Акрамова А.С. Элементы казахского фольклора в начальном математическом образовании

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
(Створена сторінка: А.С. Акрамова, к.п.н., доцент Евразийский технологический университет, Казахстан, г.Алматы...)
 
Рядок 1: Рядок 1:
А.С. Акрамова, к.п.н., доцент
+
'''[[Акрамова А.С.]]''' - кандидат педагогических наук, доцент Евразийского технологического университета,
Евразийский технологический университет,
+
  Казахстан, г.Алматы.
  Казахстан, г.Алматы
+
  
'''ЭЛЕМЕНТЫ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА В  НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'''  
+
<center>'''ЭЛЕМЕНТЫ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА В  НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'''</center>
  
В статье рассматриваются вопросы включения этнокультурного материала в содержание математического образования, формирование этнокультурных компетенций учащихся начальных классах Республики Казахстан.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Анотація:''' У статті розглядаються питання включення етнокультурного матеріалу у зміст математичної освіти, формування етнокультурних компетенцій учнів початкових класів Республіки Казахстан.</p align=justify>
     
+
'''Ключевые слова:''' этнокультура, этнический компонент, этнокультурная компетентность.  
+
  
The article examines the inclusion of ethnic and cultural material in the content of mathematical education, the formation of ethno-cultural competencies of primary classes Republic of Kazakhstan.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Ключові слова:''' етнокультура, етнічний компонент, етнокультурна компетентність.</p align=justify>
  
'''Keywords:''' ethnic culture, ethnic component, ethno-cultural  сompetence.
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Аннотация:''' В статье рассматриваются вопросы включения этнокультурного материала в содержание математического образования, формирование этнокультурных компетенций учащихся начальных классах Республики Казахстан.</p align=justify>
  
        В основе образовательной политики Республики Казахстан лежит идея толерантности, многокультурности современного общества.  Президент РК Н.А.Назарбаев отмечает, что «Полиэтнизм нашей страны – наше богатство, предмет нашей гордости».
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Ключевые слова:''' этнокультура, этнический компонент, этнокультурная компетентность. </p align=justify>
      Полиэтнический и многоконфессиональный состав населения Республики Казахстан определяет стратегические цели образовательной политики государства. Конституция РК,  Закон РК «Об образовании»,  «Программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года  создают правовую основу для демократических преобразований, подчеркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта [1].
+
        В «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» выдвигается идея реализации этнокультурных интересов населения в области образования, создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп, освоение ценностей и стандартов других культур [2].
+
    Этнокультурные компетенции  необходимо рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества. Поэтому сегодня существует необходимость формирования этнокультурной компетенции учащихся, включения этнического компонента в содержание начального математического образования.
+
Целью этнического компонента содержания математического образования является:
+
• овладение математическими знаниями, умениями и навыками посредством использования математических  упражнений, содержащих этнический компонент;
+
• овладение  культурой родного народа;  
+
• формирование представлений о многообразии культур и воспитание положительного отношения к культурным различиям в мире;  
+
• создание условий для интеграции в культуры других народов;
+
• воспитание учащихся в духе мира, терпимости.
+
В качестве основных задач современного этнокультурного образования выдвигаются:
+
воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;
+
  формирование многоязычного индивида: подготовка граждан, способных эффективно общаться на государственном и родном языках.
+
    Образование, как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должно выполнять четыре главных функции:
+
• транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости    этнонациональных сообществ);
+
• развивающую (формирование и развитие национального самосознания);
+
• дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп);
+
• интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры).
+
    Этнокультурный компонент является важным фактором в учебно-воспитательном процессе, который направлен на формирование этнокультурной компетентности.     Под этнокультурной  компетентностью при обучении математики мы понимаем умение ориентироваться  в ценностях материальной и духовной этнокультуры: принятие традиции народной педагогики, прикладного творчества, фольклора, народной музыки, этикета, памятных  дат и исторических событий и т.д. Целью этнокультурного математического образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.
+
      Выделим методологические подходы, на которых основано формирование этнокультурной компетентности:
+
  
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Abstract:''' The article examines the inclusion of ethnic and cultural material in the content of mathematical education, the formation of ethno-cultural competencies of primary classes Republic of Kazakhstan.</p align=justify>
  
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Key words:'''  ethnic culture, ethnic component, ethno-cultural  сompetence.  </p align=justify>
  
синергетический гуманистический комплексность
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В основе образовательной политики Республики Казахстан лежит идея толерантности, многокультурности современного общества.  Президент РК Н.А.Назарбаев отмечает, что «Полиэтнизм нашей страны – наше богатство, предмет нашей гордости».</p align=justify>
этнопедагогический культуросообразность преемственность
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Полиэтнический и многоконфессиональный состав населения Республики Казахстан определяет стратегические цели образовательной политики государства. Конституция РК,  Закон РК «Об образовании»,  «Программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года  создают правовую основу для демократических преобразований, подчеркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта [1].</p align=justify>
аксиологический полилингвизм междисциплинарность
+
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» выдвигается идея реализации этнокультурных интересов населения в области образования, создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп, освоение ценностей и стандартов других культур [2].</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Этнокультурные компетенции  необходимо рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества. Поэтому сегодня существует необходимость формирования этнокультурной компетенции учащихся, включения этнического компонента в содержание начального математического образования.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Целью этнического компонента содержания математического образования является: </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* овладение математическими знаниями, умениями и навыками посредством использования математических  упражнений, содержащих этнический компонент;  </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* овладение  культурой родного народа; </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* формирование представлений о многообразии культур и воспитание положительного отношения к культурным различиям в мире; </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* создание условий для интеграции в культуры других народов; </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* воспитание учащихся в духе мира, терпимости. </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В качестве основных задач современного этнокультурного образования выдвигаются:</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* формирование многоязычного индивида: подготовка граждан, способных эффективно общаться на государственном и родном  языках.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Образование, как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должно выполнять четыре главных функции:</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости    этнонациональных сообществ);</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* развивающую (формирование и развитие национального самосознания);</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп);</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры).</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Этнокультурный компонент является важным фактором в учебно-воспитательном процессе, который направлен на формирование этнокультурной компетентности.    Под этнокультурной  компетентностью при обучении математики мы понимаем умение ориентироваться  в ценностях материальной и духовной этнокультуры: принятие традиции народной педагогики, прикладного творчества, фольклора, народной музыки, этикета, памятных  дат и исторических событий и т.д. Целью этнокультурного математического образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Выделим методологические подходы, на которых основано формирование этнокультурной компетентности:</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* синергетический гуманистический комплексность</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* этнопедагогический культуросообразность преемственность</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* аксиологический полилингвизм междисциплинарность</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Рисунок 1''' – Методологические подходы формирования этнокультурной компетентности</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Процесс обучения математике в начальных классах  необходимо строить  с учетом следующих принципов:</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Рисунок 2''' – Принципы этнокультурного компонента в процессе  обучения математики</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Реализация принципа этнокультурного образования в процессе математического образования предполагает целенаправленное, систематизированное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются этнокультурологический учебный материал, отобранный в соответствии с  содержанием Государственного общеобязательного стандарта образования РК и  Программой по математике для 1–4 классов.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Государственный общеобязательный  стандарт  образования РК по предмету  математика для 1–4 классов указывает на необходимость формирования  этнокультурных  компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей. </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;В Программе по математике  для 1-4 классов  основными целями обучения предмету указано:</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений; формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* воспитание уважения к правам и свободам человека; </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* культуры здоровья, способности к социальной адаптации; </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана. </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Программа по математике  для 1-4 классов  предусматривает  формирование общекультурных компетенции. «Общекультурные компетенции  - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир» [4]. </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Таблица 1''' – Анализ Программы по математике по формированию  этнокультурной компетентности </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Класс Этнокультурный аспект</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;1 класс Воспитание культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; активной позиции в охране окружающей среды; патриотических чувств; уважения к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;2 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;3 класс Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
 +
воспитание уважения к правам и свободам человека; культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; культуры здоровья, способности к социальной адаптации; гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;4 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Таблица 2''' – Анализ программных требований к уровню подготовки обучающихся в этнокультурном аспекте</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Класс Этнокультурный аспект 1–4 классы</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;3.1.2 Личностные результаты: Уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Этнокультурное содержание математического образования включает в себя изучение  истории казахского и других народов, устного народного творчества, социальной, культурной, экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах.  Создается образовательная система, при которой средствами образования являются родная культура и язык, а содержание образования выводит личность в мировое культурное пространство.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Мы считаем, что этнический материал должен быть  систематизирован и представлен таким образом, чтобы он отвечал следующим требованиям:</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* развивал  интерес  учащихся к предмету;</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* формировал  такие  качества  мышления как логику, абстракцию, воображение, творчество;</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* прививал  навыки  исследовательской деятельности;</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* способствовал организации самостоятельной и индивидуальной работы.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Приведём примеры изучения элементов фольклора при обучении математики учащихся начальных классов. </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Учитель может познакомить  учащихся с казахскими старинными мерами времени: </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* Сүт пісірім – время для кипячения молока (5–10 мин).</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* Бие сауым – время между двумя дойками кобылицы (1–2 ч).</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* Ет пісірім – время варки мяса (3–4 ч).</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* Время суток называли сәске түс, шанқай түс.</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* Сәске түс – время дня, когда нет тени (12 ч дня).</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;* Шанқай түс – время дня, когда тень самая короткая (2 ч дня).</p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;'''Задание.''' Составь задачи и реши их. </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Найди значения буквенных выражений. </p align=justify>
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;Расположи выражения в порядке возрастания их значений и прочти название казахского народного инструмента.</p align=justify> 
 +
<p align=justify>&nbsp;&nbsp;&nbsp;С точки зрения развития воспитывающего потенциала математики, действующие учебники недостаточно оснащены заданиями, способствующими растить, обучать и  воспитывать учащихся с максимальным учетом общественных условий, в котором живут, будут жить и работать сегодняшние учащиеся. Возникает необходимость качественно нового подхода к обучению математике, что должно обеспечить учащихся практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. С этой целью необходимо изучить возможность и целесообразность более широкого привлечения этнического материала при обучении математике.
 +
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что психолого-педагогические основы этнокультурной работы на уроках  математики в начальной школе  предполагают: учёт особенностей детей младшего школьного возраста; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность; совершенствование педагогического процесса; интеграцию обучения и воспитания; создание обучающей среды на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики; повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями,  расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета.</p align=justify>
  
Рисунок 1 – Методологические подходы формирования этнокультурной компетентности
+
<center>'''СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ'''</center>
Процесс обучения математике в начальных классах необходимо строить  с учетом следующих принципов:
+
+
Рисунок 2 – Принципы этнокультурного компонента в процессе  обучения математики
+
Реализация принципа этнокультурного образования в процессе математического образования предполагает целенаправленное, систематизированное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются этнокультурологический учебный материал, отобранный в соответствии с  содержанием Государственного общеобязательного стандарта образования РК и  Программой по математике для 1–4 классов.
+
Государственный общеобязательный  стандарт  образования РК по предмету  математика для 1–4 классов указывает на необходимость формирования  этнокультурных  компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.
+
В Программе по математике  для 1-4 классов  основными целями обучения предмету указано:
+
 обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений; формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
+
 воспитание уважения к правам и свободам человека;
+
 культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших;
+
 культуры здоровья, способности к социальной адаптации;
+
 гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.
+
  Программа по математике  для 1-4 классов  предусматривает  формирование общекультурных компетенции. «Общекультурные компетенции  - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир» [4].
+
      Таблица 1 – Анализ Программы по математике по формированию  этнокультурной компетентности
+
+
Класс Этнокультурный аспект
+
1 класс Воспитание культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; активной позиции в охране окружающей среды; патриотических чувств; уважения к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.
+
2 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени
+
3 класс Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
+
воспитание уважения к правам и свободам человека; культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; культуры здоровья, способности к социальной адаптации; гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье
+
4 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени
+
  
      Таблица 2 – Анализ программных требований к уровню подготовки обучающихся в этнокультурном аспекте
+
* Закон Республики Казахстан «Об образовании». Алматы, 27 июля 2007г.
Класс Этнокультурный аспект
+
* Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан  от 15 июля 1996 г. № 3058.
 
+
* Государственный общеобязательный стандарт  образования Республики Казахстан. Начальное образование.  Алматы, 22 сентября 2002 г. Приказ МОН РК № 693.
1–4 классы 3.1.2 Личностные результаты: Уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.
+
* Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И. Математика. Учебная программа  для  1, 2, 3, 4  классов общеобразовательной школы. – Астана: НАО им. Алтынсарина, 2013. – 29 с.
 
+
* Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И., А.К.Адильбекова. Математика. Учебники для 3, 4 классов общеобразовательных школ РК.– Алматы: Атамура, 2013, 2014гг.
Этнокультурное содержание математического образования включает в себя изучение  истории казахского и других народов, устного народного творчества, социальной, культурной, экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах.  Создается образовательная система, при которой средствами образования являются родная культура и язык, а содержание образования выводит личность в мировое культурное пространство.
+
* Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2000. –  № 2.– С. 105-107.
Мы считаем, что этнический материал должен быть  систематизирован и представлен таким образом, чтобы он отвечал следующим требованиям:
+
• развивал  интерес  учащихся к предмету;
+
• формировал  такие  качества  мышления как логику, абстракцию, воображение, творчество;
+
• прививал  навыки  исследовательской деятельности;
+
• способствовал организации самостоятельной и индивидуальной работы.
+
Приведём примеры изучения элементов фольклора при обучении математики учащихся начальных классов.
+
Учитель может познакомить  учащихся с казахскими старинными мерами времени:
+
Сүт пісірім – время для кипячения молока (5–10 мин).
+
Бие сауым – время между двумя дойками кобылицы (1–2 ч).
+
Ет пісірім – время варки мяса (3–4 ч).
+
Время суток называли сәске түс, шанқай түс.
+
Сәске түс – время дня, когда нет тени (12 ч дня).
+
Шанқай түс – время дня, когда тень самая короткая (2 ч дня).
+
Задание. Составь задачи и реши их.
+
+
Найди значения буквенных выражений.
+
                           
+
Расположи выражения в порядке возрастания их значений и прочти название казахского народного инструмента. 
+
С точки зрения развития воспитывающего потенциала математики, действующие учебники недостаточно оснащены заданиями, способствующими растить, обучать и  воспитывать учащихся с максимальным учетом общественных условий, в котором живут, будут жить и работать сегодняшние учащиеся. Возникает необходимость качественно нового подхода к обучению математике, что должно обеспечить учащихся практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. С этой целью необходимо изучить возможность и целесообразность более широкого привлечения этнического материала при обучении математике.
+
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что психолого-педагогические основы этнокультурной работы на уроках  математики в начальной школе  предполагают: учёт особенностей детей младшего школьного возраста; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность; совершенствование педагогического процесса; интеграцию обучения и воспитания; создание обучающей среды на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики; повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями,  расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета.
+
 
+
'''СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ'''
+
 
+
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». Алматы, 27 июля 2007г.
+
2. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан  от 15 июля 1996 г. № 3058.
+
3. Государственный общеобязательный стандарт  образования Республики Казахстан. Начальное образование.  Алматы, 22 сентября 2002 г. Приказ МОН РК № 693.
+
4. Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И. Математика. Учебная программа  для  1, 2, 3, 4  классов общеобразовательной школы. – Астана: НАО им. Алтынсарина, 2013. – 29 с.
+
5. Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И., А.К.Адильбекова. Математика. Учебники для 3, 4 классов общеобразовательных школ РК.– Алматы: Атамура, 2013, 2014гг.
+
6. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2000. –  № 2.– С. 105-107.
+

Версія за 08:35, 28 квітня 2015

Акрамова А.С. - кандидат педагогических наук, доцент Евразийского технологического университета,

Казахстан, г.Алматы.
ЭЛЕМЕНТЫ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

   Анотація: У статті розглядаються питання включення етнокультурного матеріалу у зміст математичної освіти, формування етнокультурних компетенцій учнів початкових класів Республіки Казахстан.

   Ключові слова: етнокультура, етнічний компонент, етнокультурна компетентність.

   Аннотация: В статье рассматриваются вопросы включения этнокультурного материала в содержание математического образования, формирование этнокультурных компетенций учащихся начальных классах Республики Казахстан.

   Ключевые слова: этнокультура, этнический компонент, этнокультурная компетентность.

   Abstract: The article examines the inclusion of ethnic and cultural material in the content of mathematical education, the formation of ethno-cultural competencies of primary classes Republic of Kazakhstan.

   Key words: ethnic culture, ethnic component, ethno-cultural сompetence.

   В основе образовательной политики Республики Казахстан лежит идея толерантности, многокультурности современного общества. Президент РК Н.А.Назарбаев отмечает, что «Полиэтнизм нашей страны – наше богатство, предмет нашей гордости».

   Полиэтнический и многоконфессиональный состав населения Республики Казахстан определяет стратегические цели образовательной политики государства. Конституция РК, Закон РК «Об образовании», «Программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года создают правовую основу для демократических преобразований, подчеркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта [1].

   В «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» выдвигается идея реализации этнокультурных интересов населения в области образования, создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп, освоение ценностей и стандартов других культур [2].

   Этнокультурные компетенции необходимо рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества. Поэтому сегодня существует необходимость формирования этнокультурной компетенции учащихся, включения этнического компонента в содержание начального математического образования.

   Целью этнического компонента содержания математического образования является:

   * овладение математическими знаниями, умениями и навыками посредством использования математических упражнений, содержащих этнический компонент;

   * овладение культурой родного народа;

   * формирование представлений о многообразии культур и воспитание положительного отношения к культурным различиям в мире;

   * создание условий для интеграции в культуры других народов;

   * воспитание учащихся в духе мира, терпимости.

   В качестве основных задач современного этнокультурного образования выдвигаются:

   * воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;

   * формирование многоязычного индивида: подготовка граждан, способных эффективно общаться на государственном и родном языках.

   Образование, как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должно выполнять четыре главных функции:

   * транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ);

   * развивающую (формирование и развитие национального самосознания);

   * дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп);

   * интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры).

   Этнокультурный компонент является важным фактором в учебно-воспитательном процессе, который направлен на формирование этнокультурной компетентности. Под этнокультурной компетентностью при обучении математики мы понимаем умение ориентироваться в ценностях материальной и духовной этнокультуры: принятие традиции народной педагогики, прикладного творчества, фольклора, народной музыки, этикета, памятных дат и исторических событий и т.д. Целью этнокультурного математического образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.

   Выделим методологические подходы, на которых основано формирование этнокультурной компетентности:

   * синергетический гуманистический комплексность

   * этнопедагогический культуросообразность преемственность

   * аксиологический полилингвизм междисциплинарность

   Рисунок 1 – Методологические подходы формирования этнокультурной компетентности

   Процесс обучения математике в начальных классах необходимо строить с учетом следующих принципов:

   Рисунок 2 – Принципы этнокультурного компонента в процессе обучения математики

   Реализация принципа этнокультурного образования в процессе математического образования предполагает целенаправленное, систематизированное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются этнокультурологический учебный материал, отобранный в соответствии с содержанием Государственного общеобязательного стандарта образования РК и Программой по математике для 1–4 классов.

   Государственный общеобязательный стандарт образования РК по предмету математика для 1–4 классов указывает на необходимость формирования этнокультурных компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.

   В Программе по математике для 1-4 классов основными целями обучения предмету указано:

   * обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений; формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;

   * воспитание уважения к правам и свободам человека;

   * культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших;

   * культуры здоровья, способности к социальной адаптации;

   * гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.

   Программа по математике для 1-4 классов предусматривает формирование общекультурных компетенции. «Общекультурные компетенции - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир» [4].

   Таблица 1 – Анализ Программы по математике по формированию этнокультурной компетентности

   Класс Этнокультурный аспект

   1 класс Воспитание культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; активной позиции в охране окружающей среды; патриотических чувств; уважения к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.

   2 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени

   3 класс Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса; воспитание уважения к правам и свободам человека; культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; культуры здоровья, способности к социальной адаптации; гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье

   4 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени

   Таблица 2 – Анализ программных требований к уровню подготовки обучающихся в этнокультурном аспекте

   Класс Этнокультурный аспект 1–4 классы

   3.1.2 Личностные результаты: Уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.

   Этнокультурное содержание математического образования включает в себя изучение истории казахского и других народов, устного народного творчества, социальной, культурной, экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах. Создается образовательная система, при которой средствами образования являются родная культура и язык, а содержание образования выводит личность в мировое культурное пространство.

   Мы считаем, что этнический материал должен быть систематизирован и представлен таким образом, чтобы он отвечал следующим требованиям:

   * развивал интерес учащихся к предмету;

   * формировал такие качества мышления как логику, абстракцию, воображение, творчество;

   * прививал навыки исследовательской деятельности;

   * способствовал организации самостоятельной и индивидуальной работы.

   Приведём примеры изучения элементов фольклора при обучении математики учащихся начальных классов.

   Учитель может познакомить учащихся с казахскими старинными мерами времени:

   * Сүт пісірім – время для кипячения молока (5–10 мин).

   * Бие сауым – время между двумя дойками кобылицы (1–2 ч).

   * Ет пісірім – время варки мяса (3–4 ч).

   * Время суток называли сәске түс, шанқай түс.

   * Сәске түс – время дня, когда нет тени (12 ч дня).

   * Шанқай түс – время дня, когда тень самая короткая (2 ч дня).

   Задание. Составь задачи и реши их.

   Найди значения буквенных выражений.

   Расположи выражения в порядке возрастания их значений и прочти название казахского народного инструмента.

   С точки зрения развития воспитывающего потенциала математики, действующие учебники недостаточно оснащены заданиями, способствующими растить, обучать и воспитывать учащихся с максимальным учетом общественных условий, в котором живут, будут жить и работать сегодняшние учащиеся. Возникает необходимость качественно нового подхода к обучению математике, что должно обеспечить учащихся практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. С этой целью необходимо изучить возможность и целесообразность более широкого привлечения этнического материала при обучении математике. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что психолого-педагогические основы этнокультурной работы на уроках математики в начальной школе предполагают: учёт особенностей детей младшего школьного возраста; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность; совершенствование педагогического процесса; интеграцию обучения и воспитания; создание обучающей среды на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики; повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Закон Республики Казахстан «Об образовании». Алматы, 27 июля 2007г.
  • Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан от 15 июля 1996 г. № 3058.
  • Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Начальное образование. Алматы, 22 сентября 2002 г. Приказ МОН РК № 693.
  • Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И. Математика. Учебная программа для 1, 2, 3, 4 классов общеобразовательной школы. – Астана: НАО им. Алтынсарина, 2013. – 29 с.
  • Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И., А.К.Адильбекова. Математика. Учебники для 3, 4 классов общеобразовательных школ РК.– Алматы: Атамура, 2013, 2014гг.
  • Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2000. – № 2.– С. 105-107.
Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама