Акрамова А.С. Элементы казахского фольклора в начальном математическом образовании

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
Рядок 98: Рядок 98:
 
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]]
 
[[Категорія:Педагогічний інститут Київського університету імені Бориса Грінченка]]
  
[[Категорія:Міжнародна заочна науково-практична конференція "Розвиток особистості у сучасному суспільстві: національний та етнокультурний дискурси"]]
+
[[Категорія:Міжнародна науково-практична конференція "Розвиток особистості у сучасному суспільстві: національний та етнокультурний дискурси"]]
  
 
[[Категорія:Статті з педагогіки]]
 
[[Категорія:Статті з педагогіки]]

Версія за 09:37, 3 травня 2015

Акрамова А.С. - кандидат педагогических наук, доцент Евразийского технологического университета, Казахстан, г.Алматы.

ЭЛЕМЕНТЫ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

   Анотація: У статті розглядаються питання включення етнокультурного матеріалу у зміст математичної освіти, формування етнокультурних компетенцій учнів початкових класів Республіки Казахстан.

   Ключові слова: етнокультура, етнічний компонент, етнокультурна компетентність.

   Аннотация: В статье рассматриваются вопросы включения этнокультурного материала в содержание математического образования, формирование этнокультурных компетенций учащихся начальных классах Республики Казахстан.

   Ключевые слова: этнокультура, этнический компонент, этнокультурная компетентность.

   Abstract: The article examines the inclusion of ethnic and cultural material in the content of mathematical education, the formation of ethno-cultural competencies of primary classes Republic of Kazakhstan.

   Key words: ethnic culture, ethnic component, ethno-cultural сompetence.

   В основе образовательной политики Республики Казахстан лежит идея толерантности, многокультурности современного общества. Президент РК Н.А.Назарбаев отмечает, что «Полиэтнизм нашей страны – наше богатство, предмет нашей гордости».

   Полиэтнический и многоконфессиональный состав населения Республики Казахстан определяет стратегические цели образовательной политики государства. Конституция РК, Закон РК «Об образовании», «Программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года создают правовую основу для демократических преобразований, подчеркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта [1].

   В «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» выдвигается идея реализации этнокультурных интересов населения в области образования, создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп, освоение ценностей и стандартов других культур [2].

   Этнокультурные компетенции необходимо рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества. Поэтому сегодня существует необходимость формирования этнокультурной компетенции учащихся, включения этнического компонента в содержание начального математического образования.

   Целью этнического компонента содержания математического образования является:

   * овладение математическими знаниями, умениями и навыками посредством использования математических упражнений, содержащих этнический компонент;

   * овладение культурой родного народа;

   * формирование представлений о многообразии культур и воспитание положительного отношения к культурным различиям в мире;

   * создание условий для интеграции в культуры других народов;

   * воспитание учащихся в духе мира, терпимости.

   В качестве основных задач современного этнокультурного образования выдвигаются:

   * воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;

   * формирование многоязычного индивида: подготовка граждан, способных эффективно общаться на государственном и родном языках.

   Образование, как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должно выполнять четыре главных функции:

   * транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ);

   * развивающую (формирование и развитие национального самосознания);

   * дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп);

   * интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры).

   Этнокультурный компонент является важным фактором в учебно-воспитательном процессе, который направлен на формирование этнокультурной компетентности. Под этнокультурной компетентностью при обучении математики мы понимаем умение ориентироваться в ценностях материальной и духовной этнокультуры: принятие традиции народной педагогики, прикладного творчества, фольклора, народной музыки, этикета, памятных дат и исторических событий и т.д. Целью этнокультурного математического образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.

   Выделим методологические подходы, на которых основано формирование этнокультурной компетентности:

   * синергетический гуманистический комплексность

   * этнопедагогический культуросообразность преемственность

   * аксиологический полилингвизм междисциплинарность

   Рисунок 1 – Методологические подходы формирования этнокультурной компетентности

   Процесс обучения математике в начальных классах необходимо строить с учетом следующих принципов:

   Рисунок 2 – Принципы этнокультурного компонента в процессе обучения математики

   Реализация принципа этнокультурного образования в процессе математического образования предполагает целенаправленное, систематизированное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются этнокультурологический учебный материал, отобранный в соответствии с содержанием Государственного общеобязательного стандарта образования РК и Программой по математике для 1–4 классов.

   Государственный общеобязательный стандарт образования РК по предмету математика для 1–4 классов указывает на необходимость формирования этнокультурных компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.

   В Программе по математике для 1-4 классов основными целями обучения предмету указано:

   * обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений; формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;

   * воспитание уважения к правам и свободам человека;

   * культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших;

   * культуры здоровья, способности к социальной адаптации;

   * гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.

   Программа по математике для 1-4 классов предусматривает формирование общекультурных компетенции. «Общекультурные компетенции - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир» [4].

   Таблица 1 – Анализ Программы по математике по формированию этнокультурной компетентности

   Класс Этнокультурный аспект

   1 класс Воспитание культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; активной позиции в охране окружающей среды; патриотических чувств; уважения к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.

   2 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени

   3 класс Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса; воспитание уважения к правам и свободам человека; культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; культуры здоровья, способности к социальной адаптации; гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье

   4 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени

   Таблица 2 – Анализ программных требований к уровню подготовки обучающихся в этнокультурном аспекте

   Класс Этнокультурный аспект 1–4 классы

   3.1.2 Личностные результаты: Уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.

   Этнокультурное содержание математического образования включает в себя изучение истории казахского и других народов, устного народного творчества, социальной, культурной, экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах. Создается образовательная система, при которой средствами образования являются родная культура и язык, а содержание образования выводит личность в мировое культурное пространство.

   Мы считаем, что этнический материал должен быть систематизирован и представлен таким образом, чтобы он отвечал следующим требованиям:

   * развивал интерес учащихся к предмету;

   * формировал такие качества мышления как логику, абстракцию, воображение, творчество;

   * прививал навыки исследовательской деятельности;

   * способствовал организации самостоятельной и индивидуальной работы.

   Приведём примеры изучения элементов фольклора при обучении математики учащихся начальных классов.

   Учитель может познакомить учащихся с казахскими старинными мерами времени:

   * Сүт пісірім – время для кипячения молока (5–10 мин).

   * Бие сауым – время между двумя дойками кобылицы (1–2 ч).

   * Ет пісірім – время варки мяса (3–4 ч).

   * Время суток называли сәске түс, шанқай түс.

   * Сәске түс – время дня, когда нет тени (12 ч дня).

   * Шанқай түс – время дня, когда тень самая короткая (2 ч дня).

   Задание. Составь задачи и реши их.

   Найди значения буквенных выражений.

   Расположи выражения в порядке возрастания их значений и прочти название казахского народного инструмента.

   С точки зрения развития воспитывающего потенциала математики, действующие учебники недостаточно оснащены заданиями, способствующими растить, обучать и воспитывать учащихся с максимальным учетом общественных условий, в котором живут, будут жить и работать сегодняшние учащиеся. Возникает необходимость качественно нового подхода к обучению математике, что должно обеспечить учащихся практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. С этой целью необходимо изучить возможность и целесообразность более широкого привлечения этнического материала при обучении математике. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что психолого-педагогические основы этнокультурной работы на уроках математики в начальной школе предполагают: учёт особенностей детей младшего школьного возраста; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность; совершенствование педагогического процесса; интеграцию обучения и воспитания; создание обучающей среды на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики; повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Закон Республики Казахстан «Об образовании». Алматы, 27 июля 2007г.
  • Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан от 15 июля 1996 г. № 3058.
  • Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Начальное образование. Алматы, 22 сентября 2002 г. Приказ МОН РК № 693.
  • Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И. Математика. Учебная программа для 1, 2, 3, 4 классов общеобразовательной школы. – Астана: НАО им. Алтынсарина, 2013. – 29 с.
  • Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И., А.К.Адильбекова. Математика. Учебники для 3, 4 классов общеобразовательных школ РК.– Алматы: Атамура, 2013, 2014гг.
  • Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2000. – № 2.– С. 105-107.
Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама