Искакова А.Т., Таджиева М., Тэсзэний Э. Казахстан и Венгрия: историко-педагогический аспект развития дошкольного образования

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 20:52, 24 листопада 2013; Grineva olga (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук

Искакова А.Т. - заместитель директора аппарата КазНПУ имени Абая, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Института магистратуры и докторантуры PhD.

Таджиева М.К. - преподаватель КазНПУ имени Абая, магистр дошкольного обучения и воспитания.

Тэсзэний Э. - доцент "ДЕПАРТАМЕНТА РАННЕГО ДЕТСТВА" Школы образования Университета Нортхемптон.

КАЗАХСТАН И ВЕНГРИЯ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

   Исследуя проблему развития дошкольного образования в Казахстане и в Венгрии, мы считали необходимым и целесообразным рассмотреть ее историко-педагогические аспекты. Как писал О.В. Ключевский: «Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать последствий»[1]. Многие педагогики и историки доказали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего, поэтому данное исследование направлено на выявление положительных элементов приобретенного в прошлом опыта или, наоборот, на избежание ошибок, которые уже имели место в дошкольном воспитании и обучении этих двух стран.

   Исторические материалы свидетельствуют, первый детский сад в Казахстане появился в городе Верном, бывшем губернаторском доме в 1917 году, который открыла слушательница Петроградских фребелевских курсов О.Д. Мухля, тогда как первый детский сад в Венгрии «Сада ангелов» («Angyalkert»), основан в 1828 году венгерской графиней Терезией Брунцвик [2]. Его главная цель — обучение благочестивых и полезных граждан страны. Первое дошкольное учреждение привлекало внимание многих исследователей дошкольного воспитания, таких как П.Билибок, Е.Зиболен, И.Шебештьен[3]. Среди них почетное место занимает Отто Ваг. Именно ему принадлежат исследования относительно точной даты открытия первого дошкольного учреждения.

   Большой вклад в развитие дошкольного образования Казахстана внесла педагог-ученый Назипа Кулжанова. В своей книге «Дошкольное воспитание» педагог предлагает открывать специальные учреждения с целью воспитания детей[4]. Таких учреждений в то время в казахской степи не было. А если они и существовали, то их, во–первых, было мало, во–вторых, не было требуемого уровня воспитания детей, принятого в цивилизованном мире. В этих детских «домах» не было воспитателей, знающих психологию казахских детей. По мнению Н.Кулжановой, воспитатели, не знающие природу ребенка, не могут воспитывать его должным образом. В те годы ученый-педагог уже подчеркивала, что необходимо знать, как организуется дошкольное воспитание у других народов, какое место в их жизни занимают вопросы воспитания детей национальных меньшинств. Н.Кулжанова внесла неоценимый вклад в развитие дошкольного воспитания в Казахстане, была новатором создания Программы воспитания в детском саду в республике, выдвинула оригинальные требования к воспитанию дошкольников:

  • Учет половозрастных особенностей при воспитании детей дошкольного возраста;
  • Воспитание детей на родном языке.

   В контексте рассматриваемого исследования, отмечаем, что в Венгрии в 1891 году был принят Закон «О дошкольных образовательных институтах» [5]. Именно в это временя началось основание сети дошкольных образовательных учреждений. Так, в 1938 году посещали дошкольные образовательные институты около 26,3% детей в возрасте от 3 до 6 лет. После Второй мировой войны дошкольные образовательные институты были национализированы без каких-либо компенсаций. В 1950 году только четвертая часть детей дошкольного возраста посещали дошкольные образовательные институты, а к 1965 году этот показатель удвоился. Дошкольные образовательные институты открывались в зданиях, изначально не предназначенных для этих целей. Для того чтобы занять в труде женщин, открылись дневные детские комнаты для детей младше 3 лет. Из-за массового приема на работу женщин некоторые отрасли промышленности и общественные институты, основавшие дошкольные образовательные институты, должны были размещать там детей своих сотрудников. После смены режима в 1989 году дошкольные образовательные институты, составляющие часть системы общественного образования, перевели с правительственной опеки на местное управление. Основой для экономического перехода стала приватизация бывшего правительственного имущества. В результате этого «дневные комнаты» и дошкольные образовательные институты бывших отраслей промышленности были закрыты.

   Как нам известно, данная тенденция сопровождалась реорганизацией сектантских дошкольных образовательных институтов соответственно с социальными запросами, а также реорганизацией частных дошкольных институтов с целью соответствия запросам родителей. В институтах появлялись дополнительные услуги, разрабатывались специальные педагогические программы. В 1971 году была выпущена программа для дошкольного образования, определившая его суть в национальной юрисдикции на два десятилетия. Измененная версия этой программы появилась в 1989 году, с тех пор профессиональное рассмотрение могло существовать без идеологического контроля в области дошкольной образовательной педагогики. В 1996 году правительственный указ объявил главную национальную программу дошкольного образования. Что касается Казахстана, то основная задача дошкольных организаций до 1961 года в основном состояла в присмотре и уходе за детьми занятых на работе родителей, в то же время большое внимание уделялось их физическому развитию и охране здоровья.

   Дошкольное образование в республике достигло высшего уровня в 1991 году, когда охват детей до 7 лет в ДО составлял 47%, а детей до 6 лет – 74%, при общем числе работающих детских садов в стране 8743.

   К 1990 году число дошкольных организаций достигло своего пика и составило 8881, их посещало 47,8% детей страны от 2 месяцев до 7 лет.

   Начиная с переходного периода в 1991 году сеть дошкольных организаций в республике снизилась на 80%. Охват детей от 0 до 7 лет снизился до 10% и функционировало лишь 1158 ДО [6].

   В целом, система дошкольного воспитания неоднократно испытывала различные реформы:

  • Перевод государственных дошкольных организаций на самофинансирование (1997-1999 г.), в результате потеряно 50% детских садов.
  • Передача детских садов в негосударственный сектор за счет их приватизации (1997-2000 г.), в итоге к 2001 г. потеряно 82% яслей садов. Условием приватизации было сохранение профиля дошкольных организаций с целью развития частных детских садов. По данным областных департаментов образования, на 01.10.2003 г. было приватизировано 2843 здания дошкольных организаций[7].

   Массовое закрытие детских учреждений в 90-х годах прошлого века привело к тому, что абсолютное большинство детей, поступающих в школы с русским языком обучения, не имеют необходимого уровня общего развития, не получили должной психологической, языковой и общекультурной подготовки к учебной деятельности.

   Начиная с 1998 -1999 г.г., в результате специально принятых мер, стали происходить положительные изменения: процесс закрытия дошкольных организаций прекращается, постепенно открываются ранее закрытые дошкольные учреждения. Детский сад реально становится основной формой дошкольного воспитания и обучения детей, эффективной моделью первой ступени непрерывного образования и ранней социализации детей. В дошкольных организациях воспитывалось 146,4 тысяч детей или 15% от общего количества детей дошкольного возраста.

   В ноябре 1999 г. правительство Казахстана приняло постановление № 1762 «О вопросах обязательной предшкольной подготовки детей», согласно которому в образовательных учреждениях могут открываться одногодичные предшкольные классы для подготовки детей к школе[8]. Это постановление позволило охватить до 70% детей 5-6 -летнего возраста. Норма обязательной предшкольной подготовки стала одним из достижений страны в пользу детей дошкольного возраста.

   Республика Казахстан - единственная из стран СНГ законодательно закрепила право ребенка на предшкольную подготовку.

   В настоящее время Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года, а также ежегодные Послания Главы государства народу Казахстана определяют и углубляют основные приоритеты и принципы государственной политики в области образования, направленные на дальнейшее развитие системы образования:

  • развитие сети дошкольных организаций для обеспечения доступности дошкольных программ;
  • обеспечение широкого охвата 5(6)-летних детей обязательной, бесплатной предшкольной подготовкой;
  • развитие новых моделей и форм организации дошкольного воспитания и обучения: мини-центров, групп кратковременного пребывания детей, семейных детских садов и т.д.;
  • анализ деятельности, мониторинг качественного развития, научное прогнозирование развития системы дошкольного образования;
  • программно-методическое обеспечение системы дошкольного воспитания и обучения;
  • совершенствование качества оказываемых образовательных услуг дошкольными организациями;
  • качественная подготовка и переподготовка профессинальных кадров сферы дошкольного образования[9].

   Сравнительный анализ показывает, что в венгерской системе дошкольного образования с 1990 года увеличение числа дошкольных учреждений произошло за счет увеличения числа сектантских, содержащихся на пожертвования, и частных дошкольных образовательных институтов, хотя они составили лишь 5% от всех дошкольных образовательных институтов. В Венгрии католическая, кальвинистская, лютеранская и израильская церкви также содержат дошкольные образовательные институты, существующие на пожертвования. Частные дошкольные образовательные институты обычно определяют основные образовательные цели в своих программах или предоставляют специальное развитие для детей (преподавание языка, обучение езды на лошадях, уроки плавания, искусство). Сеть дошкольных учреждений представлена следующими типами институтов: дневные детские комнаты и институты, предоставляющие заботу детям до 3 лет. Они не являются частью системы общественного образования, но подконтрольны Министерству социальных и семейных дел. Развитие числа дневных детских комнат было затронуто основанием системы социальной поддержки для матерей маленьких детей (детские пособия), ростом женской безработицы после 1989 года и пропагандой необходимости грудного вскармливания. Увеличение услуг дневных детских комнат рассматривается как новшество (дневная семейная забота, группы для малышей, домашний надзор за детьми, аренда игрушек) [10].

   Таким образом, историко-педагогический анализ приводит к пониманию особой актуальности и значимости проблемы развития дошкольного образования в Казахстане и в Венгрии. Образование и воспитание детей младшего возраста – самая первая из шести целей стратегии «Образование для всех», которые должны быть достигнуты к 2015 году во всем мире. Аналитические материалы свидетельствую о том, что в Казахстане и в Венгрии раннее и дошкольное детство рассматриваются как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития страны, в образовательной сфере формируются тенденции, отражающие реальные изменения в экономических и социальных приоритетах обоих государств. Признается право частной собственности в образовании, допускается вариативность форм получения образования, возрождаются традиционные национальные ценности в их содержании, утверждается децентрализация управления образованием, поощряются иностранные инвестиции и международное сотрудничество в этой области и развитие дошкольного образования в Казахстане и в Венгрии становится очевидным, несмотря на различие культур, своеобразие путей развития педагогической науки и практики.

ЛИТЕРАТУРА
  • Ключевский О.П. Книги по русской истории.

http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/.

  • В.А. Зебзеева «Дошкольное образование за рубежом. История и

современность.» - М.;ТЦ Сфера, 2007 г.

  • Hermann, A., & Komlуsi, S. (1972). Early child care in Hungary. London: Gordon and Breach.
  • Казахстан в женских лицах: история и реальность. Назипа Кулжанова / Отв. ред. Сыздыкова Р. - Алматы, 1998. - 5 с.
  • Mйszбros, I., Nйmeth, A., & Pukбnszky, B. (2004). Nevelйstцrtйnet: Bevezetйs a edagуgia йs az iskolбztatбs tцrtйnetйbe [History of the theory of education: Introduction to the history of pedagogy and schooling]. Budapest: Osiris Kiadу.
  • Кусаинов А.К., Амирова А.С., Искакова А. Т. Дошкольное образование в Казахстане (справочно-аналитический обзор). Алматы, ЖШС «ROND@A», 2011.
  • Искакова А.Т. Мониторинг состояния дошкольного образования в Казахстане и условия его развития/ «Педагогика и психология».- №1, 2011.- С.70-73.
  • 8 Концепция предшкольной подготовки детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан «О вопросах предшкольной подготовки детей» от 01.12.99 г. № 75.
  • Масырова Р.Р., Искакова А.Т. Опыт развития дошкольного образования в Европейской модели. Материалы II Республиканской научно-практической конференции по сравнительной педагогике. – Алматы, 2009.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама