Ташенова Д.К. Представление учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке «самопознание» в 4 класе

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
(Створена сторінка: Ташенова Д.К.- учитель Гимназии №35г.Алматы, Казасхтан '''ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О ЦЕННОС...)
 
Рядок 1: Рядок 1:
Ташенова Д.К.- учитель Гимназии №35г.Алматы, Казасхтан
+
'''Ташенова Д.К.'''- учитель Гимназии №35, г.Алматы, Казасхтан.
  
  
 
'''ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О ЦЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ НА УРОКЕ «САМОПОЗНАНИЕ» В 4 КЛАСЕ'''
 
'''ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О ЦЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ НА УРОКЕ «САМОПОЗНАНИЕ» В 4 КЛАСЕ'''
'''
+
 
Ключевые слова:''' самопознание, нравственное развитие, национальное воспитание, нравственно-духовные ценности
+
'''Анотація.''' У статті розглдаються питання формування уявлень учнів про цінність внутрішнього спокою через пізнання самого себе на уроці "самопізнання" у 4 класі.
 +
 
 +
'''Ключові слова.''' Самопізнання, моральний розвиток, моральне виховання, морально-духовні цінності.
 +
 
 +
'''Аннотация.''' В статье рассматриваются вопросы формирования представлений учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке "самопознание" в 4 классе.
 +
 
 +
'''Ключевые слова.''' Самопознание, нравственное развитие, национальное воспитание, нравственно-духовные ценности.
 +
 
 +
Abstract. The article deals with questions of forming of imaginations of pupils about value of inside peace with knowing of themselves at lesson "self-knowing" at 4 form.
 +
 
 +
Key words. Self-knowing, moral development, moral educating, moral and spiritual values.
  
 
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы Назарбаева. Проект Сары Назарбаевой впервые внедрили в школах в 2001 году. Сара Назарбаева формулирует идею курса, как «возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей». При этом речь не идет ни о какой конкретной религии [1].  
 
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы Назарбаева. Проект Сары Назарбаевой впервые внедрили в школах в 2001 году. Сара Назарбаева формулирует идею курса, как «возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей». При этом речь не идет ни о какой конкретной религии [1].  

Версія за 10:54, 4 травня 2015

Ташенова Д.К.- учитель Гимназии №35, г.Алматы, Казасхтан.


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О ЦЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ НА УРОКЕ «САМОПОЗНАНИЕ» В 4 КЛАСЕ

Анотація. У статті розглдаються питання формування уявлень учнів про цінність внутрішнього спокою через пізнання самого себе на уроці "самопізнання" у 4 класі.

Ключові слова. Самопізнання, моральний розвиток, моральне виховання, морально-духовні цінності.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования представлений учащихся о ценности внутреннего покоя через познание самого себя на уроке "самопознание" в 4 классе.

Ключевые слова. Самопознание, нравственное развитие, национальное воспитание, нравственно-духовные ценности.

Abstract. The article deals with questions of forming of imaginations of pupils about value of inside peace with knowing of themselves at lesson "self-knowing" at 4 form.

Key words. Self-knowing, moral development, moral educating, moral and spiritual values.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы Назарбаева. Проект Сары Назарбаевой впервые внедрили в школах в 2001 году. Сара Назарбаева формулирует идею курса, как «возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей». При этом речь не идет ни о какой конкретной религии [1]. Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Духовное воспитание может брать свои силы в каждом явлении мира. Значит, любой учебный предмет может стать средством формирования нравственности, доброго характера детей. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом из уроков. Изучение предмета «Самопознание» осуществляется по учебным программам для средней школы [2]. Образовательный процесс по самопознанию осуществляется педагогическими кадрами, прошедшими курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание». Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия по системе «зачет/незачет», во внимание берется портфолио учащегося. В данной статье мы предлагаем вашему вниманию авторскую разработку урока на тему «Какой я?». Урок № 7-8 Тема: «Какой я?» Ценность Внутренний покой Качества: исключение жадности, лени, проявление терпения, понимания себя и окружающих Цель: углубление представлений учащихся о ценности внутренний покой через познание самого себя. Задачи: 1. Раскрытие значимости для человека ценности внутреннего покоя. 2. Развитие стремления и желания жить во внутреннем покое через исключение жадности, лени. 3. Воспитание стремления проявлять терпение, понимания себя и окружающих. Ход урока: 1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свете. Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивать. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. 2. Проверка домашнего задания. Опережающее задание, страница 26. Чтение и осмысление стихотворения «Почему я не такой?». Вопросы: • Представьте все вокруг стали похожи друг на друга. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему? • Чем отличается один человек от другого? • Вот, какие мы разные. Но очень многое нас объединяет. Подумайте, что объединяет? • Вы учитесь в одном классе. Значит, вы … (одноклассники) Мы живем в одном городе. Значит мы … (земляки) Мы живем в одной стране. Значит мы … (соотечественники) • У нас одна Родина, т.е.получается нас объединяет больше, чем разделяет. Как же мы должны жить? (ответы детей) • Вы назвали качества, которые ведут к познанию себя, как Человека. • Если человек будет следовать этим качествам, что он обретет? (счастье, радость) • А это приведет его к гармонии, значит, он обретет внутренний покой. 3. Позитивное высказывание (цитата). Цитата урока: Спокойный ум – ключ к счастью (Далай – Лама XIV). • Как вы понимаете смысл данного высказывания? (повторить цитату хором). 4. Рассказывание истории (беседа). Притча Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек». Атымтай Щедрый, будучи сам очень богатым человеком, ежедневно, одни раз в день, одевал на себя ветхую одежду, возил сено, рубил дрова. Однажды близкие знакомые спросили его: - Щедрый, бог дал вам богатства, вы даете людям деньги, пищу, голым – одежду, бездомным – кров и, несмотря на это, как последний бедняк, рубите дрова, возите сено, подвергая себя лишениям… Одним словом, работаете. Какая тому причина? Щедрый ответил: - Тому имеется четыре причины: во-первых, если я всегда буду ездить на красивом коне, одеваться в дорогие одежды, и привыкну к различным жизненным благам, то могу много возомнить о себе и с такой мыслью, боюсь стану чуждаться стоящих ниже меня несчастных людей, перестану обращать внимания на нужды бедных и забуду оказывать им помощь. Во- вторых, если я, имея достаток, буду трудиться, значит, я убежден, что в этом нет ничего унизительного. И это останется, я думаю, примером для будущих поколений. В-третьих, если я ежедневно, хотя бы незначительным трудом, заработаю одну-две копейки и на них куплю хлеба и поем, то это больше принесет мне пользы, так как трудом заработанная еда гораздо вкуснее и питательнее. В-четвертых, если я посчитаю богом данное мне богатство лишь мне принадлежащим и не буду тратить его, куда следует, а большую часть буду проедать и расходовать на себя, то боюсь оказаться грешным перед Всевышним, который дал мне богатство. Беседа по притче: • Что вы узнали об Атымтае? • Как народ называл Атымтая и почему? • Причины, двигавшие Атымтая Щедрого совершать благие дела? • Какие качества присущи Атымтаю? • Для чего все это было необходимо Атымтаю Щедрому? • Испытывал ли он чувство удовлетворения, радость от того, что делал? Как вы это поняли? • Понимал ли он нужды окружающих людей? Как вы это увидели? • Если человек понимает нужды окружающих, все делает с радостью, значит … (он живет в мире и согласии с самим собой)

Жить в мире и согласии с самим собой - это значит обрести внутренний покой. Примером личности, достигшей внутреннего покоя, служит Махатма Ганди.

(показ видеоролика) 

• Что вы узнали о Махатме Ганди? • Кем был Махатма Ганди? • Какие его качества показывают, что он жил в покое? 5. Творческая деятельность, групповая работа. Звучит спокойная музыка Детям раздается по листу бумаги. Учитель просит обвести свою ладошку и вырезать. • 5 пальцев – если мы соберем кулачек, обозначают единство. Это наш внутренний покой. 5 пальцев – это качества, ведущие к покою. • Напишите на каждом пальце 5 качеств, через которые человек достигает внутреннего покоя. • Подпишите с обратной стороны и сдайте. 6. Групповое пение.

Неприятность эту мы переживем (Б.Савельев – А.Хайт) Я иду и пою обо всём хорошем И улыбку свою я дарю прохожим. Если в сердце чужом не найду ответа, Неприятность эту мы переживём, Между прочим, это мы переживём!

В небесах высоко ярко солнце светит, До чего ж хорошо жить на белом свете! Если вдруг грянет гром в середине лета, Неприятность эту мы переживём,

Между прочим, это мы переживём.

Мелкий дождь бьёт в окно, хмурится природа, Но известно давно: нет плохой погоды. Всё желтеет кругом, и уходит лето, Неприятность эту мы переживём, Между прочим, это мы переживём!

7. Домашнее задание. Стр. 31-32 прочитать притчу «У родника» и составить по ней вопросы 8. Заключительная минута тишины. Звучит спокойная музыка • Закройте глаза. Вспомните урок, что вам понравилось, особенно запомнилось. Сохраните это в своем сердце. Откройте глаза, спасибо вам за работу. • Урок окончен. Итак, как м видим из конспекта урока, что данный урок был направлен на углубление представлений учащихся о ценности внутреннего покоя, на формирование представления о внутреннем покое через познание самого себя. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» является инновацией отечественного образования. Целью программы нравственно - духовного образования является повышение роли и значимости нравственно - духовных основ национальной системы образования. Внедрение инновационных идей в образовательный процесс означает введение нового в цели, содержание, в формы организации обучения и воспитания, в виды совместной деятельности учителя и учащихся.

Литература:

1. Программы "Самопознание" для средней общеобразовательной школы.-Институт МОН РК «Гармоничное развитие человека», Алматы, ННПООЦ «Бөбек», утверждены приказом Министра образования и науки РК №115 от 03.04.2013 г. 2. Бахтина О. Б. Самопознание как основа нравственно-духовного воспитания в национальной системе образования Республики Казахстан [Текст] / О. Б. Бахтина // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.

Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама