Метербаева К.М., Байназарова Т.Б., Смагулова Б.Л. Модернизация дошкольного образования как важнейшая задача высшей школы

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
м (перейменував «[[Метербаева К.М., Байназарова Т.Б., Смагулова Б.Л. Модернизация дошкольного образования как важнейшая задача высшей школы.....)
 
Рядок 1: Рядок 1:
Оптимизация педагогического процесса в дошкольных организациях выступает одной из важнейших задач реформирования казахстанского  образования на современном этапе.  
+
<p align=justify>'''[[Метербаева К.М.]]''' - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования КазГосЖенПУ</p align=justify>
Дошкольное образование – первое звено  системы образования, обеспечивающее необходимую основу воспитанности, обученности и развитости личности, способствующее становлению ребенка субъектом различных видов деятельности. Эффективность воспитательно-образовательного  процесса в этом звене в полной мере определяется уровнем профессионализма специалиста работающего в системе дошкольного образования.  
+
 
На современном этапе система дошкольного образования характеризуется такими изменениями, как:
+
<p align=justify>'''[[Байназарова Т.Б.]]''' - кандидат педагогических наук,  и.о. доцента, зав.кафедрой дошкольного и начального образования КазГосЖенПУ</p align=justify>
* разнообразие моделей дошкольных организаций (мини - центры,  детский сад с кратковременным пребыванием, ясли-сад, коррекционные, школа - детский сад  и др.);
+
 
* реализация в дошкольных  организациях дополнительных образовательных услуг (оздоровительные услуги, консультативные службы для родителей, предшкольная подготовка, изучение государственного и английского  языков и др.);
+
<p align=justify>'''[[Смагулова Б.Л.]]''' - преподаватель кафедры дошкольного и начального образования КазГосЖенПУ</p align=justify>
* работа дошкольных организаций по разнообразным программам («Балбобек», «Кайнар», «Карлыгаш», «Шаг за Шагом» и др.).
+
 
Качество организации учебно-воспитательного процесса требует подготовки профессионалов, способных обеспечить разнообразные образовательные услуги.    Запросы практического образования актуализируют и направления подготовки специалистов – дошкольников в системе высшего образования.  
+
 
Важнейшей задачей высшей школы сегодня является модернизация профессионального образования с учетом потребностей государства в подготовке специалистов высокой квалификации, конкурентоспособных, гибких, и компетентных. А в основе модернизации образования в вузе должна быть система, включающая в себя дифференциацию при подготовке компетентного, квалифицированного специалиста. Следовательно, проблема подготовки будущих специалистов дошкольного  образования становится приоритетной.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Оптимизация педагогического процесса в дошкольных организациях выступает одной из важнейших задач реформирования казахстанского  образования на современном этапе.  
Личность воспитателя дошкольной организации формируется, проявляется в процессе его профессиональной педагогической деятельности. Деятельность человека психологи рассматривают как систему, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения. В педагогической деятельности, так же как и других видах деятельности, выделяют цель, мотивы, способы осуществления, результат (А.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов).
+
Дошкольное образование – первое звено  системы образования, обеспечивающее необходимую основу воспитанности, обученности и развитости личности, способствующее становлению ребенка субъектом различных видов деятельности. Эффективность воспитательно-образовательного  процесса в этом звене в полной мере определяется уровнем профессионализма специалиста работающего в системе дошкольного образования. </p align=justify>
Предмет деятельности воспитателя – дети дошкольного возраста, которых он воспитывает и обучает.  Дошкольный возраст является сензитивным, наиболее благоприятным для развития многих психических процессов, а также формирования личности в целом (Л.С. Выготский).  Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание и произвольная память, творческое воображение, рождаются высшие чувства (чувства дружбы, коллективизма, долга, любознательности, и др.). Именно в этом возрасте складываются интересы, развиваются многие способности, закладываются основы характера.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;На современном этапе система дошкольного образования характеризуется такими изменениями, как:</p align=justify>
 +
<p align=justify>* разнообразие моделей дошкольных организаций (мини - центры,  детский сад с кратковременным пребыванием, ясли-сад, коррекционные, школа - детский сад  и др.);</p align=justify>
 +
<p align=justify>* реализация в дошкольных  организациях дополнительных образовательных услуг (оздоровительные услуги, консультативные службы для родителей, предшкольная подготовка, изучение государственного и английского  языков и др.);</p align=justify>
 +
<p align=justify>* работа дошкольных организаций по разнообразным программам («Балбобек», «Кайнар», «Карлыгаш», «Шаг за Шагом» и др.).</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Качество организации учебно-воспитательного процесса требует подготовки профессионалов, способных обеспечить разнообразные образовательные услуги.    Запросы практического образования актуализируют и направления подготовки специалистов – дошкольников в системе высшего образования. </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Важнейшей задачей высшей школы сегодня является модернизация профессионального образования с учетом потребностей государства в подготовке специалистов высокой квалификации, конкурентоспособных, гибких, и компетентных. А в основе модернизации образования в вузе должна быть система, включающая в себя дифференциацию при подготовке компетентного, квалифицированного специалиста. Следовательно, проблема подготовки будущих специалистов дошкольного  образования становится приоритетной.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Личность воспитателя дошкольной организации формируется, проявляется в процессе его профессиональной педагогической деятельности. Деятельность человека психологи рассматривают как систему, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения. В педагогической деятельности, так же как и других видах деятельности, выделяют цель, мотивы, способы осуществления, результат (А.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов).</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Предмет деятельности воспитателя – дети дошкольного возраста, которых он воспитывает и обучает.  Дошкольный возраст является сензитивным, наиболее благоприятным для развития многих психических процессов, а также формирования личности в целом (Л.С. Выготский).  Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание и произвольная память, творческое воображение, рождаются высшие чувства (чувства дружбы, коллективизма, долга, любознательности, и др.). Именно в этом возрасте складываются интересы, развиваются многие способности, закладываются основы характера. </p align=justify>
 
Проблеме профессионализма в педагогической науке посвящены работы многих ученых.   
 
Проблеме профессионализма в педагогической науке посвящены работы многих ученых.   
В частности, аспекты профессионализма воспитателей дошкольных организаций В.И.Ядэшко,  Л.В.Поздняк,  Л.Г.Семушина, В.А.Петровский, Е.А. Панько,  Я.Л. Коломинский, Ш.А. Ибрагимов, Ж.А. Исмаилова и другие исследователи.  Многие ученые сходятся в определении, что профессионализм педагога – это степень реализации специалистом своего педагогического и личностного потенциалов, используемых как критерии изучения, анализа, оценки труда педагогов.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В частности, аспекты профессионализма воспитателей дошкольных организаций В.И.Ядэшко,  Л.В.Поздняк,  Л.Г.Семушина, В.А.Петровский, Е.А. Панько,  Я.Л. Коломинский, Ш.А. Ибрагимов, Ж.А. Исмаилова и другие исследователи.  Многие ученые сходятся в определении, что профессионализм педагога – это степень реализации специалистом своего педагогического и личностного потенциалов, используемых как критерии изучения, анализа, оценки труда педагогов.</p align=justify>
В.А.Сластенин выделяет важнейшие принципы профессиональной подготовки современного педагога: единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития педагога в условиях гуманизации педагогического образования; непрерывность педагогического образования, заключающуюся в единстве профессиональной подготовки, базового профессионального образования и профессионального совершенствования педагога.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В.А.Сластенин выделяет важнейшие принципы профессиональной подготовки современного педагога: единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития педагога в условиях гуманизации педагогического образования; непрерывность педагогического образования, заключающуюся в единстве профессиональной подготовки, базового профессионального образования и профессионального совершенствования педагога.</p align=justify>
Профессионализм определяется как приобретенная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению трудовых функций; как уровень мастерства в определенном виде занятий. Под профессионализмом  воспитателей дошкольных организаций понимается психолого-педагогическая грамотность, технологическая грамотность, методическая компетентность в соответствии с современным требованиями, позволяющие создать комплекс условий для развития и формирования детей дошкольного возраста.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Профессионализм определяется как приобретенная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению трудовых функций; как уровень мастерства в определенном виде занятий. Под профессионализмом  воспитателей дошкольных организаций понимается психолого-педагогическая грамотность, технологическая грамотность, методическая компетентность в соответствии с современным требованиями, позволяющие создать комплекс условий для развития и формирования детей дошкольного возраста. </p align=justify>
Педагогическая деятельность специалиста дошкольного образования разнообразна по своим функциям и содержанию: дети, их родители, коллеги, сам воспитатель. Это предполагает развитие у студентов в  процессе профессиональной подготовки  в вузе разнообразных профессиональных способностей и умений: экспрессивных, дидактических, научно-педагогических,  авторитарных,  перцептивных,  личностных, гностических,  конструктивных, коммуникативных, специальных.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Педагогическая деятельность специалиста дошкольного образования разнообразна по своим функциям и содержанию: дети, их родители, коллеги, сам воспитатель. Это предполагает развитие у студентов в  процессе профессиональной подготовки  в вузе разнообразных профессиональных способностей и умений: экспрессивных, дидактических, научно-педагогических,  авторитарных,  перцептивных,  личностных, гностических,  конструктивных, коммуникативных, специальных.</p align=justify>
Важными профессиональными функциями специалиста дошкольной сферы являются: создание педагогических условий для успешного воспитания детей: обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей; осуществление учебно-воспитательной работы с детьми; участие в педагогическом просвещении родителей; участие в исследовательской работе.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Важными профессиональными функциями специалиста дошкольной сферы являются: создание педагогических условий для успешного воспитания детей: обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей; осуществление учебно-воспитательной работы с детьми; участие в педагогическом просвещении родителей; участие в исследовательской работе.</p align=justify>
Основываясь на  функциональном  анализе педагога дошкольной организации можно определить требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Основываясь на  функциональном  анализе педагога дошкольной организации можно определить требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.</p align=justify>
В процессе подготовки будущих специалистов дошкольного образования на факультете «Педагогики и психологии»в Казахском государственном женском педагогически университете  уделяется большое внимание вопросу формирования профессиональной компетенции. Решению этой актуальной проблемы способствует изучение  профилирующих и базовых  дисциплин,  компонент  по выбору.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В процессе подготовки будущих специалистов дошкольного образования на факультете «Педагогики и психологии»в Казахском государственном женском педагогически университете  уделяется большое внимание вопросу формирования профессиональной компетенции. Решению этой актуальной проблемы способствует изучение  профилирующих и базовых  дисциплин,  компонент  по выбору. </p align=justify>
В образовательные программы специальности «Дошкольное обучение и воспитание»    введены  дисциплины по выбору, которые предполагают  изучение  таких актуальных дисциплин, как, «Инновации в дошкольном образовании», «Индивидуализация обучения», «Подготовка ребенка к  школе»,  «Инклюзивное образование», «Социализация личности», «Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе», «Дошкольное образование за рубежом» и другие. А также реализуются программы  «Самопознание», «Гендер в образовании», «Профессиональная педагогика и теория воспитания» и др,  которые позволяют разносторонне  подготовить специалистов дошкольного образования к будущей профессиональной деятельности.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В образовательные программы специальности «Дошкольное обучение и воспитание»    введены  дисциплины по выбору, которые предполагают  изучение  таких актуальных дисциплин, как, «Инновации в дошкольном образовании», «Индивидуализация обучения», «Подготовка ребенка к  школе»,  «Инклюзивное образование», «Социализация личности», «Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе», «Дошкольное образование за рубежом» и другие. А также реализуются программы  «Самопознание», «Гендер в образовании», «Профессиональная педагогика и теория воспитания» и др,  которые позволяют разносторонне  подготовить специалистов дошкольного образования к будущей профессиональной деятельности.</p align=justify>
Основополагающим в профессиональной подготовке специалистов является учебный процесс. Уровень его организации в вузе и определяет качество профессиональной подготовки будущего специалиста. Освоение студентами содержания  профилирующего  и базового цикла, а также    дисциплин по выбору позволяет повысить качество  профессионального  образования и уровень профессиональной компетентности.    А овладение специалистами дошкольной сферы профессиональными умениями и реализация в полном объеме в практической деятельности профессиональных функций будет свидетельствовать о достаточном уровне профессиональной компетентности.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Основополагающим в профессиональной подготовке специалистов является учебный процесс. Уровень его организации в вузе и определяет качество профессиональной подготовки будущего специалиста. Освоение студентами содержания  профилирующего  и базового цикла, а также    дисциплин по выбору позволяет повысить качество  профессионального  образования и уровень профессиональной компетентности.    А овладение специалистами дошкольной сферы профессиональными умениями и реализация в полном объеме в практической деятельности профессиональных функций будет свидетельствовать о достаточном уровне профессиональной компетентности.</p align=justify>
  
  

Поточна версія на 19:28, 27 серпня 2013

Метербаева К.М. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования КазГосЖенПУ

Байназарова Т.Б. - кандидат педагогических наук, и.о. доцента, зав.кафедрой дошкольного и начального образования КазГосЖенПУ

Смагулова Б.Л. - преподаватель кафедры дошкольного и начального образования КазГосЖенПУ


   Оптимизация педагогического процесса в дошкольных организациях выступает одной из важнейших задач реформирования казахстанского образования на современном этапе. Дошкольное образование – первое звено системы образования, обеспечивающее необходимую основу воспитанности, обученности и развитости личности, способствующее становлению ребенка субъектом различных видов деятельности. Эффективность воспитательно-образовательного процесса в этом звене в полной мере определяется уровнем профессионализма специалиста работающего в системе дошкольного образования.

   На современном этапе система дошкольного образования характеризуется такими изменениями, как:

* разнообразие моделей дошкольных организаций (мини - центры, детский сад с кратковременным пребыванием, ясли-сад, коррекционные, школа - детский сад и др.);

* реализация в дошкольных организациях дополнительных образовательных услуг (оздоровительные услуги, консультативные службы для родителей, предшкольная подготовка, изучение государственного и английского языков и др.);

* работа дошкольных организаций по разнообразным программам («Балбобек», «Кайнар», «Карлыгаш», «Шаг за Шагом» и др.).

   Качество организации учебно-воспитательного процесса требует подготовки профессионалов, способных обеспечить разнообразные образовательные услуги. Запросы практического образования актуализируют и направления подготовки специалистов – дошкольников в системе высшего образования.

   Важнейшей задачей высшей школы сегодня является модернизация профессионального образования с учетом потребностей государства в подготовке специалистов высокой квалификации, конкурентоспособных, гибких, и компетентных. А в основе модернизации образования в вузе должна быть система, включающая в себя дифференциацию при подготовке компетентного, квалифицированного специалиста. Следовательно, проблема подготовки будущих специалистов дошкольного образования становится приоритетной.

   Личность воспитателя дошкольной организации формируется, проявляется в процессе его профессиональной педагогической деятельности. Деятельность человека психологи рассматривают как систему, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения. В педагогической деятельности, так же как и других видах деятельности, выделяют цель, мотивы, способы осуществления, результат (А.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов).

   Предмет деятельности воспитателя – дети дошкольного возраста, которых он воспитывает и обучает. Дошкольный возраст является сензитивным, наиболее благоприятным для развития многих психических процессов, а также формирования личности в целом (Л.С. Выготский). Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание и произвольная память, творческое воображение, рождаются высшие чувства (чувства дружбы, коллективизма, долга, любознательности, и др.). Именно в этом возрасте складываются интересы, развиваются многие способности, закладываются основы характера.

Проблеме профессионализма в педагогической науке посвящены работы многих ученых.

   В частности, аспекты профессионализма воспитателей дошкольных организаций В.И.Ядэшко, Л.В.Поздняк, Л.Г.Семушина, В.А.Петровский, Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский, Ш.А. Ибрагимов, Ж.А. Исмаилова и другие исследователи. Многие ученые сходятся в определении, что профессионализм педагога – это степень реализации специалистом своего педагогического и личностного потенциалов, используемых как критерии изучения, анализа, оценки труда педагогов.

   В.А.Сластенин выделяет важнейшие принципы профессиональной подготовки современного педагога: единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития педагога в условиях гуманизации педагогического образования; непрерывность педагогического образования, заключающуюся в единстве профессиональной подготовки, базового профессионального образования и профессионального совершенствования педагога.

   Профессионализм определяется как приобретенная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению трудовых функций; как уровень мастерства в определенном виде занятий. Под профессионализмом воспитателей дошкольных организаций понимается психолого-педагогическая грамотность, технологическая грамотность, методическая компетентность в соответствии с современным требованиями, позволяющие создать комплекс условий для развития и формирования детей дошкольного возраста.

   Педагогическая деятельность специалиста дошкольного образования разнообразна по своим функциям и содержанию: дети, их родители, коллеги, сам воспитатель. Это предполагает развитие у студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе разнообразных профессиональных способностей и умений: экспрессивных, дидактических, научно-педагогических, авторитарных, перцептивных, личностных, гностических, конструктивных, коммуникативных, специальных.

   Важными профессиональными функциями специалиста дошкольной сферы являются: создание педагогических условий для успешного воспитания детей: обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей; осуществление учебно-воспитательной работы с детьми; участие в педагогическом просвещении родителей; участие в исследовательской работе.

   Основываясь на функциональном анализе педагога дошкольной организации можно определить требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.

   В процессе подготовки будущих специалистов дошкольного образования на факультете «Педагогики и психологии»в Казахском государственном женском педагогически университете уделяется большое внимание вопросу формирования профессиональной компетенции. Решению этой актуальной проблемы способствует изучение профилирующих и базовых дисциплин, компонент по выбору.

   В образовательные программы специальности «Дошкольное обучение и воспитание» введены дисциплины по выбору, которые предполагают изучение таких актуальных дисциплин, как, «Инновации в дошкольном образовании», «Индивидуализация обучения», «Подготовка ребенка к школе», «Инклюзивное образование», «Социализация личности», «Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе», «Дошкольное образование за рубежом» и другие. А также реализуются программы «Самопознание», «Гендер в образовании», «Профессиональная педагогика и теория воспитания» и др, которые позволяют разносторонне подготовить специалистов дошкольного образования к будущей профессиональной деятельности.

   Основополагающим в профессиональной подготовке специалистов является учебный процесс. Уровень его организации в вузе и определяет качество профессиональной подготовки будущего специалиста. Освоение студентами содержания профилирующего и базового цикла, а также дисциплин по выбору позволяет повысить качество профессионального образования и уровень профессиональной компетентности. А овладение специалистами дошкольной сферы профессиональными умениями и реализация в полном объеме в практической деятельности профессиональных функций будет свидетельствовать о достаточном уровне профессиональной компетентности.



Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама