Тасжурекова Ж.Т. Профессиональная подготовка учителя новой формации в условиях реализации компетентностного подхода

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
 
(2 проміжні версії 2 користувачів не показані)
Рядок 1: Рядок 1:
Сегодня в Казахстанском обществе происходит исторический процесс неуклонного возрастания роли образования. Ключевым звеном модернизационных процессов образования стала высшая школа. Успешность реформ будет определяться, несомненно, качеством подготовки высококвалифицированных педагогических кадров – педагогов новой формации, востребованных на рынке образовательных услуг. Поэтому в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы особое внимание уделено процессу подготовки педагога с учетом запросов  современного общества.
+
<p align=justify>'''[[Тасжурекова Ж.Т.]]''' - доцент кафедры социальной и специальной педагогики Таразского государственного педагогического института</p align=justify>
Ключевой фигурой в сфере образования был и всегда остается педагог – компетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, творческая личность, стремящаяся к профессиональному совершенствованию и способная к профессиональному росту.
+
 
Происходящие изменения в системе образования РК обусловили появление новых представлений об учителе современной школы. Нужен "качественный учитель" для "новой школы": педагог, который не только даст школьникам новые знания, но и научит детей учиться, организует этот процесс, и, что очень важно, сделает его интересным, привлекательным, необходимым в течение всей жизни.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Сегодня в Казахстанском обществе происходит исторический процесс неуклонного возрастания роли образования. Ключевым звеном модернизационных процессов образования стала высшая школа. Успешность реформ будет определяться, несомненно, качеством подготовки высококвалифицированных педагогических кадров – педагогов новой формации, востребованных на рынке образовательных услуг. Поэтому в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы особое внимание уделено процессу подготовки педагога с учетом запросов  современного общества.</p align=justify>
Смыслом современного высшего педагогического образования является становление компетентного специалиста, способного свободно ориентироваться в сложных социально-культурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в быстро меняющихся условиях науки и образования. Компетентностная модель учителя новой формации предполагает следующие важные целевые ориентиры при проектировании образовательного процесса в вузе:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Ключевой фигурой в сфере образования был и всегда остается педагог – компетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, творческая личность, стремящаяся к профессиональному совершенствованию и способная к профессиональному росту.</p align=justify>
* студентоориентированную направленность образовательного процесса;
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Происходящие изменения в системе образования РК обусловили появление новых представлений об учителе современной школы. Нужен "качественный учитель" для "новой школы": педагог, который не только даст школьникам новые знания, но и научит детей учиться, организует этот процесс, и, что очень важно, сделает его интересным, привлекательным, необходимым в течение всей жизни.</p align=justify>
* органичное включение образовательной среды вуза во все виды жизнедеятельности ее субъектов, приводящее к активизации внутренних ресурсов личности;
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Смыслом современного высшего педагогического образования является становление компетентного специалиста, способного свободно ориентироваться в сложных социально-культурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в быстро меняющихся условиях науки и образования. Компетентностная модель учителя новой формации предполагает следующие важные целевые ориентиры при проектировании образовательного процесса в вузе:</p align=justify>
* развитие личности студентов в профессиональном становлении;
+
<p align=justify>* студентоориентированную направленность образовательного процесса;</p align=justify>
* ориентацию на «компетенции» как «результаты образования» с учетом рынка образовательных услуг и международных тенденций;
+
<p align=justify>* органичное включение образовательной среды вуза во все виды жизнедеятельности ее субъектов, приводящее к активизации внутренних ресурсов личности;</p align=justify>
* насыщение личностными смыслами и гуманизацию содержания образования.
+
<p align=justify>* развитие личности студентов в профессиональном становлении;</p align=justify>
Компетентность предусматривает способность индивида самостоятельно находить и использовать уже накопленные знания в различных ситуациях и сферах жизни, отличных от тех, в которых они были приобретены.
+
<p align=justify>* ориентацию на «компетенции» как «результаты образования» с учетом рынка образовательных услуг и международных тенденций;</p align=justify>
Задача современного высшего образования состоит не столько в передаче студенту определенной суммы знаний по той или иной специальности, сколько в необходимости формирования у него навыков и умений распорядиться этими знаниями в нужный момент. Современному студенту нужно оказать помощь в развитии способностей добывать информацию, обрабатывать ее и анализировать, умело использовать и принимать на ее основе эффективные решения. Другими словами, образование должно помочь человеку в мире неопределенности. В более широком смысле можно говорить, что цель образования сегодня – это развитие социально, культурно и профессионально компетентной личности.
+
<p align=justify>* насыщение личностными смыслами и гуманизацию содержания образования.</p align=justify>
В системе образования профессиональная компетентность также предстает как - то должное качество, которое не всегда ясно осознается на уровне понятия и улавливается интуитивно при разработке образовательных программ. Между тем, это должное качество есть основа проектирования образовательных программ, а значит всей системы профессионального образования. Однако стремительные изменения, происходящие в мире, убеждают нас в необходимости рассмотрения термина «ключевые компетенции» в более широком смысле. Это обусловлено тем, что межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности становятся необходимым условием успешной работы современного специалиста.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Компетентность предусматривает способность индивида самостоятельно находить и использовать уже накопленные знания в различных ситуациях и сферах жизни, отличных от тех, в которых они были приобретены. </p align=justify>
Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Педагогический профессионализм предполагает достижение вершин профессионального роста, способствующих устойчивому развитию учителя в его профессиональной деятельности.  Педагогический профессионализм является важным критерием формирования компетентного педагога.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Задача современного высшего образования состоит не столько в передаче студенту определенной суммы знаний по той или иной специальности, сколько в необходимости формирования у него навыков и умений распорядиться этими знаниями в нужный момент. Современному студенту нужно оказать помощь в развитии способностей добывать информацию, обрабатывать ее и анализировать, умело использовать и принимать на ее основе эффективные решения. Другими словами, образование должно помочь человеку в мире неопределенности. В более широком смысле можно говорить, что цель образования сегодня – это развитие социально, культурно и профессионально компетентной личности.</p align=justify>
Педагогический вуз обязан, прежде всего,  сформировать образовательную среду и создать условия, необходимые для всестороннего развития личности будущего педагога. Квалифицированного педагога, способного научить детей учиться можно подготовить только в современных условиях обучения. Если мы хотим, чтобы учителя работали с детьми по новым технологиям, их самих надо готовить с использованием самых новейших образовательных технологий.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В системе образования профессиональная компетентность также предстает как - то должное качество, которое не всегда ясно осознается на уровне понятия и улавливается интуитивно при разработке образовательных программ. Между тем, это должное качество есть основа проектирования образовательных программ, а значит всей системы профессионального образования. Однако стремительные изменения, происходящие в мире, убеждают нас в необходимости рассмотрения термина «ключевые компетенции» в более широком смысле. Это обусловлено тем, что межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности становятся необходимым условием успешной работы современного специалиста. </p align=justify>
В сложившихся условиях высшим педагогическим учебным заведениям необходимо искать пути преодоления противоречия между новыми требованиями к качеству образования, инновационными подходами к подготовке компетентного специалиста, с одной стороны, и неготовностью большинства студентов к такому обучению – с другой.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Педагогический профессионализм предполагает достижение вершин профессионального роста, способствующих устойчивому развитию учителя в его профессиональной деятельности.  Педагогический профессионализм является важным критерием формирования компетентного педагога.</p align=justify>
На наш взгляд, наиболее эффективными путями решения данной проблемы, являются следующие:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Педагогический вуз обязан, прежде всего,  сформировать образовательную среду и создать условия, необходимые для всестороннего развития личности будущего педагога. Квалифицированного педагога, способного научить детей учиться можно подготовить только в современных условиях обучения. Если мы хотим, чтобы учителя работали с детьми по новым технологиям, их самих надо готовить с использованием самых новейших образовательных технологий. </p align=justify>
Первый путь предполагает жесткий отбор абитуриентов, (на основе психо-диагностических методов, с целью выявления педагогической направленности), обладающих необходимым уровнем образовательной компетентности для осознанного и ответственного самоуправления профессиональным развитием.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В сложившихся условиях высшим педагогическим учебным заведениям необходимо искать пути преодоления противоречия между новыми требованиями к качеству образования, инновационными подходами к подготовке компетентного специалиста, с одной стороны, и неготовностью большинства студентов к такому обучению – с другой.</p align=justify>
Второй путь предполагает адаптацию образовательного процесса в высшей школе к возможностям обучающихся. Учитывая недостаточную развитость их мировоззренческих, мотивационных и личностных механизмов саморегуляции, для достижения приемлемой результативности обучения необходимо пошаговое управление учебной деятельностью студента, что и осуществляется  в вузе посредством контроля посещаемости занятий, проведения текущего и рубежного контроля знаний, увеличения количества часов по СРС и СРСП. Постоянный контакт преподавателей со студентами позволяет лучше организовать деятельность последних.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;На наш взгляд, наиболее эффективными путями решения данной проблемы, являются следующие:</p align=justify>
Третий путь - целенаправленное развитие образовательной компетентности обучающихся, которая ступенчато ( по мере формирования ) будет включаться в качестве ресурса дальнейшего личностно-  профессионального развития. Это предполагает изменения как в содержании и организации образовательного процесса, так и в непосредственном педагогическом взаимодействии. Одной из важных сторон деятельности ППС является не просто трансляция знаний, а включение их в процесс личностного взаимодействия между педагогом и студентами.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Первый путь предполагает жесткий отбор абитуриентов, (на основе психо-диагностических методов, с целью выявления педагогической направленности), обладающих необходимым уровнем образовательной компетентности для осознанного и ответственного самоуправления профессиональным развитием. </p align=justify>
В контексте профессиональной подготовки  учителя новой формации в условиях реализации компетентностного подхода в Таразском государственном педагогическом институте, успешно проводится ряд позитивных мероприятий:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Второй путь предполагает адаптацию образовательного процесса в высшей школе к возможностям обучающихся. Учитывая недостаточную развитость их мировоззренческих, мотивационных и личностных механизмов саморегуляции, для достижения приемлемой результативности обучения необходимо пошаговое управление учебной деятельностью студента, что и осуществляется  в вузе посредством контроля посещаемости занятий, проведения текущего и рубежного контроля знаний, увеличения количества часов по СРС и СРСП. Постоянный контакт преподавателей со студентами позволяет лучше организовать деятельность последних. </p align=justify>
* совместно с зарубежными и отечественными вузами-партнерами разработаны образовательные программы в соответствии с Дублинскими дескрипторами;
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Третий путь - целенаправленное развитие образовательной компетентности обучающихся, которая ступенчато ( по мере формирования ) будет включаться в качестве ресурса дальнейшего личностно-  профессионального развития. Это предполагает изменения как в содержании и организации образовательного процесса, так и в непосредственном педагогическом взаимодействии. Одной из важных сторон деятельности ППС является не просто трансляция знаний, а включение их в процесс личностного взаимодействия между педагогом и студентами.</p align=justify>
* ведется работа по формированию модульных образовательных программ, подготовлены рабочие учебные планы специальностей для студентов нового приема по модульной структуре;
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В контексте профессиональной подготовки  учителя новой формации в условиях реализации компетентностного подхода в Таразском государственном педагогическом институте, успешно проводится ряд позитивных мероприятий:</p align=justify>
* разрабатываются новые элективные дисциплины на основании анализа рынка труда и запросов работодателей;
+
<p align=justify>* совместно с зарубежными и отечественными вузами-партнерами разработаны образовательные программы в соответствии с Дублинскими дескрипторами;</p align=justify>
* ведется работа по созданию материально-технической базы для открытия профильной школы по двум направлениям: общественно-гуманитарному и естественно-математическому;
+
<p align=justify>* ведется работа по формированию модульных образовательных программ, подготовлены рабочие учебные планы специальностей для студентов нового приема по модульной структуре;</p align=justify>
* разрабатываются формы и критерии профориентационного  отбора будущих учителей;
+
<p align=justify>* разрабатываются новые элективные дисциплины на основании анализа рынка труда и запросов работодателей;</p align=justify>
* расширяются рамки научных исследований и инновационной деятельности за счет участия в конкурсах на получение гранта в программах регионального и Республиканского уровней;
+
<p align=justify>* ведется работа по созданию материально-технической базы для открытия профильной школы по двум направлениям: общественно-гуманитарному и естественно-математическому;</p align=justify>
* активно расширяются границы внешней и внутренней академической мобильности студентов и преподавателей на основе межвузовских отношений о сотрудничестве;
+
<p align=justify>* разрабатываются формы и критерии профориентационного  отбора будущих учителей;</p align=justify>
* планомерно проводится разработка механизмов мотивации к изучению иностранных языков,  
+
<p align=justify>* расширяются рамки научных исследований и инновационной деятельности за счет участия в конкурсах на получение гранта в программах регионального и Республиканского уровней;</p align=justify>
* фонд образовательных электронных ресурсов пополнился обучающими мультимедийными и электронными учебниками, видеоучебниками, учебниками на PDF, HTML форматах;  
+
<p align=justify>* активно расширяются границы внешней и внутренней академической мобильности студентов и преподавателей на основе межвузовских отношений о сотрудничестве;</p align=justify>
Проблема профессиональной подготовки учителей в условиях перехода на 12-летнее обучение требует поиска новых путей и решения следующих актуальных задач:
+
<p align=justify>* планомерно проводится разработка механизмов мотивации к изучению иностранных языков, </p align=justify>
* создание условий для получения руководителями организаций образования, работниками органов управления образованием и кадрового резерва квалификации «менеджер в образовании»;  
+
<p align=justify>* фонд образовательных электронных ресурсов пополнился обучающими мультимедийными и электронными учебниками, видеоучебниками, учебниками на PDF, HTML форматах; </p align=justify>
* постоянное совершенствование технологической деятельности, обогащение направленности, компетентности и профессионально-значимых креативных качеств педагога;
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Проблема профессиональной подготовки учителей в условиях перехода на 12-летнее обучение требует поиска новых путей и решения следующих актуальных задач:</p align=justify>
* активное продвижение учителя в освоении и совершенствования способа в жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни;
+
<p align=justify>* создание условий для получения руководителями организаций образования, работниками органов управления образованием и кадрового резерва квалификации «менеджер в образовании»; </p align=justify>
* признание социумом и педагогическим сообществом ценности поступательного движения работника вверх по профессиональной лестнице;
+
<p align=justify>* постоянное совершенствование технологической деятельности, обогащение направленности, компетентности и профессионально-значимых креативных качеств педагога;</p align=justify>
* создание профессионального стандарта  учителя и разработка стандартов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
+
<p align=justify>* активное продвижение учителя в освоении и совершенствования способа в жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни;</p align=justify>
* развитие конкурентной инновационной среды в сфере подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации работников образования;
+
<p align=justify>* признание социумом и педагогическим сообществом ценности поступательного движения работника вверх по профессиональной лестнице;</p align=justify>
* обеспечение интеграции научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования;
+
<p align=justify>* создание профессионального стандарта  учителя и разработка стандартов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;</p align=justify>
Комплексное решение всех этих задач позволит нам обеспечить школу талантливыми, любящими своих учеников учителями. Такие педагоги нужны прежде всего, нашим детям.
+
<p align=justify>* развитие конкурентной инновационной среды в сфере подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации работников образования;</p align=justify>
 +
* обеспечение интеграции научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования;</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Комплексное решение всех этих задач позволит нам обеспечить школу талантливыми, любящими своих учеников учителями. Такие педагоги нужны прежде всего, нашим детям.</p align=justify>
 +
 
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 +
 
* 1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана, 2010.
 
* 1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана, 2010.
 +
 
* 2. Зимняя И.А. Ключевая компетенция – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. - №5.
 
* 2. Зимняя И.А. Ключевая компетенция – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. - №5.
 +
 
* 3. Третьяков П.И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как показатели качества образования. //Педагогическое образование и наука, 2004.
 
* 3. Третьяков П.И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как показатели качества образования. //Педагогическое образование и наука, 2004.
 +
 
* 4. Шемет О.В.  Пространственная организация компетентностно-ориентированного образовательного процесса в ВУЗе//Педагогика 2010. №6.
 
* 4. Шемет О.В.  Пространственная организация компетентностно-ориентированного образовательного процесса в ВУЗе//Педагогика 2010. №6.
 +
 
* 5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.; 1989.
 
* 5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.; 1989.
 +
 +
 +
  
  
 
[[Категорія:Статті російською мовою]]
 
[[Категорія:Статті російською мовою]]
 +
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 +
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 +
 
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]]
 
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]]
 +
 
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]]
 
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]]
 +
 
[[Категорія:Статті з педагогіки]]
 
[[Категорія:Статті з педагогіки]]
 +
 
[[Категорія:Для аспірантів]]
 
[[Категорія:Для аспірантів]]
 +
 
[[Категорія:Для магістрантів]]
 
[[Категорія:Для магістрантів]]
 +
 
[[Категорія:Для науковців]]
 
[[Категорія:Для науковців]]
 +
 
[[Категорія:Для студентів]]
 
[[Категорія:Для студентів]]

Поточна версія на 07:32, 29 серпня 2013

Тасжурекова Ж.Т. - доцент кафедры социальной и специальной педагогики Таразского государственного педагогического института

   Сегодня в Казахстанском обществе происходит исторический процесс неуклонного возрастания роли образования. Ключевым звеном модернизационных процессов образования стала высшая школа. Успешность реформ будет определяться, несомненно, качеством подготовки высококвалифицированных педагогических кадров – педагогов новой формации, востребованных на рынке образовательных услуг. Поэтому в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы особое внимание уделено процессу подготовки педагога с учетом запросов современного общества.

   Ключевой фигурой в сфере образования был и всегда остается педагог – компетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, творческая личность, стремящаяся к профессиональному совершенствованию и способная к профессиональному росту.

   Происходящие изменения в системе образования РК обусловили появление новых представлений об учителе современной школы. Нужен "качественный учитель" для "новой школы": педагог, который не только даст школьникам новые знания, но и научит детей учиться, организует этот процесс, и, что очень важно, сделает его интересным, привлекательным, необходимым в течение всей жизни.

   Смыслом современного высшего педагогического образования является становление компетентного специалиста, способного свободно ориентироваться в сложных социально-культурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в быстро меняющихся условиях науки и образования. Компетентностная модель учителя новой формации предполагает следующие важные целевые ориентиры при проектировании образовательного процесса в вузе:

* студентоориентированную направленность образовательного процесса;

* органичное включение образовательной среды вуза во все виды жизнедеятельности ее субъектов, приводящее к активизации внутренних ресурсов личности;

* развитие личности студентов в профессиональном становлении;

* ориентацию на «компетенции» как «результаты образования» с учетом рынка образовательных услуг и международных тенденций;

* насыщение личностными смыслами и гуманизацию содержания образования.

   Компетентность предусматривает способность индивида самостоятельно находить и использовать уже накопленные знания в различных ситуациях и сферах жизни, отличных от тех, в которых они были приобретены.

   Задача современного высшего образования состоит не столько в передаче студенту определенной суммы знаний по той или иной специальности, сколько в необходимости формирования у него навыков и умений распорядиться этими знаниями в нужный момент. Современному студенту нужно оказать помощь в развитии способностей добывать информацию, обрабатывать ее и анализировать, умело использовать и принимать на ее основе эффективные решения. Другими словами, образование должно помочь человеку в мире неопределенности. В более широком смысле можно говорить, что цель образования сегодня – это развитие социально, культурно и профессионально компетентной личности.

   В системе образования профессиональная компетентность также предстает как - то должное качество, которое не всегда ясно осознается на уровне понятия и улавливается интуитивно при разработке образовательных программ. Между тем, это должное качество есть основа проектирования образовательных программ, а значит всей системы профессионального образования. Однако стремительные изменения, происходящие в мире, убеждают нас в необходимости рассмотрения термина «ключевые компетенции» в более широком смысле. Это обусловлено тем, что межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности становятся необходимым условием успешной работы современного специалиста.

   Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Педагогический профессионализм предполагает достижение вершин профессионального роста, способствующих устойчивому развитию учителя в его профессиональной деятельности. Педагогический профессионализм является важным критерием формирования компетентного педагога.

   Педагогический вуз обязан, прежде всего, сформировать образовательную среду и создать условия, необходимые для всестороннего развития личности будущего педагога. Квалифицированного педагога, способного научить детей учиться можно подготовить только в современных условиях обучения. Если мы хотим, чтобы учителя работали с детьми по новым технологиям, их самих надо готовить с использованием самых новейших образовательных технологий.

   В сложившихся условиях высшим педагогическим учебным заведениям необходимо искать пути преодоления противоречия между новыми требованиями к качеству образования, инновационными подходами к подготовке компетентного специалиста, с одной стороны, и неготовностью большинства студентов к такому обучению – с другой.

   На наш взгляд, наиболее эффективными путями решения данной проблемы, являются следующие:

   Первый путь предполагает жесткий отбор абитуриентов, (на основе психо-диагностических методов, с целью выявления педагогической направленности), обладающих необходимым уровнем образовательной компетентности для осознанного и ответственного самоуправления профессиональным развитием.

   Второй путь предполагает адаптацию образовательного процесса в высшей школе к возможностям обучающихся. Учитывая недостаточную развитость их мировоззренческих, мотивационных и личностных механизмов саморегуляции, для достижения приемлемой результативности обучения необходимо пошаговое управление учебной деятельностью студента, что и осуществляется в вузе посредством контроля посещаемости занятий, проведения текущего и рубежного контроля знаний, увеличения количества часов по СРС и СРСП. Постоянный контакт преподавателей со студентами позволяет лучше организовать деятельность последних.

   Третий путь - целенаправленное развитие образовательной компетентности обучающихся, которая ступенчато ( по мере формирования ) будет включаться в качестве ресурса дальнейшего личностно- профессионального развития. Это предполагает изменения как в содержании и организации образовательного процесса, так и в непосредственном педагогическом взаимодействии. Одной из важных сторон деятельности ППС является не просто трансляция знаний, а включение их в процесс личностного взаимодействия между педагогом и студентами.

   В контексте профессиональной подготовки учителя новой формации в условиях реализации компетентностного подхода в Таразском государственном педагогическом институте, успешно проводится ряд позитивных мероприятий:

* совместно с зарубежными и отечественными вузами-партнерами разработаны образовательные программы в соответствии с Дублинскими дескрипторами;

* ведется работа по формированию модульных образовательных программ, подготовлены рабочие учебные планы специальностей для студентов нового приема по модульной структуре;

* разрабатываются новые элективные дисциплины на основании анализа рынка труда и запросов работодателей;

* ведется работа по созданию материально-технической базы для открытия профильной школы по двум направлениям: общественно-гуманитарному и естественно-математическому;

* разрабатываются формы и критерии профориентационного отбора будущих учителей;

* расширяются рамки научных исследований и инновационной деятельности за счет участия в конкурсах на получение гранта в программах регионального и Республиканского уровней;

* активно расширяются границы внешней и внутренней академической мобильности студентов и преподавателей на основе межвузовских отношений о сотрудничестве;

* планомерно проводится разработка механизмов мотивации к изучению иностранных языков,

* фонд образовательных электронных ресурсов пополнился обучающими мультимедийными и электронными учебниками, видеоучебниками, учебниками на PDF, HTML форматах;

   Проблема профессиональной подготовки учителей в условиях перехода на 12-летнее обучение требует поиска новых путей и решения следующих актуальных задач:

* создание условий для получения руководителями организаций образования, работниками органов управления образованием и кадрового резерва квалификации «менеджер в образовании»;

* постоянное совершенствование технологической деятельности, обогащение направленности, компетентности и профессионально-значимых креативных качеств педагога;

* активное продвижение учителя в освоении и совершенствования способа в жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни;

* признание социумом и педагогическим сообществом ценности поступательного движения работника вверх по профессиональной лестнице;

* создание профессионального стандарта учителя и разработка стандартов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;

* развитие конкурентной инновационной среды в сфере подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации работников образования;

  • обеспечение интеграции научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования;</p align=justify>

   Комплексное решение всех этих задач позволит нам обеспечить школу талантливыми, любящими своих учеников учителями. Такие педагоги нужны прежде всего, нашим детям.

ЛИТЕРАТУРА
  • 1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана, 2010.
  • 2. Зимняя И.А. Ключевая компетенция – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. - №5.
  • 3. Третьяков П.И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как показатели качества образования. //Педагогическое образование и наука, 2004.
  • 4. Шемет О.В. Пространственная организация компетентностно-ориентированного образовательного процесса в ВУЗе//Педагогика 2010. №6.
  • 5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.; 1989.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама