Ташенова Д.К. Представление учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке «самопознание» в 4 класе

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
Рядок 2: Рядок 2:
  
  
'''ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О ЦЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ НА УРОКЕ «САМОПОЗНАНИЕ» В 4 КЛАСЕ'''
+
<center>'''ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О ЦЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ НА УРОКЕ «САМОПОЗНАНИЕ» В 4 КЛАСЕ'''</center>
  
'''Анотація.''' У статті розглдаються питання формування уявлень учнів про цінність внутрішнього спокою через пізнання самого себе на уроці "самопізнання" у 4 класі.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Анотація.''' У статті розглдаються питання формування уявлень учнів про цінність внутрішнього спокою через пізнання самого себе на уроці "самопізнання" у 4 класі.</p align=justify>
  
'''Ключові слова.''' Самопізнання, моральний розвиток, моральне виховання, морально-духовні цінності.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Ключові слова.''' Самопізнання, моральний розвиток, моральне виховання, морально-духовні цінності.</p align=justify>
  
'''Аннотация.''' В статье рассматриваются вопросы формирования представлений учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке "самопознание" в 4 классе.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Аннотация.''' В статье рассматриваются вопросы формирования представлений учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке "самопознание" в 4 классе.</p align=justify>
  
'''Ключевые слова.''' Самопознание, нравственное развитие, национальное воспитание, нравственно-духовные ценности.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Ключевые слова.''' Самопознание, нравственное развитие, национальное воспитание, нравственно-духовные ценности.</p align=justify>
  
Abstract. The article deals with questions of forming of imaginations of pupils about value of inside peace with knowing of themselves at lesson "self-knowing" at 4 form.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Abstract.''' The article deals with questions of forming of imaginations of pupils about value of inside peace with knowing of themselves at lesson "self-knowing" at 4 form.</p align=justify>
  
Key words. Self-knowing, moral development, moral educating, moral and spiritual values.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Key words.''' Self-knowing, moral development, moral educating, moral and spiritual values.</p align=justify>
  
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы Назарбаева. Проект Сары Назарбаевой впервые внедрили в школах в 2001 году. Сара Назарбаева формулирует идею курса, как «возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей». При этом речь не идет ни о какой конкретной религии [1].  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы Назарбаева. Проект Сары Назарбаевой впервые внедрили в школах в 2001 году. Сара Назарбаева формулирует идею курса, как «возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей». При этом речь не идет ни о какой конкретной религии [1].  
Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Духовное воспитание может брать свои силы в каждом явлении мира. Значит, любой учебный предмет может стать средством формирования нравственности, доброго характера детей. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом из уроков. Изучение предмета «Самопознание» осуществляется по учебным программам для средней школы [2].  
+
Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Духовное воспитание может брать свои силы в каждом явлении мира. Значит, любой учебный предмет может стать средством формирования нравственности, доброго характера детей. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом из уроков. Изучение предмета «Самопознание» осуществляется по учебным программам для средней школы [2]. </p align=justify>
Образовательный процесс по самопознанию осуществляется педагогическими кадрами, прошедшими курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание». Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия по системе «зачет/незачет», во внимание берется портфолио учащегося.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Образовательный процесс по самопознанию осуществляется педагогическими кадрами, прошедшими курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание». Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия по системе «зачет/незачет», во внимание берется портфолио учащегося. </p align=justify>
В данной статье мы предлагаем вашему вниманию авторскую  разработку урока на тему «Какой я?».  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В данной статье мы предлагаем вашему вниманию авторскую  разработку урока на тему «Какой я?».  
Урок № 7-8  Тема: «Какой я?»
+
Урок № 7-8  Тема: «Какой я?»</p align=justify>
Ценность  Внутренний покой            
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Ценность  Внутренний покой'''      </p align=justify>       
Качества: исключение жадности, лени, проявление терпения,                       понимания  себя и окружающих
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Качества: исключение жадности, лени, проявление терпения, понимания  себя и окружающих</p align=justify>
Цель: углубление представлений учащихся о ценности внутренний покой через познание самого себя.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Цель: углубление представлений учащихся о ценности внутренний покой через познание самого себя. </p align=justify>
Задачи:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Задачи:</p align=justify>
1. Раскрытие значимости для человека ценности внутреннего покоя.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;1. Раскрытие значимости для человека ценности внутреннего покоя.</p align=justify>
2. Развитие стремления и желания жить во внутреннем покое через исключение жадности, лени.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;2. Развитие стремления и желания жить во внутреннем покое через исключение жадности, лени.</p align=justify>
3. Воспитание стремления проявлять терпение, понимания  себя и  окружающих.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;3. Воспитание стремления проявлять терпение, понимания  себя и  окружающих.</p align=justify>
Ход урока:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Ход урока:'''</p align=justify>
1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете.
Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивать. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
+
Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивать. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.</p align=justify>
2. Проверка домашнего задания.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;2. Проверка домашнего задания.</p align=justify>
Опережающее задание, страница 26. Чтение и осмысление стихотворения «Почему я не такой?».
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Опережающее задание, страница 26. Чтение и осмысление стихотворения «Почему я не такой?».</p align=justify>
Вопросы:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Вопросы:</p align=justify>
• Представьте все вокруг стали похожи друг на друга. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему?
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;• Представьте все вокруг стали похожи друг на друга. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему?</p align=justify>
• Чем отличается один человек от другого?
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;• Чем отличается один человек от другого?</p align=justify>
• Вот, какие мы разные. Но очень многое нас объединяет. Подумайте, что объединяет?
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;• Вот, какие мы разные. Но очень многое нас объединяет. Подумайте, что объединяет?</p align=justify>
• Вы учитесь в одном классе. Значит, вы … (одноклассники)
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;• Вы учитесь в одном классе. Значит, вы … (одноклассники)</p align=justify>
Мы живем  в одном городе. Значит мы … (земляки)
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Мы живем  в одном городе. Значит мы … (земляки)</p align=justify>
Мы живем в одной стране. Значит мы … (соотечественники)
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Мы живем в одной стране. Значит мы … (соотечественники)</p align=justify>
• У нас одна Родина, т.е.получается нас объединяет больше, чем разделяет. Как же мы должны жить? (ответы детей)
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;• У нас одна Родина, т.е.получается нас объединяет больше, чем разделяет. Как же мы должны жить? (ответы детей)</p align=justify>
• Вы назвали качества, которые ведут к познанию себя, как Человека.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;• Вы назвали качества, которые ведут к познанию себя, как Человека. </p align=justify>
• Если человек будет следовать этим качествам, что он обретет? (счастье, радость)
+
•<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;• Если человек будет следовать этим качествам, что он обретет? (счастье, радость)</p align=justify>
• А это приведет его к гармонии, значит, он обретет внутренний покой.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;• А это приведет его к гармонии, значит, он обретет внутренний покой.</p align=justify>
3. Позитивное высказывание (цитата).
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;3. Позитивное высказывание (цитата).</p align=justify>
Цитата урока:  Спокойный ум – ключ к счастью  (Далай – Лама XIV).
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Цитата урока:  Спокойный ум – ключ к счастью  (Далай – Лама XIV).</p align=justify>
• Как вы понимаете смысл данного высказывания?
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;• Как вы понимаете смысл данного высказывания?
(повторить цитату хором).
+
(повторить цитату хором).</p align=justify>
4. Рассказывание истории (беседа).
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;4. Рассказывание истории (беседа).</p align=justify>
Притча Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек».
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Притча Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек».'''</p align=justify>
Атымтай Щедрый, будучи сам очень богатым человеком, ежедневно, одни раз в день, одевал на себя ветхую одежду, возил сено, рубил дрова. Однажды близкие знакомые спросили его:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Атымтай Щедрый, будучи сам очень богатым человеком, ежедневно, одни раз в день, одевал на себя ветхую одежду, возил сено, рубил дрова. Однажды близкие знакомые спросили его:</p align=justify>
- Щедрый, бог дал вам богатства, вы даете людям деньги, пищу, голым – одежду, бездомным – кров и, несмотря на это, как последний бедняк, рубите дрова, возите сено, подвергая себя лишениям… Одним словом, работаете. Какая тому причина?
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;- Щедрый, бог дал вам богатства, вы даете людям деньги, пищу, голым – одежду, бездомным – кров и, несмотря на это, как последний бедняк, рубите дрова, возите сено, подвергая себя лишениям… Одним словом, работаете. Какая тому причина?</p align=justify>
Щедрый ответил:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Щедрый ответил:</p align=justify>
- Тому имеется четыре причины: во-первых, если я всегда буду ездить на красивом коне, одеваться в дорогие одежды, и привыкну к различным жизненным благам, то могу много возомнить о себе и с такой мыслью, боюсь стану чуждаться стоящих ниже меня несчастных людей, перестану обращать внимания на нужды бедных и забуду оказывать им помощь.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;- Тому имеется четыре причины: во-первых, если я всегда буду ездить на красивом коне, одеваться в дорогие одежды, и привыкну к различным жизненным благам, то могу много возомнить о себе и с такой мыслью, боюсь стану чуждаться стоящих ниже меня несчастных людей, перестану обращать внимания на нужды бедных и забуду оказывать им помощь.</p align=justify>
Во- вторых, если я, имея достаток, буду трудиться, значит, я убежден, что в этом нет ничего унизительного. И это останется, я думаю, примером для будущих поколений.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Во- вторых, если я, имея достаток, буду трудиться, значит, я убежден, что в этом нет ничего унизительного. И это останется, я думаю, примером для будущих поколений.</p align=justify>
В-третьих, если я ежедневно, хотя бы незначительным трудом, заработаю одну-две копейки и на них куплю хлеба и поем, то это больше принесет мне пользы, так как трудом заработанная еда гораздо вкуснее и питательнее.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В-третьих, если я ежедневно, хотя бы незначительным трудом, заработаю одну-две копейки и на них куплю хлеба и поем, то это больше принесет мне пользы, так как трудом заработанная еда гораздо вкуснее и питательнее.</p align=justify>
В-четвертых, если я посчитаю богом данное мне богатство лишь мне принадлежащим и не буду тратить его, куда следует, а большую часть буду проедать и расходовать на себя, то боюсь оказаться грешным перед Всевышним, который дал мне богатство.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В-четвертых, если я посчитаю богом данное мне богатство лишь мне принадлежащим и не буду тратить его, куда следует, а большую часть буду проедать и расходовать на себя, то боюсь оказаться грешным перед Всевышним, который дал мне богатство.</p align=justify>
Беседа по притче:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Беседа по притче:</p align=justify>
Что вы узнали об Атымтае?
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;- Что вы узнали об Атымтае?</p align=justify>
Как народ называл Атымтая и почему?
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;- Как народ называл Атымтая и почему?</p align=justify>
Причины, двигавшие Атымтая Щедрого совершать благие дела?
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;- Причины, двигавшие Атымтая Щедрого совершать благие дела?</p align=justify>
Какие качества присущи Атымтаю?
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;- Какие качества присущи Атымтаю?</p align=justify>
Для чего все это было необходимо Атымтаю Щедрому?  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;- Для чего все это было необходимо Атымтаю Щедрому?</p align=justify>
Испытывал ли он чувство удовлетворения, радость от того, что делал? Как вы это поняли?  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;- Испытывал ли он чувство удовлетворения, радость от того, что делал? Как вы это поняли? </p align=justify>
Понимал ли он нужды окружающих людей? Как вы это увидели?  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;- Понимал ли он нужды окружающих людей? Как вы это увидели? </p align=justify>
Если человек понимает нужды окружающих, все делает с радостью, значит … (он живет в мире и согласии с самим собой)   
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;- Если человек понимает нужды окружающих, все делает с радостью, значит … (он живет в мире и согласии с самим собой)  </p align=justify>
  
Жить в мире и согласии с самим собой - это значит обрести внутренний покой.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Жить в мире и согласии с самим собой - это значит обрести внутренний покой.</p align=justify>
Примером личности, достигшей внутреннего покоя, служит Махатма Ганди.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Примером личности, достигшей внутреннего покоя, служит Махатма Ганди.
  (показ видеоролика)  
+
  (показ видеоролика) </p align=justify>
Что вы узнали о Махатме Ганди?
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;- Что вы узнали о Махатме Ганди?</p align=justify>
Кем был Махатма Ганди?
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;- Кем был Махатма Ганди?</p align=justify>
Какие его качества показывают, что он жил в покое?  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;- Какие его качества показывают, что он жил в покое? </p align=justify>
5. Творческая деятельность, групповая работа. Звучит спокойная музыка
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;5. Творческая деятельность, групповая работа. Звучит спокойная музыка</p align=justify>
 
Детям раздается по листу бумаги. Учитель просит обвести свою ладошку и вырезать.  
 
Детям раздается по листу бумаги. Учитель просит обвести свою ладошку и вырезать.  
5 пальцев – если мы соберем  кулачек, обозначают единство. Это наш внутренний покой. 5 пальцев – это качества, ведущие к покою.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;- 5 пальцев – если мы соберем  кулачек, обозначают единство. Это наш внутренний покой. 5 пальцев – это качества, ведущие к покою. </p align=justify>
Напишите на каждом пальце 5 качеств, через которые человек достигает внутреннего покоя.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;- Напишите на каждом пальце 5 качеств, через которые человек достигает внутреннего покоя. </p align=justify>
• Подпишите с обратной стороны и сдайте.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;• Подпишите с обратной стороны и сдайте. </p align=justify>
6. Групповое пение.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;6. Групповое пение. </p align=justify>
  
Неприятность эту мы переживем
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Неприятность эту мы переживем</p align=justify>
(Б.Савельев – А.Хайт)  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;(Б.Савельев – А.Хайт) </p align=justify>
Я иду и пою обо всём хорошем
+
<p align=justify>Я иду и пою обо всём хорошем</p align=justify>
И улыбку свою я дарю прохожим.
+
<p align=justify>И улыбку свою я дарю прохожим.</p align=justify>
Если в сердце чужом не найду ответа,
+
<p align=justify>Если в сердце чужом не найду ответа,</p align=justify>
Неприятность эту мы переживём,
+
<p align=justify>Неприятность эту мы переживём,</p align=justify>
Между прочим, это мы переживём!
+
<p align=justify>Между прочим, это мы переживём!</p align=justify>
  
В небесах высоко ярко солнце светит,
+
<p align=justify>В небесах высоко ярко солнце светит,</p align=justify>
До чего ж хорошо жить на белом свете!
+
<p align=justify>До чего ж хорошо жить на белом свете!</p align=justify>
Если вдруг грянет гром в середине лета,
+
<p align=justify>Если вдруг грянет гром в середине лета,</p align=justify>
Неприятность эту мы переживём,
+
<p align=justify>Неприятность эту мы переживём,</p align=justify>
Между прочим, это мы переживём.
+
<p align=justify>Между прочим, это мы переживём.</p align=justify>
  
Мелкий дождь бьёт в окно, хмурится природа,
+
<p align=justify>Мелкий дождь бьёт в окно, хмурится природа,</p align=justify>
Но известно давно: нет плохой погоды.
+
<p align=justify>Но известно давно: нет плохой погоды.</p align=justify>
Всё желтеет кругом, и уходит лето,
+
<p align=justify>Всё желтеет кругом, и уходит лето,</p align=justify>
Неприятность эту мы переживём,
+
<p align=justify>Неприятность эту мы переживём,</p align=justify>
Между прочим, это мы переживём!
+
<p align=justify>Между прочим, это мы переживём!</p align=justify>
  
7. Домашнее задание.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;7. Домашнее задание.</p align=justify>
Стр. 31-32 прочитать притчу «У родника» и составить по ней вопросы  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Стр. 31-32 прочитать притчу «У родника» и составить по ней вопросы </p align=justify>
8. Заключительная минута тишины. Звучит спокойная музыка
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;8. Заключительная минута тишины. Звучит спокойная музыка</p align=justify>
• Закройте глаза. Вспомните урок, что вам понравилось, особенно запомнилось. Сохраните это в своем сердце.  Откройте глаза, спасибо вам за работу.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;• Закройте глаза. Вспомните урок, что вам понравилось, особенно запомнилось. Сохраните это в своем сердце.  Откройте глаза, спасибо вам за работу. </p align=justify>
• Урок окончен.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;• Урок окончен. </p align=justify>
Итак, как м видим из конспекта урока, что данный урок был направлен на углубление представлений учащихся о ценности внутреннего покоя, на формирование представления о внутреннем покое через познание самого себя.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Итак, как м видим из конспекта урока, что данный урок был направлен на углубление представлений учащихся о ценности внутреннего покоя, на формирование представления о внутреннем покое через познание самого себя.</p align=justify>
Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» является инновацией отечественного образования. Целью программы нравственно - духовного образования является  повышение роли и значимости нравственно - духовных основ национальной системы образования. Внедрение инновационных идей в образовательный процесс означает введение нового в цели, содержание, в формы организации обучения и воспитания, в виды совместной деятельности учителя и учащихся.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» является инновацией отечественного образования. Целью программы нравственно - духовного образования является  повышение роли и значимости нравственно - духовных основ национальной системы образования. Внедрение инновационных идей в образовательный процесс означает введение нового в цели, содержание, в формы организации обучения и воспитания, в виды совместной деятельности учителя и учащихся.</p align=justify>
  
'''Литература:'''
+
<center>'''Литература:'''</center>
  
1. Программы "Самопознание" для средней общеобразовательной школы.-Институт МОН РК «Гармоничное развитие человека», Алматы, ННПООЦ «Бөбек», утверждены приказом Министра образования и науки РК №115 от 03.04.2013 г.  
+
* Программы "Самопознание" для средней общеобразовательной школы.-Институт МОН РК «Гармоничное развитие человека», Алматы, ННПООЦ «Бөбек», утверждены приказом Министра образования и науки РК №115 от 03.04.2013 г.  
2. Бахтина О. Б. Самопознание как основа нравственно-духовного воспитания в национальной системе образования Республики Казахстан [Текст] / О. Б. Бахтина // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, май 2013 г.).  — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.
+
* Бахтина О. Б. Самопознание как основа нравственно-духовного воспитания в национальной системе образования Республики Казахстан [Текст] / О. Б. Бахтина // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, май 2013 г.).  — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
[[Категорія:Наукові праці]]
 +
 
 +
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 +
 
 +
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]]
 +
 
 +
[[Категорія:Міжнародна науково-практична конференція "Розвиток особистості у сучасному суспільстві..."]]
 +
 
 +
[[Категорія:Статті з педагогіки]]
 +
 
 +
[[Категорія:Статті з психології]]
 +
 
 +
[[Категорія:Статті російською мовою]]
 +
 
 +
[[Категорія:Для аспірантів]]
 +
 
 +
[[Категорія:Для магістрантів]]
 +
 
 +
[[Категорія:Для науковців]]
 +
 
 +
[[Категорія:Для студентів]]

Версія за 11:52, 4 травня 2015

Ташенова Д.К.- учитель Гимназии №35, г.Алматы, Казасхтан.


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О ЦЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ НА УРОКЕ «САМОПОЗНАНИЕ» В 4 КЛАСЕ

   Анотація. У статті розглдаються питання формування уявлень учнів про цінність внутрішнього спокою через пізнання самого себе на уроці "самопізнання" у 4 класі.

   Ключові слова. Самопізнання, моральний розвиток, моральне виховання, морально-духовні цінності.

   Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования представлений учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке "самопознание" в 4 классе.

   Ключевые слова. Самопознание, нравственное развитие, национальное воспитание, нравственно-духовные ценности.

   Abstract. The article deals with questions of forming of imaginations of pupils about value of inside peace with knowing of themselves at lesson "self-knowing" at 4 form.

   Key words. Self-knowing, moral development, moral educating, moral and spiritual values.

   Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы Назарбаева. Проект Сары Назарбаевой впервые внедрили в школах в 2001 году. Сара Назарбаева формулирует идею курса, как «возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей». При этом речь не идет ни о какой конкретной религии [1]. Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Духовное воспитание может брать свои силы в каждом явлении мира. Значит, любой учебный предмет может стать средством формирования нравственности, доброго характера детей. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом из уроков. Изучение предмета «Самопознание» осуществляется по учебным программам для средней школы [2].

   Образовательный процесс по самопознанию осуществляется педагогическими кадрами, прошедшими курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание». Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия по системе «зачет/незачет», во внимание берется портфолио учащегося.

   В данной статье мы предлагаем вашему вниманию авторскую разработку урока на тему «Какой я?». Урок № 7-8 Тема: «Какой я?»

   Ценность Внутренний покой

   Качества: исключение жадности, лени, проявление терпения, понимания себя и окружающих

   Цель: углубление представлений учащихся о ценности внутренний покой через познание самого себя.

   Задачи:

   1. Раскрытие значимости для человека ценности внутреннего покоя.

   2. Развитие стремления и желания жить во внутреннем покое через исключение жадности, лени.

   3. Воспитание стремления проявлять терпение, понимания себя и окружающих.

   Ход урока:

   1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете. Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивать. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

   2. Проверка домашнего задания.

   Опережающее задание, страница 26. Чтение и осмысление стихотворения «Почему я не такой?».

   Вопросы:

   • Представьте все вокруг стали похожи друг на друга. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему?

   • Чем отличается один человек от другого?

   • Вот, какие мы разные. Но очень многое нас объединяет. Подумайте, что объединяет?

   • Вы учитесь в одном классе. Значит, вы … (одноклассники)

   Мы живем в одном городе. Значит мы … (земляки)

   Мы живем в одной стране. Значит мы … (соотечественники)

   • У нас одна Родина, т.е.получается нас объединяет больше, чем разделяет. Как же мы должны жить? (ответы детей)

   • Вы назвали качества, которые ведут к познанию себя, как Человека.

   • Если человек будет следовать этим качествам, что он обретет? (счастье, радость)

   • А это приведет его к гармонии, значит, он обретет внутренний покой.

   3. Позитивное высказывание (цитата).

   Цитата урока: Спокойный ум – ключ к счастью (Далай – Лама XIV).

   • Как вы понимаете смысл данного высказывания? (повторить цитату хором).

   4. Рассказывание истории (беседа).

   Притча Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек».

   Атымтай Щедрый, будучи сам очень богатым человеком, ежедневно, одни раз в день, одевал на себя ветхую одежду, возил сено, рубил дрова. Однажды близкие знакомые спросили его:

   - Щедрый, бог дал вам богатства, вы даете людям деньги, пищу, голым – одежду, бездомным – кров и, несмотря на это, как последний бедняк, рубите дрова, возите сено, подвергая себя лишениям… Одним словом, работаете. Какая тому причина?

   Щедрый ответил:

   - Тому имеется четыре причины: во-первых, если я всегда буду ездить на красивом коне, одеваться в дорогие одежды, и привыкну к различным жизненным благам, то могу много возомнить о себе и с такой мыслью, боюсь стану чуждаться стоящих ниже меня несчастных людей, перестану обращать внимания на нужды бедных и забуду оказывать им помощь.

   Во- вторых, если я, имея достаток, буду трудиться, значит, я убежден, что в этом нет ничего унизительного. И это останется, я думаю, примером для будущих поколений.

   В-третьих, если я ежедневно, хотя бы незначительным трудом, заработаю одну-две копейки и на них куплю хлеба и поем, то это больше принесет мне пользы, так как трудом заработанная еда гораздо вкуснее и питательнее.

   В-четвертых, если я посчитаю богом данное мне богатство лишь мне принадлежащим и не буду тратить его, куда следует, а большую часть буду проедать и расходовать на себя, то боюсь оказаться грешным перед Всевышним, который дал мне богатство.

   Беседа по притче:

   - Что вы узнали об Атымтае?

   - Как народ называл Атымтая и почему?

   - Причины, двигавшие Атымтая Щедрого совершать благие дела?

   - Какие качества присущи Атымтаю?

   - Для чего все это было необходимо Атымтаю Щедрому?

   - Испытывал ли он чувство удовлетворения, радость от того, что делал? Как вы это поняли?

   - Понимал ли он нужды окружающих людей? Как вы это увидели?

   - Если человек понимает нужды окружающих, все делает с радостью, значит … (он живет в мире и согласии с самим собой)

   Жить в мире и согласии с самим собой - это значит обрести внутренний покой.

   Примером личности, достигшей внутреннего покоя, служит Махатма Ганди. (показ видеоролика)

   - Что вы узнали о Махатме Ганди?

   - Кем был Махатма Ганди?

   - Какие его качества показывают, что он жил в покое?

   5. Творческая деятельность, групповая работа. Звучит спокойная музыка

Детям раздается по листу бумаги. Учитель просит обвести свою ладошку и вырезать.

   - 5 пальцев – если мы соберем кулачек, обозначают единство. Это наш внутренний покой. 5 пальцев – это качества, ведущие к покою.

   - Напишите на каждом пальце 5 качеств, через которые человек достигает внутреннего покоя.

   • Подпишите с обратной стороны и сдайте.

   6. Групповое пение.

   Неприятность эту мы переживем

   (Б.Савельев – А.Хайт)

Я иду и пою обо всём хорошем

И улыбку свою я дарю прохожим.

Если в сердце чужом не найду ответа,

Неприятность эту мы переживём,

Между прочим, это мы переживём!

В небесах высоко ярко солнце светит,

До чего ж хорошо жить на белом свете!

Если вдруг грянет гром в середине лета,

Неприятность эту мы переживём,

Между прочим, это мы переживём.

Мелкий дождь бьёт в окно, хмурится природа,

Но известно давно: нет плохой погоды.

Всё желтеет кругом, и уходит лето,

Неприятность эту мы переживём,

Между прочим, это мы переживём!

   7. Домашнее задание.

   Стр. 31-32 прочитать притчу «У родника» и составить по ней вопросы

   8. Заключительная минута тишины. Звучит спокойная музыка

   • Закройте глаза. Вспомните урок, что вам понравилось, особенно запомнилось. Сохраните это в своем сердце. Откройте глаза, спасибо вам за работу.

   • Урок окончен.

   Итак, как м видим из конспекта урока, что данный урок был направлен на углубление представлений учащихся о ценности внутреннего покоя, на формирование представления о внутреннем покое через познание самого себя.

   Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» является инновацией отечественного образования. Целью программы нравственно - духовного образования является повышение роли и значимости нравственно - духовных основ национальной системы образования. Внедрение инновационных идей в образовательный процесс означает введение нового в цели, содержание, в формы организации обучения и воспитания, в виды совместной деятельности учителя и учащихся.

Литература:
  • Программы "Самопознание" для средней общеобразовательной школы.-Институт МОН РК «Гармоничное развитие человека», Алматы, ННПООЦ «Бөбек», утверждены приказом Министра образования и науки РК №115 от 03.04.2013 г.
  • Бахтина О. Б. Самопознание как основа нравственно-духовного воспитания в национальной системе образования Республики Казахстан [Текст] / О. Б. Бахтина // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.
Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама