Ташенова Д.К. Представление учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке «самопознание» в 4 класе
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
(Створена сторінка: Ташенова Д.К.- учитель Гимназии №35г.Алматы, Казасхтан '''ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О ЦЕННОС...) |
|||
(3 проміжні версії 2 користувачів не показані) | |||
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
− | Ташенова | + | '''Ташенова Динара Каскеновна'''- учитель Гимназии №35, г.Алматы, Казасхтан. |
− | '''ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О ЦЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ НА УРОКЕ «САМОПОЗНАНИЕ» В 4 КЛАСЕ''' | + | <center>'''ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О ЦЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ НА УРОКЕ «САМОПОЗНАНИЕ» В 4 КЛАСЕ'''</center> |
− | ''' | + | |
− | + | '''Анотація.''' У статті розглдаються питання формування уявлень учнів про цінність внутрішнього спокою через пізнання самого себе на уроці "самопізнання" у 4 класі. | |
+ | |||
+ | '''Ключові слова.''' Самопізнання, моральний розвиток, моральне виховання, морально-духовні цінності. | ||
+ | |||
+ | '''Аннотация.''' В статье рассматриваются вопросы формирования представлений учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке "самопознание" в 4 классе. | ||
+ | |||
+ | '''Ключевые слова.''' Самопознание, нравственное развитие, национальное воспитание, нравственно-духовные ценности. | ||
+ | |||
+ | '''Abstract.''' The article deals with questions of forming of imaginations of pupils about value of inside peace with knowing of themselves at lesson "self-knowing" at 4 form. | ||
+ | |||
+ | '''Key words.''' Self-knowing, moral development, moral educating, moral and spiritual values. | ||
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы Назарбаева. Проект Сары Назарбаевой впервые внедрили в школах в 2001 году. Сара Назарбаева формулирует идею курса, как «возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей». При этом речь не идет ни о какой конкретной религии [1]. | Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы Назарбаева. Проект Сары Назарбаевой впервые внедрили в школах в 2001 году. Сара Назарбаева формулирует идею курса, как «возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей». При этом речь не идет ни о какой конкретной религии [1]. | ||
+ | |||
Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Духовное воспитание может брать свои силы в каждом явлении мира. Значит, любой учебный предмет может стать средством формирования нравственности, доброго характера детей. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом из уроков. Изучение предмета «Самопознание» осуществляется по учебным программам для средней школы [2]. | Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Духовное воспитание может брать свои силы в каждом явлении мира. Значит, любой учебный предмет может стать средством формирования нравственности, доброго характера детей. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом из уроков. Изучение предмета «Самопознание» осуществляется по учебным программам для средней школы [2]. | ||
+ | |||
Образовательный процесс по самопознанию осуществляется педагогическими кадрами, прошедшими курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание». Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия по системе «зачет/незачет», во внимание берется портфолио учащегося. | Образовательный процесс по самопознанию осуществляется педагогическими кадрами, прошедшими курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание». Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия по системе «зачет/незачет», во внимание берется портфолио учащегося. | ||
В данной статье мы предлагаем вашему вниманию авторскую разработку урока на тему «Какой я?». | В данной статье мы предлагаем вашему вниманию авторскую разработку урока на тему «Какой я?». | ||
+ | |||
Урок № 7-8 Тема: «Какой я?» | Урок № 7-8 Тема: «Какой я?» | ||
− | Ценность Внутренний покой | + | |
− | Качества: исключение жадности, лени, проявление терпения, | + | '''Ценность Внутренний покой''' |
+ | |||
+ | Качества: исключение жадности, лени, проявление терпения, понимания себя и окружающих | ||
+ | |||
Цель: углубление представлений учащихся о ценности внутренний покой через познание самого себя. | Цель: углубление представлений учащихся о ценности внутренний покой через познание самого себя. | ||
Задачи: | Задачи: | ||
− | 1. Раскрытие значимости для человека ценности внутреннего покоя. | + | |
− | 2. Развитие стремления и желания жить во внутреннем покое через исключение жадности, лени. | + | 1. Раскрытие значимости для человека ценности внутреннего покоя. |
− | 3. Воспитание стремления проявлять терпение, понимания себя и окружающих. | + | |
− | Ход урока: | + | 2. Развитие стремления и желания жить во внутреннем покое через исключение жадности, лени. |
− | 1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете. | + | |
+ | 3. Воспитание стремления проявлять терпение, понимания себя и окружающих. | ||
+ | '''Ход урока:''' | ||
+ | |||
+ | 1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете. | ||
+ | |||
Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивать. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. | Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивать. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. | ||
− | 2. Проверка домашнего задания. | + | |
+ | 2. Проверка домашнего задания. | ||
+ | |||
Опережающее задание, страница 26. Чтение и осмысление стихотворения «Почему я не такой?». | Опережающее задание, страница 26. Чтение и осмысление стихотворения «Почему я не такой?». | ||
+ | |||
Вопросы: | Вопросы: | ||
− | • Представьте все вокруг стали похожи друг на друга. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему? | + | |
− | • Чем отличается один человек от другого? | + | • Представьте все вокруг стали похожи друг на друга. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему? |
− | • Вот, какие мы разные. Но очень многое нас объединяет. Подумайте, что объединяет? | + | |
− | • Вы учитесь в одном классе. Значит, вы … (одноклассники) | + | • Чем отличается один человек от другого? |
+ | |||
+ | • Вот, какие мы разные. Но очень многое нас объединяет. Подумайте, что объединяет? | ||
+ | |||
+ | • Вы учитесь в одном классе. Значит, вы … (одноклассники) | ||
+ | |||
Мы живем в одном городе. Значит мы … (земляки) | Мы живем в одном городе. Значит мы … (земляки) | ||
Мы живем в одной стране. Значит мы … (соотечественники) | Мы живем в одной стране. Значит мы … (соотечественники) | ||
− | • У нас одна Родина, т.е.получается нас объединяет больше, чем разделяет. Как же мы должны жить? (ответы детей) | + | |
− | • Вы назвали качества, которые ведут к познанию себя, как Человека. | + | • У нас одна Родина, т.е.получается нас объединяет больше, чем разделяет. Как же мы должны жить? (ответы детей) |
− | + | ||
− | • А это приведет его к гармонии, значит, он обретет внутренний покой. | + | • Вы назвали качества, которые ведут к познанию себя, как Человека. |
− | 3. Позитивное высказывание (цитата). | + | |
+ | •• Если человек будет следовать этим качествам, что он обретет? (счастье, радость) | ||
+ | |||
+ | • А это приведет его к гармонии, значит, он обретет внутренний покой. | ||
+ | |||
+ | 3. Позитивное высказывание (цитата). | ||
+ | |||
Цитата урока: Спокойный ум – ключ к счастью (Далай – Лама XIV). | Цитата урока: Спокойный ум – ключ к счастью (Далай – Лама XIV). | ||
− | • Как вы понимаете смысл данного высказывания? | + | |
+ | • Как вы понимаете смысл данного высказывания? | ||
(повторить цитату хором). | (повторить цитату хором). | ||
− | 4. Рассказывание истории (беседа). | + | |
− | Притча Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек». | + | 4. Рассказывание истории (беседа). |
+ | '''Притча Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек».''' | ||
Атымтай Щедрый, будучи сам очень богатым человеком, ежедневно, одни раз в день, одевал на себя ветхую одежду, возил сено, рубил дрова. Однажды близкие знакомые спросили его: | Атымтай Щедрый, будучи сам очень богатым человеком, ежедневно, одни раз в день, одевал на себя ветхую одежду, возил сено, рубил дрова. Однажды близкие знакомые спросили его: | ||
- Щедрый, бог дал вам богатства, вы даете людям деньги, пищу, голым – одежду, бездомным – кров и, несмотря на это, как последний бедняк, рубите дрова, возите сено, подвергая себя лишениям… Одним словом, работаете. Какая тому причина? | - Щедрый, бог дал вам богатства, вы даете людям деньги, пищу, голым – одежду, бездомным – кров и, несмотря на это, как последний бедняк, рубите дрова, возите сено, подвергая себя лишениям… Одним словом, работаете. Какая тому причина? | ||
Рядок 47: | Рядок 84: | ||
В-третьих, если я ежедневно, хотя бы незначительным трудом, заработаю одну-две копейки и на них куплю хлеба и поем, то это больше принесет мне пользы, так как трудом заработанная еда гораздо вкуснее и питательнее. | В-третьих, если я ежедневно, хотя бы незначительным трудом, заработаю одну-две копейки и на них куплю хлеба и поем, то это больше принесет мне пользы, так как трудом заработанная еда гораздо вкуснее и питательнее. | ||
В-четвертых, если я посчитаю богом данное мне богатство лишь мне принадлежащим и не буду тратить его, куда следует, а большую часть буду проедать и расходовать на себя, то боюсь оказаться грешным перед Всевышним, который дал мне богатство. | В-четвертых, если я посчитаю богом данное мне богатство лишь мне принадлежащим и не буду тратить его, куда следует, а большую часть буду проедать и расходовать на себя, то боюсь оказаться грешным перед Всевышним, который дал мне богатство. | ||
+ | |||
Беседа по притче: | Беседа по притче: | ||
− | + | ||
− | + | - Что вы узнали об Атымтае? | |
− | + | ||
− | + | - Как народ называл Атымтая и почему? | |
− | + | ||
− | + | - Причины, двигавшие Атымтая Щедрого совершать благие дела? | |
− | + | ||
− | + | - Какие качества присущи Атымтаю? | |
+ | |||
+ | - Для чего все это было необходимо Атымтаю Щедрому? | ||
+ | |||
+ | - Испытывал ли он чувство удовлетворения, радость от того, что делал? Как вы это поняли? | ||
+ | |||
+ | - Понимал ли он нужды окружающих людей? Как вы это увидели? | ||
+ | |||
+ | - Если человек понимает нужды окружающих, все делает с радостью, значит … (он живет в мире и согласии с самим собой) | ||
Жить в мире и согласии с самим собой - это значит обрести внутренний покой. | Жить в мире и согласии с самим собой - это значит обрести внутренний покой. | ||
+ | |||
Примером личности, достигшей внутреннего покоя, служит Махатма Ганди. | Примером личности, достигшей внутреннего покоя, служит Махатма Ганди. | ||
− | + | (показ видеоролика) | |
− | + | ||
− | + | - Что вы узнали о Махатме Ганди? | |
− | + | ||
− | 5. Творческая деятельность, групповая работа. Звучит спокойная музыка | + | - Кем был Махатма Ганди? |
+ | |||
+ | - Какие его качества показывают, что он жил в покое? | ||
+ | |||
+ | 5. Творческая деятельность, групповая работа. Звучит спокойная музыка | ||
+ | |||
Детям раздается по листу бумаги. Учитель просит обвести свою ладошку и вырезать. | Детям раздается по листу бумаги. Учитель просит обвести свою ладошку и вырезать. | ||
− | + | ||
− | + | - 5 пальцев – если мы соберем кулачек, обозначают единство. Это наш внутренний покой. 5 пальцев – это качества, ведущие к покою. | |
− | • Подпишите с обратной стороны и сдайте. | + | |
− | 6. Групповое пение. | + | - Напишите на каждом пальце 5 качеств, через которые человек достигает внутреннего покоя. |
+ | |||
+ | • Подпишите с обратной стороны и сдайте. | ||
+ | |||
+ | 6. Групповое пение. | ||
Неприятность эту мы переживем | Неприятность эту мы переживем | ||
+ | |||
(Б.Савельев – А.Хайт) | (Б.Савельев – А.Хайт) | ||
+ | |||
Я иду и пою обо всём хорошем | Я иду и пою обо всём хорошем | ||
+ | |||
И улыбку свою я дарю прохожим. | И улыбку свою я дарю прохожим. | ||
+ | |||
Если в сердце чужом не найду ответа, | Если в сердце чужом не найду ответа, | ||
+ | |||
Неприятность эту мы переживём, | Неприятность эту мы переживём, | ||
+ | |||
Между прочим, это мы переживём! | Между прочим, это мы переживём! | ||
В небесах высоко ярко солнце светит, | В небесах высоко ярко солнце светит, | ||
+ | |||
До чего ж хорошо жить на белом свете! | До чего ж хорошо жить на белом свете! | ||
+ | |||
Если вдруг грянет гром в середине лета, | Если вдруг грянет гром в середине лета, | ||
+ | |||
Неприятность эту мы переживём, | Неприятность эту мы переживём, | ||
− | + | ||
+ | Между прочим, это мы переживём. | ||
Мелкий дождь бьёт в окно, хмурится природа, | Мелкий дождь бьёт в окно, хмурится природа, | ||
+ | |||
Но известно давно: нет плохой погоды. | Но известно давно: нет плохой погоды. | ||
+ | |||
Всё желтеет кругом, и уходит лето, | Всё желтеет кругом, и уходит лето, | ||
+ | |||
Неприятность эту мы переживём, | Неприятность эту мы переживём, | ||
+ | |||
Между прочим, это мы переживём! | Между прочим, это мы переживём! | ||
− | 7. Домашнее задание. | + | 7. Домашнее задание. |
Стр. 31-32 прочитать притчу «У родника» и составить по ней вопросы | Стр. 31-32 прочитать притчу «У родника» и составить по ней вопросы | ||
− | 8. Заключительная минута тишины. Звучит спокойная музыка | + | 8. Заключительная минута тишины. Звучит спокойная музыка |
− | • Закройте глаза. Вспомните урок, что вам понравилось, особенно запомнилось. Сохраните это в своем сердце. Откройте глаза, спасибо вам за работу. | + | • Закройте глаза. Вспомните урок, что вам понравилось, особенно запомнилось. Сохраните это в своем сердце. Откройте глаза, спасибо вам за работу. |
− | • Урок окончен. | + | • Урок окончен. |
Итак, как м видим из конспекта урока, что данный урок был направлен на углубление представлений учащихся о ценности внутреннего покоя, на формирование представления о внутреннем покое через познание самого себя. | Итак, как м видим из конспекта урока, что данный урок был направлен на углубление представлений учащихся о ценности внутреннего покоя, на формирование представления о внутреннем покое через познание самого себя. | ||
Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» является инновацией отечественного образования. Целью программы нравственно - духовного образования является повышение роли и значимости нравственно - духовных основ национальной системы образования. Внедрение инновационных идей в образовательный процесс означает введение нового в цели, содержание, в формы организации обучения и воспитания, в виды совместной деятельности учителя и учащихся. | Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» является инновацией отечественного образования. Целью программы нравственно - духовного образования является повышение роли и значимости нравственно - духовных основ национальной системы образования. Внедрение инновационных идей в образовательный процесс означает введение нового в цели, содержание, в формы организации обучения и воспитания, в виды совместной деятельности учителя и учащихся. | ||
− | '''Литература:''' | + | <center>'''Литература:'''</center> |
+ | |||
+ | * Программы "Самопознание" для средней общеобразовательной школы.-Институт МОН РК «Гармоничное развитие человека», Алматы, ННПООЦ «Бөбек», утверждены приказом Министра образования и науки РК №115 от 03.04.2013 г. | ||
+ | * Бахтина О. Б. Самопознание как основа нравственно-духовного воспитания в национальной системе образования Республики Казахстан [Текст] / О. Б. Бахтина // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категорія:Наукові праці]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Міжнародна науково-практична конференція "Розвиток особистості у сучасному суспільстві..."]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Статті з педагогіки]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Статті з психології]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Статті російською мовою]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Для аспірантів]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Для магістрантів]] | ||
+ | |||
+ | [[Категорія:Для науковців]] | ||
− | + | [[Категорія:Для студентів]] | |
− | + |
Поточна версія на 11:18, 7 серпня 2015
Ташенова Динара Каскеновна- учитель Гимназии №35, г.Алматы, Казасхтан.
Анотація. У статті розглдаються питання формування уявлень учнів про цінність внутрішнього спокою через пізнання самого себе на уроці "самопізнання" у 4 класі.
Ключові слова. Самопізнання, моральний розвиток, моральне виховання, морально-духовні цінності.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования представлений учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке "самопознание" в 4 классе.
Ключевые слова. Самопознание, нравственное развитие, национальное воспитание, нравственно-духовные ценности.
Abstract. The article deals with questions of forming of imaginations of pupils about value of inside peace with knowing of themselves at lesson "self-knowing" at 4 form.
Key words. Self-knowing, moral development, moral educating, moral and spiritual values.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы Назарбаева. Проект Сары Назарбаевой впервые внедрили в школах в 2001 году. Сара Назарбаева формулирует идею курса, как «возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей». При этом речь не идет ни о какой конкретной религии [1].
Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Духовное воспитание может брать свои силы в каждом явлении мира. Значит, любой учебный предмет может стать средством формирования нравственности, доброго характера детей. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом из уроков. Изучение предмета «Самопознание» осуществляется по учебным программам для средней школы [2].
Образовательный процесс по самопознанию осуществляется педагогическими кадрами, прошедшими курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание». Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия по системе «зачет/незачет», во внимание берется портфолио учащегося. В данной статье мы предлагаем вашему вниманию авторскую разработку урока на тему «Какой я?».
Урок № 7-8 Тема: «Какой я?»
Ценность Внутренний покой
Качества: исключение жадности, лени, проявление терпения, понимания себя и окружающих
Цель: углубление представлений учащихся о ценности внутренний покой через познание самого себя. Задачи:
1. Раскрытие значимости для человека ценности внутреннего покоя.
2. Развитие стремления и желания жить во внутреннем покое через исключение жадности, лени.
3. Воспитание стремления проявлять терпение, понимания себя и окружающих. Ход урока:
1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете.
Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивать. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
2. Проверка домашнего задания.
Опережающее задание, страница 26. Чтение и осмысление стихотворения «Почему я не такой?».
Вопросы:
• Представьте все вокруг стали похожи друг на друга. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему?
• Чем отличается один человек от другого?
• Вот, какие мы разные. Но очень многое нас объединяет. Подумайте, что объединяет?
• Вы учитесь в одном классе. Значит, вы … (одноклассники)
Мы живем в одном городе. Значит мы … (земляки) Мы живем в одной стране. Значит мы … (соотечественники)
• У нас одна Родина, т.е.получается нас объединяет больше, чем разделяет. Как же мы должны жить? (ответы детей)
• Вы назвали качества, которые ведут к познанию себя, как Человека.
•• Если человек будет следовать этим качествам, что он обретет? (счастье, радость)
• А это приведет его к гармонии, значит, он обретет внутренний покой.
3. Позитивное высказывание (цитата).
Цитата урока: Спокойный ум – ключ к счастью (Далай – Лама XIV).
• Как вы понимаете смысл данного высказывания? (повторить цитату хором).
4. Рассказывание истории (беседа). Притча Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек». Атымтай Щедрый, будучи сам очень богатым человеком, ежедневно, одни раз в день, одевал на себя ветхую одежду, возил сено, рубил дрова. Однажды близкие знакомые спросили его: - Щедрый, бог дал вам богатства, вы даете людям деньги, пищу, голым – одежду, бездомным – кров и, несмотря на это, как последний бедняк, рубите дрова, возите сено, подвергая себя лишениям… Одним словом, работаете. Какая тому причина? Щедрый ответил: - Тому имеется четыре причины: во-первых, если я всегда буду ездить на красивом коне, одеваться в дорогие одежды, и привыкну к различным жизненным благам, то могу много возомнить о себе и с такой мыслью, боюсь стану чуждаться стоящих ниже меня несчастных людей, перестану обращать внимания на нужды бедных и забуду оказывать им помощь. Во- вторых, если я, имея достаток, буду трудиться, значит, я убежден, что в этом нет ничего унизительного. И это останется, я думаю, примером для будущих поколений. В-третьих, если я ежедневно, хотя бы незначительным трудом, заработаю одну-две копейки и на них куплю хлеба и поем, то это больше принесет мне пользы, так как трудом заработанная еда гораздо вкуснее и питательнее. В-четвертых, если я посчитаю богом данное мне богатство лишь мне принадлежащим и не буду тратить его, куда следует, а большую часть буду проедать и расходовать на себя, то боюсь оказаться грешным перед Всевышним, который дал мне богатство.
Беседа по притче:
- Что вы узнали об Атымтае?
- Как народ называл Атымтая и почему?
- Причины, двигавшие Атымтая Щедрого совершать благие дела?
- Какие качества присущи Атымтаю?
- Для чего все это было необходимо Атымтаю Щедрому?
- Испытывал ли он чувство удовлетворения, радость от того, что делал? Как вы это поняли?
- Понимал ли он нужды окружающих людей? Как вы это увидели?
- Если человек понимает нужды окружающих, все делает с радостью, значит … (он живет в мире и согласии с самим собой)
Жить в мире и согласии с самим собой - это значит обрести внутренний покой.
Примером личности, достигшей внутреннего покоя, служит Махатма Ганди. (показ видеоролика)
- Что вы узнали о Махатме Ганди?
- Кем был Махатма Ганди?
- Какие его качества показывают, что он жил в покое?
5. Творческая деятельность, групповая работа. Звучит спокойная музыка
Детям раздается по листу бумаги. Учитель просит обвести свою ладошку и вырезать.
- 5 пальцев – если мы соберем кулачек, обозначают единство. Это наш внутренний покой. 5 пальцев – это качества, ведущие к покою.
- Напишите на каждом пальце 5 качеств, через которые человек достигает внутреннего покоя.
• Подпишите с обратной стороны и сдайте.
6. Групповое пение.
Неприятность эту мы переживем
(Б.Савельев – А.Хайт)
Я иду и пою обо всём хорошем
И улыбку свою я дарю прохожим.
Если в сердце чужом не найду ответа,
Неприятность эту мы переживём,
Между прочим, это мы переживём!
В небесах высоко ярко солнце светит,
До чего ж хорошо жить на белом свете!
Если вдруг грянет гром в середине лета,
Неприятность эту мы переживём,
Между прочим, это мы переживём.
Мелкий дождь бьёт в окно, хмурится природа,
Но известно давно: нет плохой погоды.
Всё желтеет кругом, и уходит лето,
Неприятность эту мы переживём,
Между прочим, это мы переживём!
7. Домашнее задание. Стр. 31-32 прочитать притчу «У родника» и составить по ней вопросы 8. Заключительная минута тишины. Звучит спокойная музыка • Закройте глаза. Вспомните урок, что вам понравилось, особенно запомнилось. Сохраните это в своем сердце. Откройте глаза, спасибо вам за работу. • Урок окончен. Итак, как м видим из конспекта урока, что данный урок был направлен на углубление представлений учащихся о ценности внутреннего покоя, на формирование представления о внутреннем покое через познание самого себя. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» является инновацией отечественного образования. Целью программы нравственно - духовного образования является повышение роли и значимости нравственно - духовных основ национальной системы образования. Внедрение инновационных идей в образовательный процесс означает введение нового в цели, содержание, в формы организации обучения и воспитания, в виды совместной деятельности учителя и учащихся.
- Программы "Самопознание" для средней общеобразовательной школы.-Институт МОН РК «Гармоничное развитие человека», Алматы, ННПООЦ «Бөбек», утверждены приказом Министра образования и науки РК №115 от 03.04.2013 г.
- Бахтина О. Б. Самопознание как основа нравственно-духовного воспитания в национальной системе образования Республики Казахстан [Текст] / О. Б. Бахтина // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.