Левченко Т.А. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников посредством приобщения к культурному наследию казахского народа

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 11:40, 1 серпня 2015; BogdanA (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук

Левченко Татьяна Александровна - кандидат педагогических наук, профессор профессор кафедры дошкольного и начального образования факультета «Педагогики и психологии» Казахского Государственного Женского Педагогического Университета, г. Алматы, Казахстан.

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Анотація. Найважливішим засобом морально-естетичного виховання дошкільників є казахські народні свята. Вони ознайомлюють з історією, звичаями, традиціями, культурою казахського народу.

Ключові слова. Морально-естетичне виховання, культурна спадщина, традиції, народні свята, хідожня творчість.

Аннотация. Важнейшим средством нравственно–эстетического воспитания дошкольников являются казахские народные праздники. Они знакомят с историей, обычаями, традициями, культурой казахского народа.

Ключевые слова. Нравственно-эстетическое воспитание, культурное наследие, традиции, народные праздники, художественное творчество.

Abstract. The most important means of moral - aesthetic education of preschool children are Kazakh folk festivals. They are familiar with the history, customs, traditions and culture of the Kazakh people.

Key words. Moral and aesthetic education, cultural heritage, traditions, folk festivals, artistic creativity.


Совершенствование этнокультурного образования подрастающего поколения обуславливается социально-политическими и духовными переменами в нашем обществе, вызывающими интерес к традициям и культуре этносов страны. Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою родину - задача особенно актуальна сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение культуры других народов. Значение культур наследия в воспитании подрастающего поколения отмечали такие казахстанские просветители и педагоги – исследователи как А.Кунанбаев, И.Алтынсарин, М.Х.Балтабаев, С.А. Узакбаева, К.Ж.Кожахметова и др. Главной целью дошкольного воспитания и обучения на общенациональном уровне является развитие личности ребенка, владеющего ключевыми компетенциями, личностной культурой на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Это вызывает закономерную необходимость обновления содержания дошкольного образования на основе системы народных нравственно-духовных ценностей и идеалов.

Одним из важнейших элементов культуры народа являются народные праздники. Неоспорима роль народных праздников, которые не только вызывают эмоциональный отклик, но и отражают: самобытность народа, его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрость и простоту взглядов и чувств, которые можно заменить в применении на праздниках поэтического творчества народа. Вместе с тем, недостаточно внимания уделяется в дошкольных организациях народным праздникам, история и содержание которых не полно раскрываются в методических пособиях и специальной литературе. Многие казахские народные праздники забыты, сведения о них утеряны. Поэтому целью данной статьи является раскрытие педагогических возможностей казахских народных праздников в нравственно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Национальный праздник – одна из наиболее устойчивых форм духовной культуры, где отражается не только мифологическое сознание народа, древний культ и ритуал, но и характер общественного уклада, семейно-бытовых отношений, мораль и психология. Нравоучения и мудрые советы, примеры для образца и подражания, искусство народа, вот что передается из поколения в поколение на праздничных увеселениях народа через национальные танцы, фольклор и музыкальные произведения.

Ознакомление дошкольников с народными праздниками преследует главную цель - вырастить и воспитать подрастающее поколение честными, трудолюбивыми, способными оценить и перенять лучшие традиции народа. Знакомство с праздниками через подготовку к ним и непосредственное участие в них обогащает духовный мир дошкольника. Духовный мир ребенка подобен храму, он обязательно заполнится и в него вселятся образы, впечатления, возникнут переживания, мысли, идеи, идеалы, убеждения. Каждое стихотворение, музыкальное произведение, танец, предметы быта, предметы народно - прикладного искусства, национальные игры, сопровождающие весь национальный праздник - это сгусток эмоций, переживаний, мыслей, призывов, предупреждений. Именно национальный праздник духовно обогащает внутренний мир ребенка, так как ребенок впитывает богатство народной мудрости через дверцу своих эмоций, через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Песни, айтысы, сказания, пословицы, поговорки, игры помогают сохранить и передать из поколения в поколение мудрость народа, его традиции и обычаи.

Праздник - знак общности. Как сделать так, чтобы дети вместе с нами это поняли и прожили - вопрос особый, требующий обсуждения с разных сторон, в том числе и методической. Праздник способствует становлению детской личности. Непосредственно участвуя на празднике, рассказывая стихотворение, играя на музыкальных инструментах, импровизируя сценки, у детей развиваются не только эстетические, нравственные чувства, но и художественно - исполнительские способности. Народные праздники у детей развивают эстетическое восприятие, эстетические представления, эстетические чувства. Эстетические чувства могут возникнуть при восприятии четкой формы предмета, которые можно рассмотреть непосредственно на празднике - это произведения декоративно – прикладного искусства. Чувство прекрасного у ребенка, может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета предстанет перед детьми в конкретном выражении.

Художественно - музыкальное, народно – прикладное искусство народа вызывают у детей эстетические эмоции. Огромна и велика сила искусства для воспитания, так как она приучает образно мыслить, вносить свой элемент творчества. Особенно сильное влияние на внутренний мир ребенка оказывают: песня, музыка – нежность мелодий и ясность ритма. Постигая мир музыкальных звуков, ребенок учиться слушать окружающий мир, учиться выражать музыкальными звуками свои впечатления, вызывать эмоциональную отзывчивость, приучает к целенаправленной работе. Характерной чертой казахских народных праздников является их связь с природным циклом, что было особенно важно при переходе от одного типа трудовой деятельности к другой. Казахи с большим почтением относились к духу земли (жер-ана) и воды (су-ана). Казахская мифология запрещала врать без надобности зеленую траву, ибо в ней люди видели непрерывность жизни.

Самым известным казахским народным праздником является «Наурыз». Это праздник пробуждения и воскрешения природы знаменовавший начало сельскохозяйственных работ. Он широко празднуется в дошкольных организациях. Однако, незаслуженно забыты такие казахские народные праздники, как «Кызгалдак», «Беркут-той», «Сабан-той». Праздник «Кызгалдак» - воплощение красоты и добра, цветение тюльпанов, маков, совпадавший с первым весенним громом, был верным знаком, который подавала природа о начале весенне-полевых работ. Праздник «Беркут-той» посвящен хищной птице, ее способностям быть полезной людям. С ее помощью в древности добывали пищу, шкуры, охотились на лис и зайцев. Осенний праздник «Сабан-той» проводился в честь успешного завершения сельскохозяйственных работ, сбора урожая.

Необходимо отметить, что каждый казахский праздник играет информационно-познавательную роль. Он знакомит детей с традициями и обычаями, сопровождающими праздник (ритуал приветствия гостей, национальные лечебные напитки, угощения, инструментальное и песенное творчество, народные игры, состязания). В казахском фольклоре передаются основные представления народа о главных жизненных ценностях - труде, семье, любви, дружбе, родине. Казахские народные пословицы нравственно воспитывают, учат быть гостеприимными, приветливыми, внимательными к своим гостям, почитать слова старших, уважать их («Гость хоть и мало сидит, да много наблюдает», «Почитай старших, сам будешь стар»).

Любой казахский народный праздник не обходится без игр, вызывающих у детей особый интерес. В таких играх как «Пеший кокпар», «Ремешок», «Платочек» у детей формируются творческая выдумка, находчивость, представления о честности и смелости. Культуру казахского народа невозможно себе представить без декоративно-прикладного искусства, которое раскрывает истоки жизни кочевого народа, наглядно демонстрирует его моральные эстетические ценности и является частью его истории. Изделия народных мастеров (ковры, посуда, одежда, музыкальные инструменты, ювелирные украшения) близки и понятны детям. Знакомство с цветовой гаммой национальной одежды и ковров создает благоприятные условия для развития у детей чувства цвета, цветового восприятия, умения применять знания и практические навыки в самостоятельной изобразительной деятельности.

Включение изделий народных мастеров, праздничные действия и приобщение детей к творческой оформительской деятельности способствует реализации следующих нравственно-эстетических задач:

- воспитание устойчивого интереса к казахскому народному творчеству как эталону красоты; - развитие эмоционально –оценочного восприятия, эстетических чувств; - развитие художественно-творческих способностей детей, в потребности вносить элементы прекрасного в жизнь.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1.Народные праздники являются важной составляющей культурного наследия казахского народа.

2. Они обогащают знания детей о родной природе, обычаях, истории страны, музыкальном устном и декоративном творчестве.

3. В процессе подготовки и проведения казахских народных праздников у детей воспитывается уважение к культуре народа, ответственность за успех общего дела, самостоятельность и творчество.

Литература
  • Государственная Программа Республики Казахстан «Культурное наследие». Алматы.-2003.
  • Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. М.2005г.
  • Левченко Т.А., Агеева Л.Е., Агранович Е.Н. «Этнокультурная компетентность будущих педагогов». Алматы 2013.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама