Чепорнюк Е., Гойко А., Крысанова Е. Новый опыт работы с пациентами психиатрической клиники в русле психодинамической психотерапии
Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки
Чепорнюк Евгений, Гойко Алина, Крысанова Елена, г. Киев
Многими теоретиками и практиками психологической науки были описаны сложности, с которыми сталкиваются специалисты, работающие по улучшению психологического состояния психиатрических пациентов. В данный момент в нашей стране сложилась ситуация, которая и побудила нас поднять актуальную проблематику посредством ее публикации. Ситуация эта состоит в том, что пациенты получающие медикаментозное лечение в условиях психиатрических больниц не получают должной психологической поддержки. Поскольку болезни душевные не могут быть излечены фармакологически, мы пришли к выводу, что проработка психологической составляющей болезни является крайне необходимой. В частности, мы пришли к выводу, что работа с пациентами возможна также в русле психодинамической психотерапии. Мы предлагаем на рассмотрение коллег и просто заинтересованных читателей предлагаемую нами модель, заранее не зная, какую реакцию это вызовет.
Данная статья является вводной, так сказать, более теоретической, чем практической. Однако мы с превеликой радостью поделимся наработанным опытом и известим читателя о тех успехах и неудачах, которые появятся у нас при воплощении нашей теории в жизнь.
Если начать описание теории, которая легла в основу нашей работы, следует начать с классической фрейдистской концепции. В развитии своем, каждый из нас, проходит определенные стадии, успешное прохождение которых, является залогом нашего благополучия. Первые три года жизни являются крайне важными в развитии и становлении ребенка. В эти годы формируется базовое доверие, формирование чувств, эмоций, «я» и прочих крайне важных структур психики.
В эти годы жизни очень важно присутствие любящей матери и обеспечивающего безопасность отца. Мать, для ребенка, выступает в роли эмоционального контейнера, что является крайне важным для ребенка. Она помогает ребенку переживать непереносимые для него чувства и эмоции, словно помещая их внутрь себя, и возвращает ребенку в приемлемом для него виде. Отец обеспечивает безопасность ребенку и матери, и является поддержкой для матери в сложные периоды. Все это конечно базовые понятия и несколько идеалистичны, однако, это модель. Все описанное выше способствует плавному и качественному прохождению становления ребенка и преодоления ранних возрастных кризисов.
Можно сказать, что процесс психотерапии является чем-то вроде заменителя этих условий для психиатрического пациента. Поскольку, зачастую мы имеем дело с психотическими пациентами, следует помнить что их «я», представление о себе, расщеплены, или фрагментированы. Психику нормального человека можно сравнить с группой больших островов, каждый из которых представляет одну из структур психики и острова эти соединены мостами. Психика же психотических пациентов представляет собой группу абсолютно разрозненных, не имеющих связей между собой маленьких островков.
Задача психотерапии – обледенить эти островки. Однако задача эта весьма сложная т.к. множество новообразований психики пациента являются крайне дефектными и препятствуют проникновению в здоровые части его личности. Так, словно, бы их завалило камнями, а психотерапевт, как спасатель, должен извлечь эти компоненты из под обломков скал. И спасение это требует немалых сил со стороны заинтересованного в лечении пациента психотерапевта.
Также у данных пациентов отсутствует еще одна, не менее важная структура – «наблюдающее Я». Это – как писал Габбарт (1994) - способность пациента отойти от своей позиции и посмотреть на себя со стороны. Сочетание сильного наблюдающего Я и достаточного понимания себя обеспечивает индивида возможностью поддерживать или даже совершенствовать психическое равновесие без помощи терапевта [1].
Ввиду всего изложенного, ввиду сложностей в проведении психотерапии с психотическими пациентами, ввиду их расщепления представлений о себе и также отсутствия «наблюдающего я» - нами предложена слегка не обычная, но по нашему мнению, обоснованная стратегия работы с пациентами. Стратегия эта состоит в создании такого пространства, в котором существуют четко очерченные границы проводимых встреч, облегчен анализ переносов и контр-переносов возникающих в терапии и условий, в которых психотерапевту не приходится самому расщепляться подобно пациенту.
Предлагаемые нами рекомендации при проведении такой работы состоят в следующем:
- Четкие временные рамки (день, время, продолжительность встречи 50 минут).
- Присутствие трех терапевтов, один из которых обязательно мужчина.
- Введения правил, запрет на действия во время сеанса, использование свободных ассоциаций, попытка их систематизации, интерпретации слов и ситуаций, которые создаются в процессе психотерапии.
Немного поподробнее о приведенных нами рекомендациях.
Поскольку психика пациентов разрозненна, и зачастую они уходят в бредовые идеи, четкое проговаривание правил и временных рамок позволяет структурировать процесс психотерапии. Рамки и правила должен задавать мужчина. Три терапевта представляют собой для пациента, по нашему мнению, отца, мать и попеременно наблюдающую часть себя и просто самого себя. Далее использование классических техник психодинамической психотерапии становится намного легче при соблюдении рамок и правил в ходе работы.
Конечно же описанное выше следует проверить на большом количестве пациентов, чтобы показать состоятельность предложенной нами модели трех терапевтов работающих в русле психодинамики. Однако наша практика показывает, что данные условия во многом способствуют улучшению психического состояния пациента.
Одной из проблем, с которыми мы столкнулись, является вертикальная иерархия субординационных взаимосвязей специалистов, работающих в психиатрической службе. В нашей стране по сей день не налажено должное сотрудничество между врачом-психиатром и клиническим психологом, что обуславливается узконаправленной целью лечебного процесса, заключающейся в постановке диагноза и назначении лекарственных препаратов. При этом биологическому аспекту заболевания отводится главенствующая роль, а психологическая и социальная стороны просто нивелируются. Данный подход приводит большинство пациентов к замкнутому кругу, необходимости повторного обращения в клинику, зависимости от фармакотерапии и т. д.
Мы ни в коем случае не пытаемся уличить медицину в беспочвенности и неправильности медикаментозных интервенций, ведь большинство симптомов просто невозможно убрать, не применяя лекарств. Акцент нашего внимания больше сосредоточен на пациентах, психика которых функционирует на психотическом уровне, вызванном психологическими фрустрациями и травмами. В таких случаях после снятия острых симптомов (психоза) посредством медикаментов пациенту крайне необходима систематическая психологическая помощь, которая не оставит человека один на один со своими переживаниями, а найдёт истинную причину состояния, покажет пути решения проблемы, тем самым способствуя выздоровлению и уменьшая риск повторного поступления в клинику. Поэтому в лечебном процессе крайне необходима кооперативная работа врача-психиатра и психолога с уважительным отношением к сфере компетенции обеих сторон, чего, к сожалению, не предусматривает психиатрическая служба нашей страны.
Мы очень надеемся в скором времени предоставить читателю результаты подобной психотерапии и описать исход, к которому мы пришли, применяя наш подход на практике.
Список використаних джерел:
- Кадлер Х.С., Блэнк А.С., Крапник Дж.Л. Психодинамическая терапия посттравматического стрессового расстройства // Журнал практической психологии и психоанализа.– №2. –2005.
Київського університету імені Бориса Грінченка]]