Сагайдак С.П. Развитие осознания будущими психологами роли невербальных средств общения в профессиональной деятельности

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
 
(Одна проміжна версія одного користувача не показана)
Рядок 1: Рядок 1:
В современном обществе стремительно возрастает популярность профессии «психолог», что обусловлено повышением социальной значимости этой профессии. В то же время, отмечается недостаточный опыт целевой подготовки психологов-практиков. В связи с этим, встает вопрос о необходимости разработки и внедрения новых инновационных психолого-педагогических технологий обучения специалистов качественно нового уровня профессионализма.  
+
<p align=justify>'''[[Сагайдак С.П.]]''' - старший преподаватель кафедры психологии Института философского образования и науки [[НПУ|Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова]]</p align=justify>
В контексте проблем профессиональной деятельности психолога обсуждаются вопросы, связанные с ее содержанием, особенностями профессионального становления специалиста, изучения мотивов выбора профессии, развития личностной сферы психолога. Особенное внимание уделяется проблеме формирования коммуникативной компетентности будущего психолога.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В современном обществе стремительно возрастает популярность профессии «психолог», что обусловлено повышением социальной значимости этой профессии. В то же время, отмечается недостаточный опыт целевой подготовки психологов-практиков. В связи с этим, встает вопрос о необходимости разработки и внедрения новых инновационных психолого-педагогических технологий обучения специалистов качественно нового уровня профессионализма. </p align=justify>
Проблемы процесса подготовки будущих практических психологов к профессиональной деятельности анализируются в работах А.Ф.Бондаренка, С.В.Васькивской, Л.В.Долинской, Н.Б.Завиниченко, Ю.А.Паскевской, Т.Н.Розовой, Т.И.Федотюк, Т.И.Ханецкой, Н.В.Чепелевой, Н.Ф.Шевченко, Т.С.Яценко и других исследователей.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В контексте проблем профессиональной деятельности психолога обсуждаются вопросы, связанные с ее содержанием, особенностями профессионального становления специалиста, изучения мотивов выбора профессии, развития личностной сферы психолога. Особенное внимание уделяется проблеме формирования коммуникативной компетентности будущего психолога. </p align=justify>
Анализ последних исследований, посвященных проблемам общения как составляющей эффективной профессиональной деятельности психолога показывает, что предметом исследования отечественных  ученых являются: психологические особенности культуры речевого общения в деятельности практического психолога [3]; особенности развития коммуникативной компетентности будущего психолога в системе образования [1]; креативность как фактор развития профессионально-коммуникативных способностей будущих психологов [2].  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Проблемы процесса подготовки будущих практических психологов к профессиональной деятельности анализируются в работах А.Ф.Бондаренка, С.В.Васькивской, Л.В.Долинской, Н.Б.Завиниченко, Ю.А.Паскевской, Т.Н.Розовой, Т.И.Федотюк, Т.И.Ханецкой, Н.В.Чепелевой, Н.Ф.Шевченко, Т.С.Яценко и других исследователей. </p align=justify>
Освещаются вопросы профессиональной подготовки психолога [4], актуальность личностного роста в процессе этой подготовки, однако некоторые аспекты профессионального общения психологов еще остаются недостаточно раскрытыми, в частности, это касается проблемы особенностей использования невербальных средств общения в деятельности психолога.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Анализ последних исследований, посвященных проблемам общения как составляющей эффективной профессиональной деятельности психолога показывает, что предметом исследования отечественных  ученых являются: психологические особенности культуры речевого общения в деятельности практического психолога [3]; особенности развития коммуникативной компетентности будущего психолога в системе образования [1]; креативность как фактор развития профессионально-коммуникативных способностей будущих психологов [2]. </p align=justify>
В научной литературе отмечается, что невербальные средства общения имеют весомое значение в терапевтическом взаимодействии и консультативном процессе. Общаясь с клиентом, психолог влияет на него всем комплексом средств, имеющихся в его профессиональном арсенале, в том числе и своими невербальными средствами, однако вне поля зрения ученых остаются на сегодня вопросы осознания будущими специалистами роли невербальных средств общения  в деятельности психолога, а также их развития в процессе подготовки будущих специалистов.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Освещаются вопросы профессиональной подготовки психолога [4], актуальность личностного роста в процессе этой подготовки, однако некоторые аспекты профессионального общения психологов еще остаются недостаточно раскрытыми, в частности, это касается проблемы особенностей использования невербальных средств общения в деятельности психолога.</p align=justify>
Наше исследование направлено на развитие осознания студентами (будущими психологами) важности и роли невербальных средств общения в профессиональной деятельности.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В научной литературе отмечается, что невербальные средства общения имеют весомое значение в терапевтическом взаимодействии и консультативном процессе. Общаясь с клиентом, психолог влияет на него всем комплексом средств, имеющихся в его профессиональном арсенале, в том числе и своими невербальными средствами, однако вне поля зрения ученых остаются на сегодня вопросы осознания будущими специалистами роли невербальных средств общения  в деятельности психолога, а также их развития в процессе подготовки будущих специалистов. </p align=justify>
Для реализации этой цели нами была разработана анкета, вопросы которой были направлены на изучение общего представления о невербальном общении и знаний о его средствах; на изучение мнения респондентов относительно осознания  места и роли невербального общения в деятельности психолога, определения осознания студентами профессионально значимых невербальных средств общения; на особенности самоосознания, выявления потребности в знаниях о невербальных средствах общения и желания их получать в процессе профессиональной подготовки.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Наше исследование направлено на развитие осознания студентами (будущими психологами) важности и роли невербальных средств общения в профессиональной деятельности. </p align=justify>
В исследовании принимало участие 110 студентов вечерней формы обучения Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова, которые учатся по специальности " Психология" (из них: 21 - ІІ-го курса обучения, 23 - ІІІ-го курса обучения, 22 - ІV- го курса обучения, 20 - V- го курса обученя и  24 - VІ- го  курса обучения).
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Для реализации этой цели нами была разработана анкета, вопросы которой были направлены на изучение общего представления о невербальном общении и знаний о его средствах; на изучение мнения респондентов относительно осознания  места и роли невербального общения в деятельности психолога, определения осознания студентами профессионально значимых невербальных средств общения; на особенности самоосознания, выявления потребности в знаниях о невербальных средствах общения и желания их получать в процессе профессиональной подготовки. </p align=justify>
Относительно понимания понятия невербального общения студентами отметим, что ответы респондентов достаточно полно раскрывают его сущность.  Исследуемые в большинстве случаев отмечают, что невербальное общение  -  это общение без использования слов, которое осуществляется с помощью невербальных средств ("языка тела", мимики, жестов, поз, взгляда, высоты и тембра голоса, расположения в пространстве). В таблице 1 представлены процентные соотношения знаний о невербальном общении.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В исследовании принимало участие 110 студентов вечерней формы обучения Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова, которые учатся по специальности " Психология" (из них: 21 - ІІ-го курса обучения, 23 - ІІІ-го курса обучения, 22 - ІV- го курса обучения, 20 - V- го курса обученя и  24 - VІ- го  курса обучения).</p align=justify>
Анализ названных невербальных средств общения показывает, что на втором курсе обучения не все студенты имеют четкие знания о невербальных средствах общения, и относят к ним язык глухонемых людей и SMS сообщения. Начиная с третьего курса обучения, знания студентов несколько углубляются и расширяются, что  обусловлено, по нашему мнению изучениям психологических дисциплин («Психология общения», «Психоконсультирование и психокорекция»), в которых рассматриваются невербальные средства общения. Однако следует отметить, что существенных изменений  при переходе на старшие курсы, начиная с третьего курса, не происходит.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Относительно понимания понятия невербального общения студентами отметим, что ответы респондентов достаточно полно раскрывают его сущность.  Исследуемые в большинстве случаев отмечают, что невербальное общение  -  это общение без использования слов, которое осуществляется с помощью невербальных средств ("языка тела", мимики, жестов, поз, взгляда, высоты и тембра голоса, расположения в пространстве). В таблице 1 представлены процентные соотношения знаний о невербальном общении.</p align=justify>
По мнению студентов, невербальные средства общения в деятельности психолога нужны для получения информации о клиенте и понимании его эмоционального состояния, выполняют диагностическую  функцию, позволяют создать позитивную атмосферу, найти общий язык с клиентом, лучше понять эмоции клиента, увидеть откровенность или замкнутость, выявить скрытые мотивы, а также помогают установить лучший контакт, и отследить целесообразность выбранного направления консультативного процесса.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Анализ названных невербальных средств общения показывает, что на втором курсе обучения не все студенты имеют четкие знания о невербальных средствах общения, и относят к ним язык глухонемых людей и SMS сообщения. Начиная с третьего курса обучения, знания студентов несколько углубляются и расширяются, что  обусловлено, по нашему мнению изучениям психологических дисциплин («Психология общения», «Психоконсультирование и психокорекция»), в которых рассматриваются невербальные средства общения. Однако следует отметить, что существенных изменений  при переходе на старшие курсы, начиная с третьего курса, не происходит.</p align=justify>
Анализ ответов относительно вопроса понимания роли невербальных средств общения психолога показывает, что студенты подчеркивают значимость невербальных реакций клиента, а не собственных. Лишь 4% из всей выборки обращают внимание на то, что психологу важно понимать собственные невербальные проявления. Об этом свидетельствуют следующие ответы:, «Чтобы не вызывать недоверие к себе»; «Для лучшего понимания себя»; «Помогают правильно вести себя во время консультирования»; «Чтобы уметь себя контролировать». Таким образом, несмотря на то, что ответы студентов старших курсов более содержательны, существенной переоценки осознания роли невербальных средств общения в деятельности психолога в связи с профессиональной подготовкой еще не происходит.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;По мнению студентов, невербальные средства общения в деятельности психолога нужны для получения информации о клиенте и понимании его эмоционального состояния, выполняют диагностическую  функцию, позволяют создать позитивную атмосферу, найти общий язык с клиентом, лучше понять эмоции клиента, увидеть откровенность или замкнутость, выявить скрытые мотивы, а также помогают установить лучший контакт, и отследить целесообразность выбранного направления консультативного процесса. </p align=justify>
Анализ ответов относительно осознания студентами профессионально-значимых невербальных средств общения психолога приведены в таблице 2.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Анализ ответов относительно вопроса понимания роли невербальных средств общения психолога показывает, что студенты подчеркивают значимость невербальных реакций клиента, а не собственных. Лишь 4% из всей выборки обращают внимание на то, что психологу важно понимать собственные невербальные проявления. Об этом свидетельствуют следующие ответы:, «Чтобы не вызывать недоверие к себе»; «Для лучшего понимания себя»; «Помогают правильно вести себя во время консультирования»; «Чтобы уметь себя контролировать». Таким образом, несмотря на то, что ответы студентов старших курсов более содержательны, существенной переоценки осознания роли невербальных средств общения в деятельности психолога в связи с профессиональной подготовкой еще не происходит.</p align=justify>
Как видим, большинство студентов всех курсов среди профессионально значимых невербальных средств общения выделяют именно жесты, мимику, позы, которые являются общеизвестными. Также, 21% респондентов признают важность взгляда в профессиональной деятельности психолога.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Анализ ответов относительно осознания студентами профессионально-значимых невербальных средств общения психолога приведены в таблице 2. </p align=justify>
Однако, следует заметить, что наблюдается тенденция недооценки таких профессионально значимых невербальных средств общения как: дистанция, расположение в пространстве, тембр и тон голоса, пантомимика. А также, вовсе не обращается внимание на такие важные средства, как визуальный контакт, выражение лица, кивки головой, синхронность действий, интонация и громкость голоса, смех, паузы, покашливания, прикосновения, организация пространства, которые значимы в деятельности психолога.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Как видим, большинство студентов всех курсов среди профессионально значимых невербальных средств общения выделяют именно жесты, мимику, позы, которые являются общеизвестными. Также, 21% респондентов признают важность взгляда в профессиональной деятельности психолога. </p align=justify>
Анализ ответов респондентов показывает, что диапазон невербальных средств общения необходимых в деятельности психолога, выделенных студентами, значительно не расширяется  во время профессиональной подготовки. 42% респондентов отмечают, что значимыми являются все средства невербального общения, не называя, какие именно. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что студенты еще не имеют конкретных  знаний о тех невербальных проявлениях, которые возможны в процессе взаимодействия между психологом и клиентом. Значительной динамики в осознании профессионально-значимых невербальных средств общения со второго по шестой курс не происходит,  а это значит, очевидно, что этому аспекту профессиональной подготовки не уделяется надлежащего внимания.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Однако, следует заметить, что наблюдается тенденция недооценки таких профессионально значимых невербальных средств общения как: дистанция, расположение в пространстве, тембр и тон голоса, пантомимика. А также, вовсе не обращается внимание на такие важные средства, как визуальный контакт, выражение лица, кивки головой, синхронность действий, интонация и громкость голоса, смех, паузы, покашливания, прикосновения, организация пространства, которые значимы в деятельности психолога. </p align=justify>
98% респондентов имеют потребность в знаниях о профессионально значимых невербальных средствах общения в деятельности психолога и желание их получать во время профессиональной подготовки. Типичными ответами респондентов были: «Охотно получила бы новые знания о невербальных средствах общения, а особенно о том как их практически использовать», «Это очень полезно и интересно», «Это поможет в будущей работе», «Поможет адекватно и правильно выражать эмоции», «Нужно совершенствовать свои навыки» и тому подобное.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Анализ ответов респондентов показывает, что диапазон невербальных средств общения необходимых в деятельности психолога, выделенных студентами, значительно не расширяется  во время профессиональной подготовки. 42% респондентов отмечают, что значимыми являются все средства невербального общения, не называя, какие именно. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что студенты еще не имеют конкретных  знаний о тех невербальных проявлениях, которые возможны в процессе взаимодействия между психологом и клиентом. Значительной динамики в осознании профессионально-значимых невербальных средств общения со второго по шестой курс не происходит,  а это значит, очевидно, что этому аспекту профессиональной подготовки не уделяется надлежащего внимания.</p align=justify>
Таким образом, результаты исследования осознания роли и знания студентами конкретных невербальных средств общения, необходимых в работе психолога, показывают признание студентами важности этой стороны общения и недостаточно четкие  представления как относительно профессионально значимых невербальных средств общения, так и уровня сформированности их у себя. Зафиксирована также незначительная динамика осознания и расширения диапазона знаний относительно невербальных средств общения в процессе профессиональной подготовки.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;98% респондентов имеют потребность в знаниях о профессионально значимых невербальных средствах общения в деятельности психолога и желание их получать во время профессиональной подготовки. Типичными ответами респондентов были: «Охотно получила бы новые знания о невербальных средствах общения, а особенно о том как их практически использовать», «Это очень полезно и интересно», «Это поможет в будущей работе», «Поможет адекватно и правильно выражать эмоции», «Нужно совершенствовать свои навыки» и тому подобное. </p align=justify>
Следует отметить, что исследователи отмечают важность развития коммуникативных умений и навыков психолога, но большинство программ, направленных на их развитие,  разработано на основе использования вербальных техник. Полученные же данные нашего исследования указывают на необходимость усовершенствования подготовки будущих психологов, а именно развития профессионально-значимых невербальных средств общения и выявления психологических факторов, влияющих на их развитие в учебно-воспитательном процессе.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Таким образом, результаты исследования осознания роли и знания студентами конкретных невербальных средств общения, необходимых в работе психолога, показывают признание студентами важности этой стороны общения и недостаточно четкие  представления как относительно профессионально значимых невербальных средств общения, так и уровня сформированности их у себя. Зафиксирована также незначительная динамика осознания и расширения диапазона знаний относительно невербальных средств общения в процессе профессиональной подготовки. </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Следует отметить, что исследователи отмечают важность развития коммуникативных умений и навыков психолога, но большинство программ, направленных на их развитие,  разработано на основе использования вербальных техник. Полученные же данные нашего исследования указывают на необходимость усовершенствования подготовки будущих психологов, а именно развития профессионально-значимых невербальных средств общения и выявления психологических факторов, влияющих на их развитие в учебно-воспитательном процессе. </p align=justify>
 +
 
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 +
 
* 1. Завіниченко Н.Б. Особливості розвитку комунікативної компетенції майбутнього практичного психолога системи освіти: дис. на здобуття наук. ступеня канд. псих. наук: спец. 19.00.07 „Педагогічна та вікова психологія” / Н.Б.Завіниченко. – К., 2003. – 175 с.  
 
* 1. Завіниченко Н.Б. Особливості розвитку комунікативної компетенції майбутнього практичного психолога системи освіти: дис. на здобуття наук. ступеня канд. псих. наук: спец. 19.00.07 „Педагогічна та вікова психологія” / Н.Б.Завіниченко. – К., 2003. – 175 с.  
 +
 
* 2. Розова Т.М. Особливості креативних психотехнологій розвитку професійно-комунікативних здібностей майбутніх психологів // Науково-практичний журнал Південного наукового Центру АПН України (Наука і освіта). – № 4 – 5. – Одеса, 2007. – С. 143 – 147.
 
* 2. Розова Т.М. Особливості креативних психотехнологій розвитку професійно-комунікативних здібностей майбутніх психологів // Науково-практичний журнал Південного наукового Центру АПН України (Наука і освіта). – № 4 – 5. – Одеса, 2007. – С. 143 – 147.
 +
 
* 3. Ханецька Т.І. Психологічні особливості культури мовленнєвого спілкування в діяльності практичного психолога / Т.І. Ханецька // Науковий часопис / Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. Серія 12. Психологічні науки: зб. наук. пр. – К.: НПУ ім. М.П.Драгоманова, 2005. – Вип. 4(28). – С. 131-136.
 
* 3. Ханецька Т.І. Психологічні особливості культури мовленнєвого спілкування в діяльності практичного психолога / Т.І. Ханецька // Науковий часопис / Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. Серія 12. Психологічні науки: зб. наук. пр. – К.: НПУ ім. М.П.Драгоманова, 2005. – Вип. 4(28). – С. 131-136.
 +
 
* 4. Шевченко Н.Ф. Практикум із основ мовленнєвої компетентності психолога / Н.Ф.Шевченко, Ю.А.Паскевська // Практична психологія та соціальна робота. -  2006. - №11(92). -  С.40-71.
 
* 4. Шевченко Н.Ф. Практикум із основ мовленнєвої компетентності психолога / Н.Ф.Шевченко, Ю.А.Паскевська // Практична психологія та соціальна робота. -  2006. - №11(92). -  С.40-71.
 +
 +
 +
  
  
 
[[Категорія:Статті російською мовою]]
 
[[Категорія:Статті російською мовою]]
 +
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 +
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 +
 
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]]
 
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]]
 +
 
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]]
 
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]]
 +
 
[[Категорія:Статті з психології]]
 
[[Категорія:Статті з психології]]
 +
 
[[Категорія:Для аспірантів]]
 
[[Категорія:Для аспірантів]]
 +
 
[[Категорія:Для магістрантів]]
 
[[Категорія:Для магістрантів]]
 +
 
[[Категорія:Для науковців]]
 
[[Категорія:Для науковців]]
 +
 
[[Категорія:Для студентів]]
 
[[Категорія:Для студентів]]

Поточна версія на 06:59, 29 серпня 2013

Сагайдак С.П. - старший преподаватель кафедры психологии Института философского образования и науки Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова

   В современном обществе стремительно возрастает популярность профессии «психолог», что обусловлено повышением социальной значимости этой профессии. В то же время, отмечается недостаточный опыт целевой подготовки психологов-практиков. В связи с этим, встает вопрос о необходимости разработки и внедрения новых инновационных психолого-педагогических технологий обучения специалистов качественно нового уровня профессионализма.

   В контексте проблем профессиональной деятельности психолога обсуждаются вопросы, связанные с ее содержанием, особенностями профессионального становления специалиста, изучения мотивов выбора профессии, развития личностной сферы психолога. Особенное внимание уделяется проблеме формирования коммуникативной компетентности будущего психолога.

   Проблемы процесса подготовки будущих практических психологов к профессиональной деятельности анализируются в работах А.Ф.Бондаренка, С.В.Васькивской, Л.В.Долинской, Н.Б.Завиниченко, Ю.А.Паскевской, Т.Н.Розовой, Т.И.Федотюк, Т.И.Ханецкой, Н.В.Чепелевой, Н.Ф.Шевченко, Т.С.Яценко и других исследователей.

   Анализ последних исследований, посвященных проблемам общения как составляющей эффективной профессиональной деятельности психолога показывает, что предметом исследования отечественных ученых являются: психологические особенности культуры речевого общения в деятельности практического психолога [3]; особенности развития коммуникативной компетентности будущего психолога в системе образования [1]; креативность как фактор развития профессионально-коммуникативных способностей будущих психологов [2].

   Освещаются вопросы профессиональной подготовки психолога [4], актуальность личностного роста в процессе этой подготовки, однако некоторые аспекты профессионального общения психологов еще остаются недостаточно раскрытыми, в частности, это касается проблемы особенностей использования невербальных средств общения в деятельности психолога.

   В научной литературе отмечается, что невербальные средства общения имеют весомое значение в терапевтическом взаимодействии и консультативном процессе. Общаясь с клиентом, психолог влияет на него всем комплексом средств, имеющихся в его профессиональном арсенале, в том числе и своими невербальными средствами, однако вне поля зрения ученых остаются на сегодня вопросы осознания будущими специалистами роли невербальных средств общения в деятельности психолога, а также их развития в процессе подготовки будущих специалистов.

   Наше исследование направлено на развитие осознания студентами (будущими психологами) важности и роли невербальных средств общения в профессиональной деятельности.

   Для реализации этой цели нами была разработана анкета, вопросы которой были направлены на изучение общего представления о невербальном общении и знаний о его средствах; на изучение мнения респондентов относительно осознания места и роли невербального общения в деятельности психолога, определения осознания студентами профессионально значимых невербальных средств общения; на особенности самоосознания, выявления потребности в знаниях о невербальных средствах общения и желания их получать в процессе профессиональной подготовки.

   В исследовании принимало участие 110 студентов вечерней формы обучения Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова, которые учатся по специальности " Психология" (из них: 21 - ІІ-го курса обучения, 23 - ІІІ-го курса обучения, 22 - ІV- го курса обучения, 20 - V- го курса обученя и 24 - VІ- го курса обучения).

   Относительно понимания понятия невербального общения студентами отметим, что ответы респондентов достаточно полно раскрывают его сущность. Исследуемые в большинстве случаев отмечают, что невербальное общение - это общение без использования слов, которое осуществляется с помощью невербальных средств ("языка тела", мимики, жестов, поз, взгляда, высоты и тембра голоса, расположения в пространстве). В таблице 1 представлены процентные соотношения знаний о невербальном общении.

   Анализ названных невербальных средств общения показывает, что на втором курсе обучения не все студенты имеют четкие знания о невербальных средствах общения, и относят к ним язык глухонемых людей и SMS сообщения. Начиная с третьего курса обучения, знания студентов несколько углубляются и расширяются, что обусловлено, по нашему мнению изучениям психологических дисциплин («Психология общения», «Психоконсультирование и психокорекция»), в которых рассматриваются невербальные средства общения. Однако следует отметить, что существенных изменений при переходе на старшие курсы, начиная с третьего курса, не происходит.

   По мнению студентов, невербальные средства общения в деятельности психолога нужны для получения информации о клиенте и понимании его эмоционального состояния, выполняют диагностическую функцию, позволяют создать позитивную атмосферу, найти общий язык с клиентом, лучше понять эмоции клиента, увидеть откровенность или замкнутость, выявить скрытые мотивы, а также помогают установить лучший контакт, и отследить целесообразность выбранного направления консультативного процесса.

   Анализ ответов относительно вопроса понимания роли невербальных средств общения психолога показывает, что студенты подчеркивают значимость невербальных реакций клиента, а не собственных. Лишь 4% из всей выборки обращают внимание на то, что психологу важно понимать собственные невербальные проявления. Об этом свидетельствуют следующие ответы:, «Чтобы не вызывать недоверие к себе»; «Для лучшего понимания себя»; «Помогают правильно вести себя во время консультирования»; «Чтобы уметь себя контролировать». Таким образом, несмотря на то, что ответы студентов старших курсов более содержательны, существенной переоценки осознания роли невербальных средств общения в деятельности психолога в связи с профессиональной подготовкой еще не происходит.

   Анализ ответов относительно осознания студентами профессионально-значимых невербальных средств общения психолога приведены в таблице 2.

   Как видим, большинство студентов всех курсов среди профессионально значимых невербальных средств общения выделяют именно жесты, мимику, позы, которые являются общеизвестными. Также, 21% респондентов признают важность взгляда в профессиональной деятельности психолога.

   Однако, следует заметить, что наблюдается тенденция недооценки таких профессионально значимых невербальных средств общения как: дистанция, расположение в пространстве, тембр и тон голоса, пантомимика. А также, вовсе не обращается внимание на такие важные средства, как визуальный контакт, выражение лица, кивки головой, синхронность действий, интонация и громкость голоса, смех, паузы, покашливания, прикосновения, организация пространства, которые значимы в деятельности психолога.

   Анализ ответов респондентов показывает, что диапазон невербальных средств общения необходимых в деятельности психолога, выделенных студентами, значительно не расширяется во время профессиональной подготовки. 42% респондентов отмечают, что значимыми являются все средства невербального общения, не называя, какие именно. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что студенты еще не имеют конкретных знаний о тех невербальных проявлениях, которые возможны в процессе взаимодействия между психологом и клиентом. Значительной динамики в осознании профессионально-значимых невербальных средств общения со второго по шестой курс не происходит, а это значит, очевидно, что этому аспекту профессиональной подготовки не уделяется надлежащего внимания.

   98% респондентов имеют потребность в знаниях о профессионально значимых невербальных средствах общения в деятельности психолога и желание их получать во время профессиональной подготовки. Типичными ответами респондентов были: «Охотно получила бы новые знания о невербальных средствах общения, а особенно о том как их практически использовать», «Это очень полезно и интересно», «Это поможет в будущей работе», «Поможет адекватно и правильно выражать эмоции», «Нужно совершенствовать свои навыки» и тому подобное.

   Таким образом, результаты исследования осознания роли и знания студентами конкретных невербальных средств общения, необходимых в работе психолога, показывают признание студентами важности этой стороны общения и недостаточно четкие представления как относительно профессионально значимых невербальных средств общения, так и уровня сформированности их у себя. Зафиксирована также незначительная динамика осознания и расширения диапазона знаний относительно невербальных средств общения в процессе профессиональной подготовки.

   Следует отметить, что исследователи отмечают важность развития коммуникативных умений и навыков психолога, но большинство программ, направленных на их развитие, разработано на основе использования вербальных техник. Полученные же данные нашего исследования указывают на необходимость усовершенствования подготовки будущих психологов, а именно развития профессионально-значимых невербальных средств общения и выявления психологических факторов, влияющих на их развитие в учебно-воспитательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА
  • 1. Завіниченко Н.Б. Особливості розвитку комунікативної компетенції майбутнього практичного психолога системи освіти: дис. на здобуття наук. ступеня канд. псих. наук: спец. 19.00.07 „Педагогічна та вікова психологія” / Н.Б.Завіниченко. – К., 2003. – 175 с.
  • 2. Розова Т.М. Особливості креативних психотехнологій розвитку професійно-комунікативних здібностей майбутніх психологів // Науково-практичний журнал Південного наукового Центру АПН України (Наука і освіта). – № 4 – 5. – Одеса, 2007. – С. 143 – 147.
  • 3. Ханецька Т.І. Психологічні особливості культури мовленнєвого спілкування в діяльності практичного психолога / Т.І. Ханецька // Науковий часопис / Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. Серія 12. Психологічні науки: зб. наук. пр. – К.: НПУ ім. М.П.Драгоманова, 2005. – Вип. 4(28). – С. 131-136.
  • 4. Шевченко Н.Ф. Практикум із основ мовленнєвої компетентності психолога / Н.Ф.Шевченко, Ю.А.Паскевська // Практична психологія та соціальна робота. - 2006. - №11(92). - С.40-71.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама