Кочерга А.В. Психофизиологические механизмы чувствительности человека: способы развития

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 19:31, 10 червня 2013; Grineva olga (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук

Очень часто необходимо быстро принимать те или иные решения, моментально реагировать на события. Все это требует адекватной оценки происходящего и самое главное умение: почувствовать, ощутить, распознать грядущие изменения. Поэтому успешность деятельности человека во многом зависит от состояния готовности, диапазонов работы и развития его психофизиологических механизмов чувствительности тела и души. Не есть исключением такая ситуация и для успешного обучения человека. Высокий «регистр» диапазона действия чувствительности психофизиологических механизмов души и тела обеспечивает широкое поле поиска для роботы всех познавательных процессов. В таком состоянии активности психические процессы человека, максимально обеспечат собор необходимой информации для решения учебных задач. Вот почему педагогам необходимо понимать работу психофизиологических механизмов развития чувствительности ученика. Чувствительность одно из основоположных понятий в психологии человека. Это понятие имеет разные определения и трактовки: биологический аспект: «Чувствительность – способность всякого живого организма «воспринимать» адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них каким-либо образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией» [4; 798]; физиологический аспект: «Чувствительность – граница восприимчивости конкретного рецептора после которого уже не наступит возбуждение…» [1; 500]; психологический аспект: «Чувствительность – способность к элементарной форме психического отражения – ощущению» [4; 797]. Между тем очень часто «чувствительность определяют как – общую способность к ощущению» [6; 620] или по мнению А.М. Леонтьева, чувствительность – реакция на влияния, которые ориентируют организм в среде, осуществляя сигнальную функцию [3]. По мнению В. В. Клименко, чувствительность – способность к дифференцировке, различения и точного оценивания содержания ощущений, выделения признаков изображаемых предметов и их составляющих [5; ]. Чувствительность играет ключевую роль в процессах предупреждения, приспособляемости, адаптации тела и психики человека в его деятельности и взаимодействии с окружающей средой обитания. Степень ее «настройки» у человека определяет эффективность работы всех психофизиологических систем организма. Повышенная чувствительность позволяет раньше и отчетливей определять контуры образа, с которым необходимо работать человеку при решении им образовательных задач. Успешность обучения зависит во многом от высоты чувствительности психофизиологических систем организма человека. На это указывают исследования многих психологов, педагогов, физиологов, нейрофизиологов, медиков. Современная наука активно заниматься изучением новых источников творчества человека ищет эффективные способы повышения его потенциала действий в тех или иных ситуациях. Экспериментальное исследование, было построено на изучении взаимодействия психофизиологических систем организма учеников начальных классов с особенными потребностями. Такой категории учеников очень важно иметь возможность «настроить» чувствительность их психофизиологических систем на высокий потенциал деятельности. Именно это состояние есть наиболее эффективным для их учебной деятельности. Изучение поведение организма человека в условиях невесомости заставило по новому оценить значение и важность в его жизнедеятельности системы вестибулярного аппарата. Координация и временная основа всех временных процессов мозга, вероятно, зависит от инерционного и гравитационного калибровки. Точная интеграция различных частей мозга и различных сенсорных ощущений зависит от часовой стабильности, высокой раздельности в работе височной части головного мозга. Существует высокая вероятность того, что калибровка височной части головного мозга и его организация должны развиваться и совершенствоваться на основе и по отношению к ускорению силы тяжести. На основе проведенных исследований вестибулярный психофизиологический механизм определено как основообразующей для деятельности всех психофизиологических систем человека. Особенное место его деятельность занимает в слаженной работе головного мозга. Вестибулярный аппарат (среднее ухо) частично ответственны за нашу равновесие и играет ключевую роль во всех функциях головного мозга. Вестибулярный аппарат становится основным организационным инструментом для развития других процессов головного мозга (в то время как ребенок находится в утробе матери). Эти процессы продолжаются и после рождения в течение всей жизни [2; 29-69] Таким образом, влияя на роботу вестибулярного аппарата можно изменить параметры деятельности других систем и органов человека. Это можно достичь с помощью баламетрической доски Фрэнка Белгау – специального инструмента для воздействия на изменение работы вестибулярного аппарата. Откалибрована балансировочная доска Ф. Белгау [7] имеет разлинованную поверхность и рокеры, которые вращаются, чтобы эффективно изменять радиус от 5 до 50 сантиметров. Уровень сложности балансировочной доски непосредственно связан с установленным радиусом рокеров. Эти два фактора - сетка на верхней части доски и возможность изменять уровень сложности с помощью рокеров - имеют важное значение для успеха коррекции равновесия и балансировки. В исследовании принимали участие 79 учащиеся 1-4 классов. Среди исследуемых 46 учащихся вспомогательных классов, где учатся умственно отсталые дети , также 33 учащихся с задержкой психического развития. Участники эксперимента это учащиеся с диагнозом легкая и умеренная умственная отсталость, задержка психического развития и комплексные смежные нарушения. Для проведения эксперимента были использованы десять различных тестовых методик. Задача эксперимента предусматривали изучение влияния упражнений на баламетричний доске на состояние чувствительности психофизиологических систем умственно отсталых учащихся 1-4 классов. Для этого создали пакет диагностических методик каждому участнику эксперимента для определения состояния чувствительности: остроты зрения, внимания, моторной чувствительности, синхронизации работы полушарий головного мозга, волевых усилий и правильности написания письменных букв от руки. Были разработаны и экспериментально проверены два экспресс-комплексы упражнений с использованием балансировочной доски в условиях школы-интерната. Изучалось определение минимальных временных границ количества тренировок в неделю для каждого ученика с использованием балансировочной доски. Кроме того, выяснили алгоритм работы школьников по использованию балансировочной доски, учитывая принципы: от простого к сложному в работе с умственно отсталыми учениками. Одной из задач было проведение наблюдения за влиянием занятий с использованием балансировочной доски на изменение чувствительности систем: внимания, моторной чувствительности, синхронизации работы обоих полушарий головного мозга, исследование волевых усилий и правильности написания письменных букв от руки и зрительной чувствительности у умственно отсталых и с задержкой психического развития учащихся начальной школы. Перед началом эксперимента мы провели ряд занятий по адаптации детей к работе с балансировочной доской, поскольку каждый класс был обеспечен соответствующим инвентарем. Занятия на балансировочной доске проводили трижды в неделю по 15 минут каждый раз. Все результаты наших экспериментальных исследований в данной статье представить не имеет возможности. Поэтому остановимся на некоторых. В первую очередь важно обговорить результаты по синхронизации работы правого и левого полушария головного мозга. На сегодня известно что они работают по разному: левое полушарие занимается логическими системами, а правое - образными системами. Таким образом высокая чувствительность в работе обеих полушарий мозга позволит улучшить качество воспринимаемых образов. Динамика изменений чувствительности гармонизации роботы полушарий мозга детей с особенными образовательными потребностями улучшилась. Если в начале эксперимента разрыв в написании знаков правой и левой руками составлял 25,5 знака то уже через пять месяцев он составлял 11,9 знака. И это как видно очень не большой часовой интервал. Но уже это дает осторожные оптимистические прогнозы в гармонизации работы полушарий головного мозга. В свою очередь такая динамика изменений помогает вовремя включать в действие те или иные участки мозговых структур в согласованном режиме. Гармонизация в улучшении взаимодействия между правым и левым полушариями головного мозга побуждает к повышению чувствительности деятельности мышления (логической и образными сферами), чувств и стимулирует воображение учащихся начальной школы. Не остается в стороне и повышение чувствительности психофизиологического механизма зрения. Об этом свидетельствуют полученные результаты на определение динамики остроты зрения при выполнении зрительных упражнений с помощью модифицированной таблицы Орловой (разработана на базе таблиц В. Бейтса). Для его проведения ставили отметку на полу на расстоянии 2,5 метров от зрительной таблицы. В начале эксперимента средний результат составил 0,69 а, по завершению 0,85. Зрение как один из главных источников получения информации мозгом становится более активным за счет расширения своего диапазона действия. Таким образом мозг получает более качественное изображение предмета. Так что образ становится более четким и детализированным предоставляя ученику более качественное изображение изучаемого предмета. Именно на его основе ученику удастся быстрее найти более адекватный путь для решения учебной задачи, а значит уберечь свой организм от лишних перегрузок. Интересные результаты были получены про изменения у исследуемых их пространственных чувств. Если в начале эксперимента у исследуемых учеников при похождении прямой в пять метров разрыв в точности метрического чувства колебался в диапазоне почти одного метра то уже через шестнадцать недель это колебание сжалось до 43 сантиметров, что практически показывает улучшение на 60 %. А это есть очень важным показателем для их успешного учебного процесса. Так как мы проводили эксперимент в начальной школе и с учениками которые имеют особенные образовательные потребности это улучшение метрического чувства дает им возможность успешнее читать, ориентироваться в собственной тетради, а значит быть более самостоятельным в выполнении учебных заданий. Такие позитивные изменения дают основания говорить про улучшение «аварийности» в движениях исследуемых учеников, а это в первую очередь лучшая координация собственного тела в пространстве и умение находить наиболее удачные кинематические решения двигательной активности. Эти действия позволяют налаживать действие особенного чувства – дистанции до партнера. Что может способствовать улучшению коммуникационных умений и способствовать лучшей социализации учеников которые имеют особенные образовательные потребности. Отдельно нужно остановиться на исследование волевых усилий и правильности написания письменных букв от руки. Для каждой возрастной группы учеников 1-4 классов были разработаны тесты копирования фраз. Если в начале эксперимента средний бал оценки скопированных фраз (оценка наивысший -1 бал, а самый низкий – 5 балов) достигал - 3,47 балов то по завершению эксперимента средний бал составил – 1,87 бала. Таким образом можно говорить про улучшение волевых усилий учеников и их стабилизации Подытоживая обзор экспериментальных данных можем сделать некоторые из предварительных выводов: Состояние работы вестибулярного аппарата ребенка влияет на действие всех ее психических систем и психофизиологических механизмов адаптации к учебной деятельности. Особое влияние коррекционного характера имеет работа вестибулярного аппарата ребенка на деятельность его мозга, а именно на взаимодействие работы правого и левого полушарий головного мозга. Упражнения на балансировку имеют хороший корректирующий эффект на высшие психические процессы (память, мышление, чувства, воображение). Системная работа над внедрением в учебный процесс комплексов упражнений для улучшения психомоторной сферы ребенка поможет стабилизации психофизиологических механизмов активно задействованных в учебном процессе. Все упражнения на балансировочные движения имеют важное значение для гармоничного развития организма ребенка. Высока вероятность повысить общую чувствительность психофизиологических механизмов организма ребенка. Это открывает путь к возможности управлять уровнем чувствительности психофизиологических систем ученика. Таким образом влияя на вестибулярный аппарат ученика мы поможем лучше формировать у него образы учебного материала. Исследования проведенные нами указывают на положительные результаты в использовании баламетрической доски Ф. Белгау и дают оптимистические основания говорить о возможности повышать как количественные, так и качественные показатели обучения, оптимизируя учебную деятельность путем повышения чувствительности разных психофизиологических систем организма человека в построении адекватных образов восприятия. Последующие наши исследования в этом направлении помогут уточнить полученные результаты и более глубоко разобраться в процессах изменений деятельности психофизиологических систем организма человека. Это может помочь оптимизации учебной деятельности человека на всех этапах жизни. А сам процесс обучения поможет сделать большее привлекательным, приносящим наслаждение.

ЛИТЕРАТУРА
  • 1. Большая психологическая энциклопедия.– М.: Эксмо, 2007. – С.500
  • 2. Дойдж Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга /Н. Дойдж. – М.: Эксмо, 2010. – С.29-69
  • 3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Московского университета,1981. – 584 с.
  • 4. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. И общ. ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2007.– С.797-798
  • 5. Психология физического воспитания и спорта / [Н.П. Гуменюк, В.В.Клименко]. – К.: Вища шк., 1985. – 311 с.
  • 6. Человек: анатомия, физиология, психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь / Под ред. А.С. Батуева, Е.П. Ильина, Л.В. Соколовой. – СПб.: Питер, 2007. – С.620
  • 7. Frank A. Belgau Learning breakthrough program. – Port Angeles: Balametrics, ing, 2002. – 74 p.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама