Акрамова А.С. Элементы казахского фольклора в начальном математическом образовании
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
BogdanA (Обговорення • внесок) |
BogdanA (Обговорення • внесок) |
||
(Одна проміжна версія одного користувача не показана) | |||
Рядок 3: | Рядок 3: | ||
<center>'''ЭЛЕМЕНТЫ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'''</center> | <center>'''ЭЛЕМЕНТЫ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'''</center> | ||
− | '''Анотація:''' У статті розглядаються питання включення етнокультурного матеріалу у зміст математичної освіти, формування етнокультурних компетенцій учнів початкових класів Республіки Казахстан. | + | '''Анотація:''' У статті розглядаються питання включення етнокультурного матеріалу у зміст математичної освіти, формування етнокультурних компетенцій учнів початкових класів Республіки Казахстан. |
− | '''Ключові слова:''' етнокультура, етнічний компонент, етнокультурна компетентність. | + | '''Ключові слова:''' етнокультура, етнічний компонент, етнокультурна компетентність. |
− | '''Аннотация:''' В статье рассматриваются вопросы включения этнокультурного материала в содержание математического образования, формирование этнокультурных компетенций учащихся начальных классах Республики Казахстан. | + | '''Аннотация:''' В статье рассматриваются вопросы включения этнокультурного материала в содержание математического образования, формирование этнокультурных компетенций учащихся начальных классах Республики Казахстан. |
− | '''Ключевые слова:''' этнокультура, этнический компонент, этнокультурная компетентность. | + | '''Ключевые слова:''' этнокультура, этнический компонент, этнокультурная компетентность. |
− | '''Abstract:''' The article examines the inclusion of ethnic and cultural material in the content of mathematical education, the formation of ethno-cultural competencies of primary classes Republic of Kazakhstan. | + | '''Abstract:''' The article examines the inclusion of ethnic and cultural material in the content of mathematical education, the formation of ethno-cultural competencies of primary classes Republic of Kazakhstan. |
− | '''Key words:''' ethnic culture, ethnic component, ethno-cultural сompetence. | + | '''Key words:''' ethnic culture, ethnic component, ethno-cultural сompetence. |
− | В основе образовательной политики Республики Казахстан лежит идея толерантности, многокультурности современного общества. Президент РК Н.А.Назарбаев отмечает, что «Полиэтнизм нашей страны – наше богатство, предмет нашей гордости». | + | В основе образовательной политики Республики Казахстан лежит идея толерантности, многокультурности современного общества. Президент РК Н.А.Назарбаев отмечает, что «Полиэтнизм нашей страны – наше богатство, предмет нашей гордости». |
− | Полиэтнический и многоконфессиональный состав населения Республики Казахстан определяет стратегические цели образовательной политики государства. Конституция РК, Закон РК «Об образовании», «Программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года создают правовую основу для демократических преобразований, подчеркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта [1]. | + | Полиэтнический и многоконфессиональный состав населения Республики Казахстан определяет стратегические цели образовательной политики государства. Конституция РК, Закон РК «Об образовании», «Программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года создают правовую основу для демократических преобразований, подчеркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта [1]. |
− | В «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» выдвигается идея реализации этнокультурных интересов населения в области образования, создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп, освоение ценностей и стандартов других культур [2]. | + | |
− | Этнокультурные компетенции необходимо рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества. Поэтому сегодня существует необходимость формирования этнокультурной компетенции учащихся, включения этнического компонента в содержание начального математического образования. | + | В «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» выдвигается идея реализации этнокультурных интересов населения в области образования, создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп, освоение ценностей и стандартов других культур [2]. |
− | Целью этнического компонента содержания математического образования является: | + | |
− | * овладение математическими знаниями, умениями и навыками посредством использования математических упражнений, содержащих этнический компонент; | + | Этнокультурные компетенции необходимо рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества. Поэтому сегодня существует необходимость формирования этнокультурной компетенции учащихся, включения этнического компонента в содержание начального математического образования. |
− | * овладение культурой родного народа; | + | Целью этнического компонента содержания математического образования является: |
− | * формирование представлений о многообразии культур и воспитание положительного отношения к культурным различиям в мире; | + | * овладение математическими знаниями, умениями и навыками посредством использования математических упражнений, содержащих этнический компонент; |
− | * создание условий для интеграции в культуры других народов; | + | * овладение культурой родного народа; |
− | * воспитание учащихся в духе мира, терпимости. | + | * формирование представлений о многообразии культур и воспитание положительного отношения к культурным различиям в мире; |
− | В качестве основных задач современного этнокультурного образования выдвигаются: | + | * создание условий для интеграции в культуры других народов; |
− | * воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентация на диалог культур, их взаимообогащение; | + | * воспитание учащихся в духе мира, терпимости. |
− | * формирование многоязычного индивида: подготовка граждан, способных эффективно общаться на государственном и родном языках. | + | В качестве основных задач современного этнокультурного образования выдвигаются: |
− | Образование, как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должно выполнять четыре главных функции: | + | * воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентация на диалог культур, их взаимообогащение; |
− | * транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ); | + | * формирование многоязычного индивида: подготовка граждан, способных эффективно общаться на государственном и родном языках. |
− | * развивающую (формирование и развитие национального самосознания); | + | Образование, как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должно выполнять четыре главных функции: |
− | * дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп); | + | * транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ); |
− | * интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры). | + | * развивающую (формирование и развитие национального самосознания); |
− | Этнокультурный компонент является важным фактором в учебно-воспитательном процессе, который направлен на формирование этнокультурной компетентности. Под этнокультурной компетентностью при обучении математики мы понимаем умение ориентироваться в ценностях материальной и духовной этнокультуры: принятие традиции народной педагогики, прикладного творчества, фольклора, народной музыки, этикета, памятных дат и исторических событий и т.д. Целью этнокультурного математического образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур. | + | * дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп); |
− | Выделим методологические подходы, на которых основано формирование этнокультурной компетентности: | + | * интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры). |
− | * синергетический гуманистический комплексность | + | Этнокультурный компонент является важным фактором в учебно-воспитательном процессе, который направлен на формирование этнокультурной компетентности. Под этнокультурной компетентностью при обучении математики мы понимаем умение ориентироваться в ценностях материальной и духовной этнокультуры: принятие традиции народной педагогики, прикладного творчества, фольклора, народной музыки, этикета, памятных дат и исторических событий и т.д. Целью этнокультурного математического образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур. |
− | * этнопедагогический культуросообразность преемственность | + | Выделим методологические подходы, на которых основано формирование этнокультурной компетентности: |
− | * аксиологический полилингвизм междисциплинарность | + | |
− | '''Рисунок 1''' – Методологические подходы формирования этнокультурной компетентности | + | * синергетический гуманистический комплексность |
− | Процесс обучения математике в начальных классах необходимо строить с учетом следующих принципов: | + | * этнопедагогический культуросообразность преемственность |
− | '''Рисунок 2''' – Принципы этнокультурного компонента в процессе обучения математики | + | * аксиологический полилингвизм междисциплинарность |
− | Реализация принципа этнокультурного образования в процессе математического образования предполагает целенаправленное, систематизированное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются этнокультурологический учебный материал, отобранный в соответствии с содержанием Государственного общеобязательного стандарта образования РК и Программой по математике для 1–4 классов. | + | '''Рисунок 1''' – Методологические подходы формирования этнокультурной компетентности |
− | Государственный общеобязательный стандарт образования РК по предмету математика для 1–4 классов указывает на необходимость формирования этнокультурных компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей. | + | Процесс обучения математике в начальных классах необходимо строить с учетом следующих принципов: |
− | В Программе по математике для 1-4 классов основными целями обучения предмету указано: | + | '''Рисунок 2''' – Принципы этнокультурного компонента в процессе обучения математики |
− | * обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений; формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса; | + | Реализация принципа этнокультурного образования в процессе математического образования предполагает целенаправленное, систематизированное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются этнокультурологический учебный материал, отобранный в соответствии с содержанием Государственного общеобязательного стандарта образования РК и Программой по математике для 1–4 классов. |
− | * воспитание уважения к правам и свободам человека; | + | Государственный общеобязательный стандарт образования РК по предмету математика для 1–4 классов указывает на необходимость формирования этнокультурных компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей. |
− | * культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; | + | В Программе по математике для 1-4 классов основными целями обучения предмету указано: |
− | * культуры здоровья, способности к социальной адаптации; | + | |
− | * гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана. | + | * обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений; формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса; |
− | + | * воспитание уважения к правам и свободам человека; | |
− | '''Таблица 1''' – Анализ Программы по математике по формированию этнокультурной компетентности | + | * культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; |
− | Класс Этнокультурный аспект | + | * культуры здоровья, способности к социальной адаптации; |
− | 1 класс Воспитание культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; активной позиции в охране окружающей среды; патриотических чувств; уважения к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана. | + | * гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана. |
− | 2 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени | + | Программа по математике для 1-4 классов предусматривает формирование общекультурных компетенции. «Общекультурные компетенции - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир» [4]. |
+ | '''Таблица 1''' – Анализ Программы по математике по формированию этнокультурной компетентности | ||
+ | Класс Этнокультурный аспект | ||
+ | |||
+ | 1 класс Воспитание культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; активной позиции в охране окружающей среды; патриотических чувств; уважения к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана. | ||
+ | 2 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени | ||
3 класс Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса; | 3 класс Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса; | ||
− | воспитание уважения к правам и свободам человека; культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; культуры здоровья, способности к социальной адаптации; гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье | + | воспитание уважения к правам и свободам человека; культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; культуры здоровья, способности к социальной адаптации; гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье |
− | 4 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени | + | 4 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени |
− | '''Таблица 2''' – Анализ программных требований к уровню подготовки обучающихся в этнокультурном аспекте | + | '''Таблица 2''' – Анализ программных требований к уровню подготовки обучающихся в этнокультурном аспекте |
− | Класс Этнокультурный аспект 1–4 классы | + | Класс Этнокультурный аспект 1–4 классы |
− | 3.1.2 Личностные результаты: Уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана. | + | |
− | Этнокультурное содержание математического образования включает в себя изучение истории казахского и других народов, устного народного творчества, социальной, культурной, экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах. Создается образовательная система, при которой средствами образования являются родная культура и язык, а содержание образования выводит личность в мировое культурное пространство. | + | 3.1.2 Личностные результаты: Уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана. |
− | Мы считаем, что этнический материал должен быть систематизирован и представлен таким образом, чтобы он отвечал следующим требованиям: | + | Этнокультурное содержание математического образования включает в себя изучение истории казахского и других народов, устного народного творчества, социальной, культурной, экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах. Создается образовательная система, при которой средствами образования являются родная культура и язык, а содержание образования выводит личность в мировое культурное пространство. |
− | * развивал интерес учащихся к предмету; | + | Мы считаем, что этнический материал должен быть систематизирован и представлен таким образом, чтобы он отвечал следующим требованиям: |
− | * формировал такие качества мышления как логику, абстракцию, воображение, творчество; | + | |
− | * прививал навыки исследовательской деятельности; | + | * развивал интерес учащихся к предмету; |
− | * способствовал организации самостоятельной и индивидуальной работы. | + | * формировал такие качества мышления как логику, абстракцию, воображение, творчество; |
− | Приведём примеры изучения элементов фольклора при обучении математики учащихся начальных классов. | + | * прививал навыки исследовательской деятельности; |
− | Учитель может познакомить учащихся с казахскими старинными мерами времени: | + | * способствовал организации самостоятельной и индивидуальной работы. |
− | * Сүт пісірім – время для кипячения молока (5–10 мин). | + | Приведём примеры изучения элементов фольклора при обучении математики учащихся начальных классов. |
− | * Бие сауым – время между двумя дойками кобылицы (1–2 ч). | + | Учитель может познакомить учащихся с казахскими старинными мерами времени: |
− | * Ет пісірім – время варки мяса (3–4 ч). | + | |
− | * Время суток называли сәске түс, шанқай түс. | + | * Сүт пісірім – время для кипячения молока (5–10 мин). |
− | * Сәске түс – время дня, когда нет тени (12 ч дня). | + | * Бие сауым – время между двумя дойками кобылицы (1–2 ч). |
− | * Шанқай түс – время дня, когда тень самая короткая (2 ч дня). | + | * Ет пісірім – время варки мяса (3–4 ч). |
− | '''Задание.''' Составь задачи и реши их. | + | * Время суток называли сәске түс, шанқай түс. |
− | Найди значения буквенных выражений. | + | * Сәске түс – время дня, когда нет тени (12 ч дня). |
− | Расположи выражения в порядке возрастания их значений и прочти название казахского народного инструмента. | + | * Шанқай түс – время дня, когда тень самая короткая (2 ч дня). |
+ | '''Задание.''' Составь задачи и реши их. | ||
+ | |||
+ | Найди значения буквенных выражений. | ||
+ | Расположи выражения в порядке возрастания их значений и прочти название казахского народного инструмента. | ||
С точки зрения развития воспитывающего потенциала математики, действующие учебники недостаточно оснащены заданиями, способствующими растить, обучать и воспитывать учащихся с максимальным учетом общественных условий, в котором живут, будут жить и работать сегодняшние учащиеся. Возникает необходимость качественно нового подхода к обучению математике, что должно обеспечить учащихся практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. С этой целью необходимо изучить возможность и целесообразность более широкого привлечения этнического материала при обучении математике. | С точки зрения развития воспитывающего потенциала математики, действующие учебники недостаточно оснащены заданиями, способствующими растить, обучать и воспитывать учащихся с максимальным учетом общественных условий, в котором живут, будут жить и работать сегодняшние учащиеся. Возникает необходимость качественно нового подхода к обучению математике, что должно обеспечить учащихся практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. С этой целью необходимо изучить возможность и целесообразность более широкого привлечения этнического материала при обучении математике. | ||
− | Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что психолого-педагогические основы этнокультурной работы на уроках математики в начальной школе предполагают: учёт особенностей детей младшего школьного возраста; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность; совершенствование педагогического процесса; интеграцию обучения и воспитания; создание обучающей среды на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики; повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета. | + | Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что психолого-педагогические основы этнокультурной работы на уроках математики в начальной школе предполагают: учёт особенностей детей младшего школьного возраста; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность; совершенствование педагогического процесса; интеграцию обучения и воспитания; создание обучающей среды на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики; повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета. |
<center>'''СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ'''</center> | <center>'''СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ'''</center> |
Поточна версія на 09:33, 27 липня 2015
Акрамова А.С. - кандидат педагогических наук, доцент Евразийского технологического университета, Казахстан, г.Алматы.
Анотація: У статті розглядаються питання включення етнокультурного матеріалу у зміст математичної освіти, формування етнокультурних компетенцій учнів початкових класів Республіки Казахстан. Ключові слова: етнокультура, етнічний компонент, етнокультурна компетентність. Аннотация: В статье рассматриваются вопросы включения этнокультурного материала в содержание математического образования, формирование этнокультурных компетенций учащихся начальных классах Республики Казахстан.
Ключевые слова: этнокультура, этнический компонент, этнокультурная компетентность. Abstract: The article examines the inclusion of ethnic and cultural material in the content of mathematical education, the formation of ethno-cultural competencies of primary classes Republic of Kazakhstan.
Key words: ethnic culture, ethnic component, ethno-cultural сompetence.
В основе образовательной политики Республики Казахстан лежит идея толерантности, многокультурности современного общества. Президент РК Н.А.Назарбаев отмечает, что «Полиэтнизм нашей страны – наше богатство, предмет нашей гордости». Полиэтнический и многоконфессиональный состав населения Республики Казахстан определяет стратегические цели образовательной политики государства. Конституция РК, Закон РК «Об образовании», «Программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года создают правовую основу для демократических преобразований, подчеркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта [1].
В «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» выдвигается идея реализации этнокультурных интересов населения в области образования, создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп, освоение ценностей и стандартов других культур [2].
Этнокультурные компетенции необходимо рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества. Поэтому сегодня существует необходимость формирования этнокультурной компетенции учащихся, включения этнического компонента в содержание начального математического образования. Целью этнического компонента содержания математического образования является:
- овладение математическими знаниями, умениями и навыками посредством использования математических упражнений, содержащих этнический компонент;
- овладение культурой родного народа;
- формирование представлений о многообразии культур и воспитание положительного отношения к культурным различиям в мире;
- создание условий для интеграции в культуры других народов;
- воспитание учащихся в духе мира, терпимости.
В качестве основных задач современного этнокультурного образования выдвигаются:
- воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;
- формирование многоязычного индивида: подготовка граждан, способных эффективно общаться на государственном и родном языках.
Образование, как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должно выполнять четыре главных функции:
- транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ);
- развивающую (формирование и развитие национального самосознания);
- дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп);
- интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры).
Этнокультурный компонент является важным фактором в учебно-воспитательном процессе, который направлен на формирование этнокультурной компетентности. Под этнокультурной компетентностью при обучении математики мы понимаем умение ориентироваться в ценностях материальной и духовной этнокультуры: принятие традиции народной педагогики, прикладного творчества, фольклора, народной музыки, этикета, памятных дат и исторических событий и т.д. Целью этнокультурного математического образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур. Выделим методологические подходы, на которых основано формирование этнокультурной компетентности:
- синергетический гуманистический комплексность
- этнопедагогический культуросообразность преемственность
- аксиологический полилингвизм междисциплинарность
Рисунок 1 – Методологические подходы формирования этнокультурной компетентности Процесс обучения математике в начальных классах необходимо строить с учетом следующих принципов: Рисунок 2 – Принципы этнокультурного компонента в процессе обучения математики Реализация принципа этнокультурного образования в процессе математического образования предполагает целенаправленное, систематизированное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются этнокультурологический учебный материал, отобранный в соответствии с содержанием Государственного общеобязательного стандарта образования РК и Программой по математике для 1–4 классов. Государственный общеобязательный стандарт образования РК по предмету математика для 1–4 классов указывает на необходимость формирования этнокультурных компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей. В Программе по математике для 1-4 классов основными целями обучения предмету указано:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений; формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
- воспитание уважения к правам и свободам человека;
- культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших;
- культуры здоровья, способности к социальной адаптации;
- гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.
Программа по математике для 1-4 классов предусматривает формирование общекультурных компетенции. «Общекультурные компетенции - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир» [4]. Таблица 1 – Анализ Программы по математике по формированию этнокультурной компетентности Класс Этнокультурный аспект
1 класс Воспитание культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; активной позиции в охране окружающей среды; патриотических чувств; уважения к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана. 2 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени 3 класс Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса; воспитание уважения к правам и свободам человека; культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; культуры здоровья, способности к социальной адаптации; гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье 4 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени Таблица 2 – Анализ программных требований к уровню подготовки обучающихся в этнокультурном аспекте Класс Этнокультурный аспект 1–4 классы
3.1.2 Личностные результаты: Уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана. Этнокультурное содержание математического образования включает в себя изучение истории казахского и других народов, устного народного творчества, социальной, культурной, экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах. Создается образовательная система, при которой средствами образования являются родная культура и язык, а содержание образования выводит личность в мировое культурное пространство. Мы считаем, что этнический материал должен быть систематизирован и представлен таким образом, чтобы он отвечал следующим требованиям:
- развивал интерес учащихся к предмету;
- формировал такие качества мышления как логику, абстракцию, воображение, творчество;
- прививал навыки исследовательской деятельности;
- способствовал организации самостоятельной и индивидуальной работы.
Приведём примеры изучения элементов фольклора при обучении математики учащихся начальных классов. Учитель может познакомить учащихся с казахскими старинными мерами времени:
- Сүт пісірім – время для кипячения молока (5–10 мин).
- Бие сауым – время между двумя дойками кобылицы (1–2 ч).
- Ет пісірім – время варки мяса (3–4 ч).
- Время суток называли сәске түс, шанқай түс.
- Сәске түс – время дня, когда нет тени (12 ч дня).
- Шанқай түс – время дня, когда тень самая короткая (2 ч дня).
Задание. Составь задачи и реши их.
Найди значения буквенных выражений. Расположи выражения в порядке возрастания их значений и прочти название казахского народного инструмента. С точки зрения развития воспитывающего потенциала математики, действующие учебники недостаточно оснащены заданиями, способствующими растить, обучать и воспитывать учащихся с максимальным учетом общественных условий, в котором живут, будут жить и работать сегодняшние учащиеся. Возникает необходимость качественно нового подхода к обучению математике, что должно обеспечить учащихся практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. С этой целью необходимо изучить возможность и целесообразность более широкого привлечения этнического материала при обучении математике. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что психолого-педагогические основы этнокультурной работы на уроках математики в начальной школе предполагают: учёт особенностей детей младшего школьного возраста; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность; совершенствование педагогического процесса; интеграцию обучения и воспитания; создание обучающей среды на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики; повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета.
- Закон Республики Казахстан «Об образовании». Алматы, 27 июля 2007г.
- Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан от 15 июля 1996 г. № 3058.
- Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Начальное образование. Алматы, 22 сентября 2002 г. Приказ МОН РК № 693.
- Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И. Математика. Учебная программа для 1, 2, 3, 4 классов общеобразовательной школы. – Астана: НАО им. Алтынсарина, 2013. – 29 с.
- Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И., А.К.Адильбекова. Математика. Учебники для 3, 4 классов общеобразовательных школ РК.– Алматы: Атамура, 2013, 2014гг.
- Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2000. – № 2.– С. 105-107.