенка .
+
<p align=justify>* Конвенцией о правах ребенка; </p align=justify>
* 4) В чем состоят особенности воспитания ребенка дошкольного возраcта, чему следует обучать ребенка дошкольного возраста.
+
<p align=justify>* Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года;</p align=justify>
* 5) Выявление особенностей развития ребенка дошкольного возраста.
+
<p align=justify>* Саламанкской декларации о прин¬ципах политики и практики в области образования;</p align=justify>
* 6) Условия жизни детей рабочих.
+
<p align=justify>* рекомендаций Конвенции по профессиональному образованию; </p align=justify>
* 7) Виды дошкольного воспитания в России.
+
<p align=justify>* рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию. </p align=justify>
* 8) Что такое детский сад.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Появление вышеуказанных документов свидетельствует о глубокой озабоченности мирового сообщества и проявлениями кризиса инклюзивного образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех регионах. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, низким качеством знаний, умений и навыков детей с особыми потребностямино и  неготовностью взрослого населения к работе  с ними. </p align=justify>
Изучая положительный опыт зарубежных стран по созданию дошкольных учреждений, ученый-педагог приходит к выводу о необходимости создания специальных условий для развития детей.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предполагается, что к 2015 году для решения инклюзивного образования будет создана необходимая нормативно- правовая база:</p align=justify>
В разделе «Ребенок дошкольного возраста» автор демонстрирует энциклопедические знания  по анатомии, физиологии и психологии детей дошкольного возраста.  
+
<p align=justify>* разработан механизм взаимодействия общего и специального образования;</p align=justify>
В третьем разделе «Особенности развития 3-х летнего ребенка» Н.Кулжанова указывает на отличительные особенности 3-х летнего ребенка от старшего дошкольника: двигательная активность, любознательность, находчивость и смекалка, говорливость, любовь к слушанию рассказов, неустойчивость внимания, поверхностность знаний, неумение обобщать, выражать свои мысли сжато.
+
<p align=justify>* разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;</p align=justify>
В четвертом разделе «В чем состоят особенности воспитания ребенка дошкольного возраста ученый-педагог подчеркивает значимость этого периода для подготовки в школу и определяет перечень знаний и умений, которыми необходимо овладеть старшему дошкольнику.
+
<p align=justify>* разработаны правила интегрированного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной среде и определены формы интеграции для детей с различными нарушениями;</p align=justify>
В пятом разделе «Выявление особенностей развития ребенка дошкольного возраста» автор указывает на те особенности дошкольников, на которые должны обратить внимание воспитатели и родители  при воспитании ребенка.
+
<p align=justify>* разработаны правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.</p align=justify>
В шестом разделе «Условия жизни детей рабочих» Н.Кулжановой проанализированы условия жизни и воспитания детей дошкольного возраста в России и зарубежных странах  начала ХХ века.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В 830 школах для детей-инвалидов  будут созданы «безбарьерные зоны» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами. </p align=justify>
В седьмом разделе «Виды дошкольного воспитания в России» автор  впервые в казахской педагогической литературе раскрывает сущность и виды дошкольных учреждений в России:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями (наличие в школах педагогов-дефектологовпсихолого - педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства) [1].</p align=justify>
* 1. Детский сад – один из наиболее распространенных и давних учреждений, здесь дети проводят 4-6 часов днем.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Понятие «социально-педагогическая ориентация обучения взрослых на инклюзивное образование» трактуется нами как процесс объединения людей (родителей, детей, учителей и общественности), средств, методов для достижения поставленных целей.</p align=justify>
* 2. «Очаг»- детские сады с продленным режимом пребывания, здесь дети проводят 8 часов, когда их матери заняты на наемной работе.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Индекс социально-педагогической ориентации взрослых на  инклюзивное образование отражает следующие мероприятия: </p align=justify>
* 3. «Детский дом» –создан для сирот и беспризорных детей. Здесь дети дошкольного возраста содержатся отдельно от школьников.
+
<p align=justify>* создание координационной группы;</p align=justify>
v4. Детская колония – детский дом, находящийся за пределами города.
+
<p align=justify>* подготовка  материалов  на  основе  положений  международных документов, тематических исследований и определений; </p align=justify>
* 5. «Летняя площадка» – детский сад, на летнее время выехавший на природу. Здесь обычно содержатся дети разных возрастов, с детьми же дошкольного возраста занимается воспитатель отдельно.
+
<p align=justify>* проведение социально-педагогического мониторинга с целью изучения  мнения наиболее социально незащищенных групп населения  республики;</p align=justify>
* 6. Детский санаторий – один из видов детского дома. Создан для детей с ослабленным здоровьем, чтобы поправить их физическое состояние» /64,58/.
+
<p align=justify>* разделение высказанных мнений на  группы;</p align=justify>
В восьмом разделе: «Что такое детский сад» Н.Кулжанова отмечает, что детский сад – это первое дошкольное учреждение, накопивший значительный опыт дошкольного воспитания. В этом разделе интерес вызывают задачи детского сада, направленные на развитие детей.
+
<p align=justify>* анализ и оценка высказанных мнений групп.</p align=justify>
Анализ работы «Дошкольное воспитание» свидетельствует о том, что Н.Кулжанова впервые определила цель и назначение детского сада: «Детский сад является одним из первых  учреждений, накопивший значительный опыт дошкольного воспитания. Он распространен во многих государствах. Смысл, вложенный в название этого учреждения, вполне оправдывает себя. Также как цветут в саду цветы, деревья и другие насаждения, вбирая для своего роста все необходимое, так и ребенок растет в детском саду, в близкой ему стихии, вбирая в себя все краски жизни. Чтобы ребенок мог развивать свои способности и талант, он должен постоянно получать новые ощущения, заниматься интересными, развивающими воображение делами. Поэтому основными требованиями жизни в детском саду должны быть такие:  
+
<p align=justify>* разработка конкретных действий.</p align=justify>
* Придавать особое значение каждому проявлению инициативы, интереса со стороны ребенка;
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Анализ социально-педагогического опроса родителей и учителей позволил выявить позитивные и негативные факторы.</p align=justify>
* Пробуждать интерес ребенка и в домашних условиях, придумывая для него различные задания» [5].
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Позитивные факторы: концентрация внимания на солидарности общества и социальной ответственности; максимальное использование местных ресурсов.</p align=justify>
Таким образом, мы считаем, что общественно-политические и социально-экономические условия в Казахстане в начале ХХ века закономерно повлияли на развитие инноваций в  дошкольном образовании республики. Однако, анализируя состояние дошкольного воспитания в исследуемый период, необходимо указать, что в работе дошкольных учреждений республики имелись и некоторые недостатки, а именно: слабый уровень профессиональной подготовки значительной части воспитателей; низкое  материальное и учебно–методическое оснащение, что естественно повлияло на качество воспитания и развития личности детей дошкольного возраста.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Негативные факторы: отсутствие информированности, незнание, страх и нарушение прав ребенка; недостаточная разработанность теории и методики обучения взрослых, слабая профессиональная  подготовка педагогических кадров. </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Однако устранить существующие недостатки невозможно только за счет измене¬ния программ подготовки учителей в колледжах и университетах; необходимы также повышение квалификации и обучение в процессе работы. Международ¬ные исследователи в области инклюзивного образования Кляйн и Шиман (1987) выявили некоторые ключевые компоненты программ повышения квалификации персонала, включая:</p align=justify>
 +
<p align=justify>* а) повышение квалификации;</p align=justify>
 +
<p align=justify>* б) активное участие в процессе реализации про¬грамм повышения квалификации;
 +
<p align=justify>* в) демонст¬рация стратегий и приемов с последующим комментарием со стороны методис¬та-наблюдателя.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Анализ результатов показал, что инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, которые отражены нами в таблице 1.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Основными показателями социально-педагогической ориентации взрослых на  инклюзивное образование являются:</p align=justify>
 +
<p align=justify>* взаимное уважение;</p align=justify>
 +
<p align=justify>* толерантность;</p align=justify>
 +
<p align=justify>* осознание себя частью общества;</p align=justify>
 +
<p align=justify>* предоставление возможностей для развития навыков и талантов    конкретного человека;</p align=justify>
 +
<p align=justify>* возможность учиться друг у друга;</p align=justify>
 +
<p align=justify>* возможность помочь самим себе и людям в своем обществе;</p align=justify>
 +
<p align=justify>* партнерство родителей и профессионалов.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Партнерство родителей, учителей и общественности обеспечивает тесное сотрудничество  и работу в команде: </p align=justify>
 +
<p align=justify>* родители имеют возможность участвовать в разработке концепции развития школы;</p align=justify>
 +
<p align=justify>* родители вовлечены в разработку программ индивидуального обучения детей;</p align=justify>
 +
<p align=justify>* родители участвуют в процедуре экспертизы процесса образования их детей.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Таким образом, анализ теории и практики социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование  позволил сформулировать следующие выводы:</p align=justify>
 +
<p align=justify>* введение в ГОСО педагогических специальностей  учебного  курса  «Инклюзивное образование»;</p align=justify>
 +
<p align=justify>* подготовка студентов к работе в сотрудничестве с родителями, детьми и общественностью;</p align=justify>
 +
<p align=justify>* инклюзивное обучение взрослых должно базироваться на теоретико-методологических основаниях;  </p align=justify>
 +
<p align=justify>* инклюзивное обучение взрослых является многомерным и длительным процессом, результаты которого должны анализироваться, планироваться и оцениваться;</p align=justify>
 +
<p align=justify>* исходными данными для оценки являются материалы статистического учета и отчетности. </p align=justify>
 +
 
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
* 1. Кузембайулы А., Абилев Е. История Казахстана.- Алматы: 1996. –350 с.
+
# Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010.
* 2. Менжанова А. Мектепке дейiнгi педагогика. -Алматы: 1992, -107 б.
+
# Jenks Сet al.Inequality: A Reassessment of the Effects of Family and School in America. N.Y., 1972.
* 3. Казахстан в начале ХХ века: методология, историография, источниковедение. /Сб. статей. - Алматы, 1993. - 163 с.
+
* 4. Менжанова А. Мектепке дейiнгi педагогика. -Алматы: 1992, -107 б.
+
* 5. Ахметова Л. Н.Кулжанова // Дауренбековой Д. АлЈашјы  јарлыЈаштар. - Алматы: Ѕазајстан, 1989. - 207 б.
+
  
  
 +
[[Категорія:Статті російською мовою]]
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]

Поточна версія на 16:22, 26 серпня 2013

Искакова А.Т. - заместитель руководителя аппарата КазНПУ имени Абая, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Института магистратуры и докторантуры PhD

Закаева Г.З. - магистр дошкольного обучения и воспитания КазГосЖенПУ, директор ООФ «Школа для Всех»

   Сегодня в мировом сообществе существует необходимость грамотного понимания того факта, что личность ребенка уникальна, поэтому дети с особыми потребностями имеют те же права, как и другие. В связи с этим проблема социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование в Казахстане, как и во всем мире, находится под пристальным вниманием государства.

   В Республике Казахстан разработана Концепция инклюзивного образования, представляющая собой научно-практический документ, где обосновано положение о подготовке родителей и учителей к работе с детьми с особыми потребностями. Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой:

* Конституцией Республики Казахстан;

* Законом Республики Казахстан «Об образовании»;

* Законом «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан;

* Законом «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».

* Протоколом № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод; <p align=justify>* Конвенцией о правах ребенка;

* Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года;

* Саламанкской декларации о прин¬ципах политики и практики в области образования;

* рекомендаций Конвенции по профессиональному образованию;

* рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию.

   Появление вышеуказанных документов свидетельствует о глубокой озабоченности мирового сообщества и проявлениями кризиса инклюзивного образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех регионах. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, низким качеством знаний, умений и навыков детей с особыми потребностями, но и неготовностью взрослого населения к работе с ними.

   В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предполагается, что к 2015 году для решения инклюзивного образования будет создана необходимая нормативно- правовая база:

* разработан механизм взаимодействия общего и специального образования;

* разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;

* разработаны правила интегрированного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательной среде и определены формы интеграции для детей с различными нарушениями;

* разработаны правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.

   В 830 школах для детей-инвалидов будут созданы «безбарьерные зоны» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами.

   В 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с особыми потребностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого - педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства) [1].

   Понятие «социально-педагогическая ориентация обучения взрослых на инклюзивное образование» трактуется нами как процесс объединения людей (родителей, детей, учителей и общественности), средств, методов для достижения поставленных целей.

   Индекс социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование отражает следующие мероприятия:

* создание координационной группы;

* подготовка материалов на основе положений международных документов, тематических исследований и определений;

* проведение социально-педагогического мониторинга с целью изучения мнения наиболее социально незащищенных групп населения республики;

* разделение высказанных мнений на группы;

* анализ и оценка высказанных мнений групп.

* разработка конкретных действий.

   Анализ социально-педагогического опроса родителей и учителей позволил выявить позитивные и негативные факторы.

   Позитивные факторы: концентрация внимания на солидарности общества и социальной ответственности; максимальное использование местных ресурсов.

   Негативные факторы: отсутствие информированности, незнание, страх и нарушение прав ребенка; недостаточная разработанность теории и методики обучения взрослых, слабая профессиональная подготовка педагогических кадров.

   Однако устранить существующие недостатки невозможно только за счет измене¬ния программ подготовки учителей в колледжах и университетах; необходимы также повышение квалификации и обучение в процессе работы. Международ¬ные исследователи в области инклюзивного образования Кляйн и Шиман (1987) выявили некоторые ключевые компоненты программ повышения квалификации персонала, включая:

* а) повышение квалификации;

* б) активное участие в процессе реализации про¬грамм повышения квалификации; <p align=justify>* в) демонст¬рация стратегий и приемов с последующим комментарием со стороны методис¬та-наблюдателя.

   Анализ результатов показал, что инклюзивное образование имеет ряд преимуществ, которые отражены нами в таблице 1.

   Основными показателями социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование являются:

* взаимное уважение;

* толерантность;

* осознание себя частью общества;

* предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

* возможность учиться друг у друга;

* возможность помочь самим себе и людям в своем обществе;

* партнерство родителей и профессионалов.

   Партнерство родителей, учителей и общественности обеспечивает тесное сотрудничество и работу в команде:

* родители имеют возможность участвовать в разработке концепции развития школы;

* родители вовлечены в разработку программ индивидуального обучения детей;

* родители участвуют в процедуре экспертизы процесса образования их детей.

   Таким образом, анализ теории и практики социально-педагогической ориентации взрослых на инклюзивное образование позволил сформулировать следующие выводы:

* введение в ГОСО педагогических специальностей учебного курса «Инклюзивное образование»;

* подготовка студентов к работе в сотрудничестве с родителями, детьми и общественностью;

* инклюзивное обучение взрослых должно базироваться на теоретико-методологических основаниях;

* инклюзивное обучение взрослых является многомерным и длительным процессом, результаты которого должны анализироваться, планироваться и оцениваться;

* исходными данными для оценки являются материалы статистического учета и отчетности.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010.
  2. Jenks Сet al.Inequality: A Reassessment of the Effects of Family and School in America. N.Y., 1972.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама