Тристень К.С. Изучение осведомленности студентов о критериях красоты лица человека

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Перейти до: навігація, пошук

Тристень Клавдия Семеновна, кандидат медицинских наук, доцент, Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Беларусь

Выявлена недостаточная осведомленность студентов о стоматологическом аспекте эстетики лица. Молодежь не осведомлена о показаниях к отбеливанию зубов и возможных осложнениях после этой процедуры. При изучении спецкурса «Стоматологические аспекты здоровья детей дошкольного возраста» студенты педагогического факультета получают информацию о выборе средств гигиены полости рта, их свойствах, показаниях и противопоказаниях к применению средств, используемых для отбеливания зубов, о возможностях эстетической стоматологии в улучшении эстетики лица человека.

Ключевые слова: эстетика, формирование, красота.

Анализ современной научной литературы, наши собственные наблюдения и исследования приводят к выводу, что население недостаточно осведомлено о возможностях современной стоматологии в улучшении эстетики лица. Литературные данные свидетельствуют, что в древнем Египте предпринимались попытки описать идеальное лицо. Леонардо да Винчи усовершенствовал теорию Вертувия (автора теории о пропорциях лица), предложив «золотое сечение» при определении гармонии и красоты лица человека [1, с. 267]. Красота человека многогранна и отражает гармонию внутренних и внешних его качеств, индивидуальные особенности, сущность человека. У каждого из нас есть свой идеал красоты. Представления о красоте формируются с младенческих лет. Убеждения взрослых и, в первую очередь родителей, играют ведущую роль в формировании эстетических представлений у детей [2, с. 213]. В процессе жизни человек приобретает интеллектуальный и духовный ресурсы. Интеллектуальный капитал приобретается человеком от социума в процессе воспитания в дошкольных учреждениях, школе, вузе. Духовный капитал формируется за счет внутренней работы человека над собой. Он характеризует человека как носителя нравственности. Несомненно, что стройная фигура, красивая осанка и походка, чистая, здоровая кожа, ровные хорошего оттенка зубы украшают человека, делают его уверенным, самодостаточным. Над проблемой сохранения естественной красоты человека работают стилисты, модельеры, боди-арт салоны с тренажерными услугами для поддержания тела человека в идеальном состоянии. Пластическая хирургия и эстетическая стоматология способны исправить любой дефект на лице и в полости рта, в том числе исправить размер, форму и цвет зубов, исправить их неправильное положение. В понятие «красивые зубы» большинством населения вкладывается цвет зубов, чаще белый или жемчужно-белый. Стоматологи, занимающиеся художественной реставрацией зубов, различают цвета зубов от сероватого, прозрачно-голубого, белого до желтоватого, цвета слоновой кости и даже желтого. Специалисты эстетической стоматологии учитывают гармоничное сочетание реставрируемых зубов с их расположением в зубном ряду, цветом глаз, кожи, волос и даже возрастом пациента. Без учета указанных особенностей отбеленные до ярко-белого цвета зубы выглядят неестественно на лице смуглого человека.

Эстетическая стоматология обеспечивает воссоздание красоты лица с учётом восприятия целого, общей картины [5, с. 34]. Эстетическая стоматология в настоящее время занимает одно из первых мест в ряду косметических процедур. Отбеливание зубов стало самой популярной косметической процедурой в мире [3, с. 10] Методы отбеливания зубов отличаются по эффективности, цене, доступности и технологии применения. Отношение человека к окружающему миру, в том числе и к собственному здоровью, определяется его мировоззрением. Представления о прекрасном, о красоте формируются у человека с детства и пополняются всю жизнь. Взаимосвязь красоты и здоровья среди всех отраслей медицины наиболее прослеживается в стоматологии.

Причины нарушения эстетики лица многообразны. Это генетически обусловленные аномалии отдельных зубов, деформации зубных рядов и прикуса, разрушение зубов при низкой устойчивости тканей зубов к кариесу, преждевременное удаление временных зубов у детей или потеря зубов в результате травмы. Большой вред эмали зубов наносится при использовании средств для отбеливания зубов в школьном возрасте. После прорезывания зубов минерализация их продолжается в течение 5 лет и использование сильных абразивов и кислот с целью отбеливания делает эмаль и дентин зубов хрупкими с последующими сколами углов зубов при незначительных травмах. Неправильная техника чистки зубов (поперек оси зуба) способствует истиранию зубов в пришеечной области с образованием клиновидного дефекта. Показанием к отбеливанию являются пигментные пятна на эмали, возрастные изменения цвета зубов, изменения цвета зубов после травмы, когда разрывается сосудисто-нервный пучок у верхушки корня зуба, и происходит кровоизлияние в полость зуба. Со временем дентин зуба темнеет, окраска связана с наличием в полости зуба пигментов крови, которые проникают в дентинные канальцы, окрашивая весь зуб. Понятно, что зубной пастой с отбеливающим эффектом или жевательной резинкой такой зуб не отбелить [4, с. 20].

Вопросами эстетики лица занимаются стоматологи-терапевты, челюстно-лицевые хирурги, ортопеды и ортодонты [7, с. 215]. Современные пломбировочные материалы и оборудование позволяют провести эстетическую реставрацию зубов. Стоматолог-терапевт может изменить ширину и длину зубов, форму их привести в соответствие с формой лица [6, с.233]. Наиболее безопасным считается офисное отбеливание зубов, хотя врачами используются 35% растворы кислот для этих целей, но врач сразу же нейтрализует кислоту [4, с. 21]. При домашнем отбеливании эмали зубов эффективность не столь высока и результат зависит от самого пациента [3, с. 11]. Челюстно-лицевые хирурги занимаются пластикой тканей лица и шеи. Пластическая хирургия позволяет исправить любой дефект на лице, придать желаемые пациентом форму и размер носа, губ, ушей, убрать морщины, скорректировать овал лица. Стоматологи имеют в настоящее время принципиально новые возможности предотвратить кариозный процесс, остановить его, провести реконструкцию коронки зуба, даже визуально восстановить форму десневого края при значительном оголении корня, если пациент не решается хирургически корректировать десневой край, воспроизвести возрастные особенности зубов. Восстановлению подлежат зубы после травмы, при клиновидных дефектах, некариозных поражениях зубов, значительной истираемости коронок зубов.

Стоматологи-ортопеды способны в настоящее время ликвидировать отсутствие любого количества зубов, а возможности имплантологии позволяют провести несъемное протезирование при полном отсутствии зубов. Стоматологи-ортодонты исправляют форму зубных дуг, могут повернуть зуб, передвинуть его в нужное положение на расстояние до сантиметра, исправить любую аномалию прикуса. Удлинение резцов на 1—2 миллиметра зрительно омолаживает лицо человека [5, с. 205]. Решение вопроса о необходимости коррекции цвета, выбора подходящих материалов и методики выполнения проводится врачом с учетом индивидуальности пациента. При этом играет роль его личное отношение, согласие с мнением, возможностями и компетенцией врача, а также финансовые возможности и дисциплинированность пациента. Перед современной педагогикой стоит большой круг задач, одна из которых — формирование у подрастающего поколения эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и к себе, поэтому изучение осведомленности студентов педагогического факультета о критериях красоты лица человека весьма актуально, тем более, что в доступной нам научной литературе аналогичные исследования не обнаружены.

Цель исследования — изучение информированности студентов педагогического факультета о стоматологическом аспекте эстетики лица. Проведено анкетирование 165 студентов-первокурсников педагогического факультета. Нас интересовали вопросы: мнение студентов о критериях красоты лица человека, о причинах нарушения эстетики лица и что должен предпринимать человек для улучшения эстетики лица.

Установлено, что 24,85% анкетируемых студентов считают красивым человека, у которого ровные белые зубы. А 18,18% респондентов назвали красивым индивидуума с безупречно чистыми, здоровыми, правильной формы и положения в челюсти белыми зубами. 15,15% анкетируемых считают, что больше всего человека украшают красивые глаза, 14,55% — человека с хорошим цветом кожи и красивым овалом лица.

16,35% респондентов указали признаки, определяющие гармонию лица: здоровые зубы с правильным их положением в челюсти, правильной формы уши и нос. Два признака указали 6,06% респондентов, которые считают красивым человека с чистыми, здоровыми зубами и правильной формы носом, 4,85% — человека с красивым ртом, часто улыбающегося, оптимиста.

Причиной нарушения эстетики лица 17,58% анкетируемых студентов считают отягощенную наследственность, 24,24%.— раннюю потерю постоянных зубов, 13,94% — несвоевременное лечение зубов, 9,09%.— низкую квалификацию стоматологов и отсутствие качественных пломбировочных материалов.

7,88% анкетируемых причиной нарушения эстетики назвали неправильный выбор средств по уходу за полостью рта, 7,27%.— отсутствие плановой стоматологической санации сельских детей в дошкольном и школьном возрасте, 5,45% — некачественную гигиену полости рта. На значение преждевременного удаления молочных зубов в развитии аномалий зубочелюстной системы, деформации зубных рядов в результате травм зубов и челюстей не указал никто из анкетированных. 14,55% респондентов указали на отсутствие средств у населения для косметических процедур.

Для улучшения эстетики лица почти половина анкетируемых студентов (49,7%) считают целесообразным отбеливание зубов, 15,75% — своевременное их лечение, 12,73% — протезирование отсутствующих зубов качественными материалами, 10,3% — наблюдение и лечение у ортодонта, 6,67% — лечение в частных стоматологических кабинетах. Только 4,85% респондентов готовы посоветоваться со стоматологом по вопросу улучшения эстетики лица.

Таким образом, нами выявлена недостаточная осведомленность студентов о стоматологическом аспекте эстетики лица. Полученная нами информация отражает картину осведомленности взрослого населения по изучаемой проблеме. Молодежь в возрасте 17—18 лет недостаточно осведомлена о методах отбеливания зубов, противопоказаниях и осложнениях после отбеливания. Менее 5% студентов готовы получить консультацию стоматолога по вопросам улучшения эстетики лица, что свидетельствует об упущениях в санитарном просвещении населения.

Культура здоровья не может рассматриваться вне контекста культуры той среды, в которой живет и развивается человек. Воспитывать культуру здоровья необходимо с детства.

На педагогическом факультете при подготовке будущих воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов введен спецкурс «Стоматологические аспекты здоровья детей дошкольного возраста». Программой спецкурса предусмотрено изучение вопросов организации стоматологического обслуживания детей, основных представлений о причинах кариеса зубов и других стоматологических заболеваний, методах их лечения и профилактики. Студенты получают информацию о выборе средств гигиены полости рта, их свойствах, показаниях и противопоказаниях к применению средств, используемых для отбеливания зубов. Нами используются мультимедийные презентации с цветными иллюстрациями, демонстрацией нормы и патологии зубочелюстной системы, технологии косметического пломбирования, художественной реставрации зубов. На таких занятиях прививается хороший вкус у студентов при оценке цветовой гаммы зубов и тканей полости рта, достижений и возможностей эстетической стоматологии.

Учебный процесс обеспечен учебно-методической литературой:

  • методические рекомендации «Средства гигиены полости рта», К. С. Тристень, 2005;
  • методические рекомендации «Профилактика стоматологических заболеваний у детей дошкольного и младшего школьного возраста», К. С. Тристень, 2006;
  • учебно-методический комплекс «Гигиена полости рта» К. С. Тристень, 2008;
  • монография «Педагогу о стоматологических заболеваниях у детей» К. С. Тристень, 2009.

Список источников литературы

  1. Герхард Культерман. Воссоздание природной красоты./ Культерман Герхард // Стоматологический журнал.— 2010.— №3.— С.267—272.
  2. Гунько Т. И. Результаты комплексного лечения аномалий зубочелюстной системы с применением магнитофереза калия йодида /Т. И. Гунько // Стоматологический журнал.— 2010.— №3.— С. 213—214.
  3. Денисов Л. А. Современные средства и методы отбеливания зубов / Л. А. Денисов // Современная стоматология. ─ 2002. — № 1. — С. 9—13.
  4. Дунязина Т. М. Отбеливание зубов в эстетической стоматологии / Т. М. Дунязина // Институт Стоматологии. — май 2000. — № 2 (7). — С. 20—22.
  5. Луцкая И. К. Основы эстетической стоматологии / И. К. Луцкая // Минск, «Современная школа», 2005. — 340 с.
  6. Тристень К.С. . Информированность студентов об использовании химических соединений для улучшения эстетики зубов: “Современные экологические проблемы устойчивого развития Полесского региона и сопредельных территорий: наука, образование, культура”: матер. IV Межд. науч.-практ. конф., Мозырь, 24—25 сентября 2009г. / УО МГПУ им. И.П. Шамякина; ред. кол.: Н.А. Лебедев [и др.]; под общ. ред. В. В. Валетова. — Мозырь, 2009. — С. 233—234
  7. Тристень К.С. Педагогу о стоматологических заболеваниях у детей: монография / К. С. Тристень.— Барановичи: РИО БарГУ, 2009.—280с.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама