Акрамова А.С. Элементы казахского фольклора в начальном математическом образовании

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
 
Рядок 3: Рядок 3:
 
<center>'''ЭЛЕМЕНТЫ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА В  НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'''</center>  
 
<center>'''ЭЛЕМЕНТЫ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА В  НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'''</center>  
  
'''Анотація:''' У статті розглядаються питання включення етнокультурного матеріалу у зміст математичної освіти, формування етнокультурних компетенцій учнів початкових класів Республіки Казахстан.</p align=justify>
+
'''Анотація:''' У статті розглядаються питання включення етнокультурного матеріалу у зміст математичної освіти, формування етнокультурних компетенцій учнів початкових класів Республіки Казахстан.
'''Ключові слова:''' етнокультура, етнічний компонент, етнокультурна компетентність.</p align=justify>
+
'''Ключові слова:''' етнокультура, етнічний компонент, етнокультурна компетентність.
'''Аннотация:''' В статье рассматриваются вопросы включения этнокультурного материала в содержание математического образования, формирование этнокультурных компетенций учащихся начальных классах Республики Казахстан.</p align=justify>
+
'''Аннотация:''' В статье рассматриваются вопросы включения этнокультурного материала в содержание математического образования, формирование этнокультурных компетенций учащихся начальных классах Республики Казахстан.  
  
'''Ключевые слова:'''  этнокультура, этнический компонент, этнокультурная компетентность. </p align=justify>
+
'''Ключевые слова:'''  этнокультура, этнический компонент, этнокультурная компетентность.  
'''Abstract:''' The article examines the inclusion of ethnic and cultural material in the content of mathematical education, the formation of ethno-cultural competencies of primary classes Republic of Kazakhstan.</p align=justify>
+
'''Abstract:''' The article examines the inclusion of ethnic and cultural material in the content of mathematical education, the formation of ethno-cultural competencies of primary classes Republic of Kazakhstan.
  
'''Key words:'''  ethnic culture, ethnic component, ethno-cultural  сompetence.  </p align=justify>
+
'''Key words:'''  ethnic culture, ethnic component, ethno-cultural  сompetence.   
  
В основе образовательной политики Республики Казахстан лежит идея толерантности, многокультурности современного общества.  Президент РК Н.А.Назарбаев отмечает, что «Полиэтнизм нашей страны – наше богатство, предмет нашей гордости».</p align=justify>
+
В основе образовательной политики Республики Казахстан лежит идея толерантности, многокультурности современного общества.  Президент РК Н.А.Назарбаев отмечает, что «Полиэтнизм нашей страны – наше богатство, предмет нашей гордости».
Полиэтнический и многоконфессиональный состав населения Республики Казахстан определяет стратегические цели образовательной политики государства. Конституция РК,  Закон РК «Об образовании»,  «Программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года  создают правовую основу для демократических преобразований, подчеркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта [1].</p align=justify>
+
Полиэтнический и многоконфессиональный состав населения Республики Казахстан определяет стратегические цели образовательной политики государства. Конституция РК,  Закон РК «Об образовании»,  «Программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года  создают правовую основу для демократических преобразований, подчеркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта [1].
В «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» выдвигается идея реализации этнокультурных интересов населения в области образования, создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп, освоение ценностей и стандартов других культур [2].</p align=justify>
+
 
Этнокультурные компетенции  необходимо рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества. Поэтому сегодня существует необходимость формирования этнокультурной компетенции учащихся, включения этнического компонента в содержание начального математического образования.</p align=justify>
+
В «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» выдвигается идея реализации этнокультурных интересов населения в области образования, создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп, освоение ценностей и стандартов других культур [2].
Целью этнического компонента содержания математического образования является: </p align=justify>
+
 
* овладение математическими знаниями, умениями и навыками посредством использования математических  упражнений, содержащих этнический компонент;  </p align=justify>
+
Этнокультурные компетенции  необходимо рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества. Поэтому сегодня существует необходимость формирования этнокультурной компетенции учащихся, включения этнического компонента в содержание начального математического образования.
* овладение  культурой родного народа; </p align=justify>
+
Целью этнического компонента содержания математического образования является:  
* формирование представлений о многообразии культур и воспитание положительного отношения к культурным различиям в мире; </p align=justify>
+
* овладение математическими знаниями, умениями и навыками посредством использования математических  упражнений, содержащих этнический компонент;   
* создание условий для интеграции в культуры других народов; </p align=justify>
+
* овладение  культурой родного народа;  
* воспитание учащихся в духе мира, терпимости. </p align=justify>
+
* формирование представлений о многообразии культур и воспитание положительного отношения к культурным различиям в мире;  
В качестве основных задач современного этнокультурного образования выдвигаются:</p align=justify>
+
* создание условий для интеграции в культуры других народов;  
* воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;</p align=justify>
+
* воспитание учащихся в духе мира, терпимости.  
* формирование многоязычного индивида: подготовка граждан, способных эффективно общаться на государственном и родном  языках.</p align=justify>
+
В качестве основных задач современного этнокультурного образования выдвигаются:
Образование, как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должно выполнять четыре главных функции:</p align=justify>
+
* воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;
* транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости    этнонациональных сообществ);</p align=justify>
+
* формирование многоязычного индивида: подготовка граждан, способных эффективно общаться на государственном и родном  языках.
* развивающую (формирование и развитие национального самосознания);</p align=justify>
+
Образование, как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должно выполнять четыре главных функции:
* дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп);</p align=justify>
+
* транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости    этнонациональных сообществ);
* интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры).</p align=justify>
+
* развивающую (формирование и развитие национального самосознания);
Этнокультурный компонент является важным фактором в учебно-воспитательном процессе, который направлен на формирование этнокультурной компетентности.    Под этнокультурной  компетентностью при обучении математики мы понимаем умение ориентироваться  в ценностях материальной и духовной этнокультуры: принятие традиции народной педагогики, прикладного творчества, фольклора, народной музыки, этикета, памятных  дат и исторических событий и т.д. Целью этнокультурного математического образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.</p align=justify>
+
* дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп);
Выделим методологические подходы, на которых основано формирование этнокультурной компетентности:</p align=justify>
+
* интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры).
* синергетический гуманистический комплексность</p align=justify>
+
Этнокультурный компонент является важным фактором в учебно-воспитательном процессе, который направлен на формирование этнокультурной компетентности.    Под этнокультурной  компетентностью при обучении математики мы понимаем умение ориентироваться  в ценностях материальной и духовной этнокультуры: принятие традиции народной педагогики, прикладного творчества, фольклора, народной музыки, этикета, памятных  дат и исторических событий и т.д. Целью этнокультурного математического образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.
* этнопедагогический культуросообразность преемственность</p align=justify>
+
Выделим методологические подходы, на которых основано формирование этнокультурной компетентности:
* аксиологический полилингвизм междисциплинарность</p align=justify>
+
 
'''Рисунок 1''' – Методологические подходы формирования этнокультурной компетентности</p align=justify>
+
* синергетический гуманистический комплексность
Процесс обучения математике в начальных классах  необходимо строить  с учетом следующих принципов:</p align=justify>
+
* этнопедагогический культуросообразность преемственность
'''Рисунок 2''' – Принципы этнокультурного компонента в процессе  обучения математики</p align=justify>
+
* аксиологический полилингвизм междисциплинарность
Реализация принципа этнокультурного образования в процессе математического образования предполагает целенаправленное, систематизированное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются этнокультурологический учебный материал, отобранный в соответствии с  содержанием Государственного общеобязательного стандарта образования РК и  Программой по математике для 1–4 классов.</p align=justify>
+
'''Рисунок 1''' – Методологические подходы формирования этнокультурной компетентности
Государственный общеобязательный  стандарт  образования РК по предмету  математика для 1–4 классов указывает на необходимость формирования  этнокультурных  компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей. </p align=justify>
+
Процесс обучения математике в начальных классах  необходимо строить  с учетом следующих принципов:
В Программе по математике  для 1-4 классов  основными целями обучения предмету указано:</p align=justify>
+
'''Рисунок 2''' – Принципы этнокультурного компонента в процессе  обучения математики
* обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений; формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;</p align=justify>
+
Реализация принципа этнокультурного образования в процессе математического образования предполагает целенаправленное, систематизированное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются этнокультурологический учебный материал, отобранный в соответствии с  содержанием Государственного общеобязательного стандарта образования РК и  Программой по математике для 1–4 классов.
* воспитание уважения к правам и свободам человека; </p align=justify>
+
Государственный общеобязательный  стандарт  образования РК по предмету  математика для 1–4 классов указывает на необходимость формирования  этнокультурных  компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.  
* культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; </p align=justify>
+
В Программе по математике  для 1-4 классов  основными целями обучения предмету указано:
* культуры здоровья, способности к социальной адаптации; </p align=justify>
+
 
* гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана. </p align=justify>
+
* обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений; формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
Программа по математике  для 1-4 классов  предусматривает  формирование общекультурных компетенции. «Общекультурные компетенции  - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир» [4]. </p align=justify>
+
* воспитание уважения к правам и свободам человека;  
'''Таблица 1''' – Анализ Программы по математике по формированию  этнокультурной компетентности </p align=justify>
+
* культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших;  
Класс Этнокультурный аспект</p align=justify>
+
* культуры здоровья, способности к социальной адаптации;  
1 класс Воспитание культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; активной позиции в охране окружающей среды; патриотических чувств; уважения к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.</p align=justify>
+
* гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.  
2 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени</p align=justify>
+
Программа по математике  для 1-4 классов  предусматривает  формирование общекультурных компетенции. «Общекультурные компетенции  - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир» [4].  
 +
'''Таблица 1''' – Анализ Программы по математике по формированию  этнокультурной компетентности  
 +
Класс Этнокультурный аспект
 +
 
 +
1 класс Воспитание культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; активной позиции в охране окружающей среды; патриотических чувств; уважения к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.
 +
2 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени
 
3 класс Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;  
 
3 класс Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;  
воспитание уважения к правам и свободам человека; культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; культуры здоровья, способности к социальной адаптации; гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье</p align=justify>
+
воспитание уважения к правам и свободам человека; культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; культуры здоровья, способности к социальной адаптации; гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье
4 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени</p align=justify>
+
4 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени
'''Таблица 2''' – Анализ программных требований к уровню подготовки обучающихся в этнокультурном аспекте</p align=justify>
+
'''Таблица 2''' – Анализ программных требований к уровню подготовки обучающихся в этнокультурном аспекте
Класс Этнокультурный аспект 1–4 классы</p align=justify>
+
Класс Этнокультурный аспект 1–4 классы
3.1.2 Личностные результаты: Уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.</p align=justify>
+
 
Этнокультурное содержание математического образования включает в себя изучение  истории казахского и других народов, устного народного творчества, социальной, культурной, экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах.  Создается образовательная система, при которой средствами образования являются родная культура и язык, а содержание образования выводит личность в мировое культурное пространство.</p align=justify>
+
3.1.2 Личностные результаты: Уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.
Мы считаем, что этнический материал должен быть  систематизирован и представлен таким образом, чтобы он отвечал следующим требованиям:</p align=justify>
+
Этнокультурное содержание математического образования включает в себя изучение  истории казахского и других народов, устного народного творчества, социальной, культурной, экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах.  Создается образовательная система, при которой средствами образования являются родная культура и язык, а содержание образования выводит личность в мировое культурное пространство.
* развивал  интерес  учащихся к предмету;</p align=justify>
+
Мы считаем, что этнический материал должен быть  систематизирован и представлен таким образом, чтобы он отвечал следующим требованиям:
* формировал  такие  качества  мышления как логику, абстракцию, воображение, творчество;</p align=justify>
+
 
* прививал  навыки  исследовательской деятельности;</p align=justify>
+
* развивал  интерес  учащихся к предмету;
* способствовал организации самостоятельной и индивидуальной работы.</p align=justify>
+
* формировал  такие  качества  мышления как логику, абстракцию, воображение, творчество;
Приведём примеры изучения элементов фольклора при обучении математики учащихся начальных классов. </p align=justify>
+
* прививал  навыки  исследовательской деятельности;
Учитель может познакомить  учащихся с казахскими старинными мерами времени: </p align=justify>
+
* способствовал организации самостоятельной и индивидуальной работы.
* Сүт пісірім – время для кипячения молока (5–10 мин).</p align=justify>
+
Приведём примеры изучения элементов фольклора при обучении математики учащихся начальных классов.  
* Бие сауым – время между двумя дойками кобылицы (1–2 ч).</p align=justify>
+
Учитель может познакомить  учащихся с казахскими старинными мерами времени:  
* Ет пісірім – время варки мяса (3–4 ч).</p align=justify>
+
 
* Время суток называли сәске түс, шанқай түс.</p align=justify>
+
* Сүт пісірім – время для кипячения молока (5–10 мин).
* Сәске түс – время дня, когда нет тени (12 ч дня).</p align=justify>
+
* Бие сауым – время между двумя дойками кобылицы (1–2 ч).
* Шанқай түс – время дня, когда тень самая короткая (2 ч дня).</p align=justify>
+
* Ет пісірім – время варки мяса (3–4 ч).
'''Задание.''' Составь задачи и реши их. </p align=justify>
+
* Время суток называли сәске түс, шанқай түс.
Найди значения буквенных выражений. </p align=justify>
+
* Сәске түс – время дня, когда нет тени (12 ч дня).
Расположи выражения в порядке возрастания их значений и прочти название казахского народного инструмента.</p align=justify>    
+
* Шанқай түс – время дня, когда тень самая короткая (2 ч дня).
 +
'''Задание.''' Составь задачи и реши их.  
 +
 
 +
Найди значения буквенных выражений.  
 +
Расположи выражения в порядке возрастания их значений и прочти название казахского народного инструмента.   
 
С точки зрения развития воспитывающего потенциала математики, действующие учебники недостаточно оснащены заданиями, способствующими растить, обучать и  воспитывать учащихся с максимальным учетом общественных условий, в котором живут, будут жить и работать сегодняшние учащиеся. Возникает необходимость качественно нового подхода к обучению математике, что должно обеспечить учащихся практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. С этой целью необходимо изучить возможность и целесообразность более широкого привлечения этнического материала при обучении математике.
 
С точки зрения развития воспитывающего потенциала математики, действующие учебники недостаточно оснащены заданиями, способствующими растить, обучать и  воспитывать учащихся с максимальным учетом общественных условий, в котором живут, будут жить и работать сегодняшние учащиеся. Возникает необходимость качественно нового подхода к обучению математике, что должно обеспечить учащихся практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. С этой целью необходимо изучить возможность и целесообразность более широкого привлечения этнического материала при обучении математике.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что психолого-педагогические основы этнокультурной работы на уроках  математики в начальной школе  предполагают: учёт особенностей детей младшего школьного возраста; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность; совершенствование педагогического процесса; интеграцию обучения и воспитания; создание обучающей среды на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики; повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями,  расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета.</p align=justify>
+
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что психолого-педагогические основы этнокультурной работы на уроках  математики в начальной школе  предполагают: учёт особенностей детей младшего школьного возраста; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность; совершенствование педагогического процесса; интеграцию обучения и воспитания; создание обучающей среды на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики; повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями,  расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета.
  
 
<center>'''СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ'''</center>
 
<center>'''СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ'''</center>

Поточна версія на 09:33, 27 липня 2015

Акрамова А.С. - кандидат педагогических наук, доцент Евразийского технологического университета, Казахстан, г.Алматы.

ЭЛЕМЕНТЫ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Анотація: У статті розглядаються питання включення етнокультурного матеріалу у зміст математичної освіти, формування етнокультурних компетенцій учнів початкових класів Республіки Казахстан. Ключові слова: етнокультура, етнічний компонент, етнокультурна компетентність. Аннотация: В статье рассматриваются вопросы включения этнокультурного материала в содержание математического образования, формирование этнокультурных компетенций учащихся начальных классах Республики Казахстан.

Ключевые слова: этнокультура, этнический компонент, этнокультурная компетентность. Abstract: The article examines the inclusion of ethnic and cultural material in the content of mathematical education, the formation of ethno-cultural competencies of primary classes Republic of Kazakhstan.

Key words: ethnic culture, ethnic component, ethno-cultural сompetence.

В основе образовательной политики Республики Казахстан лежит идея толерантности, многокультурности современного общества. Президент РК Н.А.Назарбаев отмечает, что «Полиэтнизм нашей страны – наше богатство, предмет нашей гордости». Полиэтнический и многоконфессиональный состав населения Республики Казахстан определяет стратегические цели образовательной политики государства. Конституция РК, Закон РК «Об образовании», «Программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года создают правовую основу для демократических преобразований, подчеркивают необходимость обновления содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и современного опыта [1].

В «Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан» выдвигается идея реализации этнокультурных интересов населения в области образования, создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп, освоение ценностей и стандартов других культур [2].

Этнокультурные компетенции необходимо рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества. Поэтому сегодня существует необходимость формирования этнокультурной компетенции учащихся, включения этнического компонента в содержание начального математического образования. Целью этнического компонента содержания математического образования является:

  • овладение математическими знаниями, умениями и навыками посредством использования математических упражнений, содержащих этнический компонент;
  • овладение культурой родного народа;
  • формирование представлений о многообразии культур и воспитание положительного отношения к культурным различиям в мире;
  • создание условий для интеграции в культуры других народов;
  • воспитание учащихся в духе мира, терпимости.

В качестве основных задач современного этнокультурного образования выдвигаются:

  • воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;
  • формирование многоязычного индивида: подготовка граждан, способных эффективно общаться на государственном и родном языках.

Образование, как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-языковых интересов, должно выполнять четыре главных функции:

  • транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ);
  • развивающую (формирование и развитие национального самосознания);
  • дифференцирующую (выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп);
  • интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры).

Этнокультурный компонент является важным фактором в учебно-воспитательном процессе, который направлен на формирование этнокультурной компетентности. Под этнокультурной компетентностью при обучении математики мы понимаем умение ориентироваться в ценностях материальной и духовной этнокультуры: принятие традиции народной педагогики, прикладного творчества, фольклора, народной музыки, этикета, памятных дат и исторических событий и т.д. Целью этнокультурного математического образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур. Выделим методологические подходы, на которых основано формирование этнокультурной компетентности:

  • синергетический гуманистический комплексность
  • этнопедагогический культуросообразность преемственность
  • аксиологический полилингвизм междисциплинарность

Рисунок 1 – Методологические подходы формирования этнокультурной компетентности Процесс обучения математике в начальных классах необходимо строить с учетом следующих принципов: Рисунок 2 – Принципы этнокультурного компонента в процессе обучения математики Реализация принципа этнокультурного образования в процессе математического образования предполагает целенаправленное, систематизированное использование этнокультурного компонента, структурными элементами которого являются этнокультурологический учебный материал, отобранный в соответствии с содержанием Государственного общеобязательного стандарта образования РК и Программой по математике для 1–4 классов. Государственный общеобязательный стандарт образования РК по предмету математика для 1–4 классов указывает на необходимость формирования этнокультурных компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей. В Программе по математике для 1-4 классов основными целями обучения предмету указано:

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений; формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
  • воспитание уважения к правам и свободам человека;
  • культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших;
  • культуры здоровья, способности к социальной адаптации;
  • гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.

Программа по математике для 1-4 классов предусматривает формирование общекультурных компетенции. «Общекультурные компетенции - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир» [4]. Таблица 1 – Анализ Программы по математике по формированию этнокультурной компетентности Класс Этнокультурный аспект

1 класс Воспитание культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; активной позиции в охране окружающей среды; патриотических чувств; уважения к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана. 2 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени 3 класс Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса; воспитание уважения к правам и свободам человека; культуры общения, уважения к старшему поколению и заботы о младших; культуры здоровья, способности к социальной адаптации; гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье 4 класс Для приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры даются в ознакомительном плане краткие исторические сведения. Например. Как записывали уравнения в древности. Как записывали однозначные двузначные, трёхзначные, в древности у разных народов. Почему название числа 40 «сорок», а не «четыредесят»? Кто такой Аль–Фараби? Кто такой Пифагор? История магического квадрата. Старинные казахские и русские единицы массы, единицы длины, единицы вместимости, единицы времени Таблица 2 – Анализ программных требований к уровню подготовки обучающихся в этнокультурном аспекте Класс Этнокультурный аспект 1–4 классы

3.1.2 Личностные результаты: Уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана. Этнокультурное содержание математического образования включает в себя изучение истории казахского и других народов, устного народного творчества, социальной, культурной, экологической среды, музыки, домоводства, народных промыслов, традиций и норм этикета, взаимоотношений в семье и в общественных местах. Создается образовательная система, при которой средствами образования являются родная культура и язык, а содержание образования выводит личность в мировое культурное пространство. Мы считаем, что этнический материал должен быть систематизирован и представлен таким образом, чтобы он отвечал следующим требованиям:

  • развивал интерес учащихся к предмету;
  • формировал такие качества мышления как логику, абстракцию, воображение, творчество;
  • прививал навыки исследовательской деятельности;
  • способствовал организации самостоятельной и индивидуальной работы.

Приведём примеры изучения элементов фольклора при обучении математики учащихся начальных классов. Учитель может познакомить учащихся с казахскими старинными мерами времени:

  • Сүт пісірім – время для кипячения молока (5–10 мин).
  • Бие сауым – время между двумя дойками кобылицы (1–2 ч).
  • Ет пісірім – время варки мяса (3–4 ч).
  • Время суток называли сәске түс, шанқай түс.
  • Сәске түс – время дня, когда нет тени (12 ч дня).
  • Шанқай түс – время дня, когда тень самая короткая (2 ч дня).

Задание. Составь задачи и реши их.

Найди значения буквенных выражений. Расположи выражения в порядке возрастания их значений и прочти название казахского народного инструмента. С точки зрения развития воспитывающего потенциала математики, действующие учебники недостаточно оснащены заданиями, способствующими растить, обучать и воспитывать учащихся с максимальным учетом общественных условий, в котором живут, будут жить и работать сегодняшние учащиеся. Возникает необходимость качественно нового подхода к обучению математике, что должно обеспечить учащихся практическими умениями и навыками, обеспечивающими возможность их применения в современных условиях. С этой целью необходимо изучить возможность и целесообразность более широкого привлечения этнического материала при обучении математике. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что психолого-педагогические основы этнокультурной работы на уроках математики в начальной школе предполагают: учёт особенностей детей младшего школьного возраста; активизацию мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность; совершенствование педагогического процесса; интеграцию обучения и воспитания; создание обучающей среды на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики; повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Закон Республики Казахстан «Об образовании». Алматы, 27 июля 2007г.
  • Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан от 15 июля 1996 г. № 3058.
  • Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Начальное образование. Алматы, 22 сентября 2002 г. Приказ МОН РК № 693.
  • Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И. Математика. Учебная программа для 1, 2, 3, 4 классов общеобразовательной школы. – Астана: НАО им. Алтынсарина, 2013. – 29 с.
  • Кучер Т.П., Акрамова А.С., Кукарина Г.И., А.К.Адильбекова. Математика. Учебники для 3, 4 классов общеобразовательных школ РК.– Алматы: Атамура, 2013, 2014гг.
  • Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2000. – № 2.– С. 105-107.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама