Интервью с доктором психологических наук, профессором НПУ имени М.П.Драгоманова Верой Ульяновной Кузьменко

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 20:02, 27 квітня 2010; Yrvi (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук

Вера Ульяновна Кузьменко (Борисова) – автор рубрики «Відверті розмови» газеты «Психолог»,


1. Расскажите о себе, пожалуйста. Нашим читателям будет интересно познакомиться с автором рубрики «Відверті розмови…»

Я считаю себя ученицей и последовательницей нескольких широко известных в Украине научно-образовательных учреждений и научных школ. Высшее образование получила в Киевском педагогическом институте имени М.Горького, ныне - это Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова. Лекции нам читали такие мастера в области психологии и педагогики как проф. Николенко Д.Ф., проф. Скрипченко А.В., доц. Шевченко П.Д., проф. Соловиенко В.А., проф. Борисова З.Н., доц. Подоляк Л.Г., проф. [[Долинська Л.В.|Долинская Л.В., проф. Кульчицкая Е.И., доц. Ярышева Н.Ф., доц. Грибанова А.К. и многие другие известные ученые. Специальность, которую получила- преподаватель педагогики и психологии (дошкольной).

Практическую школу преподавательской работы прошла, работая в педагогическом училище №2, теперь это институт в структуре КМПУ имени Б.Д.Гринченко. Работала там с 1979 по 1988 год. Опыт научно-исследовательской работы приобрела во время учебы в аспирантуре НИИ психологии им. Г.С.Костюка, в лаборатории академика И.Д. Беха. Кандидатскую диссертацию по специальности «педагогическая и возрастная психологии» защитила в том же НИИ в 1990 году. Затем преподавала в Киевском институте усовершенствования учителей им. Б.Д.Гринченко, где директором в то время был доктор пед. наук Слюсаренко В.Г., который сумел привлечь к работе настоящих профессионалов - людей творческих, хорошо знающих практику образования, стремящихся к освоению и созданию новых современных технологий.

В 2002 году поступила в докторантуру НПУ им. М.П.Драгоманова, в 2006 г. защитила докторскую диссертацию на тему : «Психолого-педагогические основы развития индивидуальности ребенка 3-7 лет». В настоящее время занимаюсь преподавательской работой - учу будущих психологов тому, как работать с детьми. Работаю в |Национальном педагогическом университете им. М.П. Драгоманова, на кафедре теоретической и консультативной психологии.

Имею около 150 печатных работ в области педагогической и возрастной психологии. Основная проблема, которой занимаюсь - проблема индивидуально-ориентированного образования. Диапазон тем, которым посвящены мои публикации, достаточно широк - это и вопросы профессиональной подготовки студентов, повышения качества обучения будущих психологов, вопросы развития индивидуальности дошкольников, развития их способностей и талантов, вопросы семейного воспитания, психологического консультирования, программного обеспечения, статьи на историко-психологическую тематику и многие другие.

Получив достаточно большой опыт написания научных публикаций, стала рас ширять круг публикаций прикладного, методического характера, научно-популярных статей, публикаций для родителей, подростков. Вот и «Відверті розмови…» сейчас приобрели несколько иную форму- от бесед с родителей они превратились в консультпункт для детей.

2. Вы – детский психолог. Значит, Вы работаете с детьми? Или с родителями?

Я работаю для детей. А это значит, что я работаю и с детьми, и с их родителями, и с педагогами, но больше всего, пожалуй – с будущими психологами. Ведь для того чтобы эффективно помогать детям, нужно работать как с ними, так и с их родителями – самыми важными для ребенка людьми- это опосредованное воздействие, без которого достичь реальных изменений невозможно.

Осуществление такой работы требует сложной и кропотливой научной, исследовательской деятельности, соответствующей теоретической подготовки и практических умений. Стараюсь быть интересной детям, с которыми приходится общаться, а их родителям объяснять закономерности психического развития просто и понятно, на жизненных примерах и доступными для них словами.

Очень интересной и важной считаю работу с самой требовательной и взыскательной аудиторией – психологами. Пытаюсь быть максимально полезной в их профессиональной подготовке, эффективно использовать время, отведенное на лекции, семинары, учитывать, что именно им придется воплощать сказанное тобой в последующей практической деятельности, проводить занятия, консультировать, создавать условия, строить отношения, творить атмосферу и прочее, прочее. И это понимание обязывает работать на практику, и не только рассказывать студентам о том, как должно быть, но и показывать примеры эффективного взаимодействия в реальном общении с детьми.

3. С какого возраста можно эффективно работать с ребенком индивидуально? Ведь после работы с психологом, когда что-то меняется в ребенке, он, как соленый огурчик, возвращается в «тот же рассол».

Начинать помогать родителям правильно воспитывать, развивать ребенка можно с любого возраста. Уже у родителей новорожденных детей возникает масса вопросов по поводу их правильного развития, соответствия возрастным нормам нервно-психического развития. Родители интересуются тем, какие условия нужно создавать для успешного развития ребенка. Но работать с ребенком такого возраста без участия родителей пока еще рано, для него чужие взрослые – это люди, которых младенцу трудно воспринимать. Родители – вот главные и самые нужные люди для малыша. Поэтому и помощь, если она нужна, должна быть направлена прежде всего на работу с родителями, выработку у них правильного понимания того, как нужно общаться с ребенком, помогать ему успешно расти и развиваться. Конечно, речь не идет о домах ребенка, где общение с любым человеком, который уделяет внимание, разговаривает с малышом, для него бесценно.

Если говорить о непосредственной работе с самим ребенком, то осуществлять индивидуальную работу можно уже на этапе дошкольного детства, когда у ребенка появляется опыт общения не только со взрослыми в своей семье, но и с педагогами, он начинает понимать, что такое занятия, у него появляется интерес и стремление к общению со взрослыми. Но эта работа не может быть локальной и фрагментарной, провел занятия – и все, успокойся и жди результата. Для того, чтобы действительно помочь ребенку, нужно стать частью этого «рассола», в котором он постоянно находится, а значит – осуществлять положительное влияние на среду, которая окружает ребенка, быть частью этой среды. Психологическое сопровождение – необходимое условие успешности работы психолога.

4. Как Вы считаете, что эффективней: индивидуальная работа или работа в группе, где проблемы похожие?

Выбор формы организации работы – индивидуальная или групповая – зависит от тех задач, которые нужно решить в той или иной ситуации. В каждом случае – это достаточно сложное исследовательское, научное, методическое, аналитическое решение. Эти решения принимает психолог с учетом пожеланий самого ребенка или близких ему взрослых- родителей, педагогов, при этом определяя сущность и глубину задачи, которая стоит, оценивая индивидуальные возможности как самого ребенка, так и реальные возможности людей, окружающих его, их желание содействовать в разрешении проблемы, характер взаимоотношений с ребенком, степень влияния, доверия, возраст, другие особенности. На основании этих решений он выстраивает программу развивающей работы, в которой предусматривает использование разных организационных и методических форм, методов, приемов.

Наиболее целесообразным считаю разумное сочетание разных организационных форм работы – как индивидуальной, так и групповой. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Но вот последовательность их использования, удельный вес каждой в целостной системе всех психолого-педагогических воздействий, содержательное своеобразие – это уже обусловлено сущностью психологической задачи, которую нужно решить.

В ряде случаев особенно эффективным и необходимым для ребенка является индивидуальное взаимодействие с психологом. Таких случаев немало, как правило, они самые сложные, требующие конфиденциальности, доверия, искренности, максимальной открытости, иногда – срочной помощи или наиболее серьезных воздействий коррекционно-развивающего характера. Для такой работы нужно обязательно выделять время в общем расписании психолога и находить время для этого вне расписания.

В некоторых случаях воздействие группы оказывается более целебным, понятным, приемлемым, чем воздействие специалиста. Это наиболее характерно для подросткового, юношеского периода. Примеры из жизни сверстников, приемы, способы психологической помощи и защиты, которые они нашли для себя и используют в своей жизни, могут восприниматься как более реалистичные, точные, конкретные. Это нужно учитывать.

Групповые формы работы можно и нужно широко использовать в работе с родителями, педагогами, которые имеют достаточный жизненный и профессиональный опыт и готовы им поделиться. Конечно, есть и типичные проблемы, которые можно обсуждать сообща, и типичные способы их разрешения. Но и тогда необходимо помнить о том, что каждый типичный случай имеет индивидуально-очерченные особенности протекания, которые нужно обсуждать, и требует индивидуально-очерченных способов воздействия, которые нужно предлагать, помогая ребенку (или его родителям, педагогам) выбрать среди всего универсального именно то, что будет максимально подходящим именно для них.

Нельзя забывать и о качестве работы – любая форма работы может быть полезной, если она осуществлена на высоком уровне качества. И так же любая форма работы может быть бесполезной или даже вредной, если психолог плохо подготовлен, неинтересен аудитории, информация, которую он дает – формальна и оторвана от реальной жизни.

Безусловно, что выбор организационных форм работы должен способствовать достижению основной цели – улучшение качества развития ребенка, общения с ним родителей, условий, в которых он находится. А повысить качество работы других можно, только обеспечивая высокое качество своей деятельности.

5. Мы планируем выпуск книжки с рабочим названием «Відверті розмови дитячого психолога». Расскажите нашим читателям немного об этом (опыт скольких лет работы, живые примеры или придуманные, имена изменены, возраст сохранен и т.д.) Идея написания вышеназванной книжки возникла в результате продолжительной работы практическим психологом в сфере образования, которая началась в 90-х годах, когда в штатном расписании детских образовательных учреждений появилась должность «психолог». Я была одним из первых психологов, которые включились в эту работу, сочетала ее с преподавательской, научной и методической. Практическая деятельность в качестве психолога детского сада стимулировала научно-преподавательскую работу, делала ее более содержательной, практически значимой, способствовала пониманию насущных проблем педагогов, детей, заставляла изменить формулировки и суждения от абстрактно-теоретических в сторону прикладных, жизненных и реалистичных.

Родители дошкольников, педагоги обращались ко мне как психологу с вопросами, на которые нужно было давать ответы, либо искать эти ответы сообща, либо помогать им самостоятельно находить правильные решения. В любом случае эта работа требовала большой и систематической теоретической подготовки, стимулировала ее усовершенствование. Пришлось много читать, осмысливать, анализировать конкретные случаи, искать наиболее эффективные методы и приемы психологической помощи, осваивать новые техники консультирования. Затем появилось более обобщенное видение наиболее типичных проблем, с которыми обращались, стали понятными наиболее частые случаи, выделились определенные закономерности и наиболее эффективные методы, пути их преодоления.

Все это требовало систематизации, обработки и описания. Кроме того, практикующие психологи, которые только начинали осваивать данный вид деятельности, просили поделиться с ними своими наработками и отобразить имеющийся опыт в публикациях. Вот так и появилась идея написания книжки, в которой представлены рекомендации по данному вопросу.

Охотно включилась в подготовку книжки Коберник Елена Георгиевна, кандидат психологических наук, доцент, мой соавтор и коллега, имеющая большой опыт научно-преподавательской и консультативной работы. С полной отдачей сил и научной добросовестностью она взяла на себя сложную и большую часть работы по изложению бесед с родителями младших школьников - возрастного периода, которому посвящена кандидатская диссертация Елены Георгиевны. В процессе совместной работы нам удалось выработать единый стиль подачи материала и как нам кажется, достичь неплохого результата. Таким образом, в книжке появилось 2 части - в одной речь идет о детях дошкольного возраста, а в другой - о детях младшего школьного возраста.

Хочу подчеркнуть, что «Відверті розмови дитячого психолога» не являются точными копиями тех консультаций, которые проводились реально. Хотя по форме подачи материала - речь идет о конкретных случаях развития детей и конкретных проблемах, в решении которых мы старались помочь. Это было сделано для того чтобы подчеркнуть уникальность, неповторимость каждого случая, призвать психологов к пониманию и принятию индивидуального своеобразия внутреннего мира человека. Для усиления эффекта мы использовали некоторые примеры, формулировки, взятые из жизни. Считаем, что они оживляют текст, делают его более читабельным. По сути же каждая из представленных бесед является обобщенным отображением большого количества консультаций, результатом их осмысления, анализа, систематизации.

Во втором издании книжки «Відверті розмови дитячого психолога», которое сейчас готовится к печати в издательстве «1 вересня», сделано много дополнений. Конечно, мы пересмотрели содержание ранее представленных консультаций, уточнили его с учетом современных веяний. Кроме того, ввели вступительный раздел, посвященный методическим вопросам проведения консультирования. Добавили новый материал, который отображает не только содержание консультаций с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста, но и с родителями подростков. Представили и большое количество ответов на вопросы самих подростков. Ведь в этом возрасте дети начинают самостоятельно искать пути для преодоления собственных проблем и обращаются к психологу уже непосредственно, пытаясь разобраться в том, что их волнует. Поэтому вы сможете увидеть в книжке, надеемся, действительно полезные ответы на довольно непростые, но искренние вопросы подростков. Желаем плодотворной работы!

6. Вера Ульяновна, какие планы на будущее?

Хотелось бы и дальше учиться. Ведь для того чтобы отдавать знания, делиться ими, нужно все время обновляться самому. Поэтому стараюсь больше читать, слушать выступления ученых, разговаривать с людьми - это тоже своего рода школа. Эти впечатления отображаются в научных текстах, статьях, пособиях. Сейчас мы всей кафедрой под руководством доктора психол. наук, профессора Булах Ирины Сергеевны работаем над созданием учебников для студентов, издаем учебно-методическую литературу.

Кроме преподавательской работы, которая занимает большую часть времени, увлеклась проблемой развития одаренности детей дошкольного возраста, которую разрабатываю в качестве сотрудника Института одаренного ребенка АПН Украины. Многое приходится делать и в этом направлении. Кстати, уже несколько публикаций, посвященных этой проблеме, вышло в газете «Психолог дошкілля». Приглашаю заинтересованных к сотрудничеству, апробации разработанных нами методик, их проверке, сбору эмпирических данных, их анализу, описанию.

Совместно с коллективом Киевского университета имени Бориса Гринченко работаем над обновлением государственной программы воспитания и обучения «ДИТИНА», одним из научных руководителей которой я являюсь. Коллектив университета с огромным энтузиазмом взялся за работу, сейчас программа уже доработана и готова к переизданию. Надеюсь, в самое ближайшее время воспитатели детских садов смогут работать по обновленной программе.

Готовлю и неожиданные сюрпризы для наших читателей - будущих и начинающих психологов. Заканчиваю работу над книжкой под рабочим названием «Дневник размышлений или грустно-веселая сказка о наркоманах, генерале Раевском и маленькой собачке Нике». Формат ее несколько необычный и неожиданный для меня самой. Мне захотелось отойти от привычного жанра научной литературы и написать веселую и легкую для восприятия книжку, в которой как бы между прочим рассказать своим студентам о том, что такое научное исследование, каковы его этапы, что такое гипотеза, ключевые слова, как формулируется цель, задачи исследования, как нужно анализировать результаты и много прочих полезных знаний преподнести им в «рассоле» занимательного повествования. По сути эта книжка отображает те же принципы, что и в книге ««Відверті розмови дитячого психолога»- что-то описано на уровне обобщений, что-то придумано (ведь это сказка!), а кое-что как будто списано из жизни. Много шуток, занимательных историй, метафор, занятных психологических заданий, и конечно, откровенных размышлений о воспитании человека - самом главном, ради чего она была написана. Постепенно, между прочим, в контексте приключенческих событий, заходит разговор о роли семейного воспитания, о воспитательных методах и приемах, их эффективности, и о многих других важных вещах, которые необходимо знать, понимать и чувствовать будущему психологу. «Учебник психологии нового типа», книга, которая учит - развлекая и развлекает - уча, так можно охарактеризовать эту книжку.

Уверена - читателю скучно не будет!



Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама