Колесниченко Т.В. Возможность описания целого с помощью свойств ноля и понятия качества

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Колесниченко Татьяна Викторовна (укр. Колесніченко Тетяна Вікторівна), старший преподаватель Южноукраинского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского, Севастопольский филиал, художественно-графический факультет, г. Севастополь

Господи, подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растём и зреем.
Антуан де Сент-Экзюпери

У статті розглянута проблема об'єктивізації цілісності - резонансу між суб'єктом і реальністю. Показана можливість опису цілого, за допомогою властивостей нуля й поняття якості. Автор, спираючись на свій досвід, розглядає мистецтво як інструмент для проникнення в проблему цілого, а мову візуального мистецтва як інструмент для усвідомлення людиною своєї внутрішньої структури і створення себе як суб'єкта. Результати свого досвіду автор аргументує висновками І. Калінауськаса.

Ключові слова: ідея цілого, поняття нуль-переходу, психологія мисстецтва, суб'єкт, усвідомлення, переживання


В статье рассмотрена проблема объективизации целостности - резонанса между субъектом и реальностью. Показана возможность описания целого с помощью свойств ноля и понятия качества. Автор, опираясь на свой опыт, рассматривает искусство как инструмент для проникновения в проблему целого, а язык визуального искусства как инструмент для осознания человеком своей внутренней структуры и создания себя как субъекта. Результаты своего опыта автор аргументирует выводами И. Калинаускаса.

Ключевые слова: идея целого, понятие нуль-перехода, психология искусства, субъект, осознавание, переживание


The problem of objectivization of integrity the resonance between a subject and reality is considered. Possibility of the description of a whole with the help of zero properties and the concept of quality is shown. The author, relying on his experience, regards the art as an instrument of getting into the problem of a whole and the language of the visual art as an instrument of realizing the inner structure of a man, and his self-formation as a subject. The results of the author’s experience are supported by conclusions of I. Ka-linauskas.

Keywords: idea of a whole, the concept of zero-transference, psychology of art, subject, realization, experience

Зміст

Постановка проблемы

Природа наделила подростков умением воспринимать любую информацию и необходимой энергией для трансформации, чтобы подростки смогли разрешить свой внутренний конфликт подросткового возраста, конфликт между направлением развития мира и моделью социума, в котором они живут. В 2012 году автор статьи предложил подросткам 7-х классов (45 человек) ответить на вопрос: «Какое стремление человека, из семи предложенных, они считают главным?» Результатом их ответов явилась кривая стремлений подростков, которую можно представить как геометрический образ развития социума.

Рис 1 (2) Колесниченко.jpg

Рис. 1. Кривая стремлений подростков, 2012 г.

Черты человека:

7.Стремление к всеобщему единению;

6.Стремление к осознанности, духовной силе;

5.Стремление к знаниям, интеллектуальному труду;

4.Стремление к преданности, долгу;

3.Стремление к силе, власти, славе, известности;

2.Стремление к чувствам, сексуальность;

1.Стремление к безопасности, деньгам.

Рис 2 Колесниченко.jpg


Рис. 2. Кривая стремлений подростков, 2002 г.

Такой же вопрос подросткам автор задавал в 2002 году. В результате сопоставления кривых мы увидели, что формы как были, так и остались ломаными, показывающими стремление подростков к знаниям, развитию интеллекта, но форма 2012 года сдвинулась вправо по оси количества. Кривые показали, что характер зависимости объема стремлений при движении вдоль ломаной постоянно меняется, но сегодняшняя кривая стремлений подростков в большей степени похожа на пилу. Сегодня для подростков, как и для социума, осознанность, интеллект, равно как сила и власть, более значимы, чем безопасность, преданность и долг. Главная разница между двумя графиками в том, что диагональное направление формы 2002 приобрело в 2012 году вертикальную направленность.

Восприятие или отражение предметов и явлений реального мира в их целостности во время воздействия их на наши органы и чувства называется перцепцией. Известный американский эстетик и психолог искусства Рудольф Арнхейм, исследовавший психологию искусства обосновал это стремление как «стремление восприятия к достижению наиболее простой в структурном отношении конфигурации» [1]. В результате такого восприятия линия эластичного спроса, изображенная на Графике 1, становится горизонтальной, т.е. с бесконечной эластичностью. В этом случае говорят, что спрос эластичен, повышение (снижение) цены на 1% сопровождается снижением (повышением) объема спроса более чем на 1%. Ось кривой стремлений подростков воспринимается вертикальной, т.е. с нулевой эластичностью. В этом случае говорят, что спрос неэластичен, увеличение (снижение) цены на 1% сопровождается снижением (повышением) объема спроса менее чем на 1%.

Такой порядковый подход к анализу полезности и спроса является более современным и основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы (в данном случае черты человека) по их предпочтительности. В нашем случае каждая кривая безразличия вырождается в два взаимно перпендикулярных отрезка. Такие товары жестко дополняют друг друга. А так как мы рассматриваем развитие образования не только с точки зрения приобретения дохода в виде выручки и даже дохода как интереса познания себя и мира, но главное с точки зрения сохранения мира, то нашими «товарами» являются материальные и духовные стремления детей и взрослых, стремления, которые жестко дополняют друг друга. Автор считает, что такой подход можно назвать качественным подходом.

Этот современный порядковый (или качественный) подход есть не что иное, как обращение к древним визуальным символам народного искусства. В представлении древних людей символом человека был знак в виде пересечения горизонтали и вертикали, как знак взаимодействия мужского и женского начал, разума и души. Точка пресечения, сегодняшняя рыночная прибыль, является энергетической «прибылью», полученной в результате воспитания преданности семье, чувства долга перед Родиной. «Всякому дню подобает забота своя», у каждого века свои законы.

Калинаускас пишет: «Сегодня жизнь дошла до предела в своих требованиях коэффициента полезного использования и возникла необходимость выжить. Раньше выжить означало обеспечить себя питанием и продолжением рода и вырастить это свое продолжение рода. Сегодня необходимо задействовать новые ресурсы.

Только сознание может дать нам возможность новых ресурсов в формах самой жизни. Найти ресурс, использовать этот ресурс и быть живым и эффективным – интересная задача» [2, с. 159]. И этот ресурс сознание добудет в коллективном бессознательном.

Цель статьи

Настоящую статью нужно рассматривать только совместно со статьей «Искусство как инструмент для проникновения в проблему целого» [6]. В данной статье для более полного выражения целостности автор будет работать над описанием целого с помощью уникальных свойств ноля, интерпретируя для этого как произведения Карла Брюллова, Пабло Пикассо, так и узоры народного декоративно-прикладного искусства.

В этой статье автор ставит перед собой ту же задачу: описать предельную реализацию – объективизацию целостности - резонанса между субъектом и реальностью. Предельная реализация является актуальной, соответствующей запросам современности.

Цель данной статьи – раскрыть свойства нуля-перехода - условия для организации системы управления процессом построения субъекта. Показать примеры проникновения в целое с помощью произведений визуального искусства.

Анализ результатов исследования

На глубине, труднодоступной для нашего разума, всё происходящее с миром происходит и с нами. Рудольф Арнхейм когда-то выразил это так: «Высокая оценка искусства определяется тем, что оно помогает человеку понять мир и самого себя, а также показывает ему, что он понял и считает истинным. Всё в этом мире является уникальным, индивидуальным, не может быть двух одинаковых вещей. Однако всё постигается человеческим разумом и постигается только потому, что каждая вещь состоит из моментов, присущих не только определенному объекту, а являющихся общими для многих других или даже всех вещей. В науке общее знание возникает тогда, когда все существующие явления сводятся к одному закону. Это верно также и в отношении искусства» [1, с.383].

Думая о реальности как о целом, как о нерасчленимом и думая о себе как о целом, как о нерасчленённом, мы можем видеть, что наша жизнь – это движение целого в целом в точке координатора посредством нуль-перехода.

Что такое нуль-переход? Кажется, полная абстракция. Но вспомним, что каждую одну десятитысячную секунды наш мозг тратит на самого себя, полностью отключается от внешнего мира, - это ноль, о котором говорят как эзотерические тексты, так и народная мудрость. С точки зрения пребывания в мире, а не с точки зрения социального устройства мы существуем как некий пульсатор. Мы сворачиваемся в эту нулевую точку и разворачиваемся. Это и есть нуль-переход. Про это говорили: «Я рождаюсь каждое мгновение. Меня нет – и в то же время есть» [2].

Рис 3 Колесниченко.jpg

«Если обратиться к истории науки, то, пожалуй, одним из замечательных примеров адекватного языка явилась геометрия Евклида. Я считаю, - пишет Гельфанд, - что математика – это область, в которой сталкиваются два типа мышления – художественное и точное, логическое; и этот неповторимый сплав делает математику областью, занимающей совершенно особое место в человеческой культуре» [5].

Рис 4 Колесниченко.jpg

Геометрическое построение циклоиды и декоративный узор Р.Таниева на глиняном сосуде являются геометрическим и образным изображением жизни как движения целого в целом в точке координатора посредством нуль-перехода.

Декоративный узор – визуальный образ целого. Мы видим образ нуля-перехода в виде точки, дающей жизнь цветку. Визуальным символом пульсатора является образ золотой спирали, являющейся математическим смыслом тайны жизни, оптимально выявляющей себя в растительном и в животном мире, потому что она - проявление закона гармонического возрастания пульсаций. Пульсируя, жизнь развивается по спирали: расширение – сокращение, конфликт – целостность. Мудрость народа, отдельно взятого человека спрятана в пульсирующем сердце человека, а разум – в его голове. Декоративный узор Таниева является визуальным изображением субъекта, у которого внутреннее содержание в виде спирали и внешняя форма в виде кривой циклоиды составляют единое целое. Этот декоративный узор является структурой развития нашей земной жизни и ее связи с мировым развитием. Этот декоративный узор является визуальной формулой взаимозависимости факторов.

Образы нуля-перехода в виде точек, дающих жизнь живому, как и само гончарное искусство, было создано женщинами в эпоху матриархата. «Как Гребнер, так и В.Шмидт и В.Копперс объясняли матриархат как экономическое последствие женского земледелия. Казалось также, что изобретение женщинами гончарного и ткацкого искусства, которые сегодня у многих неевропейских племен остаются делом одних женщин и девушек, могло породить женскую собственность, которая передавалась по наследству детям» [4, с. 127]. Породить природную мудрость, которая передавалась по наследству детям.

«Природная мудрость по отношению к рациональной мудрости как вода для иссохшей земли. Потому что рациональная мудрость мертва. Знания – это смерть в пределе. А природная мудрость – это жизнь. Поэтому мужское сознание развивается в сторону смерти, уничтожения природы, ликвидации природы как таковой, любой стихии. Женское - должно было бы развиваться в сторону жизни, и тогда возникает равновесие» [3, с. 37]. Это описание разума и мудрости Калинаускасом есть раскрытие образа циклоиды и нуль-перехода.

«Женщинам нужно самим научиться говорить с собой по-женски. Говорить так - значит говорить на языке природы. Прежде всего, женщины должны разговаривать с собой на языке образов, то есть картинок. Видеть внутри себя самой для женщины важнее, чем знать словами. В этом ее сила, в этом ее возможности, основа ее мудрости» [3, с. 34].

Визуальные образы, картинки, произведения искусства не годятся для однозначной интерпретации. Видя в них, да и во всей жизни, символы, человек прокладывает мост через пропасть между частями и целым.

Энергия жизненная, ее количество и качество зависят от того, во что человек включен, что он пережил – не познал рационально, а пережил как большое целое, частью которого он является. Это целое и есть источник энергии для человека.

С этих позиций буду рассматривать произведение Карла Брюллова «Последний день Помпеи», которое является образным изображением жизни как движения целого в целом в точке координатора посредством нуль-перехода.

Рис 1 до статті Колісніченко.jpg

В своём произведении Брюллов изобразил падение «патриархальной цивилизации, символами которой были мужчина и конь». Структуры общества, при которой «центральное место занимал бог солнца». Системы взглядов, при которой «бурно развивались мифы о богах и героях» [4, с. 95].

Первый план картины состоит из двух групп людей, вписанных в конец одной и начало другой циклоиды. Основное движение направлено влево, означающее в западной и некоторых других культурах направление к женскому началу. Такой композицией Брюллов показал коллективное сознание, движущееся в поиске новых ресурсов в формах самой жизни. В одном интервью Калинаускас раскрыл понятие формы: «Форма, как таковая, как факт и вся совокупность форм - это знание». Движение коллективного сознания направлено к источнику новых знаний, сознание хочет найти и использовать этот ресурс, чтобы быть живым и эффективным. И этот ресурс сознание будет добывать в коллективном бессознательном.

Автор статьи предлагает рассмотреть композицию «Последний день Помпеи» как изображение роли матриархата в момент падения патриархальной системы взглядов. «При разложении патриархальных цивилизаций в среду индоевропейцев внедряются матриархальные правила. Для религиозной жизни матриархальных цивилизаций характерны почитание Праматери, Великой Матери, Богини-матери или матери богов» [4, с. 94]. «Матриархат делал упор на кровные связи между людьми» [4, с. 95], что и изобразил Брюллов.

«Эта тихая, непрекращающаяся война между представителями разных полов всегда оканчивается победой женщины, ибо, если бы однажды победили мужчины, род человеческий на этом закончил бы свое существование. «Природа свое возьмет», - говорил Достоевский» [3, с. 147]. Автор статьи считает, что художник в своем произведении изобразил победу жизни, «светлое воскресение» жизни.

Центром композиции «Последний день Помпеи» является изображение светлого Пути человека, на первом плане которого лежат упавшие с колесницы, освещенные светом неба молодая женщина, символ носительницы, дающей и защищающей жизнь, и ребенок - символ природного, первородного состояния. Рождение новой формы жизни и смерть старой формы здесь уравновешены. Направление движений тел, матери в прошлое и ребенка в будущее, уравновешены, как уравновешены направление тела и поднятой руки упавшего с колесницы мужчины. Музыкальными повторами пересечений линий циклоид художник заставляет пережить композицию как большое целое.

Кульминационными точками композиции являются руки: матери - ребенка - отца, раскрывающие суть точки нуль-перехода. Рука всегда была достаточно сильным символом, чтобы появляться как мотив в наскальной живописи и как самостоятельный образ в иконографии в христианской живописи – десница Божья, появляющаяся из облаков. Старая форма жизни в образе богатого колесного экипажа была опрокинута властной Божьей рукой, появившейся из облаков, чтобы дать новую форму жизни в образе маленького ребенка в произведении Брюллова или цветка в декоративном узоре Таниева. Рука ребенка лежит на груди матери, наполняясь творческой, духовной и физической энергией, необходимой для дальнейшего развития. Детище, дитя является синонимом творчества.

«Женское же начало процессуально, и потому любое окончание, любая точка, обозначающая жесткий финал, воспринимается как опасность, насилие и несвобода. Реакция на такое действие часто бывает подобна реакции потока на возникающую на пути движения плотину» [3, с. 183]. Этот поток закружил действующий лиц визуального спектакля «Последний день Помпеи». «Мы должны понимать ощущение события, - писал Арнхейм, - наподобие танца или музыкального произведения, как взаимодействия следов, которые запечатлелись в нашей памяти от этого события» [1, с. 347]. Следы рук матери – ребенка – отца, равно как и остальных действующих лиц произведения Брюллова, вращаются вокруг оси колеса, оторвавшегося от колесницы и лежащего на дороге, на Пути человека. Колеса как одного из главных символов космической движущей силы, непрерывного изменения и повторения, эволюции самого человечества. Такое же значение имеет золотая спираль, образ водоворота, символ скрытой силы, циклических ритмов рождения и смерти в декоративном узоре Таниева.

«Жизнь не останавливается, и течение ее не знает пауз и перерывов, значит, несомненно, должно быть нечто, что переводит развитие процесса на следующий виток, и это «нечто» удалось обнаружить» [3, с. 183].

«После того как мужская энергия фактом своего вмешательства заканчивает процесс заполнения и ставит точку, есть еще один шаг цикла. Существует ещё одна функция женского в этом взаимоотношении – освоение точки. Освоение есть преодоление женским началом паузы между окончанием одного этапа взаимодействия и началом нового» [3, с. 184].

Произведение Пикассо Герника поможет погрузиться в сущность явления нуль-перехода, освоить точку нуль-перехода. Автор статьи считает, что не только к быку в одну линию, но и к этому произведению Пикассо можно отнести слова Коро: «Есть картины, на которых как будто бы ничего нет, и всё же в них есть всё. То, что остается, несет всю глубину мыслей, подразумеваемую нами под словом… «нуль-перехода». А всё потому, что Пикассо стремился к «сходству более реальному, чем сама реальность».

Рис 5 Статья Колесниченко.jpg

Герника - картина (полотно-фреска 3,5 на 7,5) Пабло Пикассо, написанная маслом в чeрно-белых тонах в мае 1937 г. по заказу правительства Испанской Республики для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже.

Тема картины – бомбардировка города Герники страны басков. За три часа было сброшено на город несколько тысяч бомб; в результате шеститысячный город был уничтожен, около двух тысяч жителей оказались под завалами.

Трагическое ощущение смерти и разрушения П. Пикассо создал агонией самой художественной формы, которая разрывает предметы на сотни мелких осколков. Подчеркнуто геометризованные условные формы реальных объектов, раздроблены на стереометрические примитивы (базисные элементы). Цель картины - мобилизовать и поднять на борьбу баскский народ. Пикассо достиг этой цели с помощью раскрытия содержания точки нуль-перехода. Сюжет и композиция картины основаны не на разработке реального события, а на ассоциативных связях художественных образов (символов).

Начиная с первых набросков к «Гернике», стереометрический образ быка был главной опорой всего целого. Бык у Пикассо так же, как грозное небо у Брюллова – это мощь, власть – многозначный символ божественности, стихийных сил природы. Источниками смерти и возрождения являются образы неба в произведении Брюллова и быка в «Гернике». Рога быка – знак неполной луны, его огромное тело – опора мира во многих традициях; его мычание, топанье ногами и трясение рогами повсеместно связывали с громом и землетрясением, особенно на Крите, родине ужасного человекобыка Минотавра. В Древнем Риме во время тавроболий, обрядов жертвоприношения быка, посвящаемого обливали бычьей кровью, символизировавшей поток Жизни. У Брюллова красное извержение вулкана ассоциируется с потоком крови, жизненной энергии льющейся с неба. В обрядах и иконографии бык представлял как луну, так и солнце, как землю, так и небо, матриархат и патриархат, смерть и возрождение.

При патриархате бурно развиваются мифы о богах и героях. В произведениях Брюллова и Пикассо герои повержены. Под лошадью, символом патриархата, - мертвый солдат, чья отрубленная рука все еще сжимает обломок меча, на его руках видны кровоточащие раны - стигматы как у тех, кто «пострадал как Иисус».

В верованиях патриархальных племен центральное место занимает бог солнца. При матриархате преобладают лунные мифы - отсюда и сюжет картины разворачивается в темном подземелье.

Символом Неба, дающего новую жизнь, выступает свет лампочки-глаза в произведении «Герника» и золотой свет неба в произведении «Последний день Помпеи». Лампочка – символ духа, жизни, «правды более реальной, чем сама реальность». Глаз – символ всепроникающего взгляда богов, отводящий зло. Свет лампочки в Герники, как и свет неба в Последних днях Помпеи, освещает не только трагедию, проблему, но и способ ее разрешения с помощью нуля-перехода. «Изменение в человеке, равно как и в мире, - считает Арнхейм, - происходят только тогда, когда обнажена сущность того, что необходимо изменить».

«Для религиозной жизни матриархальных цивилизаций характерны почитание Праматери, Великой Матери, Богини-матери или матери богов…» [4, с. 94]. Центром композиции Герники является вплывающая рука античной богини. Богини, врывающейся в комнату через открытый проем в стене, как символ вступления в новую фазу жизни, сигнал к началу движения, «водоворота» по спирали, математического символа смысла тайны жизни.

Точкой композиции является лампа, фонарь - защитный символ Богини-матери, оберегающей и направляющей движение развития к свету маленького окна, находящегося в правой мужской стороне произведения П.Пикассо. Герника помогает зрителю погрузиться, вплыть, ворваться в сущность явления нуль-перехода, освоить точку нуль-перехода, пережить рождение нового.

Глубокая степень погруженности в пространство произведений К. Брюллова и П. Пикассо позволяет увидеть в композициях не изображения отдельных людей и их судеб, а символы, раскрывающие суть мудрости древних, лежащей в сердце каждого человека: «Хочешь быть целым – позволь себе разделенность. Хочешь быть прямым – позволь себе изогнуться. Хочешь возродиться - позволь себе умереть. Хочешь получить всё - откажись от всего».

Вывод

Содержание этой статьи можно рассматривать как опыт описания целого с помощью понятий качества и уникальных свойств ноля, интерпретируя для этого как произведения Карла Брюллова и Пабло Пикассо, так и узоры народного декоративно-прикладного искусства. Автор статьи использовал искусство как инструмент для проникновения в проблему целого, а язык визуального искусства как инструмент для осознания человеком своей внутренней структуры и создания себя как субъекта.

«Главная идея в том, что человек, в котором однажды проснулось чувство красоты, гармонии и равновесия и стало в нем господствующим, не будет знать покоя, пока не объединит всё вокруг себя, пока не сделает все обломки целыми, пока не исправит все недостатки…, пока не приблизит все формы вокруг себя к совершенным» (Письма Шиллера, т.II №393)» [4, с. 216].

Стаття Колесниченко Т.Амелина.jpg

В своей творческой работе «Подросток» ученица седьмого класса Таня Амелина показала стремление подростка, любого человека к гармонии с миром путем упорядочения черт человека по их предпочтительности и размещения их по вертикальной оси, Мировой оси, связывающей Небо и Землю [7]. Развевающаяся на ветру одежда – не что иное, как поэтический образ ожившего духа, находящегося под влиянием дыхания космоса, силы, управляющей направлением развития мира. Этот мощный символ изменений направлен по диагонали рук подростка.

В этой статье с помощью графика кривой стремлений подростков, детской творческой работы, произведений выдающихся художников, автор продемонстрировал, что все «сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем».

В следующей статье автор будет работать над описанием развития рода как движения целого в целом в точке координатора посредством нуль-перехода.

Литературные источники

  1. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974. – 384 с.
  2. Калинаускас И. Интеллектуальная авантюра. Истоки бытия. - СПб., 2010. – 224 с.
  3. Калинаускас И. Женская мудрость и мужская логика. Война полов или принцип дополнительности. – СПб.: Издательство «Афина», 211. – 224 с. – (Возвращение силы).
  4. Ганс Ф.К. Гонтер. Родоведение. Наука о семье. Перевод с нем. А.М. Иванова, под редакцией В.Б. Авдеева. – М.: Белые альвы, 2011. – 336 с.
  5. Гельфанд И. М. Два архетипа в психологии человечества // Открытия и гипотезы. - К., 2010. - №6.
  6. Колесниченко Т.В. Искусство как инструмент для проникновения в проблему целого // Вісник психології і педагогіки: Зб. Наук. Праць. – Випуск 6. – К., 2011. – Режим доступу до збірника:http://www.psyh.kiev.ua
  7. Колесниченко Т. В. Самопознание. Виртуальный музей. - М., 2006. - Электронная версия: http://www.samopoznanie.net/


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама