Жундрикова С.В. Роль государства в оказании образовательных услуг детям-мигрантам

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Жундрикова С.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Московского гуманитарного педагогического института, г. Москва


РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОКАЗАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЕТЯМ-МИГРАНТАМ


Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные, социальные и образовательные трудности по адаптации к иной среде и культуре. Наиболее типичные трудности детей связаны с изменением программ обучения, языковым барьером, длительным перерывом в учебной деятельности, потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений и др. В результате у детей-мигрантов наблюдаются общее состояние тревожности и психологического недоверия к действиям школьной администрации, трудности адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования и воспитания.

В настоящее время в целом в России и в субъектах РФ разрабатывается концепция этнокультурного образования, включающая нормативно-правовую базу и социально-педагогическую поддержку и помощь детям-мигрантам. Отсутствие законодательной базы о мигрантах затрудняет процесс адаптации переселенцев к новым социально-экономическим условиям, адекватной социализации их детей. Социально-педагогическая помощь предполагает оказание отдельным учащимся или группам детей содействия в получении конкретных образовательных услуг для преодоления или смягчения тех жизненных обстоятельств, которые необходимы им для улучшения их социального положения.

Российским правительством формируется законодательная база о пребывании на территории РФ иностранных граждан, в том числе законы о мигрантах и их действиях в различных сферах жизни. Однако законодательство регулирует в основном экономические, политические и социальные отношения взрослых граждан, вопросы оказания воспитательно-образовательных услуг детям-мигрантам на территории РФ в данный момент в стадии разработки.

Деятельность воспитательно-образовательных учреждений г. Москвы строится в соответствии с решениями Московской городской Думы. В работе коллегии МДО принимают участие Уполномоченный по правам ребенка в г.Москве, начальники отделов и специалисты всех окружных управлений образования, директора детских домов и школ-интернатов округов г. Москвы. В 2002 году по представлению Мэра Москвы МГД на должность Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве был назначен А.Головань. Им ежегодно готовится доклад «О деятельности уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка». Доклад становится предметом обсуждения городской системы образования, после чего намечаются конкретные меры по исправлению тех недостатков и просчетов, которые были отмечены в нем.

Московская городская Дума по науке и образованию разрабатывает проект «О реализации инклюзивного образования в городе Москве». Инклюзивное («включенное») образование – это процесс обучения детей с особыми потребностями (дети-сироты, дети мигрантов; дети, живущие в сложных социальных условиях) в общеобразовательных учреждениях. На государственном уровне рассматриваются возможности внедрения инклюзивного образования на всех стадиях обучения: дошкольной, школьной и вузовской.

Согласно законодательству РФ дети из семей беженцев и ищущих убежище лица принимаются в московские школы при наличии у их родителей регистрации УВКБ ООН, означающей, что они признаны нуждающимися в международной защите и социальной поддержке со стороны компетентных органов власти страны пребывания и ее миграционных служб. Такой подход, соответствует международным правовым документам, в том числе Декларации и соответствующей Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной Российской Федерацией. По решению МГД дети из семей беженцев и ищущих убежища лиц, проживающих в Москве, с учетом их этнокультурных особенностей и современных потребностей городского хозяйства принимаются в учреждения среднего профессионального образования на общих основаниях при условии подтверждения статуса.

В Москве действуют школы и детские сады с этнокультурным компонентом, по данным на 2008 г. из 4 тысяч учебных заведений города 130 имеют этнокультурный компонент. В соответствии с городским законом об общем образовании учреждения с этнокультурным компонентом образования рассматриваются как один из видов государственных образовательных учреждений.

Вопросы, связанные с развитием этнокультурного образования постоянно находятся в поле зрения департамента образования. Например, департамент участвует в реализации мероприятий городской целевой программы «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия». Одной из задач программы является создание условий для удовлетворения национально-образовательных запросов обучающихся, включая право на изучение родного языка.

В стадии разработки законы об установлении независимо от статуса пребывания мигрантов на территории столицы обеспечить их детям равный с другими московскими детьми доступ к дошкольному, начальному, среднему, профессиональному образованию и социальному обеспечению в образовательных учреждениях города.

В числе разрабатываемых нормативно-правовые документы о создании в каждом округе города одногодичных школ русского языка для детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком и нуждающихся в социально-психологической адаптации к условиям жизни в Москве; о мероприятиях по совершенствованию квалификации педагогических и управленческих кадров в сфере межнациональных отношений и миграционной проблематики, формированию ценностей культуры мира, межнационального и межконфессионального согласия в Москве, особенно в молодежной среде.

Правильно организованная социально-педагогическая деятельность предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, раскрытие сущностных сил ребенка, оказание ему комплексной социально-педагогической помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни.

Социально-педагогическая деятельность осуществляется в системе «педагог–ребенок–родитель–социум», носит адресный характер, направлена на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество.

В числе воспитанников воспитательно-образовательных учреждений дети из семей с разными социальными признаками (национальная принадлежность, образование и профессия родителей, структура и тип семьи), экономическим положением (уровень доходов, состояние жилищно-бытовых условий). Однако, несмотря на значимые и несущественные различия характеристик социального портрета семьи в организации социально-педагогической деятельности с детьми-мигрантами существуют общие подходы.

Таким образом, российским правительством разрабатывается концепция этнокультурного образования, направленная на решение социальных и образовательных проблем, в первую очередь, детей-мигрантов.




Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама