Иванов А.В. Особенности современного социального воспитания

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

(відмінності між версіями)
Перейти до: навігація, пошук
м (adding template)
 
Рядок 116: Рядок 116:
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 
[[Категорія:Наукові праці]]
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
 
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць]]
[[Категорія:Вісник психології і соціальної педагогіки. Збірник наук. праць. - Випуск 1]]
 
 
[[Категорія:Московський гуманітарний педагогічний інститут]]
 
[[Категорія:Московський гуманітарний педагогічний інститут]]
 
[[Категорія:Наукові праці Іванова О.В.]]
 
[[Категорія:Наукові праці Іванова О.В.]]

Поточна версія на 18:00, 16 травня 2012

Иванов Александр Владимирович, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социальной педагогики Московского гуманитарного педагогического института, профессор, г. Москва


ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ


В современном мире существуют два наиболее распространенных понимания жизни человека на Земле. Первое – это стремление человека к прочному личному счастью, где качество жизни определяется уровнем материального благосостояния. Для представителей данного направления идея возможного земного блаженства и счастья является прямой проекцией жизни в Божественном мире, описанном в религиозных учениях. При этом, в практике жизни духовные цели отходят на второй план. Гуманистические идеи общества, направленные на оказание помощи и поддержки человеку в его развитии и саморазвитии осуществляются часто формально. Стремление цивилизованного человеческого общества представить идеал жизни как удовлетворение материальных интересов и благ ведет, в конечном счете, к духовной стагнации, к фрустрации. Незаинтересованность многих людей в оказании помощи нуждающимся, а только потребность в личном благосостоянии и удовлетворении своей гордыни продолжают нести миру разрушения, вражду. Это тупиковый путь развития человечества. Такая точка зрения цели жизни привнесена моделью жизни западных цивилизаций. Первый путь ущербный, потому что направляет колоссальный источник жизненной энергии на самоудовлетворение, что в рамках человеческого общества непременно приводит к конфликтам, войнам, кризисам, депрессиям и т.д.

Вторая точка зрения – это стремление человека к созиданию, расширению своего сознания, саморазвитию и помощи в развитии других, тем самым развитию всего мира. При этом качество жизни определяется как генетически заданными возможностями, так и условиями окружающей среды, развитием личностных качеств, способствующих раскрытию талантов человека. Человеческое общество, как и мир природы, всегда стремились развиваться по восходящей линии путем созидания: камень, жертвуя собой, давал жизнь растению, растение – животным, животные – человеку, который стремился к Истине, Добру и Красоте. Земля развивается в соответствии с высокими духовными целями космоса. И, следовательно, эволюция жизни связана с космическим законом любви и помощи.

Второй путь, не смотря на развитие гуманистических идей в социальном мире, не получил должного развития, так как удовлетворение витальных потребностей человека гораздо более притягательны для человека, понятны ему и непосредственно демонстрируют материальные блага и способы удовлетворения ими. Позитивные идеи советского общества на определенных этапах (например, 20-е годы или «оттепель» 60-х годов ХХ века), направленные на развитие и саморазвитие во благо других для построения светлого коммунистического общества (которые сродни христианским идеям), создавали импульс радостного и светлого настроения, формированию позитивных качеств и способностей. Однако, как показала практика жизни, созидание не может быть направлено только вне конкретного человека, только на общество. Идея созидания охватывает в единстве и созидание человека (его личностное и профессиональное самосовершенствование), и созидание во имя людей, своего государства. Движение по восходящей линии развития всегда требует усилий, сопровождается трудностями, так как физический план человека требует, первоочередно, удовлетворения витальных потребностей, что часто берет вверх над духовными (вспомним «пирамиду потребностей» А. Маслоу).

Как же все-таки воспитывать детей, если мы знаем, что человек все равно будет стремится, сначала, удовлетворить в соответствии с современными параметрами жизни свои материальные потребности? Доказательством пагубность первого пути являются современные проблемы человечества.

Поэтому родители, педагоги, средства массовой информации в процессе воспитания человека должны переориентироваться на цели созидания, при этом, подчеркивая, что материальные блага есть только условия, помогающие движению по этому пути. Жизненные цели и духовные ценности человека должны быть направлены на духовное и нравственное самосовершенствование, развитие разнообразных социокультурных способностей, профессиональное творчества, реализацию творческих идей во благо общества.

В этом суть социального воспитания, основанного на гуманистических ценностях, основой которой составляет социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации.

Социально-педагогическая поддержка предполагает объединение усилий общества и педагога (Н.А. Соколова). Но цель этого объединения исследователями трактуется по-разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (Л.Я. Олиференко и др.), другие – для помощи в развитии индивидуальности, личности ребенка (Р.А. Литвак и др.), третьи – для помощи в процессе самореализации (Н.А. Соколова).

Социально-педагогическая поддержка может рассматриваться и как помощь со стороны педагога и привлеченного сообщества личности и группе лиц для решения их проблем, успешного развития и саморазвития в процессе социализации.

В понятии «социализация» важным для понимания социально-педагогической поддержки является то, что личность не только усваивает, но и воспроизводит, обогащает определенную систему знаний, норм и ценностей, т.е. успешно самореализуется в обществе. А для этого индивиду требуется поддержка со стороны тех, кто призван помогать в развитии личности ребенку – педагогов в широком смысле (родителей, учителей, врачей, социальных педагогов, общественных организаций и лиц и т.д.). Причем важно понимать, что самореализация необходима личности не только в процессе практического воплощения интересов и возможностей, данных от природы, но и в процессе преодоления негативных качеств, черт характера, позитивного изменения направленности личности для реализации своих талантов и способностей. Самореализация в контексте данной работы рассматривается как возможность раскрытия своих индивидуальных способностей, потребностей, замыслов, целей личности через разнообразие видов и форм деятельности в условиях разнообразной социокультурной среды и культурной среды образовательного учреждения.

Итак, социально-педагогическую поддержку можно рассматривать как оказание помощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально заданных способностей и талантов при условии принятия интересов и норм общества для участия в его дальнейшем активном преобразовании в деятельности субъекта.

Социально-педагогическая поддержка, которая является сущностным понятием социального воспитания и социальной педагогики, основана на гуманистических ценностях.

Социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно-управленческого, диагностико-проектировочного, духовно-нравственного, интерактивно-коммуникативного, рефлексивно-аналитического, нормативно-правового компонентов. Итак, социально-педагогическая поддержка как основа социального воспитания характеризует целенаправленный процесс социально-педагогической деятельности, основанный на гуманистических ценностях, и, тем самым, отражает целевое назначение социальной педагогики как науки и практики.

Какими тогда являются направления социального воспитания? Их четыре. Это – физическое воспитание, социокультурное воспитание, умственное воспитание, основанные на гуманистических ценностях. При этом воспитание жизненной активности: воли, оптимизма, уравновешенности (внутреннего покоя) являются базовыми качествами и способностями личности, необходимыми для осуществления вышеперечисленных направлений воспитания.

Физическое воспитание представляет собой, с точки зрения социального воспитания, целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования у него способностей всестороннего и методичного развития всех частей организма, двигательной активности, контроля и дисциплины за поддержанием организма в хорошем состоянии, оздоровления возникших или появляющихся физических проблем. Это и воспитание культуры питания, и гигиены тела. Поддержание тела в нормальном состоянии требует выполнения правил, выработки положительных привычек, усердия, дисциплины, способности к преодолению трудностей, энергичности, что необходимо для иных социальных качеств и культурных способностей личности. В процессе физического воспитания дети учатся совместно играть, чувствовать другого, сопереживать и т.д. Поэтому физическое воспитание является основой для успешного социального развития личности.

Социокультурное воспитание – это целенаправленное создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, гендерных, нравственных и иных социальных способностей. В данном контексте нравственные способности рассматриваются от слова «нравы», т.е. усвоение норм и ценностей данного общества. Успешность социокультурного воспитания помогает развить качества, которые рождают поступки и поведение, и, в конечном счете, формируют характер человека. Чем больше социокультурных способностей приобретет ребенок, тем больше у него возможностей для успешной социальной интеграции в процессе жизнедеятельности.

Умственное воспитание – это целенаправленный процесс по развитию интеллектуальных способностей и познавательной активности ребенка с целью формирования созидательного и творческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремящегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей. Воспитание ума предполагается начинать с мотивации к учению, поиску интересов ребенка к познанию и интеллектуальному развитию, что поможет в реализации первой программы – развитию внимания ребенка. Второй программой является расширение кругозора и познавательной активности детей, развития способности к участию в постоянно усложняющейся умственной деятельности, к рефлексии, а также аналитических, обобщающих, различительных и иных интеллектуальных способностей. Третья программа нацелена на систематизацию полученных знаний, подчинение их возвышенному идеалу, включение их в комплекс мыслей, связанных с профессиональным интересом ребенка. При этом – умение контролировать свою умственную деятельность, соизмеряя со своим идеалом, удаляя все низменные мысли, тем самым, подчиняя ум своей воли.

Воспитание жизненной активности. Важнейшими способами развития человека, его сознания являются процессы познания мира и самопознание, творчество, деятельность, общение. В творчестве, например, важным элементом являются фантазии ребенка. Однако педагоги констатируют, что усиливается тенденция остановки фантазирования на уровне созерцания своих мыслеобразов и отсутствие потребности перехода их в план творческой деятельности, когда требуются усилия в ее осуществлении. Для творчества необходимы познавательный интерес ребенка, оптимизм, воля (волевые качества), усердие. Эти качества важны и для других способов успешного развития и саморазвития личности. Если важность поддержания интереса ребенка в процессе его развития очевидно, то оптимизм и воля, усердие требуют дополнительных объяснений. Рассмотрим их подробнее.

К ним относятся инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость, самоконтроль, выдержка, самообладание. С.Л. Рубинштейн пишет, что инициативность как умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли. В инициативности важное значение имеет интенсивность и яркость побуждений, а также интеллектуальные данные. Это свойственно, например, так называемым «генераторам идей». От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей.

Самостоятельность – независимость как особенность воли. Подлинная самостоятельность воли предполагает ее сознательную мотивированность и обоснованность. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является подлинным проявлением самостоятельной собственной воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе.

Решительность выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твердости, с которой оно сохраняется. Сама решительность может быть различной природы, в зависимости от роли, которую в ней играют импульсивность и обдуманность. Соотношение импульсивности и обдуманности, порывистости и рассудительности, аффекта и интеллекта имеет фундаментальное значение для волевых качеств личности. Оно, в частности, определяет различную у разных людей внутреннюю природу их решительности. Решительность обусловлена не столько абсолютной, сколько относительной силой импульсов по сравнению с задерживающей силой сознательного контроля. Она связана с темпераментом. Импульсивный тип определяется не абсолютной силой импульсов, а господством или преобладанием их над интеллектуальными моментами взвешивания и обдумывания. Рассудительный тип необязательно отличается абсолютной слабостью импульсов, а преобладанием или господством над ними интеллектуального контроля. Решительность у некоторых людей сводится попросту к импульсивности, будучи обусловлена относительной силой импульсов при слабости интеллектуального контроля. Высший тип решительности покоится на наиболее благоприятном, оптимальном соотношении между большой импульсивностью и все же господствующей над ней силой сознательного контроля.

Но так же как решение не завершает волевого акта, решительность не является завершающим качеством воли. В исполнении проявляются весьма существенные волевые качества личности. Прежде всего здесь играет роль энергия, т. е. та концентрированная сила, которая вносится в действие, учитывая которую говорят об энергичном человеке, и особенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всяческими препятствиями за достижение цели. Подлинно ценным качеством энергия становится, лишь соединяясь с настойчивостью. Настойчивость проявляется в неослабности энергии в течение длительного периода, невзирая на трудности и препятствия. Настойчивость наряду с решительностью является особенно существенным свойством воли. Поскольку в волевом действии для достижения цели приходится часто сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями и противодействиями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, существенными волевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. В процессе решения они обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, в процессе исполнения – необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и прочее ради достижения цели. Эти качества воли в сильной мере зависят от соотношения между аффектом и интеллектом, влечением и сознательным контролем. Волевые действия появляются у ребенка очень рано; совершенно неправильно изображать хотя бы трехлетнего ребенка как чисто инстинктивное существо, у которого нет и зачатков воли. В действительности развитие воли, начинаясь в раннем возрасте, проходит длинный путь. На каждой ступени этого развития воля имеет свои качественные особенности. (С. Л. Рубинштейн).

Оптимизм – это восприятие мира жизни или настроение, которое отмечает в вещах и явлениях их лучшие стороны, это надежда на благоприятный исход, вера в непрерывный прогресс. В религиозно-метафизических представлениях присутствует понимание оптимизма жизни, вера в духовное просветление человечества. В античной философии Платона, стоиков, рационалистов оптимизм представлен как вера в безграничную силу рассудка и познания. Эти же идеи поддерживали просветители, Г. Лейбниц («Теодицей»), Гегель (панлогизм). Существует учение перфекционизма, которое рассматривает способности человека и человечества как движение по пути своего совершенствования (Г. Лейбниц, Э. Кант, Ж. Ренан и другие). Э. Гартман писал о бездеятельном оптимизме, который ведет к квиентизму (полной отрешенности, пассивному поведению), и оптимизме, связанном с действиями – к активности.

Итак, действенный оптимизм характеризует активность личности. В истории педагогической мысли многие выдающиеся педагоги-гуманисты выступали с верой в человека и необходимостью воспитания оптимистических качеств у ребенка. А.С. Макаренко в своих педагогических трудах неоднократно обращался к этой теме. Для педагога, считал он, важно всегда искренне верить в ребенка, в его лучшие человеческие качества, видеть силу и красоту подростков и молодежи. Макаренко говорил о необходимости идти к ребенку с «оптимистической гипотезой», т.е. с верой в его лучшие качества, возможности развития. А.У. Хараш, профессор МГУ, психолог, подчеркивал, что каким мы воспринимаем ребенка, таким он и становится.

А.С. Макаренко считал, что важным фактором в развитии оптимизма у детей является среда обитания ребенка, состояние общества. Если в данном сообществе поддерживается оптимистический взгляд на мир, то и ребенок будет впитывать в себя это качество.

Воспитание оптимизма у А.С. Макаренко осуществляется на основе безграничного доверия и уважения к человеку и, одновременно, требования к нему путем проектирования лучшего у ребенка («Мои педагогические воззрения»). В лекции «Педагогика индивидуального действия» он говорит о необходимости поддержания интересов детей, многообразия их увлечений, которые возникают чаще всего в разновозрастных коллективах. Это ведет к активности и подвижности детских сообществ, что характеризует их оптимизм. Еще одним из способов развития оптимизма у детей А.С. Макаренко считал использование близкой, средней и дальней перспективы, которые повышают оптимизм перспективного чувства. Воспитатель, по его мнению, всегда должен поддерживать у ребенка стремление воспитывать в себе качества счастливого человека, быть веселым и бодрым, презирать несчастье. Эти же идеи мы встречаем в книге Ю. Орлова «Восхождение к индивидуальности». Он раскрывает способы развития саногенного (здорового, оптимистического) мышления, которое предполагает «раздумывание» отрицательных эмоций с целью ненасильственного их угашения и развития положительных эмоций и качеств личности.

Еще одно качество личности – усердие. Этимологическое значение этого слова связано с активной деятельностью, осуществляемой в соответствии с «сердцем», т.е. желанием не просто выполнить быстро и качественно работу, но и наполнить ее нравственным смыслом в сочетании личностных и коллективных интересов. Это понятие качественно отличается от понятия «трудолюбие» (желание и умение хорошо и много трудиться). Мы используем понятие усердие для того, чтобы подчеркнуть нравственную составляющую данного активного качества личности.

Поэтому социальному педагогу необходимо направить свои усилия на оказание помощи и поддержки ребенка в развитии волевых и нравственных качеств личности, оптимистического взгляда на мир, креативности, усердия, которые он осуществляет путем создания условий для организации продуктивного общения и социально и личностностно значимой деятельности.

Однако деятельность социального педагога в соответствии с должностной характеристикой направлена на оказание помощи и защиту ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации или имеющего проблемы в развитии. Какое отношение имеют к его профессиональной деятельности вышеперечисленные направления воспитания? Ответ заключается в том, что социальный педагог должен себе представлять на что нацелена его деятельность. Оказав помощь ребенку в решении его проблем, важно поддержать его в построении перспектив своего развития; показать ближайшие цели и способы их достижения; помочь в развитии личностных качеств и способностей; в процессе профилактической работы с детьми осуществлять воспитательную деятельность с учетом тех программ, которые были заявлены выше; установить контакт с другими воспитателями, деятельность которых непосредственно направлена на реализацию этих направлений воспитания.

Важнейшим условием, обеспечивающим успешность деятельности социального педагога, является развиваемая им культурная среда сообщества, учреждения, в котором он непосредственно осуществляет свою деятельность. Культурная среда образовательного учреждения является не только важным источником культурного развития личности, но и идейно-ценностной атмосферой культурного становления личности и сообществ учреждения, определяет духовно-нравственный, творческий и интеллектуальный «климат» (уклад, образ жизни) образовательного учреждения, оказывает свое влияние на социокультурную среду, при этом происходит взаимообогащение этих сред.

Сущность культурной среды общеобразовательного учреждения определяется тем, что она отражает идеи и ценности современной ей культурной парадигмы образования, это пространство взаимодействия его субъектов по созданию ценностных, базовых, функционально-образующих, предметно-практических компонентов, включает в себя культурные процессы развития и саморазвития базовой культуры личности ребенка, педагогической культуры учителей и родителей учащихся, особенности взаимодействия субкультур ее основных субъектов.

Это пространство культурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями (субкультура ребенка), с одной стороны. Но и сфера педагогических влияний, т.е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется как культурная среда образовательного учреждения, с другой стороны. В культурной среде ОУ педагоги определяют задачи реорганизации помещений и зон рекреации, организации культурной деятельности в детских сообществах, а также преобразования воспитательно-образовательныхх программ и планов на принципах разнообразия, вариативности и альтернативности в соответствии с анализом образовательной деятельности. Это дает ребенку возможность выбора деятельности, родителям – возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка, это дает возможность ОУ стать подлинным культурным центром для детских и взросло-детских сообществ. Но одновременно это дает педагогу возможность повысить свою педагогическую культуру и компетентность, поскольку новая культурная среда образования не может функционировать, если учительская среда консервативна и не воспринимает нововведения.

Целенаправленность педагогической деятельности, в нашем понимании, не связана с представлениями о том, из какого ребенка кого необходимо воспитать, какие знания, умения и навыки должны быть сформированы. Это может быть педагогическим ориентиром, но не руководством к практической деятельности.

Педагогическое влияние рассматривается нами как принятый сообществом результат:

  • помощи и поддержки ребенка в его индивидуальном развитии и саморазвитии;
  • участия педагога в инновационной деятельности;
  • помощи в создании школьных традиций, личностно значимых для детей;
  • создания условий для коммуникативного (разнообразные сообщества) обеспечения и интерактивного взаимодействия с учащимися и коллегами;
  • оказания помощи в освоение правил жизнедеятельности в ОУ, социуме; в освоении знаний, планировании, проведении, рефлексии (анализе) деятельности; в овладении культурными способностями;
  • реализации культурного опыт педагога в процессе совместной деятельности с детьми и коллегами;
  • участия в организации коллективной жизни и самоуправления, развитии новых сообществ в соответствии с культурными запросами школьников;
  • участия в развитии информационной и знаково-символической среды школы.

Культурная среда школы развивается субъектами образовательной системы, влияя в свою очередь на процесс их собственного развития. Разнообразие методик и технологий работы, выбранных коллективом учителей в соответствии с их индивидуальными особенностями и особенностями школьников, а также социокультурной среды региона, ориентация на обновление содержания педагогической деятельности и форм работы, стремление к совершенствованию своих личностно-профессиональных качеств и способностей, основанных на нравственных и педагогических идеях, определяют процесс развития культурной среды.

Определяющим элементом культурной среды являются те уникальные отношения между ее субъектами, которые направлены на развитие и саморазвитие личности. Они пронизывают все компоненты культурной среды ОУ. Именно эти отношения создают тот особый образ жизни, в котором творчество, социальные инициативы, познавательная активность, взаимопомощь и сотрудничество детей и взрослых «заражают» других без всякого принуждения и насилия. Тем самым создаются условия для свободного выбора тех сфер, которые направлены на реализацию актуальных потребностей и интересов личности и востребованных современным обществом.

Культурная среда как сфера жизнедеятельности педагога и ребенка является благоприятной средой становления личности, ее средством и условием развития. В свою очередь, человек, в совокупности с другими, являются непременным условием ее развития. При этом ее развитие обусловлено как потребностью личности в самосовершенствовании, выраженной в ее социальной активности, ведущих потребностях и нравственных способностях человека, так и разнообразием процессов и явлений самой среды.

Не всякий человек может найти адекватную самому себе среду. Тогда мы говорим, что «человек не нашел себя». Это значит, что в данной среде не было тех условий, идей, сообществ, интересов, созвучных данному субъекту или же он не воспользовался условиями данной среды. Поэтому уровень развития культурной среды ОУ тем выше, чем больше ее членов смогли реализовать свои возможности. Таким образом, в основе предложенной модели социального воспитания находится социально-педагогическая поддержка ребенка, осуществляемая не только для решения проблем ребенка, но и нацеливающая на продуктивное социальное развитие личности, способствующая самосовершенствованию человека и созидательному развитию общества. Важнейшим условием успешности социального воспитания является культурная среда ОУ.


Список использованных источников:

  1. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : учебник / Л. В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов высших пед. уч. зав. / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 198 с.
  3. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства / Л.Я. Олиференко. – М.: Изд-во: Народное образование, 2002. – 112 с.
  4. Педагогика / Под ред. И.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  5. Словарь по социальной педагогике /Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 388 с.
  6. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования : Автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра пед. наук. –Челябинск, 2007.
  7. Социальная педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 416 с.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 679 с.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама