Агеева Л.Е. Этнокультурная компетентность будущих педагогов как фактор развития личности

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 19:40, 26 квітня 2015; Grineva olga (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук

Агеева Лариса Евгеньевна - к.п.н., ассоциированный профессор КазГосЖенПУ Казахстан, г.Алматы

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Резюме В условиях полиэтнической среды,в высших учебных заведениях, необходимо формировать этнокультурную компетентность будущих педагогов. Именно такой специалист играет важную роль в современной школе, когда возрастает опасность дискриминации по национальному признаку.

Ключевые слова: толерантность, этнокультурная компетентность,этнокультурное образование, исследовательская деятельность, проектная деятельность.

Resume In condition of a multi-ethnic environment its necessary toform ethno-cultural competence of higher education institutions future teachers. Just this specialist plays an important role in the modern school, when the risk of discrimination based on nationality increases.

Keywords: tolerance, ethno-cultural competence, ethno-cultural education, research activities, project activit.

За годы независимости Республики Казахстан сложилась система образования, во многом отвечающая мировым стандартам. Государству нужны критически мыслящие люди, с активной жизненной позицией, умеющие цивилизованным способом отстоять свою точку зрения и если необходимо принять чужую, пересмотрев свою.Задачей высшего учебного заведения становится подготовка будущего педагога, гражданина принадлежащего и к определенной культуре своего этноса и к культуре этносов не только страны, но и мира. Процесс формирования толерантной личности в полиэтнической образовательной среде рассматривается рядом ученых (В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др.) [1]. В этой связи необходимо раскрыть понятие «этнокультурная компетентность».«Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [2, c.35]. «Этнокультурная компетентность – это степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия»[3, c.21]. Общими принципами деятельности учреждений образования по развитию системы этнокультурного образования в Республики Казахстан являются: • открытость национальной системы образования, построенной на диалоге культур; • учет специфических для Казахстана процессов меж- и внутриэтнической интеграции, этнокультурных особенностей каждого народа и этнических групп; • воспитание уважения и интереса к национальным ценностям и особенностям Казахстана, языку, образу жизни, традициям, вере, национальной культуре; • формирование умения адаптироваться к поликультурной и полиэтнической среде[4, c.3]. Этнокультурное образование в сфере подготовки педагогических кадров, играет огромную роль. Педагог является носителем культуры общества, поэтому он должен быть этнокультурной личностью, личностнымикачествами которой будут: тактичность, терпимость, открытость, доброжелательность, отзывчивость. Такой человек должен осознавать себя представителем одновременно нескольких культурных групп. Совершенствование образования Республики Казахстан предусматривает включение в учебные планы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у студентов интереса и уважения к культурам народов страны, достижение понимания общего и специфического в этих культурах, воспитание развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на события и явления. К задачам этнокультурного образования будущих педагогов относятся: • формирование представлений о культуре и культурном многообразии страны; • приобщение к культурным ценностям народов, проживающих в Казахстане, формирование позитивных ценностей ориентаций к казахстанской культуре; • формирование позитивного отношения к культурным различиям, преодоление негативных этно-социальных стереотипов; • развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями разных культур; • формирование культуры межнационального общения; • формирование этнокультурной компетентности в области профессиональной деятельности [4, c.4]. Содержание поликультурного образования в РК многоаспектно и отличается высокой степенью междисциплинарности, что позволяет рассматривать проблемы этнокультурного образования в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического циклов и специальных курсах по истории и культуре отдельных народов, различных учебно-воспитательных мероприятиях. В университетах Республики Казахстан неотъемлемой частью является этнокультурное образование будущих педагогов. В частности в Казахском государственном женском педагогическом университете, который отметил в 2014 году своё 70-летие, уделяется внимание формированию у студентов социально-значимых и профессионально важных качеств: открытость личности миру культуры и готовность воспринимать, осознавать и воссоздать его профессиональную направленность, социально значимую и сознательно оправданную активность. Важно формирование у бакалавров теоретических знаний и системы представлений об этнокультуре и создание условий для применения этих знаний в практической деятельности непосредственно в процессе обучения и воспитания детей. Для достижения цели и эффективности решения данных задач необходим комплекс условий: - использование традиций и позитивного опыта других вузов стран ближнего и дальнего зарубежья; - изучение ценностных ориентаций студентов; - создание организационной структуры, координирующей внеучебную деятельность; - использование воспитательного потенциала учебных предметов для расширения культурного кругозора студентов, их творческой социальной активности. В связи с этим в содержании таких учебных курсов как «Этнопедагогика», «Самопознание», «Современная казахская леди», «Технология воспитательной работы», «Современные педагогические технологии», «Теория и технология художественного труда», «Декоративно-прикладное искусство народов Казахстана», «Педагогическое мастерство» и др. по специальностям 5В010100 – дошкольное обучение и воспитание, 5В010200 – педагогика и методика начального обучения упор делается на вопросы духовного совершенствования будущего педагога. В целях реализации современной образовательной политики Казахстана, обеспечение высокого качества профессиональной подготовки педагогов в КазГосЖенПУ внедрены новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Для формирования этнокультурной компетентности большую роль играет учебный процесс в виде лекционных и практических занятий, самостоятельной работы обучающихся, исследовательской и проектной деятельности студентов. Интерес к этому процессу возник уже давно, устоявшаяся традиционная система в учебно-воспитательном процессе не давала возможности расширять границы учебного процесса. Новое время ставит перед учительством новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. На протяжении многих лет педагоги реализуют нетрадиционные формы обучения и воспитания. Одним из вариантов решения данной проблемы является организация исследовательская деятельности. Рядом исследователей М.А Данилов, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник, Г.И.Щукина и другие указывают, что показателем определения степени развития исследовательской деятельности у педагогов является постепенное изменение их учебной работы; Т.П.Сальникова раскрывает функцииисследователя; С.Н.Николаевараскрывает исследовательскую деятельность в области экологического образования[5,6]. Принципиальное значение для выявления сущности и содержания этнокультурного образования в Республике Казахстан имеют труды исследователей в области этнокультурного образования Ж.К.Наурызбай, С.А.Узакбаевой, К.Ж.Кожахметовой,Ж.Хасановой, М.Е.Ержанова, С.С. Кулмагамбетовой (развитие проектных технологий этнокультурного образования студентов в вузах Казахстана) и других[7] Ученыеотмечают, что педагогическая исследовательская деятельность является непременным условием осуществления регулятивной функции педагогики. В процессе исследовательской работы, через выполнения проектов, у студентов формируется представление будущей деятельности, умения ставить цель и выдвигать гипотезу, навыки моделирования и проектирования, определение средств и достижения цели. Особую роль играет коллективное выполнение проекта, благодаря которому студент не только овладевает технологией проектной деятельности, но и совершенствуются коммуникативные способности, развиваются дружеские взаимоотношения, ответственность, способность к объективной самооценке.Коллективная деятельность может быть организована в рамках определённого учебного курса, а может носить интегрированный характер, т.е. охватывать комплекс проблем, изучаемых в целом ряде дисциплин. Широкое внедрение в учебный процесс университета по специальностям 5В010100 – дошкольное обучение и воспитание, 5В010200 –педагогика и методика начального обучения получили следующие виды проектов: исследовательский, ознакомительно-ориентировочный, творческий, поисковый, практико-ориентированный, межпредметный. Реализация проектной деятельности на практике ведёт к изменению позиции будущего учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности. Необходимо осуществлять переориентацию студентов на разнообразные виды самостоятельной деятельности на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. При формировании этнокультурной компетентности будущих педагогов наиболее целесообразно организовывать практико-ориентированного проекта. По-нашему мнению, уровень сформированности этнокультурной компетентности будет отражен в понимании и знании студентами необходимости изучения культур многочисленных этносов страны; в знании культуры своего этноса; в умении осуществлять воспитание толерантности в образовательной поликультурной среде.Для этого необходимо вовлекать студентов в разнообразные формы проектно-поисковой работы (индивидуальную, групповую); интеграция учебных курсов (разделов, тем); взаимодействие с культурными центрами этносов РК; использование современных педагогический и IT технологий. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагоговэто неотъемлемая часть профессионального становления специалиста в области образования. В условиях поликультурного пространства страны необходимо реализовывать эффективные технологии в условиях повседневного многонационального общения через исследовательскую деятельность студентов.


Список использованной литературы:

1. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие /В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 240 с. 2. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности //Педагогика. – 2005. – № 3. – С. 35–42. 3. Алипханова Ф.Н Этнокультурная компетентность как компонент профессиональной готовности педагога // «Известия ДГПУ». Психолого-педагогические науки . – 2009. № 3. – С. 21-25. 4. Этнокультурная компетентность будущих педагогов: Уч.пособие./Т.А.Левченко, Л.Е.Агеева, Е.Н.Агранович. – Алматы: Изд-во «Кыздарун-ти», 2013. – 232 с. 5. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. М.: Изд-во СамГПИ, 2005. с.- 205 6. Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность. Сластенин В.А., Подымова Л.С. М.: ИЧП "Изд-во Магистр", 2006. - 306 с. 7. www.dissercat.com



Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама