Ташенова Д.К. Представление учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке «самопознание» в 4 класе
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Рядок 2: | Рядок 2: | ||
− | '''ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О ЦЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ НА УРОКЕ «САМОПОЗНАНИЕ» В 4 КЛАСЕ''' | + | <center>'''ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О ЦЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ НА УРОКЕ «САМОПОЗНАНИЕ» В 4 КЛАСЕ'''</center> |
− | '''Анотація.''' У статті розглдаються питання формування уявлень учнів про цінність внутрішнього спокою через пізнання самого себе на уроці "самопізнання" у 4 класі. | + | <p align=justify> '''Анотація.''' У статті розглдаються питання формування уявлень учнів про цінність внутрішнього спокою через пізнання самого себе на уроці "самопізнання" у 4 класі.</p align=justify> |
− | '''Ключові слова.''' Самопізнання, моральний розвиток, моральне виховання, морально-духовні цінності. | + | <p align=justify> '''Ключові слова.''' Самопізнання, моральний розвиток, моральне виховання, морально-духовні цінності.</p align=justify> |
− | '''Аннотация.''' В статье рассматриваются вопросы формирования представлений учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке "самопознание" в 4 классе. | + | <p align=justify> '''Аннотация.''' В статье рассматриваются вопросы формирования представлений учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке "самопознание" в 4 классе.</p align=justify> |
− | '''Ключевые слова.''' Самопознание, нравственное развитие, национальное воспитание, нравственно-духовные ценности. | + | <p align=justify> '''Ключевые слова.''' Самопознание, нравственное развитие, национальное воспитание, нравственно-духовные ценности.</p align=justify> |
− | Abstract. The article deals with questions of forming of imaginations of pupils about value of inside peace with knowing of themselves at lesson "self-knowing" at 4 form. | + | <p align=justify> '''Abstract.''' The article deals with questions of forming of imaginations of pupils about value of inside peace with knowing of themselves at lesson "self-knowing" at 4 form.</p align=justify> |
− | Key words. Self-knowing, moral development, moral educating, moral and spiritual values. | + | <p align=justify> '''Key words.''' Self-knowing, moral development, moral educating, moral and spiritual values.</p align=justify> |
− | Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы Назарбаева. Проект Сары Назарбаевой впервые внедрили в школах в 2001 году. Сара Назарбаева формулирует идею курса, как «возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей». При этом речь не идет ни о какой конкретной религии [1]. | + | <p align=justify> Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы Назарбаева. Проект Сары Назарбаевой впервые внедрили в школах в 2001 году. Сара Назарбаева формулирует идею курса, как «возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей». При этом речь не идет ни о какой конкретной религии [1]. |
− | Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Духовное воспитание может брать свои силы в каждом явлении мира. Значит, любой учебный предмет может стать средством формирования нравственности, доброго характера детей. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом из уроков. Изучение предмета «Самопознание» осуществляется по учебным программам для средней школы [2]. | + | Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Духовное воспитание может брать свои силы в каждом явлении мира. Значит, любой учебный предмет может стать средством формирования нравственности, доброго характера детей. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом из уроков. Изучение предмета «Самопознание» осуществляется по учебным программам для средней школы [2]. </p align=justify> |
− | Образовательный процесс по самопознанию осуществляется педагогическими кадрами, прошедшими курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание». Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия по системе «зачет/незачет», во внимание берется портфолио учащегося. | + | <p align=justify> Образовательный процесс по самопознанию осуществляется педагогическими кадрами, прошедшими курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание». Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия по системе «зачет/незачет», во внимание берется портфолио учащегося. </p align=justify> |
− | В данной статье мы предлагаем вашему вниманию авторскую разработку урока на тему «Какой я?». | + | <p align=justify> В данной статье мы предлагаем вашему вниманию авторскую разработку урока на тему «Какой я?». |
− | Урок № 7-8 Тема: «Какой я?» | + | Урок № 7-8 Тема: «Какой я?»</p align=justify> |
− | Ценность Внутренний покой | + | <p align=justify> '''Ценность Внутренний покой''' </p align=justify> |
− | Качества: исключение жадности, лени, проявление терпения, | + | <p align=justify> Качества: исключение жадности, лени, проявление терпения, понимания себя и окружающих</p align=justify> |
− | Цель: углубление представлений учащихся о ценности внутренний покой через познание самого себя. | + | <p align=justify> Цель: углубление представлений учащихся о ценности внутренний покой через познание самого себя. </p align=justify> |
− | Задачи: | + | <p align=justify> Задачи:</p align=justify> |
− | 1. Раскрытие значимости для человека ценности внутреннего покоя. | + | <p align=justify> 1. Раскрытие значимости для человека ценности внутреннего покоя.</p align=justify> |
− | 2. Развитие стремления и желания жить во внутреннем покое через исключение жадности, лени. | + | <p align=justify> 2. Развитие стремления и желания жить во внутреннем покое через исключение жадности, лени.</p align=justify> |
− | 3. Воспитание стремления проявлять терпение, понимания себя и окружающих. | + | <p align=justify> 3. Воспитание стремления проявлять терпение, понимания себя и окружающих.</p align=justify> |
− | Ход урока: | + | <p align=justify> '''Ход урока:'''</p align=justify> |
− | 1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете. | + | <p align=justify> 1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете. |
− | Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивать. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. | + | Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивать. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.</p align=justify> |
− | 2. Проверка домашнего задания. | + | <p align=justify> 2. Проверка домашнего задания.</p align=justify> |
− | Опережающее задание, страница 26. Чтение и осмысление стихотворения «Почему я не такой?». | + | <p align=justify> Опережающее задание, страница 26. Чтение и осмысление стихотворения «Почему я не такой?».</p align=justify> |
− | Вопросы: | + | <p align=justify> Вопросы:</p align=justify> |
− | • Представьте все вокруг стали похожи друг на друга. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему? | + | <p align=justify> • Представьте все вокруг стали похожи друг на друга. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему?</p align=justify> |
− | • Чем отличается один человек от другого? | + | <p align=justify> • Чем отличается один человек от другого?</p align=justify> |
− | • Вот, какие мы разные. Но очень многое нас объединяет. Подумайте, что объединяет? | + | <p align=justify> • Вот, какие мы разные. Но очень многое нас объединяет. Подумайте, что объединяет?</p align=justify> |
− | • Вы учитесь в одном классе. Значит, вы … (одноклассники) | + | <p align=justify> • Вы учитесь в одном классе. Значит, вы … (одноклассники)</p align=justify> |
− | Мы живем в одном городе. Значит мы … (земляки) | + | <p align=justify> Мы живем в одном городе. Значит мы … (земляки)</p align=justify> |
− | Мы живем в одной стране. Значит мы … (соотечественники) | + | <p align=justify> Мы живем в одной стране. Значит мы … (соотечественники)</p align=justify> |
− | • У нас одна Родина, т.е.получается нас объединяет больше, чем разделяет. Как же мы должны жить? (ответы детей) | + | <p align=justify> • У нас одна Родина, т.е.получается нас объединяет больше, чем разделяет. Как же мы должны жить? (ответы детей)</p align=justify> |
− | • Вы назвали качества, которые ведут к познанию себя, как Человека. | + | <p align=justify> • Вы назвали качества, которые ведут к познанию себя, как Человека. </p align=justify> |
− | • Если человек будет следовать этим качествам, что он обретет? (счастье, радость) | + | •<p align=justify> • Если человек будет следовать этим качествам, что он обретет? (счастье, радость)</p align=justify> |
− | • А это приведет его к гармонии, значит, он обретет внутренний покой. | + | <p align=justify> • А это приведет его к гармонии, значит, он обретет внутренний покой.</p align=justify> |
− | 3. Позитивное высказывание (цитата). | + | <p align=justify> 3. Позитивное высказывание (цитата).</p align=justify> |
− | Цитата урока: Спокойный ум – ключ к счастью (Далай – Лама XIV). | + | <p align=justify> Цитата урока: Спокойный ум – ключ к счастью (Далай – Лама XIV).</p align=justify> |
− | • Как вы понимаете смысл данного высказывания? | + | <p align=justify> • Как вы понимаете смысл данного высказывания? |
− | (повторить цитату хором). | + | (повторить цитату хором).</p align=justify> |
− | 4. Рассказывание истории (беседа). | + | <p align=justify> 4. Рассказывание истории (беседа).</p align=justify> |
− | Притча Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек». | + | <p align=justify> '''Притча Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек».'''</p align=justify> |
− | Атымтай Щедрый, будучи сам очень богатым человеком, ежедневно, одни раз в день, одевал на себя ветхую одежду, возил сено, рубил дрова. Однажды близкие знакомые спросили его: | + | <p align=justify> Атымтай Щедрый, будучи сам очень богатым человеком, ежедневно, одни раз в день, одевал на себя ветхую одежду, возил сено, рубил дрова. Однажды близкие знакомые спросили его:</p align=justify> |
− | - Щедрый, бог дал вам богатства, вы даете людям деньги, пищу, голым – одежду, бездомным – кров и, несмотря на это, как последний бедняк, рубите дрова, возите сено, подвергая себя лишениям… Одним словом, работаете. Какая тому причина? | + | <p align=justify> - Щедрый, бог дал вам богатства, вы даете людям деньги, пищу, голым – одежду, бездомным – кров и, несмотря на это, как последний бедняк, рубите дрова, возите сено, подвергая себя лишениям… Одним словом, работаете. Какая тому причина?</p align=justify> |
− | Щедрый ответил: | + | <p align=justify> Щедрый ответил:</p align=justify> |
− | - Тому имеется четыре причины: во-первых, если я всегда буду ездить на красивом коне, одеваться в дорогие одежды, и привыкну к различным жизненным благам, то могу много возомнить о себе и с такой мыслью, боюсь стану чуждаться стоящих ниже меня несчастных людей, перестану обращать внимания на нужды бедных и забуду оказывать им помощь. | + | <p align=justify> - Тому имеется четыре причины: во-первых, если я всегда буду ездить на красивом коне, одеваться в дорогие одежды, и привыкну к различным жизненным благам, то могу много возомнить о себе и с такой мыслью, боюсь стану чуждаться стоящих ниже меня несчастных людей, перестану обращать внимания на нужды бедных и забуду оказывать им помощь.</p align=justify> |
− | Во- вторых, если я, имея достаток, буду трудиться, значит, я убежден, что в этом нет ничего унизительного. И это останется, я думаю, примером для будущих поколений. | + | <p align=justify> Во- вторых, если я, имея достаток, буду трудиться, значит, я убежден, что в этом нет ничего унизительного. И это останется, я думаю, примером для будущих поколений.</p align=justify> |
− | В-третьих, если я ежедневно, хотя бы незначительным трудом, заработаю одну-две копейки и на них куплю хлеба и поем, то это больше принесет мне пользы, так как трудом заработанная еда гораздо вкуснее и питательнее. | + | <p align=justify> В-третьих, если я ежедневно, хотя бы незначительным трудом, заработаю одну-две копейки и на них куплю хлеба и поем, то это больше принесет мне пользы, так как трудом заработанная еда гораздо вкуснее и питательнее.</p align=justify> |
− | В-четвертых, если я посчитаю богом данное мне богатство лишь мне принадлежащим и не буду тратить его, куда следует, а большую часть буду проедать и расходовать на себя, то боюсь оказаться грешным перед Всевышним, который дал мне богатство. | + | <p align=justify> В-четвертых, если я посчитаю богом данное мне богатство лишь мне принадлежащим и не буду тратить его, куда следует, а большую часть буду проедать и расходовать на себя, то боюсь оказаться грешным перед Всевышним, который дал мне богатство.</p align=justify> |
− | Беседа по притче: | + | <p align=justify> Беседа по притче:</p align=justify> |
− | + | <p align=justify> - Что вы узнали об Атымтае?</p align=justify> | |
− | + | <p align=justify> - Как народ называл Атымтая и почему?</p align=justify> | |
− | + | <p align=justify> - Причины, двигавшие Атымтая Щедрого совершать благие дела?</p align=justify> | |
− | + | <p align=justify> - Какие качества присущи Атымтаю?</p align=justify> | |
− | + | <p align=justify> - Для чего все это было необходимо Атымтаю Щедрому?</p align=justify> | |
− | + | <p align=justify> - Испытывал ли он чувство удовлетворения, радость от того, что делал? Как вы это поняли? </p align=justify> | |
− | + | <p align=justify> - Понимал ли он нужды окружающих людей? Как вы это увидели? </p align=justify> | |
− | + | <p align=justify> - Если человек понимает нужды окружающих, все делает с радостью, значит … (он живет в мире и согласии с самим собой) </p align=justify> | |
− | Жить в мире и согласии с самим собой - это значит обрести внутренний покой. | + | <p align=justify> Жить в мире и согласии с самим собой - это значит обрести внутренний покой.</p align=justify> |
− | Примером личности, достигшей внутреннего покоя, служит Махатма Ганди. | + | <p align=justify> Примером личности, достигшей внутреннего покоя, служит Махатма Ганди. |
− | (показ видеоролика) | + | (показ видеоролика) </p align=justify> |
− | + | <p align=justify> - Что вы узнали о Махатме Ганди?</p align=justify> | |
− | + | <p align=justify> - Кем был Махатма Ганди?</p align=justify> | |
− | + | <p align=justify> - Какие его качества показывают, что он жил в покое? </p align=justify> | |
− | 5. Творческая деятельность, групповая работа. Звучит спокойная музыка | + | <p align=justify> 5. Творческая деятельность, групповая работа. Звучит спокойная музыка</p align=justify> |
Детям раздается по листу бумаги. Учитель просит обвести свою ладошку и вырезать. | Детям раздается по листу бумаги. Учитель просит обвести свою ладошку и вырезать. | ||
− | + | <p align=justify> - 5 пальцев – если мы соберем кулачек, обозначают единство. Это наш внутренний покой. 5 пальцев – это качества, ведущие к покою. </p align=justify> | |
− | + | <p align=justify> - Напишите на каждом пальце 5 качеств, через которые человек достигает внутреннего покоя. </p align=justify> | |
− | • Подпишите с обратной стороны и сдайте. | + | <p align=justify> • Подпишите с обратной стороны и сдайте. </p align=justify> |
− | 6. Групповое пение. | + | <p align=justify> 6. Групповое пение. </p align=justify> |
− | Неприятность эту мы переживем | + | <p align=justify> Неприятность эту мы переживем</p align=justify> |
− | (Б.Савельев – А.Хайт) | + | <p align=justify> (Б.Савельев – А.Хайт) </p align=justify> |
− | Я иду и пою обо всём хорошем | + | <p align=justify>Я иду и пою обо всём хорошем</p align=justify> |
− | И улыбку свою я дарю прохожим. | + | <p align=justify>И улыбку свою я дарю прохожим.</p align=justify> |
− | Если в сердце чужом не найду ответа, | + | <p align=justify>Если в сердце чужом не найду ответа,</p align=justify> |
− | Неприятность эту мы переживём, | + | <p align=justify>Неприятность эту мы переживём,</p align=justify> |
− | Между прочим, это мы переживём! | + | <p align=justify>Между прочим, это мы переживём!</p align=justify> |
− | В небесах высоко ярко солнце светит, | + | <p align=justify>В небесах высоко ярко солнце светит,</p align=justify> |
− | До чего ж хорошо жить на белом свете! | + | <p align=justify>До чего ж хорошо жить на белом свете!</p align=justify> |
− | Если вдруг грянет гром в середине лета, | + | <p align=justify>Если вдруг грянет гром в середине лета,</p align=justify> |
− | Неприятность эту мы переживём, | + | <p align=justify>Неприятность эту мы переживём,</p align=justify> |
− | + | <p align=justify>Между прочим, это мы переживём.</p align=justify> | |
− | Мелкий дождь бьёт в окно, хмурится природа, | + | <p align=justify>Мелкий дождь бьёт в окно, хмурится природа,</p align=justify> |
− | Но известно давно: нет плохой погоды. | + | <p align=justify>Но известно давно: нет плохой погоды.</p align=justify> |
− | Всё желтеет кругом, и уходит лето, | + | <p align=justify>Всё желтеет кругом, и уходит лето,</p align=justify> |
− | Неприятность эту мы переживём, | + | <p align=justify>Неприятность эту мы переживём,</p align=justify> |
− | Между прочим, это мы переживём! | + | <p align=justify>Между прочим, это мы переживём!</p align=justify> |
− | 7. Домашнее задание. | + | <p align=justify> 7. Домашнее задание.</p align=justify> |
− | Стр. 31-32 прочитать притчу «У родника» и составить по ней вопросы | + | <p align=justify> Стр. 31-32 прочитать притчу «У родника» и составить по ней вопросы </p align=justify> |
− | 8. Заключительная минута тишины. Звучит спокойная музыка | + | <p align=justify> 8. Заключительная минута тишины. Звучит спокойная музыка</p align=justify> |
− | • Закройте глаза. Вспомните урок, что вам понравилось, особенно запомнилось. Сохраните это в своем сердце. Откройте глаза, спасибо вам за работу. | + | <p align=justify> • Закройте глаза. Вспомните урок, что вам понравилось, особенно запомнилось. Сохраните это в своем сердце. Откройте глаза, спасибо вам за работу. </p align=justify> |
− | • Урок окончен. | + | <p align=justify> • Урок окончен. </p align=justify> |
− | Итак, как м видим из конспекта урока, что данный урок был направлен на углубление представлений учащихся о ценности внутреннего покоя, на формирование представления о внутреннем покое через познание самого себя. | + | <p align=justify> Итак, как м видим из конспекта урока, что данный урок был направлен на углубление представлений учащихся о ценности внутреннего покоя, на формирование представления о внутреннем покое через познание самого себя.</p align=justify> |
− | Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» является инновацией отечественного образования. Целью программы нравственно - духовного образования является повышение роли и значимости нравственно - духовных основ национальной системы образования. Внедрение инновационных идей в образовательный процесс означает введение нового в цели, содержание, в формы организации обучения и воспитания, в виды совместной деятельности учителя и учащихся. | + | <p align=justify> Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» является инновацией отечественного образования. Целью программы нравственно - духовного образования является повышение роли и значимости нравственно - духовных основ национальной системы образования. Внедрение инновационных идей в образовательный процесс означает введение нового в цели, содержание, в формы организации обучения и воспитания, в виды совместной деятельности учителя и учащихся.</p align=justify> |
− | '''Литература:''' | + | <center>'''Литература:'''</center> |
− | + | * Программы "Самопознание" для средней общеобразовательной школы.-Институт МОН РК «Гармоничное развитие человека», Алматы, ННПООЦ «Бөбек», утверждены приказом Министра образования и науки РК №115 от 03.04.2013 г. | |
− | + | * Бахтина О. Б. Самопознание как основа нравственно-духовного воспитания в национальной системе образования Республики Казахстан [Текст] / О. Б. Бахтина // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83. | |
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категорія:Наукові праці]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Міжнародна науково-практична конференція "Розвиток особистості у сучасному суспільстві..."]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Статті з педагогіки]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Статті з психології]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Статті російською мовою]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Для аспірантів]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Для магістрантів]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Для науковців]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Для студентів]] |
Версія за 11:52, 4 травня 2015
Ташенова Д.К.- учитель Гимназии №35, г.Алматы, Казасхтан.
Анотація. У статті розглдаються питання формування уявлень учнів про цінність внутрішнього спокою через пізнання самого себе на уроці "самопізнання" у 4 класі.
Ключові слова. Самопізнання, моральний розвиток, моральне виховання, морально-духовні цінності.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования представлений учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке "самопознание" в 4 классе.
Ключевые слова. Самопознание, нравственное развитие, национальное воспитание, нравственно-духовные ценности.
Abstract. The article deals with questions of forming of imaginations of pupils about value of inside peace with knowing of themselves at lesson "self-knowing" at 4 form.
Key words. Self-knowing, moral development, moral educating, moral and spiritual values.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы Назарбаева. Проект Сары Назарбаевой впервые внедрили в школах в 2001 году. Сара Назарбаева формулирует идею курса, как «возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей». При этом речь не идет ни о какой конкретной религии [1]. Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Духовное воспитание может брать свои силы в каждом явлении мира. Значит, любой учебный предмет может стать средством формирования нравственности, доброго характера детей. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом из уроков. Изучение предмета «Самопознание» осуществляется по учебным программам для средней школы [2].
Образовательный процесс по самопознанию осуществляется педагогическими кадрами, прошедшими курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание». Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия по системе «зачет/незачет», во внимание берется портфолио учащегося.
В данной статье мы предлагаем вашему вниманию авторскую разработку урока на тему «Какой я?». Урок № 7-8 Тема: «Какой я?»
Ценность Внутренний покой
Качества: исключение жадности, лени, проявление терпения, понимания себя и окружающих
Цель: углубление представлений учащихся о ценности внутренний покой через познание самого себя.
Задачи:
1. Раскрытие значимости для человека ценности внутреннего покоя.
2. Развитие стремления и желания жить во внутреннем покое через исключение жадности, лени.
3. Воспитание стремления проявлять терпение, понимания себя и окружающих.
Ход урока:
1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете. Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивать. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
2. Проверка домашнего задания.
Опережающее задание, страница 26. Чтение и осмысление стихотворения «Почему я не такой?».
Вопросы:
• Представьте все вокруг стали похожи друг на друга. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему?
• Чем отличается один человек от другого?
• Вот, какие мы разные. Но очень многое нас объединяет. Подумайте, что объединяет?
• Вы учитесь в одном классе. Значит, вы … (одноклассники)
Мы живем в одном городе. Значит мы … (земляки)
Мы живем в одной стране. Значит мы … (соотечественники)
• У нас одна Родина, т.е.получается нас объединяет больше, чем разделяет. Как же мы должны жить? (ответы детей)
• Вы назвали качества, которые ведут к познанию себя, как Человека.
•• Если человек будет следовать этим качествам, что он обретет? (счастье, радость)
• А это приведет его к гармонии, значит, он обретет внутренний покой.
3. Позитивное высказывание (цитата).
Цитата урока: Спокойный ум – ключ к счастью (Далай – Лама XIV).
• Как вы понимаете смысл данного высказывания? (повторить цитату хором).
4. Рассказывание истории (беседа).
Притча Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек».
Атымтай Щедрый, будучи сам очень богатым человеком, ежедневно, одни раз в день, одевал на себя ветхую одежду, возил сено, рубил дрова. Однажды близкие знакомые спросили его:
- Щедрый, бог дал вам богатства, вы даете людям деньги, пищу, голым – одежду, бездомным – кров и, несмотря на это, как последний бедняк, рубите дрова, возите сено, подвергая себя лишениям… Одним словом, работаете. Какая тому причина?
Щедрый ответил:
- Тому имеется четыре причины: во-первых, если я всегда буду ездить на красивом коне, одеваться в дорогие одежды, и привыкну к различным жизненным благам, то могу много возомнить о себе и с такой мыслью, боюсь стану чуждаться стоящих ниже меня несчастных людей, перестану обращать внимания на нужды бедных и забуду оказывать им помощь.
Во- вторых, если я, имея достаток, буду трудиться, значит, я убежден, что в этом нет ничего унизительного. И это останется, я думаю, примером для будущих поколений.
В-третьих, если я ежедневно, хотя бы незначительным трудом, заработаю одну-две копейки и на них куплю хлеба и поем, то это больше принесет мне пользы, так как трудом заработанная еда гораздо вкуснее и питательнее.
В-четвертых, если я посчитаю богом данное мне богатство лишь мне принадлежащим и не буду тратить его, куда следует, а большую часть буду проедать и расходовать на себя, то боюсь оказаться грешным перед Всевышним, который дал мне богатство.
Беседа по притче:
- Что вы узнали об Атымтае?
- Как народ называл Атымтая и почему?
- Причины, двигавшие Атымтая Щедрого совершать благие дела?
- Какие качества присущи Атымтаю?
- Для чего все это было необходимо Атымтаю Щедрому?
- Испытывал ли он чувство удовлетворения, радость от того, что делал? Как вы это поняли?
- Понимал ли он нужды окружающих людей? Как вы это увидели?
- Если человек понимает нужды окружающих, все делает с радостью, значит … (он живет в мире и согласии с самим собой)
Жить в мире и согласии с самим собой - это значит обрести внутренний покой.
Примером личности, достигшей внутреннего покоя, служит Махатма Ганди. (показ видеоролика)
- Что вы узнали о Махатме Ганди?
- Кем был Махатма Ганди?
- Какие его качества показывают, что он жил в покое?
5. Творческая деятельность, групповая работа. Звучит спокойная музыка
Детям раздается по листу бумаги. Учитель просит обвести свою ладошку и вырезать.
- 5 пальцев – если мы соберем кулачек, обозначают единство. Это наш внутренний покой. 5 пальцев – это качества, ведущие к покою.
- Напишите на каждом пальце 5 качеств, через которые человек достигает внутреннего покоя.
• Подпишите с обратной стороны и сдайте.
6. Групповое пение.
Неприятность эту мы переживем
(Б.Савельев – А.Хайт)
Я иду и пою обо всём хорошем
И улыбку свою я дарю прохожим.
Если в сердце чужом не найду ответа,
Неприятность эту мы переживём,
Между прочим, это мы переживём!
В небесах высоко ярко солнце светит,
До чего ж хорошо жить на белом свете!
Если вдруг грянет гром в середине лета,
Неприятность эту мы переживём,
Между прочим, это мы переживём.
Мелкий дождь бьёт в окно, хмурится природа,
Но известно давно: нет плохой погоды.
Всё желтеет кругом, и уходит лето,
Неприятность эту мы переживём,
Между прочим, это мы переживём!
7. Домашнее задание.
Стр. 31-32 прочитать притчу «У родника» и составить по ней вопросы
8. Заключительная минута тишины. Звучит спокойная музыка
• Закройте глаза. Вспомните урок, что вам понравилось, особенно запомнилось. Сохраните это в своем сердце. Откройте глаза, спасибо вам за работу.
• Урок окончен.
Итак, как м видим из конспекта урока, что данный урок был направлен на углубление представлений учащихся о ценности внутреннего покоя, на формирование представления о внутреннем покое через познание самого себя.
Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» является инновацией отечественного образования. Целью программы нравственно - духовного образования является повышение роли и значимости нравственно - духовных основ национальной системы образования. Внедрение инновационных идей в образовательный процесс означает введение нового в цели, содержание, в формы организации обучения и воспитания, в виды совместной деятельности учителя и учащихся.
- Программы "Самопознание" для средней общеобразовательной школы.-Институт МОН РК «Гармоничное развитие человека», Алматы, ННПООЦ «Бөбек», утверждены приказом Министра образования и науки РК №115 от 03.04.2013 г.
- Бахтина О. Б. Самопознание как основа нравственно-духовного воспитания в национальной системе образования Республики Казахстан [Текст] / О. Б. Бахтина // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.