Акрамова А.С. Элементы казахского фольклора в начальном математическом образовании
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
(Створена сторінка: А.С. Акрамова, к.п.н., доцент Евразийский технологический университет, Казахстан, г.Алматы...) |
|||
Рядок 1: | Рядок 1: | ||
− | А.С. | + | '''[[Акрамова А.С.]]''' - кандидат педагогических наук, доцент Евразийского технологического университета, |
− | + | Казахстан, г.Алматы. | |
− | Казахстан, г.Алматы | + | |
− | '''ЭЛЕМЕНТЫ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ''' | + | <center>'''ЭЛЕМЕНТЫ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'''</center> |
− | + | <p align=justify> '''Анотація:''' У статті розглядаються питання включення етнокультурного матеріалу у зміст математичної освіти, формування етнокультурних компетенцій учнів початкових класів Республіки Казахстан.</p align=justify> | |
− | + | ||
− | ''' | + | |
− | + | <p align=justify> '''Ключові слова:''' етнокультура, етнічний компонент, етнокультурна компетентність.</p align=justify> | |
− | ''' | + | <p align=justify> '''Аннотация:''' В статье рассматриваются вопросы включения этнокультурного материала в содержание математического образования, формирование этнокультурных компетенций учащихся начальных классах Республики Казахстан.</p align=justify> |
− | + | <p align=justify> '''Ключевые слова:''' этнокультура, этнический компонент, этнокультурная компетентность. </p align=justify> | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
+ | <p align=justify> '''Abstract:''' The article examines the inclusion of ethnic and cultural material in the content of mathematical education, the formation of ethno-cultural competencies of primary classes Republic of Kazakhstan.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> '''Key words:''' ethnic culture, ethnic component, ethno-cultural сompetence. </p align=justify> | ||
− | синергетический гуманистический комплексность | + | <p align=justify> В основе образовательной политики Республики Казахстан лежит идея толерантности, многокультурности современного общества. Президент РК Н.А.Назарбаев отмечает, что «Полиэтнизм нашей страны – наше богатство, предмет нашей гордости».</p align=justify> |
− | этнопедагогический культуросообразность преемственность | + | <p align=justify> Полиэтнический и многоконфессиональный состав населения Республики Казахстан определяет стратегические цели образовательной политики государства. Конституция РК, Закон РК «Об образовании», «Программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года создают правовую основу для демократических преобразований, подчеркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта [1].</p align=justify> |
− | аксиологический полилингвизм междисциплинарность | + | <p align=justify> В «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» выдвигается идея реализации этнокультурных интересов населения в области образования, создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп, освоение ценностей и стандартов других культур [2].</p align=justify> |
+ | <p align=justify> Этнокультурные компетенции необходимо рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества. Поэтому сегодня существует необходимость формирования этнокультурной компетенции учащихся, включения этнического компонента в содержание начального математического образования.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Целью этнического компонента содержания математического образования является: </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * овладение математическими знаниями, умениями и навыками посредством использования математических упражнений, содержащих этнический компонент; </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * овладение культурой родного народа; </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * формирование представлений о многообразии культур и воспитание положительного отношения к культурным различиям в мире; </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * создание условий для интеграции в культуры других народов; </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * воспитание учащихся в духе мира, терпимости. </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> В качестве основных задач современного этнокультурного образования выдвигаются:</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * формирование многоязычного индивида: подготовка граждан, способных эффективно общаться на государственном и родном языках.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Образование, как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должно выполнять четыре главных функции:</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ);</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * развивающую (формирование и развитие национального самосознания);</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп);</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры).</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Этнокультурный компонент является важным фактором в учебно-воспитательном процессе, который направлен на формирование этнокультурной компетентности. Под этнокультурной компетентностью при обучении математики мы понимаем умение ориентироваться в ценностях материальной и духовной этнокультуры: принятие традиции народной педагогики, прикладного творчества, фольклора, народной музыки, этикета, памятных дат и исторических событий и т.д. Целью этнокультурного математического образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Выделим методологические подходы, на которых основано формирование этнокультурной компетентности:</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * синергетический гуманистический комплексность</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * этнопедагогический культуросообразность преемственность</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * аксиологический полилингвизм междисциплинарность</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> '''Рисунок 1''' – Методологические подходы формирования этнокультурной компетентности</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Процесс обучения математике в начальных классах необходимо строить с учетом следующих принципов:</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> '''Рисунок 2''' – Принципы этнокультурного компонента в процессе обучения математики</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Реализация принципа этнокультурного образования в процессе математического образования предполагает целенаправленное, систематизированное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются этнокультурологический учебный материал, отобранный в соответствии с содержанием Государственного общеобязательного стандарта образования РК и Программой по математике для 1–4 классов.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Государственный общеобязательный стандарт образования РК по предмету математика для 1–4 классов указывает на необходимость формирования этнокультурных компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей. </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> В Программе по математике для 1-4 классов основными целями обучения предмету указано:</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений; формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * воспитание уважения к правам и свободам человека; </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * культуры здоровья, способности к социальной адаптации; </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана. </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Программа по математике для 1-4 классов предусматривает формирование общекультурных компетенции. «Общекультурные компетенции - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир» [4]. </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> '''Таблица 1''' – Анализ Программы по математике по формированию этнокультурной компетентности </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Класс Этнокультурный аспект</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> 1 класс Воспитание культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; активной позиции в охране окружающей среды; патриотических чувств; уважения к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> 2 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> 3 класс Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса; | ||
+ | воспитание уважения к правам и свободам человека; культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; культуры здоровья, способности к социальной адаптации; гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> 4 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> '''Таблица 2''' – Анализ программных требований к уровню подготовки обучающихся в этнокультурном аспекте</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Класс Этнокультурный аспект 1–4 классы</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> 3.1.2 Личностные результаты: Уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Этнокультурное содержание математического образования включает в себя изучение истории казахского и других народов, устного народного творчества, социальной, культурной, экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах. Создается образовательная система, при которой средствами образования являются родная культура и язык, а содержание образования выводит личность в мировое культурное пространство.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Мы считаем, что этнический материал должен быть систематизирован и представлен таким образом, чтобы он отвечал следующим требованиям:</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * развивал интерес учащихся к предмету;</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * формировал такие качества мышления как логику, абстракцию, воображение, творчество;</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * прививал навыки исследовательской деятельности;</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * способствовал организации самостоятельной и индивидуальной работы.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Приведём примеры изучения элементов фольклора при обучении математики учащихся начальных классов. </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Учитель может познакомить учащихся с казахскими старинными мерами времени: </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * Сүт пісірім – время для кипячения молока (5–10 мин).</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * Бие сауым – время между двумя дойками кобылицы (1–2 ч).</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * Ет пісірім – время варки мяса (3–4 ч).</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * Время суток называли сәске түс, шанқай түс.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * Сәске түс – время дня, когда нет тени (12 ч дня).</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> * Шанқай түс – время дня, когда тень самая короткая (2 ч дня).</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> '''Задание.''' Составь задачи и реши их. </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Найди значения буквенных выражений. </p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> Расположи выражения в порядке возрастания их значений и прочти название казахского народного инструмента.</p align=justify> | ||
+ | <p align=justify> С точки зрения развития воспитывающего потенциала математики, действующие учебники недостаточно оснащены заданиями, способствующими растить, обучать и воспитывать учащихся с максимальным учетом общественных условий, в котором живут, будут жить и работать сегодняшние учащиеся. Возникает необходимость качественно нового подхода к обучению математике, что должно обеспечить учащихся практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. С этой целью необходимо изучить возможность и целесообразность более широкого привлечения этнического материала при обучении математике. | ||
+ | Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что психолого-педагогические основы этнокультурной работы на уроках математики в начальной школе предполагают: учёт особенностей детей младшего школьного возраста; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность; совершенствование педагогического процесса; интеграцию обучения и воспитания; создание обучающей среды на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики; повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета.</p align=justify> | ||
− | + | <center>'''СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ'''</center> | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | * Закон Республики Казахстан «Об образовании». Алматы, 27 июля 2007г. | |
− | + | * Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан от 15 июля 1996 г. № 3058. | |
− | + | * Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Начальное образование. Алматы, 22 сентября 2002 г. Приказ МОН РК № 693. | |
− | + | * Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И. Математика. Учебная программа для 1, 2, 3, 4 классов общеобразовательной школы. – Астана: НАО им. Алтынсарина, 2013. – 29 с. | |
− | + | * Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И., А.К.Адильбекова. Математика. Учебники для 3, 4 классов общеобразовательных школ РК.– Алматы: Атамура, 2013, 2014гг. | |
− | + | * Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2000. – № 2.– С. 105-107. | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + |
Версія за 08:35, 28 квітня 2015
Акрамова А.С. - кандидат педагогических наук, доцент Евразийского технологического университета,
Казахстан, г.Алматы.
Анотація: У статті розглядаються питання включення етнокультурного матеріалу у зміст математичної освіти, формування етнокультурних компетенцій учнів початкових класів Республіки Казахстан.
Ключові слова: етнокультура, етнічний компонент, етнокультурна компетентність.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы включения этнокультурного материала в содержание математического образования, формирование этнокультурных компетенций учащихся начальных классах Республики Казахстан.
Ключевые слова: этнокультура, этнический компонент, этнокультурная компетентность.
Abstract: The article examines the inclusion of ethnic and cultural material in the content of mathematical education, the formation of ethno-cultural competencies of primary classes Republic of Kazakhstan.
Key words: ethnic culture, ethnic component, ethno-cultural сompetence.
В основе образовательной политики Республики Казахстан лежит идея толерантности, многокультурности современного общества. Президент РК Н.А.Назарбаев отмечает, что «Полиэтнизм нашей страны – наше богатство, предмет нашей гордости».
Полиэтнический и многоконфессиональный состав населения Республики Казахстан определяет стратегические цели образовательной политики государства. Конституция РК, Закон РК «Об образовании», «Программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года создают правовую основу для демократических преобразований, подчеркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта [1].
В «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» выдвигается идея реализации этнокультурных интересов населения в области образования, создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп, освоение ценностей и стандартов других культур [2].
Этнокультурные компетенции необходимо рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества. Поэтому сегодня существует необходимость формирования этнокультурной компетенции учащихся, включения этнического компонента в содержание начального математического образования.
Целью этнического компонента содержания математического образования является:
* овладение математическими знаниями, умениями и навыками посредством использования математических упражнений, содержащих этнический компонент;
* овладение культурой родного народа;
* формирование представлений о многообразии культур и воспитание положительного отношения к культурным различиям в мире;
* создание условий для интеграции в культуры других народов;
* воспитание учащихся в духе мира, терпимости.
В качестве основных задач современного этнокультурного образования выдвигаются:
* воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;
* формирование многоязычного индивида: подготовка граждан, способных эффективно общаться на государственном и родном языках.
Образование, как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должно выполнять четыре главных функции:
* транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ);
* развивающую (формирование и развитие национального самосознания);
* дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп);
* интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры).
Этнокультурный компонент является важным фактором в учебно-воспитательном процессе, который направлен на формирование этнокультурной компетентности. Под этнокультурной компетентностью при обучении математики мы понимаем умение ориентироваться в ценностях материальной и духовной этнокультуры: принятие традиции народной педагогики, прикладного творчества, фольклора, народной музыки, этикета, памятных дат и исторических событий и т.д. Целью этнокультурного математического образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.
Выделим методологические подходы, на которых основано формирование этнокультурной компетентности:
* синергетический гуманистический комплексность
* этнопедагогический культуросообразность преемственность
* аксиологический полилингвизм междисциплинарность
Рисунок 1 – Методологические подходы формирования этнокультурной компетентности
Процесс обучения математике в начальных классах необходимо строить с учетом следующих принципов:
Рисунок 2 – Принципы этнокультурного компонента в процессе обучения математики
Реализация принципа этнокультурного образования в процессе математического образования предполагает целенаправленное, систематизированное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются этнокультурологический учебный материал, отобранный в соответствии с содержанием Государственного общеобязательного стандарта образования РК и Программой по математике для 1–4 классов.
Государственный общеобязательный стандарт образования РК по предмету математика для 1–4 классов указывает на необходимость формирования этнокультурных компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.
В Программе по математике для 1-4 классов основными целями обучения предмету указано:
* обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений; формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
* воспитание уважения к правам и свободам человека;
* культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших;
* культуры здоровья, способности к социальной адаптации;
* гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.
Программа по математике для 1-4 классов предусматривает формирование общекультурных компетенции. «Общекультурные компетенции - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир» [4].
Таблица 1 – Анализ Программы по математике по формированию этнокультурной компетентности
Класс Этнокультурный аспект
1 класс Воспитание культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; активной позиции в охране окружающей среды; патриотических чувств; уважения к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.
2 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени
3 класс Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса; воспитание уважения к правам и свободам человека; культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; культуры здоровья, способности к социальной адаптации; гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье
4 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени
Таблица 2 – Анализ программных требований к уровню подготовки обучающихся в этнокультурном аспекте
Класс Этнокультурный аспект 1–4 классы
3.1.2 Личностные результаты: Уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.
Этнокультурное содержание математического образования включает в себя изучение истории казахского и других народов, устного народного творчества, социальной, культурной, экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах. Создается образовательная система, при которой средствами образования являются родная культура и язык, а содержание образования выводит личность в мировое культурное пространство.
Мы считаем, что этнический материал должен быть систематизирован и представлен таким образом, чтобы он отвечал следующим требованиям:
* развивал интерес учащихся к предмету;
* формировал такие качества мышления как логику, абстракцию, воображение, творчество;
* прививал навыки исследовательской деятельности;
* способствовал организации самостоятельной и индивидуальной работы.
Приведём примеры изучения элементов фольклора при обучении математики учащихся начальных классов.
Учитель может познакомить учащихся с казахскими старинными мерами времени:
* Сүт пісірім – время для кипячения молока (5–10 мин).
* Бие сауым – время между двумя дойками кобылицы (1–2 ч).
* Ет пісірім – время варки мяса (3–4 ч).
* Время суток называли сәске түс, шанқай түс.
* Сәске түс – время дня, когда нет тени (12 ч дня).
* Шанқай түс – время дня, когда тень самая короткая (2 ч дня).
Задание. Составь задачи и реши их.
Найди значения буквенных выражений.
Расположи выражения в порядке возрастания их значений и прочти название казахского народного инструмента.
С точки зрения развития воспитывающего потенциала математики, действующие учебники недостаточно оснащены заданиями, способствующими растить, обучать и воспитывать учащихся с максимальным учетом общественных условий, в котором живут, будут жить и работать сегодняшние учащиеся. Возникает необходимость качественно нового подхода к обучению математике, что должно обеспечить учащихся практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. С этой целью необходимо изучить возможность и целесообразность более широкого привлечения этнического материала при обучении математике. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что психолого-педагогические основы этнокультурной работы на уроках математики в начальной школе предполагают: учёт особенностей детей младшего школьного возраста; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность; совершенствование педагогического процесса; интеграцию обучения и воспитания; создание обучающей среды на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики; повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета.
- Закон Республики Казахстан «Об образовании». Алматы, 27 июля 2007г.
- Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан от 15 июля 1996 г. № 3058.
- Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Начальное образование. Алматы, 22 сентября 2002 г. Приказ МОН РК № 693.
- Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И. Математика. Учебная программа для 1, 2, 3, 4 классов общеобразовательной школы. – Астана: НАО им. Алтынсарина, 2013. – 29 с.
- Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И., А.К.Адильбекова. Математика. Учебники для 3, 4 классов общеобразовательных школ РК.– Алматы: Атамура, 2013, 2014гг.
- Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2000. – № 2.– С. 105-107.