Турекулова Д.Т. Некоторые аспекты развития профессионального образования в республики Казахстан

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
(Створена сторінка: В контексте глобальной тенденции наступления века конкуренции конструктивных идей, выс...)
 
 
(2 проміжні версії 2 користувачів не показані)
Рядок 1: Рядок 1:
В контексте глобальной тенденции наступления века конкуренции конструктивных идей, высоких технологий,  проблема инновационного развития Республики Казахстан  становится центральной доминантой в понимании целей  и способов реформирования экономики, образования и науки.  
+
<p align=justify>'''[[Турекулова Д.Т.]]''' - доктор экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента Казахского университета экономики, финансов и международной торговли</p align=justify>
Стратегическая амбициозная задача - прорыв Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, поставленная руководством страны, вынуждает заняться выработкой в республике целостной политики в управлении научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками и формирование сильной Национальной инновационной системы  с эффективными механизмами взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования, что рассматривается как один из ключевых приоритетов всей стратегии развития страны.  
+
 
Подготовка отечественных специалистов для экономики или отраслей народного хозяйства, является понятием весьма разносторонним и многогранным. Она начинается уже на первом курсе высшего или среднего учебного заведения и, по сути, никогда не заканчивается, дополняясь лишь такими образовательными мероприятиями как курсы повышения квалификации, центры ТиПО (техническое и профессиональное образование) и прочими мерами.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В контексте глобальной тенденции наступления века конкуренции конструктивных идей, высоких технологий,  проблема инновационного развития Республики Казахстан  становится центральной доминантой в понимании целей  и способов реформирования экономики, образования и науки. </p align=justify>
Одной из основных проблем является несоответствие запросов рынка труда и количества специалистов, которых готова предложить ему наша система образования. В последние годы Министерство образования и науки предпринимает меры по увеличению количества специалистов технических специальностей с одновременным (и не обязательно пропорциональным) снижением числа специалистов гуманитарных и социальных наук. К примеру, в государственном заказе на 2012/2013 учебный год (очная форма обучения, бакалавриат) указано, что грантов для обучения «техническим наукам и технологиям» выделено 11 482, «сельскохозяйственным наукам» – 2 000, «естественным наукам» – 1 350, в то время как «социальные науки и бизнес» получили 713 грантов, а гуманитарные науки – 700.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Стратегическая амбициозная задача - прорыв Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, поставленная руководством страны, вынуждает заняться выработкой в республике целостной политики в управлении научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками и формирование сильной Национальной инновационной системы  с эффективными механизмами взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования, что рассматривается как один из ключевых приоритетов всей стратегии развития страны. </p align=justify>
Согласно данным Рейтинг.KZ, лишь половина выпускников казахстанских вузов трудится по специальности. Согласно исследованиям этого же ресурса, «…абсолютное большинство респондентов (69,4 %) отметили, что их компании не сотрудничают с казахстанскими вузами в процессе подготовки специалистов». В этой связи следует восстановить цепочку «бизнес – наука – образование» и наладить прочную связь с рынком труда – в том числе и с частным бизнесом.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Подготовка отечественных специалистов для экономики или отраслей народного хозяйства, является понятием весьма разносторонним и многогранным. Она начинается уже на первом курсе высшего или среднего учебного заведения и, по сути, никогда не заканчивается, дополняясь лишь такими образовательными мероприятиями как курсы повышения квалификации, центры ТиПО (техническое и профессиональное образование) и прочими мерами.</p align=justify>
В данном случае программа «Болашак», по которой многие граждане Республики Казахстан получили качественное зарубежное образование, была бы очень полезна. Но, к сожалению, в связи с обязательным требованием о непрерывной пятилетней трудовой деятельности в государственных органах «Перечень приоритетных специальностей» (или, иначе говоря, госзаказ) формируется только «на основе заявок, поступивших от центральных и местных исполнительных органов, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других государственных организаций республики». Представляется, что данный перечень было бы весьма полезно дополнить пожеланиями от казахстанского крупного частного бизнеса. Это доказывают и свежие данные: по данным АО «Центр международных программ», на 12 апреля 2012 года в рамках этой программы завершили обучение за рубежом 4 014 человек; только 3 352 из них подтвердили свое трудоустройство. 662 человека остались нетрудоустроены, что в масштабах рынка труда Казахстана является немаленькой цифрой.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Одной из основных проблем является несоответствие запросов рынка труда и количества специалистов, которых готова предложить ему наша система образования. В последние годы Министерство образования и науки предпринимает меры по увеличению количества специалистов технических специальностей с одновременным (и не обязательно пропорциональным) снижением числа специалистов гуманитарных и социальных наук. К примеру, в государственном заказе на 2012/2013 учебный год (очная форма обучения, бакалавриат) указано, что грантов для обучения «техническим наукам и технологиям» выделено 11 482, «сельскохозяйственным наукам» – 2 000, «естественным наукам» – 1 350, в то время как «социальные науки и бизнес» получили 713 грантов, а гуманитарные науки – 700.</p align=justify>
В государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы отмечается: «… Большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики».  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Согласно данным Рейтинг.KZ, лишь половина выпускников казахстанских вузов трудится по специальности. Согласно исследованиям этого же ресурса, «…абсолютное большинство респондентов (69,4 %) отметили, что их компании не сотрудничают с казахстанскими вузами в процессе подготовки специалистов». В этой связи следует восстановить цепочку «бизнес – наука – образование» и наладить прочную связь с рынком труда – в том числе и с частным бизнесом.</p align=justify>
Одним из путей решения проблемы низкого качества обучения является введение рейтинговой системы вузов, различные варианты которой предлагаются в Казахстане в настоящее время. Существующая сегодня система академического рейтинга вузов неинформативна для населения и ориентирована на устоявшиеся в непрозрачной рыночной среде системы вузовского образования.  
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В данном случае программа «Болашак», по которой многие граждане Республики Казахстан получили качественное зарубежное образование, была бы очень полезна. Но, к сожалению, в связи с обязательным требованием о непрерывной пятилетней трудовой деятельности в государственных органах «Перечень приоритетных специальностей» (или, иначе говоря, госзаказ) формируется только «на основе заявок, поступивших от центральных и местных исполнительных органов, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других государственных организаций республики». Представляется, что данный перечень было бы весьма полезно дополнить пожеланиями от казахстанского крупного частного бизнеса. Это доказывают и свежие данные: по данным АО «Центр международных программ», на 12 апреля 2012 года в рамках этой программы завершили обучение за рубежом 4 014 человек; только 3 352 из них подтвердили свое трудоустройство. 662 человека остались нетрудоустроены, что в масштабах рынка труда Казахстана является немаленькой цифрой. </p align=justify>
Показателей, по которым введена рейтинговая система и оценивают деятельность вузов, множество но, основными на наш взгляд являются:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы отмечается: «… Большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики». </p align=justify>
* Трудоустроенность. Основная цель и задача любого образования – подготовка успешного специалиста, способного найти высокооплачиваемую работу и эффективно ее выполнять. Удельный вес данного показателя должен быть определяющим в данном рейтинге. Показатель трудоустроенности следует подсчитывать как удельный вес трудоустроившихся или продолживших образование в первый год после окончания вуза на основе информации ГЦВП по трудоустроившимся и данных МОН по продолжившим образование (в т.ч. Центра международных программ – по продолжившим образование за рубежом). Данный показатель будет целесообразно дополнить информацией по отношению средней зарплаты выпускника к средней по отрасли либо региону. Информация о трудоустроившихся и продолжающих образование позволит руководству вузов и МОН оперативно корректировать учебные планы в разрезе содержания курсов и обучаемых специальностей. Таким образом,  топ-менеджмент вузов будет стимулироваться на повышение качества образования и интеграцию образования, и практики, и сосредотачиваться на тех специальностях, по которым имеются объективные условия, не пытаясь охватить все сразу.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Одним из путей решения проблемы низкого качества обучения является введение рейтинговой системы вузов, различные варианты которой предлагаются в Казахстане в настоящее время. Существующая сегодня система академического рейтинга вузов неинформативна для населения и ориентирована на устоявшиеся в непрозрачной рыночной среде системы вузовского образования. </p align=justify>
* Уровень современных знаний преподавателей вузов. Как уже было упомянуто выше, в условиях повышенной нагрузки и пониженной материальной стимуляции лишь у малого числа преподавателей находится время и желание повысить свой квалификационный уровень. Введение показателя «проведение научных исследований» в рейтинговую систему будет стимулировать вузы для направления дополнительных материальных и человеческих ресурсов на работу в данной сфере, а преподавателей -изучать современные проблемы своих отраслей.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Показателей, по которым введена рейтинговая система и оценивают деятельность вузов, множество но, основными на наш взгляд являются:</p align=justify>
* Результаты тестирования студентов и выпускников. Данный показатель – третий определяющий фактор рейтинга вуза. На основе исторических данных можно будет выводить тенденции повышения либо ухудшения качества образования в конкретном вузе, что позволит его руководству предпринимать необходимые меры.
+
<p align=justify>* Трудоустроенность. Основная цель и задача любого образования – подготовка успешного специалиста, способного найти высокооплачиваемую работу и эффективно ее выполнять. Удельный вес данного показателя должен быть определяющим в данном рейтинге. Показатель трудоустроенности следует подсчитывать как удельный вес трудоустроившихся или продолживших образование в первый год после окончания вуза на основе информации ГЦВП по трудоустроившимся и данных МОН по продолжившим образование (в т.ч. Центра международных программ – по продолжившим образование за рубежом). Данный показатель будет целесообразно дополнить информацией по отношению средней зарплаты выпускника к средней по отрасли либо региону. Информация о трудоустроившихся и продолжающих образование позволит руководству вузов и МОН оперативно корректировать учебные планы в разрезе содержания курсов и обучаемых специальностей. Таким образом,  топ-менеджмент вузов будет стимулироваться на повышение качества образования и интеграцию образования, и практики, и сосредотачиваться на тех специальностях, по которым имеются объективные условия, не пытаясь охватить все сразу.</p align=justify>
В конечном итоге именно заинтересованность топ-менеджмента вузов (и акционеров), сосредоточившего в своем распоряжении необходимые финансовые и организационные ресурсы, станет тем фактором, который будет определять степень интеграции практики и образования, расширение использования современных учебно-методических материалов, повышение количества высококвалифицированных профессоров и талантливых студентов и, что важнее всего, – максимальное повышение трудоустроенности выпускников во всех секторах экономики страны.
+
<p align=justify>* Уровень современных знаний преподавателей вузов. Как уже было упомянуто выше, в условиях повышенной нагрузки и пониженной материальной стимуляции лишь у малого числа преподавателей находится время и желание повысить свой квалификационный уровень. Введение показателя «проведение научных исследований» в рейтинговую систему будет стимулировать вузы для направления дополнительных материальных и человеческих ресурсов на работу в данной сфере, а преподавателей -изучать современные проблемы своих отраслей.</p align=justify>
Дополнительная потребность экономики в кадрах на 2010—2014 годы составляет 287 тыс. человек. Многие компании решают проблему дефицита кадров собственными силами, сами обучаю нужных им специалистов. Но, к сожалению, большое количество компаний не могут себе позволить траты на обучение кадров. Проблему развития профтехобразования должно решать государство.
+
<p align=justify>* Результаты тестирования студентов и выпускников. Данный показатель – третий определяющий фактор рейтинга вуза. На основе исторических данных можно будет выводить тенденции повышения либо ухудшения качества образования в конкретном вузе, что позволит его руководству предпринимать необходимые меры.</p align=justify>
Для решения проблемы профтехобразования, Казахстану, возможно, следовало бы смотреть на зарубежный опыт.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В конечном итоге именно заинтересованность топ-менеджмента вузов (и акционеров), сосредоточившего в своем распоряжении необходимые финансовые и организационные ресурсы, станет тем фактором, который будет определять степень интеграции практики и образования, расширение использования современных учебно-методических материалов, повышение количества высококвалифицированных профессоров и талантливых студентов и, что важнее всего, – максимальное повышение трудоустроенности выпускников во всех секторах экономики страны.</p align=justify>
Так решение проблемы обеспечения баланса спроса на рынке труда и предложения системы профессионального обучения в Европе осуществляется за счет повышения роли государства, активности работодателей и их организаций, усиления координации деятельности социальных партнеров в сферах труда и обучения.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Дополнительная потребность экономики в кадрах на 2010—2014 годы составляет 287 тыс. человек. Многие компании решают проблему дефицита кадров собственными силами, сами обучаю нужных им специалистов. Но, к сожалению, большое количество компаний не могут себе позволить траты на обучение кадров. Проблему развития профтехобразования должно решать государство.</p align=justify>
В странах ЕС человеческие ресурсы справедливо признаются одним из самых ценных ресурсов, поскольку от уровня их развития напрямую зависит положение отдельных организаций и стран в целом в социально-экономической жизни и на международной арене.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Для решения проблемы профтехобразования, Казахстану, возможно, следовало бы смотреть на зарубежный опыт.</p align=justify>
Такое положение обусловлено особой ролью экономики в жизни общества, которое перешло в стадию постиндустриального, информационного развития, основанного на знаниях.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Так решение проблемы обеспечения баланса спроса на рынке труда и предложения системы профессионального обучения в Европе осуществляется за счет повышения роли государства, активности работодателей и их организаций, усиления координации деятельности социальных партнеров в сферах труда и обучения.</p align=justify>
Исходя из этого, роль профессиональной подготовки, профессионального образования, позволяющих обеспечивать экономические и социальные потребности общества, существенно возрастает.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В странах ЕС человеческие ресурсы справедливо признаются одним из самых ценных ресурсов, поскольку от уровня их развития напрямую зависит положение отдельных организаций и стран в целом в социально-экономической жизни и на международной арене.</p align=justify>
Отличительная черта систем профессионального образования в странах Евросоюза — разнообразие и вариативность.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Такое положение обусловлено особой ролью экономики в жизни общества, которое перешло в стадию постиндустриального, информационного развития, основанного на знаниях.</p align=justify>
Как правило, в странах ЕС ключевым моментом для признания результатов профессионального образования является не длительность курса обучения или название вуза, где оно получено, а то, что выпускник способен делать на конкретном рабочем месте и какими компетенциями обладает.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Исходя из этого, роль профессиональной подготовки, профессионального образования, позволяющих обеспечивать экономические и социальные потребности общества, существенно возрастает.</p align=justify>
В настоящее время во всех странах Европы идет разработка национальных рамок квалификаций, сопоставимых с ЕРК. НРК уже созданы в Великобритании (Англия, Шотландия), Германии, Ирландии. Во Франции, Испании, Португалии и ряде других стран формирование НРК сопровождается составлением каталога квалификаций.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Отличительная черта систем профессионального образования в странах Евросоюза — разнообразие и вариативность.</p align=justify>
Национальные системы квалификаций (НСК) одновременно включают и набор взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих элементов:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Как правило, в странах ЕС ключевым моментом для признания результатов профессионального образования является не длительность курса обучения или название вуза, где оно получено, а то, что выпускник способен делать на конкретном рабочем месте и какими компетенциями обладает.</p align=justify>
* профессиональные стандарты, основанные на видах экономической деятельности (областях профессиональной деятельности);
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В настоящее время во всех странах Европы идет разработка национальных рамок квалификаций, сопоставимых с ЕРК. НРК уже созданы в Великобритании (Англия, Шотландия), Германии, Ирландии. Во Франции, Испании, Португалии и ряде других стран формирование НРК сопровождается составлением каталога квалификаций.</p align=justify>
* процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов;
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Национальные системы квалификаций (НСК) одновременно включают и набор взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих элементов:</p align=justify>
* каталог квалификаций, ранжированных по уровням по каждой области профессиональной деятельности (видам экономической деятельности) с указанием результатов необходимого образования и обучения (профессиональных компетенций) в форме каталога программ обучения;
+
<p align=justify>* профессиональные стандарты, основанные на видах экономической деятельности (областях профессиональной деятельности);</p align=justify>
* систему качеств квалификаций, включающую процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации результатов формального образования, неформального обучения, трудового опыта и др.
+
<p align=justify>* процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов;</p align=justify>
Опыт стран ЕС показывает, что НСК являются мощным фактором усиления взаимосвязи образования и сферы труда. Они создают новые траектории перехода от образования к трудовой деятельности, связаны с обучением в течение всей жизни и распространяются на все формы обучения — формальную, неформальную и спонтанную. НСК регулируют спрос и предложение умений, знаний и компетенций, способствуют выбору гибких траекторий обучения, позволяют координировать образование, обучение и трудовую деятельность, помогают гражданам формировать собственную карьеру.
+
<p align=justify>* каталог квалификаций, ранжированных по уровням по каждой области профессиональной деятельности (видам экономической деятельности) с указанием результатов необходимого образования и обучения (профессиональных компетенций) в форме каталога программ обучения;</p align=justify>
Основой сотрудничества и принятия решений в области развития профессионального образования с учетом потребностей рынка труда в ЕС выступают различные формы социального партнерства между государством, бизнесом и организациями гражданского общества.
+
<p align=justify>* систему качеств квалификаций, включающую процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации результатов формального образования, неформального обучения, трудового опыта и др.</p align=justify>
Главная цель социального партнерства в сфере профессионального образования и обучения состоит в направлении коллективных усилий на:
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Опыт стран ЕС показывает, что НСК являются мощным фактором усиления взаимосвязи образования и сферы труда. Они создают новые траектории перехода от образования к трудовой деятельности, связаны с обучением в течение всей жизни и распространяются на все формы обучения — формальную, неформальную и спонтанную. НСК регулируют спрос и предложение умений, знаний и компетенций, способствуют выбору гибких траекторий обучения, позволяют координировать образование, обучение и трудовую деятельность, помогают гражданам формировать собственную карьеру.</p align=justify>
* повышение эффективности обучения;
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Основой сотрудничества и принятия решений в области развития профессионального образования с учетом потребностей рынка труда в ЕС выступают различные формы социального партнерства между государством, бизнесом и организациями гражданского общества.</p align=justify>
* обеспечение равного доступа к обучению;
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Главная цель социального партнерства в сфере профессионального образования и обучения состоит в направлении коллективных усилий на:
* устойчивое развитие обучения с учетом потребности личности, предприятий, общества и государства;
+
<p align=justify>* повышение эффективности обучения;</p align=justify>
* достижение непрерывного социально-экономического развития;
+
<p align=justify>* обеспечение равного доступа к обучению;</p align=justify>
* развитие профессионального образования в рамках концепции обучения в течение всей жизни.
+
<p align=justify>* устойчивое развитие обучения с учетом потребности личности, предприятий, общества и государства;</p align=justify>
Таким образом, основным звеном национальной инновационной политики Казахстана предлагается рассматривать формирование инновационной системы образования, которая должна обеспечить качественную подготовку новой генерации квалифицированных специалистов, восприимчивых к инновациям, готовых создавать и реализовывать инновационные проекты. Казахстан пытается интегрировать в этот процесс опыт многих развитых стран, которые начали свой путь к прогрессу с усиления образования, формирования человеческого капитала.  
+
<p align=justify>* достижение непрерывного социально-экономического развития;</p align=justify>
 +
<p align=justify>* развитие профессионального образования в рамках концепции обучения в течение всей жизни.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Таким образом, основным звеном национальной инновационной политики Казахстана предлагается рассматривать формирование инновационной системы образования, которая должна обеспечить качественную подготовку новой генерации квалифицированных специалистов, восприимчивых к инновациям, готовых создавать и реализовывать инновационные проекты. Казахстан пытается интегрировать в этот процесс опыт многих развитых стран, которые начали свой путь к прогрессу с усиления образования, формирования человеческого капитала. </p align=justify>
 +
 
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 
<center>'''ЛИТЕРАТУРА'''</center>
 +
 
* 1. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003- 2015 гг. Официальный сайт Правительства Республики Казахстан. http://www. government.kz
 
* 1. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003- 2015 гг. Официальный сайт Правительства Республики Казахстан. http://www. government.kz
 +
 
* 2. Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности». Астана, 3 июля 2002 года N 333-II ЗРК.
 
* 2. Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности». Астана, 3 июля 2002 года N 333-II ЗРК.
 +
 
* 3. Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2005 года N 387.
 
* 3. Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2005 года N 387.
 +
 
* 4. Казахстан на пути к обществу знаний. Выступление Президента Казахстана Н.А. Назарбаева перед студентами Назарбаев Университета. (Астана, 5 сентября 2012 года).
 
* 4. Казахстан на пути к обществу знаний. Выступление Президента Казахстана Н.А. Назарбаева перед студентами Назарбаев Университета. (Астана, 5 сентября 2012 года).
 +
 
* 5. Жумагулов Б. Мечты становятся явью// Казахстанская правда. 07.09.2012.
 
* 5. Жумагулов Б. Мечты становятся явью// Казахстанская правда. 07.09.2012.
 +
 
* 6. Назарбаев Н.А.  Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда//Казахсанская правда.№370-371.12.07.2012.
 
* 6. Назарбаев Н.А.  Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда//Казахсанская правда.№370-371.12.07.2012.
  
 +
 +
 +
 +
 +
[[Категорія:Статті російською мовою]]
  
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 +
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 +
 
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]]
 
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]]
 +
 
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]]
 
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Інновації в освіті: ідеї, проекти, досвід роботи"]]
 +
 
[[Категорія:Статті з педагогіки]]
 
[[Категорія:Статті з педагогіки]]
 +
 
[[Категорія:Для аспірантів]]
 
[[Категорія:Для аспірантів]]
 +
 
[[Категорія:Для магістрантів]]
 
[[Категорія:Для магістрантів]]
 +
 
[[Категорія:Для науковців]]
 
[[Категорія:Для науковців]]
 +
 
[[Категорія:Для студентів]]
 
[[Категорія:Для студентів]]

Поточна версія на 07:54, 29 серпня 2013

Турекулова Д.Т. - доктор экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента Казахского университета экономики, финансов и международной торговли

   В контексте глобальной тенденции наступления века конкуренции конструктивных идей, высоких технологий, проблема инновационного развития Республики Казахстан становится центральной доминантой в понимании целей и способов реформирования экономики, образования и науки.

   Стратегическая амбициозная задача - прорыв Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, поставленная руководством страны, вынуждает заняться выработкой в республике целостной политики в управлении научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками и формирование сильной Национальной инновационной системы с эффективными механизмами взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования, что рассматривается как один из ключевых приоритетов всей стратегии развития страны.

   Подготовка отечественных специалистов для экономики или отраслей народного хозяйства, является понятием весьма разносторонним и многогранным. Она начинается уже на первом курсе высшего или среднего учебного заведения и, по сути, никогда не заканчивается, дополняясь лишь такими образовательными мероприятиями как курсы повышения квалификации, центры ТиПО (техническое и профессиональное образование) и прочими мерами.

   Одной из основных проблем является несоответствие запросов рынка труда и количества специалистов, которых готова предложить ему наша система образования. В последние годы Министерство образования и науки предпринимает меры по увеличению количества специалистов технических специальностей с одновременным (и не обязательно пропорциональным) снижением числа специалистов гуманитарных и социальных наук. К примеру, в государственном заказе на 2012/2013 учебный год (очная форма обучения, бакалавриат) указано, что грантов для обучения «техническим наукам и технологиям» выделено 11 482, «сельскохозяйственным наукам» – 2 000, «естественным наукам» – 1 350, в то время как «социальные науки и бизнес» получили 713 грантов, а гуманитарные науки – 700.

   Согласно данным Рейтинг.KZ, лишь половина выпускников казахстанских вузов трудится по специальности. Согласно исследованиям этого же ресурса, «…абсолютное большинство респондентов (69,4 %) отметили, что их компании не сотрудничают с казахстанскими вузами в процессе подготовки специалистов». В этой связи следует восстановить цепочку «бизнес – наука – образование» и наладить прочную связь с рынком труда – в том числе и с частным бизнесом.

   В данном случае программа «Болашак», по которой многие граждане Республики Казахстан получили качественное зарубежное образование, была бы очень полезна. Но, к сожалению, в связи с обязательным требованием о непрерывной пятилетней трудовой деятельности в государственных органах «Перечень приоритетных специальностей» (или, иначе говоря, госзаказ) формируется только «на основе заявок, поступивших от центральных и местных исполнительных органов, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других государственных организаций республики». Представляется, что данный перечень было бы весьма полезно дополнить пожеланиями от казахстанского крупного частного бизнеса. Это доказывают и свежие данные: по данным АО «Центр международных программ», на 12 апреля 2012 года в рамках этой программы завершили обучение за рубежом 4 014 человек; только 3 352 из них подтвердили свое трудоустройство. 662 человека остались нетрудоустроены, что в масштабах рынка труда Казахстана является немаленькой цифрой.

   В государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы отмечается: «… Большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики».

   Одним из путей решения проблемы низкого качества обучения является введение рейтинговой системы вузов, различные варианты которой предлагаются в Казахстане в настоящее время. Существующая сегодня система академического рейтинга вузов неинформативна для населения и ориентирована на устоявшиеся в непрозрачной рыночной среде системы вузовского образования.

   Показателей, по которым введена рейтинговая система и оценивают деятельность вузов, множество но, основными на наш взгляд являются:

* Трудоустроенность. Основная цель и задача любого образования – подготовка успешного специалиста, способного найти высокооплачиваемую работу и эффективно ее выполнять. Удельный вес данного показателя должен быть определяющим в данном рейтинге. Показатель трудоустроенности следует подсчитывать как удельный вес трудоустроившихся или продолживших образование в первый год после окончания вуза на основе информации ГЦВП по трудоустроившимся и данных МОН по продолжившим образование (в т.ч. Центра международных программ – по продолжившим образование за рубежом). Данный показатель будет целесообразно дополнить информацией по отношению средней зарплаты выпускника к средней по отрасли либо региону. Информация о трудоустроившихся и продолжающих образование позволит руководству вузов и МОН оперативно корректировать учебные планы в разрезе содержания курсов и обучаемых специальностей. Таким образом, топ-менеджмент вузов будет стимулироваться на повышение качества образования и интеграцию образования, и практики, и сосредотачиваться на тех специальностях, по которым имеются объективные условия, не пытаясь охватить все сразу.

* Уровень современных знаний преподавателей вузов. Как уже было упомянуто выше, в условиях повышенной нагрузки и пониженной материальной стимуляции лишь у малого числа преподавателей находится время и желание повысить свой квалификационный уровень. Введение показателя «проведение научных исследований» в рейтинговую систему будет стимулировать вузы для направления дополнительных материальных и человеческих ресурсов на работу в данной сфере, а преподавателей -изучать современные проблемы своих отраслей.

* Результаты тестирования студентов и выпускников. Данный показатель – третий определяющий фактор рейтинга вуза. На основе исторических данных можно будет выводить тенденции повышения либо ухудшения качества образования в конкретном вузе, что позволит его руководству предпринимать необходимые меры.

   В конечном итоге именно заинтересованность топ-менеджмента вузов (и акционеров), сосредоточившего в своем распоряжении необходимые финансовые и организационные ресурсы, станет тем фактором, который будет определять степень интеграции практики и образования, расширение использования современных учебно-методических материалов, повышение количества высококвалифицированных профессоров и талантливых студентов и, что важнее всего, – максимальное повышение трудоустроенности выпускников во всех секторах экономики страны.

   Дополнительная потребность экономики в кадрах на 2010—2014 годы составляет 287 тыс. человек. Многие компании решают проблему дефицита кадров собственными силами, сами обучаю нужных им специалистов. Но, к сожалению, большое количество компаний не могут себе позволить траты на обучение кадров. Проблему развития профтехобразования должно решать государство.

   Для решения проблемы профтехобразования, Казахстану, возможно, следовало бы смотреть на зарубежный опыт.

   Так решение проблемы обеспечения баланса спроса на рынке труда и предложения системы профессионального обучения в Европе осуществляется за счет повышения роли государства, активности работодателей и их организаций, усиления координации деятельности социальных партнеров в сферах труда и обучения.

   В странах ЕС человеческие ресурсы справедливо признаются одним из самых ценных ресурсов, поскольку от уровня их развития напрямую зависит положение отдельных организаций и стран в целом в социально-экономической жизни и на международной арене.

   Такое положение обусловлено особой ролью экономики в жизни общества, которое перешло в стадию постиндустриального, информационного развития, основанного на знаниях.

   Исходя из этого, роль профессиональной подготовки, профессионального образования, позволяющих обеспечивать экономические и социальные потребности общества, существенно возрастает.

   Отличительная черта систем профессионального образования в странах Евросоюза — разнообразие и вариативность.

   Как правило, в странах ЕС ключевым моментом для признания результатов профессионального образования является не длительность курса обучения или название вуза, где оно получено, а то, что выпускник способен делать на конкретном рабочем месте и какими компетенциями обладает.

   В настоящее время во всех странах Европы идет разработка национальных рамок квалификаций, сопоставимых с ЕРК. НРК уже созданы в Великобритании (Англия, Шотландия), Германии, Ирландии. Во Франции, Испании, Португалии и ряде других стран формирование НРК сопровождается составлением каталога квалификаций.

   Национальные системы квалификаций (НСК) одновременно включают и набор взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих элементов:

* профессиональные стандарты, основанные на видах экономической деятельности (областях профессиональной деятельности);

* процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов;

* каталог квалификаций, ранжированных по уровням по каждой области профессиональной деятельности (видам экономической деятельности) с указанием результатов необходимого образования и обучения (профессиональных компетенций) в форме каталога программ обучения;

* систему качеств квалификаций, включающую процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации результатов формального образования, неформального обучения, трудового опыта и др.

   Опыт стран ЕС показывает, что НСК являются мощным фактором усиления взаимосвязи образования и сферы труда. Они создают новые траектории перехода от образования к трудовой деятельности, связаны с обучением в течение всей жизни и распространяются на все формы обучения — формальную, неформальную и спонтанную. НСК регулируют спрос и предложение умений, знаний и компетенций, способствуют выбору гибких траекторий обучения, позволяют координировать образование, обучение и трудовую деятельность, помогают гражданам формировать собственную карьеру.

   Основой сотрудничества и принятия решений в области развития профессионального образования с учетом потребностей рынка труда в ЕС выступают различные формы социального партнерства между государством, бизнесом и организациями гражданского общества.

   Главная цель социального партнерства в сфере профессионального образования и обучения состоит в направлении коллективных усилий на: <p align=justify>* повышение эффективности обучения;

* обеспечение равного доступа к обучению;

* устойчивое развитие обучения с учетом потребности личности, предприятий, общества и государства;

* достижение непрерывного социально-экономического развития;

* развитие профессионального образования в рамках концепции обучения в течение всей жизни.

   Таким образом, основным звеном национальной инновационной политики Казахстана предлагается рассматривать формирование инновационной системы образования, которая должна обеспечить качественную подготовку новой генерации квалифицированных специалистов, восприимчивых к инновациям, готовых создавать и реализовывать инновационные проекты. Казахстан пытается интегрировать в этот процесс опыт многих развитых стран, которые начали свой путь к прогрессу с усиления образования, формирования человеческого капитала.

ЛИТЕРАТУРА
  • 1. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003- 2015 гг. Официальный сайт Правительства Республики Казахстан. http://www. government.kz
  • 2. Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности». Астана, 3 июля 2002 года N 333-II ЗРК.
  • 3. Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2005 года N 387.
  • 4. Казахстан на пути к обществу знаний. Выступление Президента Казахстана Н.А. Назарбаева перед студентами Назарбаев Университета. (Астана, 5 сентября 2012 года).
  • 5. Жумагулов Б. Мечты становятся явью// Казахстанская правда. 07.09.2012.
  • 6. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда//Казахсанская правда.№370-371.12.07.2012.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама