Райченок Т.В., Авдей Е.Н., Лукашевич Т.М. Влияние классической музыки на развитие музыкального восприятия студентов

Матеріал з PSYH.KIEV.UA -- Вісник психології і соціальної педагогіки

Версія від 14:09, 24 березня 2013; Grineva olga (Обговореннявнесок)
(різн.) ← Попередня версія • Поточна версія (різн.) • Новіша версія → (різн.)
Перейти до: навігація, пошук

Райченок Татьяна Вячеславовна, Авдей Елена Николаевна, Лукашевич Татьяна Михайловна, преподаватели педагогического факультета УО «Барановичский государственный университет», г. Барановичи, Беларусь

Увлечение современной молодежью развлекательной музыкой, не имеющей художественной ценности, является причиной низкого уровня их музыкального восприятия. В ходе исследования выяснилось, что большинство студентов педагогического факультета БарГу не умеют осознанно воспринимать музыкальный образ произведений. Для развития музыкального восприятия студентов данной категории на занятиях по музыке использовались произведения только классической музыки. В результате систематического и целенаправленного приобщения студентов к такой музыке выявилась положительная динамика в развитии их музыкального восприятия.

Ключевые слова: музыкальное восприятие, классическая музыка, музыкальный образ, анализ, музыкальные произведения.

Музыка, как и любой другой вид искусства, способна воздействовать на всестороннее развитие личности. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важную социальную функцию [3].

Из всех видов искусств музыка наиболее трудна для восприятия: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена конкретики, как в литературе. Поэтому восприятие музыки — достаточно сложный процесс из-за его субъективности [1].

Проблема влияния классической музыки на развитие музыкального восприятия учащейся молодежи достаточно актуальна на современном этапе. Как показывает практика, современная молодежь увлекается в основном поп - и рок-музыкой, просмотром музыкальных развлекательных телепрограмм, таких как «Великолепная пятерка», «Фабрика звезд», «Песня года», «Достояние Республики» и других. Кроме того, в торговой сети, по радио и телевидению вниманию слушателей предлагают в большей степени именно развлекательную музыку, причем часто не имеющую никакой художественной ценности. А между тем, классическая музыка способна в большей степени побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира, к активному мышлению. Классическая музыка способна воспитывать внутреннее благородство, восприимчивость к краскам жизни.

Классической музыкой называют выдающиеся произведения музыкального искусства, отображающие действительность в звуковых образах, а также прошедшие апробацию временем и признанные во всем мире как высокохудожественные [4].

Проблемой восприятия произведений искусства занимались Л. С. Выготский, П. М. Якобсон, а развитием музыкального восприятия молодежи — В. Н. Шацкая, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Л. В. Школяр, В. П. Рева, В. И. Петрушин и другие. Особенность музыкального восприятия заключается в том, что оно является целенаправленным, целостным восприятием произведений музыкального искусства, которое сопровождается эстетическим переживанием [2].

Исследование проблемы влияния классической музыки на развитие музыкального восприятия студентов, проведенного на базе педагогического факультета БарГУ, обусловило необходимость диагностики уровня музыкального восприятия учащейся молодежи данной категории. С этой целью студентам было предложено проанализировать несколько музыкальных произведений: I часть симфонии № 2 П. Чайковского; фрагмент балета «Золушка» С. Прокофьева; марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева; ноктюрн E dur Ф. Шопена.

В результате диагностики выяснилось, что 55 человек из 75-ти опрошенных (73,3%) очень редко внимательно и осознанно слушают музыкальные произведения. 15 испытуемых (20%) слушают произведения целенаправленно, однако не могут достаточно полно охарактеризовать их музыкальный образ, и 5 студентов (6,7%) охарактеризовали не только музыкальный образ произведения, но и собственные ощущения.

На следующем этапе исследования на занятиях по музыке студентам предлагались произведения только классической музыки.

Средствами развития музыкального восприятия студентов выступили:

  • высокохудожественный репертуар;
  • эмоциональная настроенность слушателя;
  • эффективные приемы совершенствования, как музыкального восприятия, так и критической оценки изучаемых произведений.

Репертуар для прослушивания составили следующие произведения: «Вальс-фантазия» М. Глинки; «Времена года», фрагменты балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» П. Чайковского; фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига; сонаты: «Лунная», «Аппассионата», 1 часть симфонии №3 Л. Бетховена; фрагменты сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского; 1 часть симфонии №40 В. А. Моцарта; полонез А-dur Ф. Шопена.

Первоначальная настройка на восприятие классической музыки оказывает значительное влияние на его результат. Данное обстоятельство вызвало необходимость привлечения ассоциативных связей, жизненного опыта студентов. Опора на опыт чувств, переживаний, настроений позволили максимально сфокусировать внимание слушателей на восприятие произведений музыкального искусства, которые являются достаточно сложными по содержанию и форме.

Для понимания музыкального образа произведений классики, а также для осознания собственного переживания от восприятия данных произведений необходимо использование эффективных методов и приемов. На занятиях по музыке в процессе анализа музыкальных произведений использовались проблемно-поисковые, творческие методы, а также методы интонационно-стилевого постижения музыки.

В конце исследования студентам было предложено охарактеризовать следующие музыкальные произведения: «Неоконченная» симфония (1 ч.) Ф. Шуберта, концерт для скрипки с оркестром e-moll (1 ч.) Ф. Мендельсона, этюд с-moll Ф. Шопена, ноктюрн «Облака» К. Дебюсси.

В результате исследования 54,7% испытуемых (41 человек) не смогли убедительно охарактеризовать музыкальный образ произведений, 37,3% (28 человек) – охарактеризовали произведения достаточно глубоко и образно и 8% респондентов (6 человек) проявили творческую фантазию и воссоздали музыкальный образ ярко, во всей его полноте.

Сравнивая результаты в начале и в конце исследования, выявилась положительная динамика в развитии музыкального восприятия студентов немузыкальных факультетов. Значительно уменьшилось количество человек не сумевших охарактеризовать музыкальные произведения, а количество студентов, достаточно полно охарактеризовавших музыкальный образ произведений, увеличилось. Кроме того, отдельные студенты проявили способность к импровизации в отношении воссоздания музыкального образа произведений.

В заключение следует отметить, что систематическое и целенаправленное приобщение студентов немузыкальных факультетов к произведениям классической музыки положительно влияет на развитие их музыкального восприятия.

Список литературы

  1. Восприятие музыки: сб. статей / под ред. В. Н. Максимова. — М.: Музыка, 1980. — 256 с.
  2. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972. — 388 с.
  3. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учеб. пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
  4. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. — М.: Педагогика, 1985. — 352с.


Особисті інструменти
Ми в мережі
Реклама