Акрамова А.С. Элементы казахского фольклора в начальном математическом образовании

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 19:45, 27 квітня 2015; Grineva olga (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук

А.С. Акрамова, к.п.н., доцент Евразийский технологический университет,

Казахстан, г.Алматы

ЭЛЕМЕНТЫ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются вопросы включения этнокультурного материала в содержание математического образования, формирование этнокультурных компетенций учащихся начальных классах Республики Казахстан.

Ключевые слова: этнокультура, этнический компонент, этнокультурная компетентность.

The article examines the inclusion of ethnic and cultural material in the content of mathematical education, the formation of ethno-cultural competencies of primary classes Republic of Kazakhstan.

Keywords: ethnic culture, ethnic component, ethno-cultural сompetence.

       В основе образовательной политики Республики Казахстан лежит идея толерантности, многокультурности современного общества.  Президент РК Н.А.Назарбаев отмечает, что «Полиэтнизм нашей страны – наше богатство, предмет нашей гордости».
      Полиэтнический и многоконфессиональный состав населения Республики Казахстан определяет стратегические цели образовательной политики государства. Конституция РК,  Закон РК «Об образовании»,  «Программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года  создают правовую основу для демократических преобразований, подчеркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта [1].
        В «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» выдвигается идея реализации этнокультурных интересов населения в области образования, создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп, освоение ценностей и стандартов других культур [2].
   Этнокультурные компетенции  необходимо рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества. Поэтому сегодня существует необходимость формирования этнокультурной компетенции учащихся, включения этнического компонента в содержание начального математического образования.

Целью этнического компонента содержания математического образования является: • овладение математическими знаниями, умениями и навыками посредством использования математических упражнений, содержащих этнический компонент; • овладение культурой родного народа; • формирование представлений о многообразии культур и воспитание положительного отношения к культурным различиям в мире; • создание условий для интеграции в культуры других народов; • воспитание учащихся в духе мира, терпимости. В качестве основных задач современного этнокультурного образования выдвигаются: воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентация на диалог культур, их взаимообогащение; формирование многоязычного индивида: подготовка граждан, способных эффективно общаться на государственном и родном языках.

   Образование, как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должно выполнять четыре главных функции:

• транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ); • развивающую (формирование и развитие национального самосознания); • дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп); • интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры). Этнокультурный компонент является важным фактором в учебно-воспитательном процессе, который направлен на формирование этнокультурной компетентности. Под этнокультурной компетентностью при обучении математики мы понимаем умение ориентироваться в ценностях материальной и духовной этнокультуры: принятие традиции народной педагогики, прикладного творчества, фольклора, народной музыки, этикета, памятных дат и исторических событий и т.д. Целью этнокультурного математического образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.

      Выделим методологические подходы, на которых основано формирование этнокультурной компетентности:


синергетический гуманистический комплексность этнопедагогический культуросообразность преемственность аксиологический полилингвизм междисциплинарность

Рисунок 1 – Методологические подходы формирования этнокультурной компетентности Процесс обучения математике в начальных классах необходимо строить с учетом следующих принципов:

Рисунок 2 – Принципы этнокультурного компонента в процессе обучения математики Реализация принципа этнокультурного образования в процессе математического образования предполагает целенаправленное, систематизированное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются этнокультурологический учебный материал, отобранный в соответствии с содержанием Государственного общеобязательного стандарта образования РК и Программой по математике для 1–4 классов.

Государственный общеобязательный  стандарт  образования РК по предмету  математика для 1–4 классов указывает на необходимость формирования  этнокультурных  компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей. 

В Программе по математике для 1-4 классов основными целями обучения предмету указано:  обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений; формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;  воспитание уважения к правам и свободам человека;  культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших;  культуры здоровья, способности к социальной адаптации;  гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.

 Программа по математике   для 1-4 классов  предусматривает  формирование общекультурных компетенции. «Общекультурные компетенции  - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир» [4]. 
      Таблица 1 – Анализ Программы по математике по формированию  этнокультурной компетентности 

Класс Этнокультурный аспект 1 класс Воспитание культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; активной позиции в охране окружающей среды; патриотических чувств; уважения к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана. 2 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени 3 класс Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса; воспитание уважения к правам и свободам человека; культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; культуры здоровья, способности к социальной адаптации; гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье 4 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени

      Таблица 2 – Анализ программных требований к уровню подготовки обучающихся в этнокультурном аспекте

Класс Этнокультурный аспект

1–4 классы 3.1.2 Личностные результаты: Уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.

Этнокультурное содержание математического образования включает в себя изучение истории казахского и других народов, устного народного творчества, социальной, культурной, экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах. Создается образовательная система, при которой средствами образования являются родная культура и язык, а содержание образования выводит личность в мировое культурное пространство. Мы считаем, что этнический материал должен быть систематизирован и представлен таким образом, чтобы он отвечал следующим требованиям: • развивал интерес учащихся к предмету; • формировал такие качества мышления как логику, абстракцию, воображение, творчество; • прививал навыки исследовательской деятельности; • способствовал организации самостоятельной и индивидуальной работы. Приведём примеры изучения элементов фольклора при обучении математики учащихся начальных классов. Учитель может познакомить учащихся с казахскими старинными мерами времени: Сүт пісірім – время для кипячения молока (5–10 мин). Бие сауым – время между двумя дойками кобылицы (1–2 ч). Ет пісірім – время варки мяса (3–4 ч). Время суток называли сәске түс, шанқай түс. Сәске түс – время дня, когда нет тени (12 ч дня). Шанқай түс – время дня, когда тень самая короткая (2 ч дня). Задание. Составь задачи и реши их.

Найди значения буквенных выражений. 
                           
Расположи выражения в порядке возрастания их значений и прочти название казахского народного инструмента.   

С точки зрения развития воспитывающего потенциала математики, действующие учебники недостаточно оснащены заданиями, способствующими растить, обучать и воспитывать учащихся с максимальным учетом общественных условий, в котором живут, будут жить и работать сегодняшние учащиеся. Возникает необходимость качественно нового подхода к обучению математике, что должно обеспечить учащихся практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. С этой целью необходимо изучить возможность и целесообразность более широкого привлечения этнического материала при обучении математике. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что психолого-педагогические основы этнокультурной работы на уроках математики в начальной школе предполагают: учёт особенностей детей младшего школьного возраста; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность; совершенствование педагогического процесса; интеграцию обучения и воспитания; создание обучающей среды на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики; повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». Алматы, 27 июля 2007г. 2. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан от 15 июля 1996 г. № 3058. 3. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Начальное образование. Алматы, 22 сентября 2002 г. Приказ МОН РК № 693. 4. Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И. Математика. Учебная программа для 1, 2, 3, 4 классов общеобразовательной школы. – Астана: НАО им. Алтынсарина, 2013. – 29 с. 5. Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И., А.К.Адильбекова. Математика. Учебники для 3, 4 классов общеобразовательных школ РК.– Алматы: Атамура, 2013, 2014гг. 6. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2000. – № 2.– С. 105-107.



Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама