Акрамова А.С., Шакирова К.Р. Роль семьи в развитии личности ребенка

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Акрамова А.С. - кандидат педагогических наук, доцент Евразийского технологического университета, Казахстан, г.Алматы.

Шакирова К.Р. - студентка 2 курса Евразийского технологического университета, Казахстан, г.Алматы.

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

   Анотація. У статті розглядаються критерії оцінки і проблеми сімейного виховання. Сімейне виховання - це система виховання і освіти, яка складається в умовах конкретної сім'ї, дитини і школи.

   Ключові слова. Сімейне виховання, теорія і методи виховання, взаємини у сім'ї, дитина і школа.

   Аннотация. В статье рассматриваются критерии оценки и проблемы семейного воспитания. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

   Ключевые слова. Семейное воспитание, теория и методы воспитания, взаимоотношения в семье, ребенок и школа.

   Abstract. The article is an attempt to regard different criteria of estimating and problems family education. Family education is an educational system and educations, developing in the conditions of a concrete family by forces of parents and relatives.

   Кey words/ Family education, theory and methods of upbringing, family relations, child and school.

   Одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня является нехватка родительского внимания детям. Это связано, в первую очередь, с занятостью родителей, их постоянной работой. Так как сейчас много неполноценных семей и поэтому может присутствовать сложное экономическое положение в них. У родителя просто не хватает времени на ребенка, он перестает следить за учебой своего ребенка, мало уделяет времени на его воспитание.

   Воспитание ребенка в семье является началом формирования нравственных качеств и развития личности ребенка.

   Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку [4, с.25].

   Задачи семьи состоят в том, чтобы:

   * создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

   * стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

   * передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

   * научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

   * воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “Я”.

   * вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

   * открытость и доверительность отношений с детьми;

   * оптимистичность взаимоотношений в семье;

   * последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

   * оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы [3, с.203].

   Так как семья является первым социумом для, еще не изучившего мир, ребенка, то количество детей и родственников в семье играет большую роль, об это говорил А.С. Макаренко – «только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой семье ребенок привыкает с малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимной связи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах. Жизнь такой семьи представляет ребенку возможность упражняться в различных видах человеческих отношений. Перед ними проходят такие жизненные задачи, которые единственному ребенку недоступны: любовь к старшему брату и любовь к младшему брату -- это совершенно различные чувства, умение поделиться с братом или сестрой, привычка посочувствовать им.

   Мы уже не говорим, что в большой семье на каждом шагу, даже в игре, ребенок привыкает быть в коллективе. Все это очень важно для воспитания». Когда семья является расширенной и многодетной, то ребенок учится с раннего возраста быть самостоятельным, уметь не только смотреть за собой, но и за своими младшими братьями и сестрами. Это рождает доброту, заботу о ближнем, самостоятельность, ответственность. Если же семья является нуклеарной и с одним ребенком, то он может расти эгоистичным и в семье господствует детоцентризм, т.е., чрезмерное обожание своего ребенка, такие дети, обычно, вырастают неприспособленными к жизни.

   В педагогике существуют три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности (объяснение, внушение, этическая беседа, рассказ), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (поручение, воспитывающие ситуации, игры), методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание) [1, c. 138]. Эти методы формирования сознания личности должны использоваться не только педагогами, но и родителями, так как Семья создает у ребенка понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают.

   Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании нравственных качеств личности. Взаимоотношения родителей и детей, прежде всего, зависят от взаимоотношений самих супругов, согласия между ними, распределения обязанностей между мужем и женой, атмосферы теплоты, дружбы, эмоциональной поддержки друг друга, взаимной симпатии.

   Факторами влияния на взаимоотношения в семье и на формирование становление личности ребенка, по многочисленным наблюдениям, сегодня являются:

   * состав семьи и ее структура, характер взаимоотношений в ней, особенно между отцом и матерью;

   * поддержка членами семьи господствующего в доме порядка и сложившихся норм;

   * общая психологическая атмосфера в семье;

   * отношение к детям со стороны матери и отца, их влияние.

   Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей — донесение до детей моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения служат, прежде всего, сами взрослые - их поступки, взаимоотношения. Конечно, наиболее существенное воздействие на ребенка оказывает поведение людей, непосредственно его окружающих. Дети, как известно, отличаются своей способностью к подражанию. Они перенимают манеры взрослого, заимствуют у них оценку к другим людям: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию [2, с.156].

   Ближе к дошкольному возрасту у ребенка возникает стремление соответствовать требованиям взрослых, стремление быть признанным. Позитивной стороной этого стремления является нравственное чувство или совесть. Нравственное формирование личности организуют знания, которые получает ребенок, нравственные привычки поведения с другими людьми, эмоциональные переживания своего успеха или неуспеха во взаимоотношениях с окружающими. Особенно в этот период для ребенка важно быть признанным. Для формирования прочных духовных контактов между родителями и детьми необходимы высокий уровень взаимной информированности между ними, доверие и уважение друг к другу, взаимопонимание, дружеский стиль общения. Отсутствие этих условий приводит ко многим отклонениям в развитии личности: низкой социальной активности, негативным формам поведения, раздражительности, подавленному настроению, деформируют самооценку.

   Если взрослые негативно оценивают поступки или результаты деятельности детей, то у последних может развиться комплекс неполноценности. В этой ситуации ребенок боится что-либо сделать неправильно, испытывает неуверенность в собственных силах. Напротив, если родители одобряют действия своего ребенка, если действуют согласованно, ребенок чувствует уверенность в своих силах и в близких ему взрослых, не боится проявлять инициативу, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам.

   Родительская любовь является величайшим и незаменимым источником духовного развития ребенка. Чем меньше тепла и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей нередко вызывают у детей сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Это может привести к отставанию в развитии интеллекта, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здоровья. Так как детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченного жизненного опыта, у ребенка возникает искаженное суждение о людях. Грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей — самых близких людей дают основание считать, что чужой человек способен причинить ему еще больше неприятностей и огорчений. Это оборачивается недоверием, чувством неприязни и подозрительности, страхом перед другими людьми. Пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, дети вынуждены прибегать к порочным средствам самозащиты: лжи, хитрости, лицемерию. Этим же часто объясняются и случаи жестокости, и агрессивное поведение некоторых детей [2, с.158].

   В наше время в молодых семьях господствует профессианализм, он заключается в перекладывании заботы по воспитанию ребенка на детские сады, школы. Из таких детей вырастают холодные молодые люди, не привыкшие к родительскому теплу и ласки.

   В каждой семье в какое-то время наступает определенный кризис, одним из таких кризисов может быть начало посещения ребенка в школу. Переживание семьей данного кризиса зависит от степени готовности роди¬телей к расширению сферы контактов их ребенка; от умения поддержать его возрастающую самостоятельность; от гибкости семейной системы, обуслов¬ливающей способность всей семьи к изменениям; от уровня коммуникатив¬ных умений, определяющих способность супругов договариваться об измене¬ниях. Задача супругов на этом этапе — поддер¬жать ребенка и помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, порождающим ряд трудностей и проблем:

   * трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, прежде всего вследствие низкой произвольной регуляции поведения и организован¬ности;

   * трудности адаптации ребенка к классному коллективу;

   * трудности, связанные с взаимоотношениями ребенка с учителем, исто¬ки которых могут лежать в сфере детско-родительских отношений, бу¬дучи обусловленными стилем семейного воспитания;

   * трудности, вызванные необходимостью принять новые требования со стороны родителей.

   Одной из распространенных проблем этого периода является школьная фобия у ребенка. Если у него при этом отсутствуют школьные проблемы, то, с большой вероятностью, школьная фобия может выступать симптомом, необ¬ходимым семейной системе для поддержания ее функционирования.

   Включение детей во внешние социальные институты может вскрывать име¬ющиеся семейные дисфункции, поскольку характер и качество адаптации де¬тей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений. Психологические проблемы детей, таким обра¬зом, могут выступать в качестве индикатора наличия внутрисемейных проблем [4, с.44]. В данном случае, особенно в семье, где господствовал детоцентризм, возникает проблема в том, что продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения или же, излишняя забота к ребенку, волнения родителей, не дающие ребенку открыть для себя новый мир и новые знакомства. В многодетных или расширенных семьях этот кризис проходит более гладко. Родители, уже привыкшие к небольшой перемене в жизни их ребенка, спокойно реагируют на начало посещения их ребенка в школу. Ребенок, привыкший к постоянному нахождению о обществе детей, так же спокойно реагирует и поднимается на новую ступень своего образования и напротив, если у него есть старшие сестра или братья, он стремится к получению знаний и старается быть похожим на них.

   Таким образом, семейное воспитание как основа формирования нравственных качеств личности младшего школьника, играет огромную роль в росте и развитии ребенка, воспитывает у него чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я», т.к., семья является социально-экономической и психологической защитой ребенка от внешнего мира. Родителям главное быть до конца уверенным в своих силах и в этом маленьком, но таком неугомонном ребенке, который внесет в свою взрослую жизнь знания, умения и навыки, полученные в далеком счастливом детстве.

   Стоит всегда помнить, что развитие нравственных качеств личности ребенка получает свое начало в семье.

ЛИТЕРАТУРА
  • Авторский коллектив кафедры педагогики КазНПУ им. Абая Педагогика. Алматы, 2005.
  • Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. Москва, 2003.
  • Н. В. Бордовская, А. А. Реан Педагогика. Санкт-Петербург, 2008.
  • Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. Санкт-Петербург, 2006.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама